Постановление №ДМ/876/24 Постановление о прекращении дела об административном правона... от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела об административном правонарушении

013/04/9.21-1/2024

 

г. Саранск

 

Резолютивная часть постановления оглашена «05» марта 2024 г.

В полном объеме постановление изготовлено «06» марта 2024 г.

 

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России, антимонопольный орган), рассмотрев протокол от 08.02.2024 г. № 491/24 и материалы дела № 013/04/9.21-1/2024 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Россети Волга» (далее – ПАО «Россети Волга») в лице филиала «Мордовэнерго» (далее – ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», Общество, Сетевая организация) (юридический адрес: 410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44; почтовый адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 40 В; ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, КПП 132743001) по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителей ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» по доверенности – <...> (доверенность от 25.01.2024 № 03-юр), <...> (доверенность от 15.08.2022 г. № Д/22-357), в отсутствие представителя ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», надлежащим образом уведомленного о месте и времени составления протокола,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило обращение общества с ограниченной ответственностью «Системы жизнеобеспечения Республики Мордовия» (далее – ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», Заявитель) от 18.12.2023 г. № 555 (вх. № 6582-ЭП/23 от 18.12.2023 г.) с жалобой на действия ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», выразившиеся в навязывании услуг по установке узла учета электрической энергии и невключении в технические условия № 5036и/23/2310-002420 требований к прибору учета для осуществления увеличения максимальной мощности.

ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» 13.11.2023 г. подало заявку № МЭ000005036 в ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» на увеличение максимальной присоединенной мощности с 15 кВт до 140 кВт объекта энергопринимающего устройства ТП 10/0,4 160 кВА без замены существующего трансформатора, расположенного по адресу: Республика Мордовия, р-н Ардатовский, г. Ардатов, ул. Рабочая, 99.

ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» в ответ на указанную заявку письмом от 29.11.2023 г. № 5036 сообщило Заявителю о размещении в личном кабинете ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий № 5036и/23/2310-002420, содержащих перечень мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 10.4 технических условий № 5036и/23/2310-002420 в обязанности сетевой организации входит установка узла учета электрической энергии с использованием трехфазного электронного счетчика прямого включения с возможностью дистанционной передачи показаний электрической энергии (средства коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазного прямого включения 1-20 кВт).

Заявитель отметил, что указанным пунктом Общество навязывает ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» необоснованные условия увеличения максимальной мощности.

Кроме того, по мнению Заявителя, необходимость замены приборов учета электрической энергии и иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) при увеличении максимальной мощности, должна быть отражена в технических условиях, в том случае, если установленный ранее прибор учета не соответствует требованиям законодательства, регулирующего функционирование розничных рынков электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В ходе предварительного анализа указанных материалов должностным лицом Мордовского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений, необходимых для разрешения дела № 013/04/9.21-1/2024, по признакам события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в действиях ПАО «Россети Волга».

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно пункту 1 Правил № 861 настоящие Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствии с абз. 5 пункта 19 Правил № 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Ссылаясь на Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения), Сетевая организация письменно пояснила (вх. № 151/24 от 16.01.2024), что существующий прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности, его перенос с одного уровня напряжения (0,4 кВ) на заявленный (10 кВ) физически осуществить невозможно, в связи с чем в технические условия включен ранее упомянутый пункт 10.4.

Согласно пункту 147 Основных положений при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов.

Как уже упомянуто выше, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер (часть 1 статья 26 Закона об электроэнергетике).

Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством РФ.

Из материалов дела также следует, что Заявитель 01.12.2022 г. приобрел присоединенную к электрическим сетям Сетевой организации трансформаторную подстанцию № А397/160 кВА, принадлежащую ранее СПССК «Исток».

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

В соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения от 06.12.2022 г. энергопринимающие устройства Заявителя присоединены к отпайке 16-13 ВЛ 10 кВ № 13 ПС 110 кВ Ардатов (максимальная мощность: 15 кВт; уровень напряжения: 10 кВ), учет электроэнергии осуществляется по уровню напряжения 0,4 кВ в РУ 0,4 кВ ТП № А397.

Согласно абз. 7 пункта 142 Основных положений приборы учета, расположенные по иную сторону границы балансовой принадлежности от расчетных приборов учета по соглашению сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), могут быть определены как контрольные приборы учета и в указанных в настоящем разделе случаях использоваться для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.

Расчетные и контрольные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии).

Как следует из пункта 8 акта об осуществлении технологического присоединения от 06.12.2022 г., подписанного представителями филиала ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» и ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», прибор учета кWh Тип ПСЧ-4ТМ.05МК.04.01 Зав. № 1102180002 Ктт=80 относится к балансовой принадлежности Заявителя.

Согласно абз. 3 пункта 147 Основных положений при установке приборов учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением, приборы учета подлежат установке в местах, указанных в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, при этом необходимо руководствоваться документом (актом), который был оформлен и подписан позднее.

Однако, в соответствии с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в решении от 03.07.2015 № АКПИ15/499, под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с положениями пункта 2 Правил № 861 помимо осуществления нового присоединения заявители по договорам об осуществлении технологического присоединения вправе заключить договор на увеличение ранее существующей мощности.

Увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств предполагает наличие у заявителя ранее присоединенной мощности (ранее осуществленного технологического присоединения).

Так, в случае увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя требуется повторное технологическое присоединение (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.07.2022 г. № Ф10-2664/22 по делу № А83-12910/2020).

Поскольку из условий пунктов 4 и 5 заявки ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» на технологическое присоединение от 14.11.2023 г. следует, что договор заключается в связи с увеличением максимальной мощности на 125 кВт с учетом максимальной мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств (15 кВт), заключаемый договор не может нарушать принцип однократности технологического присоединения, так как увеличение максимальной мощности предполагает наличие у заявителя ранее осуществленного технологического присоединения. Настоящий вывод соответствует также правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2021 г. № Ф07-192/21 по делу № А56-17734/2020.

Таким образом, в случае несоответствия установленного прибора учета требованиям, необходимым для увеличения мощности, повторное технологическое присоединение возможно.

На основании изложенного, в действиях сетевой организации не усматривается нарушение абз. 5 пункта 19 Правил № 861.

Вместе с тем, как указал Заявитель, сетевой организацией в технических условиях не отражены требования к прибору учета электрической энергии, который необходим для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) при увеличении максимальной мощности при условии, что ранее установленный прибор учета не соответствует требованиям законодательства РФ в сфере технологического присоединения к электрическим сетям.

Так, исходя из подпункта «в» пункта 25(1) Правил № 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Также согласно разъяснениям ФАС России от 11.02.2021 г. № ВК/9853/21 при увеличении максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя, в случае, если установленный ранее прибор учета соответствует требованиям основных положений и при этом не истек интервал между поверками или срок эксплуатации данного прибора учета и (или) иного оборудования, необходимость замены данного прибора учета и (или) иного оборудования отсутствует. Необходимость замены приборов учета электрической энергии и иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) при увеличении максимальной мощности, должна быть отражена в технических условиях, если установленный ранее прибор учета не соответствует требованиям основных положений.

Из анализа технических условий № 5036и/23/2310-002420, представленных ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», должностное лицо Мордовского УФАС России приходит к выводу о наличии в них требований к приборам учета для осуществления запрашиваемого Заявителем увеличения максимальной мощности, а именно: «установку трехфазного электронного счетчика прямого включения с возможностью дистанционной передачи показаний электрической энергии (средства коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазные прямого включения 1-20 кВ)».

Исходя из изложенного, в действиях сетевой организации не усматривается нарушение подпункта «в» пункта 25(1) Правил № 861, так как технические условия № 5036и/23/2310-002420 содержат требования к прибору учета для осуществления увеличения максимальной мощности.

Как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Иных выводов, не рассмотренных Мордовским УФАС России, указывающих на наличие в действиях ПАО «Россети Волга» нарушений законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям, жалоба ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» (вх. № 6582-ЭП/23 от 18.12.2023) не содержит.

В силу части 1 статьи 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Прекратить производство по делу № 013/04/9.21-1/2024 об административном правонарушении в отношении Публичного акционерного общества «Россети Волга» (далее – ПАО «Россети Волга») в лице филиала «Мордовэнерго» (далее – ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», Общество, Сетевая организация) (юридический адрес: 410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44; почтовый адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 40 В; ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, КПП 132743001) ввиду отсутствия события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Связанные организации

Связанные организации не указаны