Предупреждение №1703 о прекращении действий (бездействия), которые содержат приз... от 16 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

В связи с обнаружением признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в бездействии Администрации , выразившегося в неисполнении  обязанности по надлежащему управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а именно: в бездействии, в результате которого МБУ передало МП в безвозмездное пользование сооружения коммунальной инфраструктуры, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) полагает необходимым выдать Администрации  предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В Мордовское УФАС России поступило заявление ЮЛ (вх. № 3650 от 08.07.2021 г.), в котором указывается на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) МП, МБУ, Администрации Б, выразившееся в передаче муниципального имущества без соблюдения требований, установленных статьями 17.1, 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Мордовское УФАС России, рассмотрев указанное заявление, установила следующее.

Постановлением Администрации  от 21.03.2019 г. № 32 на праве хозяйственного ведения за МП было закреплено муниципальное имущество.

Постановлением Администрации  от 19.05.2021 г. № 250 и №251 право хозяйственного ведения МП  на муниципальное имущество прекращено.

Постановлением Администрации  от 19.05.2021 г. № 252 в оперативное управление МБУ  было передано муниципальное имущество. Муниципальное имущество передано в соответствии с Актом приема-передачи.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Вместе с тем, сведения о государственной регистрации права оперативного управления муниципального имущества за МБУ  отсутствуют.

Однако, 01.07.2021 г. между МБУ и МП был заключен Договор безвозмездного пользования имуществом (далее – Договор), на основании которого МП было передано муниципальное имущество.

Перечень передаваемого имущества определен в акте приема-передачи имущества от 01.07.2021 г.:

Артезианская скважина № 1, площадь застройки 40,1 кв.м;

Земельный участок под канализационными сетями с кадастровым № 13:04:011: 8001:28;

Земельный участок под канализационными сетями с кадастровым № 13:04:010: 1001:7889;

Канализационные сети, протяженностью 11 297 м;

Закольцовка водозаборного узла № 1 и водозаборного узла № 2 в с., протяженность 800 м;

Водонапорные сети, в дому оператора авт. Газораспред. Станции , протяженность 800 м;

Земельный участок под сетями водоснабжения с кадастровым № 13:04:010: 1001:7883;

Земельный участок под сетями водоснабжения с кадастровым № 13:04:011: 8001:27;

Водонапорная башня № 1, объем 160 куб.м;

Артезианская скважина № 2, площадь застройки 12,5 кв.м;

Артезианская скважина № 3, площадь застройки 14,5 кв.м;

Артезианская скважина № 4, площадь застройки 15,1 кв.м;

Водонапорные сети, протяженность 121 965 м;

Водонапорные сети, протяженность 4 643 м;

Водозаборная скважина, глубина 342 м;

Водонапорные сети, протяженность 9 326 м;

Артезианская скважина № 1, площадь застройки 8,9 кв.м., глубина 328 м;

Артезианская скважина № 2, площадь застройки 7,9 кв.м., глубина 335 м;

Водозаборный узел и сети водоснабжения, протяженность 2 487 м;

Водозаборный узел и сети водоснабжения, протяженность 5 532 м;

Сети водоснабжения, протяженность 4 797 м;

Артезианская скважина № 1, площадь застройки 8,7 кв.м;

Артезианская скважина № 2, площадь застройки 8,6 кв.м;

Реконструкция водозаборного узла и сетей водоснабжения, протяженность 3 808 м;

Водонапорные сети, протяженность 5 357 м;

Водопроводная башня, площадь 12,5 м.

Согласно Договору, настоящий договор заключен в соответствии с пунктом 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1.3 Договора, настоящий договор вступает в силу после его подписания и действует по 31 июля 2021 г.

Указанный договор безвозмездного пользования заключен без проведения процедуры торгов.

Материалами заявления установлено, что объекты находятся на балансе Администрации

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 4.1 Устава к вопросам местного значения, решаемых муниципальным районом в границах сельских поселений, входящих в его состав относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи объектов водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование.

Кроме того, материалами заявления подтверждается, что переданные в безвозмездное пользование объекты водоснабжения и водоотведения построены и эксплуатируются в период с 1976 по 2015 г., срок между вводом объектов в эксплуатацию и заключением договора безвозмездного пользования превышает 5 лет.

В соответствии с Договором безвозмездного пользования МБУ  были переданы МП земельные участки с кадастровыми номерами ...

Органы местного самоуправления согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется нормами Главы V.1 ЗК РФ.

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование установлены статьей 24 ЗК РФ, согласно которому в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

Случаи предоставления земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование установлены частью 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

Основания передачи земельных участков с кадастровыми номерами ... без проведения торгов в безвозмездное пользование, в соответствии с требованиями земельного законодательства, не установлены.

В соответствии со статье 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 32 Устава далее – Устав) Администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального района) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления

Согласно пункту 7 части 4 статьи 34 Устава, Администрация в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Советом депутатов, решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью

Таким образом, Администрация не предприняла надлежащих мер при распоряжении муниципальным имуществом для соблюдения требований действующего законодательства, в результате чего мбу в отсутствие государственной регистрации права оперативного управления передало МП  в безвозмездное пользование, без проведения конкурентах процедур объекты водоснабжения и водоотведения, земельные участки, что препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, приводит к ущемлению интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Мордовское УФАС России предупреждает Администрацию о необходимости прекращения в срок до 29.07.2021 г. действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: о принятии мер реагирования в рамках имеющихся полномочий лица, осуществляющего контроль за владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, и полномочий учредителя МБУ  на факт незаконной передачи  муниципального имущества от МБУ  Муниципальному предприятию  по Договору безвозмездного пользования имуществом от 01.07.2021 г., направленных на восстановление охраняемого законом порядка использования и распоряжения муниципальным имуществом (объектов водоснабжения и водоотведения, земельных участков).

О выполнении предупреждения сообщить в Мордовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Связанные организации

Связанные организации не указаны