Решение №ЕЛ/1149/22 Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление ... от 7 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы на постановление

по делу об административном правонарушении

07 сентября 2022 года                                                                 г. Саранск, проспект Ленина, 14

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев жалобу ПК «Пенсионный доход» <...> на постановление о наложении штрафа по делу №013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении от 11.07.2022 <...>,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением заместителя руководителя Мордовского УФАС России от 11.07.2022 № ЛА/372/22 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении юридическое лицо – Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...> привлечено к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере ста тысяч (100000) рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ПК «Пенсионный доход» обратилось к руководителю Мордовского УФАС России с жалобой <...> на постановление о наложении штрафа по делу №013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении от 11.07.2022 <...>, в которой, со ссылкой на статью 4.1.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  просит отменить постановление заместителя руководителя Мордовского УФАС России от 11.07.2022 № ЛА/372/22 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении и принять новое постановление, снизив размер административного штрафа до половины минимального размера.

Согласно части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В данном случае жалоба ПК «Пенсионный доход» <...> на постановление о наложении штрафа по делу №013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении от 11.07.2022 <...> подана вышестоящему должностному лицу с соблюдением срока обжалования.

ПК «Пенсионный доход» извещено о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определением Мордовского УФАС России <...> о назначении даты, времени и места рассмотрения жалобы на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, направленным по юридическому адресу ПК «Пенсионный доход» и по фактическому адресу, указанному на почтовом конверте, в котором поступила жалоба, через Почту России заказными письмами <...>. Почтовое отправление <...>, направленное по юридическому адресу, из-за истечения срока хранения возвращено отправителю 02.09.2022, а почтовое отправление <...>, направленное по фактическому адресу, вручено адресату 05.08.2022.

При изложенных обстоятельствах, в силу положений части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в данном случае следует считать, что ПК «Пенсионный доход» надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения поданной им жалобы.

Однако, законный представитель ПК «Пенсионный доход» для участия в рассмотрении жалобы не явился, в связи с чем поступившая жалоба рассматривается в его отсутствие.

Руководитель Мордовского УФАС России <...>, оценив доводы жалобы ПК «Пенсионный доход» <...> на постановление о наложении штрафа по делу №013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении от 11.07.2022 <...>, а также исследовав материалы дела № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении и проверив законность обжалуемого постановления заместителя руководителя Мордовского УФАС России <...> от 11.07.2022 № ЛА/372/22 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления, однако признаёт необходимым изменить обжалуемое постановление в части размера административного наказания ввиду следующего.

Как следует из материалов дела № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении, поводом для возбуждения административного производства послужили рассмотренные в рамках дела № 013/05/5-43/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обстоятельства распространения на территории городского округа Саранск Республики Мордовия с марта 2021 года по январь 2022 года ненадлежащей рекламы «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив ЗАЙМЫ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>», «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив Целевая потребительская программа «Пенсионная» доход 13,76% годовых «предпринимательские риски застрахованы*» Целевая потребительская программа «Пенсионная». Ставка 13,76% годовых (до вычета НДФЛ). Срок договора 12 месяцев. Выплата процентов в конце срока договора. Минимальная сумма – 1000 руб., максимальная – не более 3,5 млн.руб. Возможно досрочное расторжение договора, при этом перерасчет процентов производится по ставке 5% годовых. Существует возможность пополнения от 1000 руб. Участие в программе доступно пайщикам кооператива, которыми могут стать физические лица, оплатившие разово вступительный взнос 50 руб., минимальный паевой взнос 50 руб. Для оформления программы «Пенсионная» необходим документ, подтверждающий статус пенсионера. С пайщиком кооператива заключается договор займа, где кооператив является заёмщиком. Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>. Условия действительны на момент выхода рекламы. *Предпринимательские риски кооператива застрахованы в НКО «МОВС». <...>. С договором страхования возмещения убытков кооператива можно ознакомиться в офисе кооператива.», размещавшейся на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окон помещения офиса «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив» (г. Саранск, <...>), посредством которой продвигалась финансовая деятельность ПК «Пенсионный доход» в отсутствие у него специального разрешения и не допустимые для потребительского кооператива финансовые услуги в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты путем публичной оферты со ссылкой на недостоверное утверждение о застрахованности предпринимательских рисков по целевой потребительской программе «Пенсионная». Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 25.03.2022 № 209 по делу № 013/05/5-43/2022 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 2, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По данному факту нарушения законодательства о рекламе в отношении рекламодателя и рекламораспространителя – ПК «Пенсионный доход» составлен протокол Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 4/22 от 16.06.2022, согласно которому названному юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения такого протокола заместителем руководителя Мордовского УФАС России <...> принято постановление от 11.07.2022 № ЛА/372/22 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении, которым установлено следующее.

20 января 2022 года при проведении специалистами Мордовского УФАС России на территории городского округа Саранск Республики Мордовия, проспект Ленина, дом 41, осмотра наружного оформления окон помещения, в котором под вывеской «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив» расположен офис Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» (фактический адрес: г. Саранск, <...>; юридический адрес: 628310, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.о. Нефтеюганск, г. Нефтеюганск, <...>), выявлено зафиксированное фотоотчетом от 20.01.2022 размещение:

на оконном остеклении, справа от входной группы в помещение под вывеской «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив», плаката (1) с текстовой информацией «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив ЗАЙМЫ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>», сопровождаемой фотоизображением улыбающегося мужчины с ноутбуком;

на оконном остеклении, слева от входной группы в помещение под вывеской «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив», плаката (2) с текстовой информацией «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив Целевая потребительская программа «Пенсионная» доход 13,76% годовых «предпринимательские риски застрахованы*» Целевая потребительская программа «Пенсионная». Ставка 13,76% годовых (до вычета НДФЛ). Срок договора 12 месяцев. Выплата процентов в конце срока договора. Минимальная сумма – 1000 руб., максимальная – не более 3,5 млн.руб. Возможно досрочное расторжение договора, при этом перерасчет процентов производится по ставке 5% годовых. Существует возможность пополнения от 1000 руб. Участие в программе доступно пайщикам кооператива, которыми могут стать физические лица, оплатившие разово вступительный взнос 50 руб., минимальный паевой взнос 50 руб. Для оформления программы «Пенсионная» необходим документ, подтверждающий статус пенсионера. С пайщиком кооператива заключается договор займа, где кооператив является заёмщиком. Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>. Условия действительны на момент выхода рекламы. *Предпринимательские риски кооператива застрахованы в НКО «МОВС». <...>. С договором страхования возмещения убытков кооператива можно ознакомиться в офисе кооператива.», сопровождаемой фотоизображением девочки и женщины, которую девочка угощает ягодами.

Посредством двух плакатов, используемых в наружном оформлении офиса «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив», демонстрируется информация, направленная на привлечение внимания неопределенного круга лиц к финансовой деятельности организации - «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив», предлагающей финансовые услуги по предоставлению займов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также доход 13,76% годовых от участия в целевой потребительской программе «Пенсионная», потребительские риски по которой застрахованы, поддерживает интерес к финансовой деятельности такой организации и предлагаемым ею финансовым услугам, тем самым способствует продвижению финансовой деятельности такого потребительского кооператива и предлагаемых им финансовых услуг на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламные плакаты мотивируют потребителей стать пайщиками Потребительского кооператива «Пенсионный доход» с целью получения займов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также передачи Кооперативу физическими лицами денежных средств путем оформления договора займа с доходностью 13,76% годовых в рамках целевой потребительской программы «Пенсионная», и предлагаемые такой рекламой услуги, связанные с предоставлением Кооперативом займов, а также с привлечением и (или) размещением денежных средств в Кооператив, в силу буквального содержания распространяемой рекламы, воспринимаются как предложение финансовых услуг, исходящее от Кооператива, на постоянной основе занимающегося финансовой деятельностью.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Соответственно, в данном случае объектом рекламирования является финансовая деятельность и финансовые услуги Потребительского кооператива «Пенсионный доход» <...>, сведения о которых сообщаются в такой рекламе.

Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...> значится в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения о котором размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатки выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.02.2022 № ЮЭ9965-22-58729561 (29.11.2021 внесены дополнительные сведения «сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)», а также выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.07.2022 № ЮЭ9965-22-133391455 (08.06.2022 внесены сведения о состоянии юридического лица «Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности)» - приобщены к материалам настоящего дела), и основным видом деятельности которого является покупка и продажа собственного недвижимого имущества (ОКВЭД 68.10), дополнительными видами деятельности – аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20), деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.31).

Деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в соответствии со статьей 1 которого потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; пайщик, член потребительского общества - гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке; паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд - фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества - приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

В статье 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определены правомочия потребительского общества, созданного в форме потребительского кооператива, в силу которых потребительские кооперативы правомочны привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц.

Однако, такое правомочие должно осуществляться в соответствии с гражданским законодательством, которым установлено ограничение на массовые сделки по привлечению денежных средств граждан на заемной основе.

В силу части 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик – юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

Статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

С учетом приведенных законоположений следует признать, что юридические лица, в силу закона не наделенные специальным статусом, могут лишь заключать индивидуальные договоры займа с гражданами, и при этом не могут делать публичное предложение неопределенному кругу лиц предоставить им заемное финансирование под проценты.

Соответственно, потребительские кооперативы, основная цель деятельности которых носит узконаправленный характер, а именно, осуществляется в интересах только членов данного объединения в рамках целей и задач, определенных Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в рамках которого не предусмотрена возможность предоставления займов, а также привлечения и (или) размещения денежных средств под проценты, не вправе выдавать займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам и не вправе привлекать денежные средства граждан по договорам займа путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту.

Привлекать денежные средства своих членов на основании договоров займа, заключаемых с юридическими лицами, и договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами, правомочны только кредитные потребительские кооперативы, специальные аспекты создания и деятельности которых определены Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В силу действия норм статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

В силу действия норм статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» организации, не отвечающие требованиям настоящего Федерального закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание «кредитный потребительский кооператив» и (или) слово, образованное сочетанием букв «кпк», либо иным образом указывать на осуществление деятельности кредитного кооператива, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Учитывая приведенные законоположения, следует признать, что ПК «Пенсионный доход», не являющийся кредитным потребительским кооперативом и не состоящий в государственном реестре кредитных кооперативов, ведение которого осуществляет Банк России, тем самым не имеет специального статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, оказывающей финансовые услуги, и поэтому не правомочен осуществлять массовые сделки по привлечению денежных средств своих пайщиков (граждан) на основании договоров займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, а также по предоставлению займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на основании договоров займа при том, что такая финансовая деятельность не соответствует заявленным при государственной регистрации ПК «Пенсионный доход» видам предпринимательской деятельности.

Несмотря на отсутствие специальных правомочий, в рассматриваемой рекламе продвигается финансовая деятельность ПК «Пенсионный доход» по оказанию финансовых услуг в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты, что противоречит требованиям действующего законодательства и создает у потребителей рекламы неверное представление о статусе ПК «Пенсионный доход», существе и качестве оказываемых им услуг.

Так, из текста рекламы (плакат 1) «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив ЗАЙМЫ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>» с очевидностью следует, что ПК «Пенсионный доход» предлагает воспользоваться его финансовыми услугами по предоставлению займов.

Вместе с тем, реклама (плакат 2) «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив Целевая потребительская программа «Пенсионная» доход 13,76% годовых «предпринимательские риски застрахованы*» Целевая потребительская программа «Пенсионная». Ставка 13,76% годовых (до вычета НДФЛ). Срок договора 12 месяцев. Выплата процентов в конце срока договора. Минимальная сумма – 1000 руб., максимальная – не более 3,5 млн.руб. Возможно досрочное расторжение договора, при этом перерасчет процентов производится по ставке 5% годовых. Существует возможность пополнения от 1000 руб. Участие в программе доступно пайщикам кооператива, которыми могут стать физические лица, оплатившие разово вступительный взнос 50 руб., минимальный паевой взнос 50 руб. Для оформления программы «Пенсионная» необходим документ, подтверждающий статус пенсионера. С пайщиком кооператива заключается договор займа, где кооператив является заёмщиком. Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>. Условия действительны на момент выхода рекламы. *Предпринимательские риски кооператива застрахованы в НКО «МОВС». <...>. С договором страхования возмещения убытков кооператива можно ознакомиться в офисе кооператива.», направленная неопределенному кругу лиц и содержащая все существенные условия договора займа у граждан (физических лиц) под проценты по целевой потребительской программе «Пенсионная», на которых Кооператив готов с любым, кто отзовется, заключить указанный договор, является в данном случае публичной офертой, при том, что такая квазифинансовая деятельность ПК «Пенсионный доход» не предусмотрена частью 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рассматриваемая реклама (плакат 1, плакат 2), в совокупности сообщающая о финансовой деятельности ПК «Пенсионный доход» по оказанию финансовых услуг в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты, позиционирует ПК «Пенсионный доход» в качестве профессионального участника на рынке финансовых услуг, каковым он в действительности не является из-за отсутствия у него специального разрешения, и тем самым вводит потребителей в заблуждение относительно природы и характера видов предпринимательской деятельности, которые Кооператив имеет право реально осуществлять.

