Решение №816 Решение по делу № 013/05/21-740/2020 от 10 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/21-740/2020

10 декабря 2020 года                                                                    г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии <...> – заместитель руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> - главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, рассмотрев 09 декабря 2020 года дело № 013/05/21-740/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по материалам наблюдения, проведенного специалистами Мордовского УФАС России, которыми зафиксирован факт распространения на территории городского округа Саранск наружной рекламы «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива», размещенной с использованием рекламной конструкции (настенного панно), установленного на фасаде дома, рядом с входом в магазин «ГЛАВПИВО ПРОДУКТЫ» (улица Веселовского, 40), в которой усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

заинтересованного лица - Индивидуального предпринимателя Ч. <...>,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Альянс», ООО «Мордовская водка Н», привлеченные к участию в рассмотрении настоящего дела, надлежащим образом уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России их представители не явились и от названных лиц не поступало ходатайств об участии в дистанционном режиме рассмотрения дела, а также не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствии ООО «Альянс», ООО «Мордовская водка Н», и в присутствии ИП Ч.

Производство по делу № 013/05/21-740/2020 возбуждено определением Мордовского УФАС России от 19.10.2020 № 747 о возбуждении дела № 013/05/21-740/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Определением Мордовского УФАС России от 18.11.2020 № 826 об отложении рассмотрения дела № 013/05/21-740/2020 рассмотрение настоящего дела откладывалось.

В процессе рассмотрения дела № 013/05/21-740/2020 ИП Ч. предоставила объяснение <...> с приложением документов и сведений по существу настоящего разбирательства, а также ООО «Альянс» с письмом <...> предоставило документы и сведения как в своих интересах, так и в интересах ООО «Мордовская водка Н».

К материалам дела также приобщены: копия протокола Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России от 30.07.2020 с фотоматериалом от 24.07.2020; акт осмотра территории от 29.09.2020; письмо Минэкономики Республики Мордовия <...>; письмо Администрации го Саранск <...>; товарно-кассовые чеки от 18.11.2020; фотоотчеты № 1, № 2, № 3 от 18.11.2020.

На заседании Комиссии ИП Ч. поддержала доводы, изложенные ею в объяснении <...>, суть которых сводится к тому, что рассматриваемая наружная реклама ей не принадлежит, в своей предпринимательской деятельности она использует в качестве обозначения своего магазина только наименование «ПРОДУКТЫ», а под наименованием «ГЛАВПИВО» торговую деятельность осуществляет другое лицо, по соседству осуществляющее торговлю пивом.

Комиссия, исследовав собранные по настоящему делу документы и материалы в их совокупности, приходит к следующим выводам.

30 июля 2020 года на состоявшемся заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России предметом обсуждения был фотоматериал от 24.07.2020, которым зафиксирован факт распространения информации «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива» с использованием настенного панно, размещенного на фасаде дома, рядом с входом в магазин «ГЛАВПИВО ПРОДУКТЫ» (улица Веселовского, 40). По результатам обсуждения члены экспертного совета большинством голосов признали, что такая информация по манере её исполнения является броской и запоминающейся, создает чёткое представление о специализированной направленности магазина, реализующего пиво, тем самым выделяет продавца пива и способствует его продвижению на рынке, в связи с чем рекомендовали антимонопольному органу рассмотреть необходимость возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе (протокол Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России от 30.07.2020).

На основании полученных данных о событии, свидетельствующем о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Мордовского УФАС России произведен осмотр наружного оформления магазина «ГЛАВПИВО ПРОДУКТЫ» (город Саранск, улица Веселовского, 40) (акт осмотра территории от 29.09.2020), которым установлено следующее:

слева от входной группы в магазин, на фасадной части первого этажа здания, размещено настенное панно, на ярко-жёлтом фоне которого демонстрируются надписи «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива» и логотип, выполненный в виде круга с белым и красным контурами, в котором стилизованно изображены две наполненные пивные кружки и образ девушки-продавца в кокошнике с надписью «главпиво»;

над входом в магазин размещена вывеска с надписью «ГЛАВПИВО ПРОДУКТЫ»;

слева от входной двери магазина размещена табличка со сведениями «Общество с ограниченной ответственностью «Мордовская водка «Н» режим работы 10.00 – 22.00 <...>»;

справа от входной двери магазина размещен плакат со сведениями «ИП Ч. <...> выдано 27.10.2010г. ИФНС по Октябрьскому р-ну г.Саранска ПРОДУКТЫ режим работы 8:00 – 21:00 без перерыва и выходных».

Используемая на вывеске, табличке и плакате информация служит целям идентификации объекта торговли и направлена на извещение неопределенного круга лиц о его наименовании, фактическом нахождении и обозначении места входа, а также о режиме работы, тем самым носит справочно-информационный характер, поэтому такая информация, с учетом положений пунктов 3, 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», не является рекламой.

Вместе с тем, демонстрируемая на настенном панно, ярко-выполненная информация, в которой содержится не только название «ГЛАВПИВО», но и логотип продавца (образ девушки-продавца в кокошнике с надписью «главпиво», изображение двух наполненных пивных кружек), осуществляющего торговую деятельность под таким названием, его тематический лозунг «главное пиво твоего района», и надпись «предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива», по совокупности сообщаемых сведений выделяет продавца «ГЛАВПИВО» и обращает к нему внимание неопределенного круга лиц путем акцентирования внимания к такому продавцу опосредованно через его логотип и лозунг, явно ассоциирующиеся у потребителей с возможностью приобрести у такого продавца конкретный товар – пиво, формирует и поддерживает интерес к такому продавцу, специализирующемуся на реализации пива, тем самым способствует его продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Комиссия, учитывая мнение общественно-консультативного органа, а также принимая во внимание оформление и текст наружной рекламы, из которого не следует, что «ГЛАВПИВО» реализует безалкогольное пиво либо иные группы товаров, приходит к выводу, что такая реклама является именно рекламой продавца пива, в силу норм статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции» относящегося к алкогольной продукции.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является средство индивидуализации продавца – «ГЛАВПИВО», осуществляющего под таким названием торговую деятельность со специализированной направленностью на реализации алкогольной продукции - пива, что явно следует из самого наименования продавца и из текста наружной рекламы, оформленной тематическим логотипом, запоминающимся лозунгом и предупредительной надписью.

Рассматриваемая реклама используется в наружном оформлении объекта торговли (г.Саранск, ул.Веселовского, 40), в помещении которого розничную торговлю осуществляют три хозяйствующих субъекта - ИП Ч., ООО «Мордовская водка Н» и ООО «Альянс», из них предпринимательскую деятельность с использованием наименования «ГЛАВПИВО», продвигаемого посредством такой рекламы, осуществляет ООО «Альянс», что следует из письма ООО «Альянс» <...>.

Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» <...> включено в Единый государственный реестр юридических лиц (выписка от 18.11.2020 № ЮЭ9965-20-295925723), основным видом деятельности которого является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.11), дополнительными видами деятельности – техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (ОКВЭД 45.20), торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (ОКВЭД 45.32), торговля розничная замороженными продуктами в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.11.1), торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.11.2), торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.19), торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.21), торговля розничная свежими фруктами, овощами, картофелем и орехами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.21.1), торговля розничная консервированными фруктами, овощами, картофелем и орехами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.21.2), торговля розничная мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.22),  торговля розничная мясом и мясом птицы, включая субпродукты в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.22.1), торговля розничная продуктами из мяса и мяса птицы в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.22.2), торговля розничная консервами из мяса и мяса птицы в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.22.3), торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.23), торговля розничная рыбой и морепродуктами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.23.1), торговля розничная консервами из рыбы и морепродуктов в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.23.2), торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.24), торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.24.1), торговля розничная кондитерскими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.24.2), торговля розничная мучными кондитерскими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.24.21), торговля розничная кондитерскими изделиями, включая шоколад, в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.24.22), торговля розничная мороженым и замороженными десертами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.24.3), торговля розничная напитками в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.25), торговля розничная алкогольными напитками, кроме пива, в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.25.11), торговля розничная пивом в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.25.12), торговля розничная безалкогольными напитками в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.25.2), торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.26), торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29), торговля розничная молочными продуктами и яйцами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.1), торговля розничная молочными продуктами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.11), торговля розничная яйцами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.12), торговля розничная пищевыми маслами и жирами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.2), торговля розничная животными маслами и жирами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.21), торговля розничная растительными маслами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.22), торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.3), торговля розничная мукой и макаронными изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.31), торговля розничная крупами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.32), торговля розничная сахаром в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.33), торговля розничная солью в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.34), торговля розничная чаем, кофе, какао в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.35), торговля розничная гомогенизированными пищевыми продуктами, детским и диетическим питанием в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.36), торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, не включенными в другие группировки (ОКВЭД 47.29.39), торговля розничная цветами и другими растениями, семенами, удобрениями, домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.76), торговля розничная цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.76.1).

Тем самым ООО «Альянс», осуществляющее розничную торговлю пивом в объекте торговли (г.Саранск, ул.Веселовского, 40) под наименованием «ГЛАВПИВО» и использовавшее после покупки бизнеса рассматриваемую наружную рекламу «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива» для продвижения такой деятельности, выступило в качестве рекламодателя и одновременно рекламораспространителя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Статьей 21 Федерального закона «О рекламе» к рекламе алкогольной продукции установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться: с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Вопреки установленному запрету рассматриваемая наружная реклама «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района», сопровождаемая предупредительной надписью «предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива», размещена на фасаде здания (г.Саранск, ул.Веселовского, 40) с использованием рекламной конструкции (настенного панно), что не допустимо.

Наряду с этим, присутствующее в наружной рекламе утверждение того, что «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района», характеризует главенство, превосходство продавца и реализуемого им товара – пива, и тем самым по своему смысловому содержанию служит элементом сравнения в пользу рекламируемого товара как самого важного, имеющего наибольшее значение, в ряду подобных.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Поскольку в рассматриваемой наружной рекламе «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района» отсутствует указание на конкретный критерий, который может объективно подтвердить главенство продавца и реализуемого им пива, такая реклама является недостоверной, содержащей не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В письме ООО «Альянс» <...> сообщается о том, что рекламная конструкция демонтирована. Данное обстоятельство также подтверждается фотоотчетом антимонопольного органа № 3 от 18.11.2020.

Таким образом, распространявшаяся на территории городского округа Саранск в период с июля по октябрь 2020 года наружная реклама «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива» с логотипом, выполненным в виде круга с белым и красным контурами, в котором стилизованно изображены две наполненные пивные кружки и образ девушки-продавца в кокошнике с надписью «главпиво», размещенная с использованием рекламной конструкции (настенного панно) на фасаде дома, рядом с входом в магазин «ГЛАВПИВО ПРОДУКТЫ» (г.Саранск, ул.Веселовского, 40), нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Материалами настоящего дела установлено, что рекламодателем и одновременно рекламораспространителем является ООО «Альянс» <...>.

Поскольку в настоящее время распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы прекращено, не усматривается необходимости выдавать рекламодателю и рекламораспространителю – ООО «Альянс» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 5 части 2 статьи 21, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространенную на территории городского округа Саранск Республики Мордовия в период июля по октябрь 2020 года наружную рекламу «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива» с логотипом, выполненным в виде круга с белым и красным контурами, в котором стилизованно изображены две наполненные пивные кружки и образ девушки-продавца в кокошнике с надписью «главпиво», размещенную с использованием рекламной конструкции (настенного панно) на фасаде дома, рядом с входом в магазин «ГЛАВПИВО ПРОДУКТЫ» (г.Саранск, ул.Веселовского, 40), в которой сообщаются не соответствующие действительности сведения о главенстве продавца и реализуемого им пива, поскольку такая реклама нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать рекламодателю и рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

Председатель Комиссии:                                                                          <...>

Члены Комиссии:    

                                                                                                                     <...>

                                                                                                                      <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны