Предупреждение №1703 о прекращении действий (бездействия), которые содержат приз... от 16 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
В связи с обнаружением признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в бездействии Администрации , выразившегося в неисполнении обязанности по надлежащему управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а именно: в бездействии, в результате которого МБУ передало МП в безвозмездное пользование сооружения коммунальной инфраструктуры, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) полагает необходимым выдать Администрации предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В Мордовское УФАС России поступило заявление ЮЛ (вх. № 3650 от 08.07.2021 г.), в котором указывается на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) МП, МБУ, Администрации Б, выразившееся в передаче муниципального имущества без соблюдения требований, установленных статьями 17.1, 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Мордовское УФАС России, рассмотрев указанное заявление, установила следующее.
Постановлением Администрации от 21.03.2019 г. № 32 на праве хозяйственного ведения за МП было закреплено муниципальное имущество.
Постановлением Администрации от 19.05.2021 г. № 250 и №251 право хозяйственного ведения МП на муниципальное имущество прекращено.
Постановлением Администрации от 19.05.2021 г. № 252 в оперативное управление МБУ было передано муниципальное имущество. Муниципальное имущество передано в соответствии с Актом приема-передачи.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Вместе с тем, сведения о государственной регистрации права оперативного управления муниципального имущества за МБУ отсутствуют.
Однако, 01.07.2021 г. между МБУ и МП был заключен Договор безвозмездного пользования имуществом (далее – Договор), на основании которого МП было передано муниципальное имущество.
Перечень передаваемого имущества определен в акте приема-передачи имущества от 01.07.2021 г.:
Артезианская скважина № 1, площадь застройки 40,1 кв.м;
Земельный участок под канализационными сетями с кадастровым № 13:04:011: 8001:28;
Земельный участок под канализационными сетями с кадастровым № 13:04:010: 1001:7889;
Канализационные сети, протяженностью 11 297 м;
Закольцовка водозаборного узла № 1 и водозаборного узла № 2 в с., протяженность 800 м;
Водонапорные сети, в дому оператора авт. Газораспред. Станции , протяженность 800 м;
Земельный участок под сетями водоснабжения с кадастровым № 13:04:010: 1001:7883;
Земельный участок под сетями водоснабжения с кадастровым № 13:04:011: 8001:27;
Водонапорная башня № 1, объем 160 куб.м;
Артезианская скважина № 2, площадь застройки 12,5 кв.м;
Артезианская скважина № 3, площадь застройки 14,5 кв.м;
Артезианская скважина № 4, площадь застройки 15,1 кв.м;
Водонапорные сети, протяженность 121 965 м;
Водонапорные сети, протяженность 4 643 м;
Водозаборная скважина, глубина 342 м;
Водонапорные сети, протяженность 9 326 м;
Артезианская скважина № 1, площадь застройки 8,9 кв.м., глубина 328 м;
Артезианская скважина № 2, площадь застройки 7,9 кв.м., глубина 335 м;
Водозаборный узел и сети водоснабжения, протяженность 2 487 м;
Водозаборный узел и сети водоснабжения, протяженность 5 532 м;
Сети водоснабжения, протяженность 4 797 м;
Артезианская скважина № 1, площадь застройки 8,7 кв.м;
Артезианская скважина № 2, площадь застройки 8,6 кв.м;
Реконструкция водозаборного узла и сетей водоснабжения, протяженность 3 808 м;
Водонапорные сети, протяженность 5 357 м;
Водопроводная башня, площадь 12,5 м.
Согласно Договору, настоящий договор заключен в соответствии с пунктом 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1.3 Договора, настоящий договор вступает в силу после его подписания и действует по 31 июля 2021 г.
Указанный договор безвозмездного пользования заключен без проведения процедуры торгов.
Материалами заявления установлено, что объекты находятся на балансе Администрации
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4.1 Устава к вопросам местного значения, решаемых муниципальным районом в границах сельских поселений, входящих в его состав относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи объектов водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование.
Кроме того, материалами заявления подтверждается, что переданные в безвозмездное пользование объекты водоснабжения и водоотведения построены и эксплуатируются в период с 1976 по 2015 г., срок между вводом объектов в эксплуатацию и заключением договора безвозмездного пользования превышает 5 лет.
В соответствии с Договором безвозмездного пользования МБУ были переданы МП земельные участки с кадастровыми номерами ...
Органы местного самоуправления согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется нормами Главы V.1 ЗК РФ.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование установлены статьей 24 ЗК РФ, согласно которому в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;
2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
Случаи предоставления земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование установлены частью 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Основания передачи земельных участков с кадастровыми номерами ... без проведения торгов в безвозмездное пользование, в соответствии с требованиями земельного законодательства, не установлены.
В соответствии со статье 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Устава далее – Устав) Администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
Согласно пункту 7 части 4 статьи 34 Устава, Администрация в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Советом депутатов, решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью
Таким образом, Администрация не предприняла надлежащих мер при распоряжении муниципальным имуществом для соблюдения требований действующего законодательства, в результате чего мбу в отсутствие государственной регистрации права оперативного управления передало МП в безвозмездное пользование, без проведения конкурентах процедур объекты водоснабжения и водоотведения, земельные участки, что препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, приводит к ущемлению интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.
С учетом изложенного и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Мордовское УФАС России предупреждает Администрацию о необходимости прекращения в срок до 29.07.2021 г. действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: о принятии мер реагирования в рамках имеющихся полномочий лица, осуществляющего контроль за владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, и полномочий учредителя МБУ на факт незаконной передачи муниципального имущества от МБУ Муниципальному предприятию по Договору безвозмездного пользования имуществом от 01.07.2021 г., направленных на восстановление охраняемого законом порядка использования и распоряжения муниципальным имуществом (объектов водоснабжения и водоотведения, земельных участков).
О выполнении предупреждения сообщить в Мордовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).