Одновременно в рекламе (плакат 2), акцентирующей внимание на доход 13,76% годовых по целевой потребительской программе «Пенсионная», сообщается о том, что предпринимательские риски застрахованы, и тем самым создается впечатление гарантированной страховой защиты переданных Кооперативу заёмных средств и надёжности таких вложений.

В адрес Мордовского УФАС России поступило письмо НКО «МОВС» <...>, к которому приложена копия договора <...> страхования предпринимательских рисков <...>, заключенного между НКО «МОВС» и ПК «Пенсионный доход», а также выписка из протокола <...>, свидетельствующая о выходе и прекращении членства ПК «Пенсионный доход» в названной некоммерческой организации взаимного страхования с 13.01.2022г.

Договор <...> страхования предпринимательских рисков <...> свидетельствует о том, что на момент действия такого договора были застрахованы исключительно интересы ПК «Пенсионный доход» в связи с возможным неисполнением контрагентами Кооператива принятых на себя обязательств по заключенной сделке по причине банкротства контрагентов, а никак не ответственность Кооператива, как заемщика денежных средств своих пайщиков.

Тем самым создающее аллюзию гарантированного страхования обязательств Кооператива за пользование заемными средствами своих пайщиков рекламное утверждение «предпринимательские риски застрахованы» направлено лишь на манипулирование потребительскими предпочтениями и не соответствует действительности.

Рассматриваемая реклама с неправомерной характеристикой деятельности ПК «Пенсионный доход», не наделенного статусом финансовой организации из-за отсутствия специального разрешения, однако предлагающего займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также заемное финансирование у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты путем публичной оферты со ссылкой на недостоверное утверждение о застрахованности предпринимательских рисков по целевой потребительской программе «Пенсионная», не допустима.

Реклама должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 2 и 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Из письма ПК «Пенсионный доход» <...> следует, что никаких видов рекламы (печатные, электронные СМИ и др.) ПК «Пенсионный доход» не осуществляет. При этом в письме ПК «Пенсионный доход» <...> сообщается о том, что в настоящее время Кооператив осуществляет расчет с контрагентами для дальнейшей ликвидации юридического лица, обособленное подразделение ПК «Пенсионный доход» (г. Саранск, <...>) закрыто и снято с учета с 11 марта 2022 года, элементы наружного оформления офиса которого, в том числе рекламные плакаты, удалены еще в конце января 2022 года, и такие рекламные материалы  размещались в рамках договора <...> на изготовление и(или) монтаж продукции <...>.

Отсутствие рекламных плакатов (1, 2) подтверждает фотоотчет от 01.03.2022, оформленный специалистами Мордовского УФАС России в результате дополнительно проведенного осмотра наружного оформления офиса ПК «Пенсионный доход» (г. Саранск, <...>). 

Учитывая предоставленные ПК «Пенсионный доход» документы и сведения, а также фотоотчеты Мордовского УФАС России от 20.01.2022, от 01.03.2022, следует признать, что ПК «Пенсионный доход» осуществляло распространение рассматриваемой рекламы в период с марта 2021 года по январь 2022 года путем размещения рекламного плаката 1 и рекламного плаката 2, используемых только в наружном оформлении своего офиса, находящегося по адресу: г. Саранск, <...>.

Следовательно, при распространении на территории городского округа Саранск Республики Мордовия с марта 2021 года по январь 2022 года рекламы «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив ЗАЙМЫ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>», «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив Целевая потребительская программа «Пенсионная» доход 13,76% годовых «предпринимательские риски застрахованы*» Целевая потребительская программа «Пенсионная». Ставка 13,76% годовых (до вычета НДФЛ). Срок договора 12 месяцев. Выплата процентов в конце срока договора. Минимальная сумма – 1000 руб., максимальная – не более 3,5 млн.руб. Возможно досрочное расторжение договора, при этом перерасчет процентов производится по ставке 5% годовых. Существует возможность пополнения от 1000 руб. Участие в программе доступно пайщикам кооператива, которыми могут стать физические лица, оплатившие разово вступительный взнос 50 руб., минимальный паевой взнос 50 руб. Для оформления программы «Пенсионная» необходим документ, подтверждающий статус пенсионера. С пайщиком кооператива заключается договор займа, где кооператив является заёмщиком. Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>. Условия действительны на момент выхода рекламы. *Предпринимательские риски кооператива застрахованы в НКО «МОВС». <...>. С договором страхования возмещения убытков кооператива можно ознакомиться в офисе кооператива.», размещавшейся на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окон помещения офиса «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив» (г. Саранск, <...>), посредством которой продвигается финансовая деятельность ПК «Пенсионный доход» в отсутствие у него специального разрешения и не допустимые для потребительского кооператива финансовые услуги в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты путем публичной оферты со ссылкой на недостоверное утверждение о застрахованности предпринимательских рисков по целевой потребительской программе «Пенсионная», нарушены требования пунктов 2, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому такая реклама является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 7, статьей 28 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В рассматриваемом случае рекламодателем и одновременно рекламораспространителем ненадлежащей рекламы является ПК «Пенсионный доход» <...>, действиями которого опосредовано и выражено размещение и последующее распространение такой рекламы в месте нахождения офиса «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив» (г. Саранск, <...>).

ПК «Пенсионный доход» имел и правовую, и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, однако не проявил разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению требований, установленных пунктами 3, 6 части 3 статьи 5, пунктом 7 статьи 7, частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

С учетом изложенного, распространявшаяся рекламодателем и рекламораспространителем - ПК «Пенсионный доход» с нарушением требований пунктов 2, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» рассматриваемая ненадлежащая реклама влечёт наступление административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из содержания обжалуемого постановления следует, что вина юридического лица - ПК «Пенсионный доход» заключается в непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению норм и правил рекламного законодательства.

Таким образом, вывод заместителя руководителя Мордовского УФАС России <...>, содержащийся в вынесенном им постановлении от 11.07.2022 № ЛА/372/22 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении, о наличии в действиях ПК «Пенсионный доход» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Обжалуемое постановление принято с учетом соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к порядку и сроку давности привлечения к административной ответственности.

В постановлении заместителя руководителя Мордовского УФАС России <...> от 11.07.2022 № ЛА/372/22 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении дана надлежащая оценка совершённого административного правонарушения, представляющего существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области рекламы, которое не может быть признано малозначительным, а также обоснованно учтено, что ПК «Пенсионный доход» совершил повторное административное правонарушение, при котором административный штраф не подлежит замене на предупреждение.

Следовательно, постановлением заместителя руководителя Мордовского УФАС России <...> от 11.07.2022 № ЛА/372/22 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении доказан в действиях ПК «Пенсионный доход» состав вменённого административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого постановления не допущено.

В этой связи отсутствуют основания для признания обжалуемого постановления незаконным и его отмены, поскольку постановление заместителя руководителя Мордовского УФАС России <...> от 11.07.2022 № ЛА/372/22 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении основано на полном и всестороннем рассмотрении дела № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, нормы материального права применены правильно.

Вместе с тем, в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.2, согласно которой в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

ПК «Пенсионный доход» <...> с 10.02.2021 значится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (находится в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/search.html) в качестве микропредприятия, что подтверждается распечаткой сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 11.07.2022 № ЮЭ9965-22-16995580, имеющейся в материалах дела № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении.

Следовательно, ПК «Пенсионный доход», являясь микропредприятем, на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре, и поэтому на него распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что обжалуемое постановление не исполнено, юридическим лицом - ПК «Пенсионный доход», являющимся субъектом малого предпринимательства, подлежит уплате штраф в размере половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 2, 6, 20 части 3 статьи 5, пунктом 7 статьи 7, частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а также статьями 1.7, 4.1.2, частью 1 статьи 14.3, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛА:

            1. Жалобу ПК «Пенсионный доход» <...> на постановление о наложении штрафа по делу №013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении от 11.07.2022 <...> признать необоснованной в части отмены обжалуемого постановления  и удовлетворить в части снижения административного штрафа до половины минимального размера.

2. Постановление заместителя руководителя Мордовского УФАС России <...> от 11.07.2022 № ЛА/372/22 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-399/2022 об административном правонарушении в части размера суммы административного штрафа изменить.

3. Назначить юридическому лицу – Потребительскому кооперативу по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>, являющемуся субъектом малого предпринимательства и нарушившему требования пунктов 2, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», административный штраф в размере от половины минимального размера (минимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч (50000) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счет казначейства:

Получатель: ИНН 1326136739; КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России, л/с 04091091570); УИН <...>; код администратора доходов КБК 161 1 16 01141 01 0003140; ОКТМО 89701000; Банк получателя: Отделение - НБ Республика Мордовия Банка России/УФК по Республике Мордовия г.Саранск; БИК 018952501; Счет 03100643000000010900; Кор.счет 40102810345370000076; Назначение платежа: Оплата штрафа по постановлению № 013/04/14.3-399/2022 за ПК «Пенсионный доход».

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 – 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

Руководитель Управления                                                          <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны