Решение №1323 Решение от 16 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение по результатам рассмотрения обращения о включении

сведений в реестр недобросовестных поставщиков

№ 013/10/5-314/2022

16 мая 2022 г.                                                                                                         г. Саранск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далееЗакон о защите конкуренции) (далее – Комиссия Мордовского УФАС России) в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления Мордовского УФАС России,

члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии директора муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» <...> (Распоряжение Администрации городского округа Саранск №570-рк от 22.07.2019 г.), начальника отдела торгов муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» <...> (<...>), 

в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» (далее – ООО «Фаворит»), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы (путем направления уведомления о назначении даты, времени и места рассмотрения жалобы от 06.05.2022 г. №1255 на адрес электронной почты <...>),

рассмотрев обращение, представленное Муниципальным предприятием городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» (далее - МП «Саранскгорводоканал»), о включении сведений в отношении ООО «Фаворит» в реестр недобросовестных поставщиков,

УСТАНОВИЛА:

МП «Саранскгорводоканал» представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее – Правила), сведения в отношении ООО «Фаворит» (<...>) (далее – Участник) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

30.03.2022 г. на сайте http://zakupki.gov.ru/, а также площадке РТС-тендер (www.rts-tender.ru) по адресу: https://www.rts-tender.ru/poisk/id/l32211093066-1/ МП «Саранскгорводоканал» разместило извещение о проведении аукциона в электронной форме.

Наименование закупки: Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) установки горизонтально-направленного бурения FDP 35 или эквивалент.

Начальная (максимальная) цена договора: 16 383 333,33 (шестнадцать миллионов триста восемьдесят три тысячи триста тридцать три) рубля 33 копейки, включая НДС 20%.

Дата начала срока подачи заявок: 30.03.2022.

Дата подведения итогов: 14.04.2022.

Место предоставления: Электронная площадка РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) и Официальный сайт (http://zakupki.gov.ru).

Порядок предоставления: в электронной форме на площадке РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) и Официальном сайте (http://zakupki.gov.ru).

Место проведения процедуры: 430011, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, Переулок Дачный, 2 а.

По окончании срока подачи заявок (14.04.2022 г.) для участия в аукционе  были представлены первые и вторые части заявок в количестве 2 (двух) участников, допущенных к участию в аукционе, что подтверждено протоколами подведения итогов электронного аукциона № 32211270275-01 от 12.04.2022 г. и № 32211270275-03 от 13.04.2022 г.

Указанные протоколы размещены на сайте http://zakupki.gov.ru/ 12.04.2022 13:37 (МСК) и 13.04.2022 13:29 (МСК) соответственно.

В соответствии с Протоколом подведения итогов аукциона №2350430, участники которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 14.04.2022 г., победителем признан участник, подавший заявку № 1 от 06.04.2022 г. с ценовым предложением 12 287 583,33 рублей – ООО «Фаворит».

Указанный протокол размещен на сайте http://zakupki.gov.ru/ 14.04.2022 14:17 (МСК).

Аукцион проводился Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке товаров, работ, услуг Муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» от 29.06.2021 г., утвержденного приказом от 29.06.2021 № 473 (далее – Положение), Извещения о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) установки горизонтально-направленного бурения FDP 35 или эквивалент (далее – Извещение) и Документации об электронной аукционе на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) установки горизонтально-направленного бурения FDP 35 или эквивалент (далее – Документация).

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Согласно пункту 19.2 Документации в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона покупатель размещает в единой информационной системе без своей подписи проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается договор, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в  аукционе его участника, в проект договора, прилагаемый к документации о  аукционе.

В течение пяти дней с даты размещения покупателем в единой информационной системе проекта договора победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта договора, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения договора покупатель обязан разместить договор, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени покупателя, в единой информационной системе.

С момента размещения в единой информационной системе подписанного покупателем договора он считается заключенным.

Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договора в случае, если он не направил в установленные сроки покупателю проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.

19.04.2022 г. Заказчик разместил в единой информационной системе (ЕИС) и на электронной площадке РТС-тендер без своей подписи проект договора №2022.58299.

В установленный срок проект договора ООО «Фаворит» был подписан (14.04.2022 г.) и направлен на подпись Заказчику - МП «Саранскгорводоканал».

На заседании Комиссии Мордовского ФАС России представитель Заказчика пояснил, что 28.04.2022 г. МП «Саранскгорводоканал» направило письмо Победителю аукциона о возможности исполнения поставки ГНБ марки FDP-35. Согласно представленном ответу ООО «Фаворит» просит согласовать замену установки FDP 35 на XZ360T с характеристиками превышающими заявленные. Вместе с тем Победителем в адрес Заказчика направлено письмо от 29.04.2022, согласно которому Победитель просит расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

29.04.2022 Заказчик опубликовал Протокол признания участника уклонившимся от заключения договора от 29.04.2022 № 32211270275-05, в соответствии с которым Победитель признан уклонившимся от заключения Договора, в связи с отказом участника аукциона – ООО «Фаворит» от заключения договора по постановке установки горизонтально-направленного бурения FDP 35или эквивалент.

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что договор лизинга №2022.58299 со стороны МП «Саранскгорводоканал» на момент рассмотрения материалов не подписан.

В связи с тем, что Победитель по мнению Заказчика, отказался от заключения договора с МП «Саранскгорводоканал», заказчиком был представлен пакет документов в Мордовское УФАС России для решения вопроса о включении ООО «Фаворит» в реестр недобросовестных поставщиков с приложением копии письма ООО «Фаворит» от 29.04.2022г., направленного посредством электронной почты в адрес Заказчика, об отказе заключения с их стороны Договора.

Частью 1 статьи 5 Закона о закупках предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках.

Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.

Обращение МП «Саранскгорводоканал» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Фаворит» направлено в Мордовское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211.

Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «Фаворит» недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Мордовского УФАС России изучив аукционную документацию, иные представленные материалы, пояснения заказчика, приходит к выводу, о невключении сведений в отношении ООО «Фаворит» (<...>) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением поставщика от заключения договоров, который должен был быть заключен по результатам проведения аукциона: «Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) установки горизонтально-направленного бурения FDP 35 или эквивалент».

При принятии решения Комиссия Мордовского УФАС учитывала тот факт, что ранее обращений о включении ООО «Фаворит» в РНП в Мордовское УФАС России не поступало.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 11.05.2022 № ЮЭ9965-22-91989261 ООО «Фаворит» с 18.10.2021 г. внесено в реестр малого и среднего предпринимательства.

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России было установлено, что ООО «Фаворит» подписало и направило договор на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) установки горизонтально-направленного бурения FDP 35 или эквивалент в установленный законодательством и Документацией срок Заказчику, что тем самым не свидетельствует о его недобросовестном поведении.

МП «Саранскгорводоканал» в установленный законом и Документацией срок проект договора лизинга №2022.58299 не подписало, тем самым нарушив пункт 19.2 Документации «В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта договора, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения договора покупатель обязан разместить договор, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени покупателя, в единой информационной системе».

Впоследствии Заказчиком неправомерно был составлен Протокол признания участника уклонившимся от заключения договора от 29.04.2022 № 32211270275-05, так как ООО «Фаворит» исполнило свои обязательства и своевременно подписало контракт, в связи с чем нет необходимости признавать Победителя уклонившимся от заключения договора.

Также Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона о закупках и Закона о контрактной системе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными защищаемым Конституцией Российской Федерации целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

С учетом изложенного при рассмотрении вопроса о признании участника закупок уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Термин «уклонение от заключения договора» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» (<...>) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением поставщика не включать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны