Постановление №209 о назначении административного наказания в виде штрафа от 8 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-92/2019

об административном правонарушении 

08 апреля 2019 года                                                                 г. Саранск, проспект Ленина, 14

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 73 от 15.03.2019г. и материалы дела № 013/04/14.3-92/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Акционерного общества «ЮниКредит Банк» <...>,

УСТАНОВИЛ:

Данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, получены уполномоченным должностным лицом Мордовского УФАС России в процессе рассмотрения дела № 013/05/18-10/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что послужило поводом для вынесения определения Мордовского УФАС России от 15.02.2019 № 111 о возбуждении дела об  административном правонарушении № 013/04/14.3-92/2019 и проведении административного расследования, по окончании которого в отношении рекламодателя и рекламораспространителя - АО ЮниКредит Банк был составлен протокол об административном правонарушении № 73 от 15.03.2019г.

Согласно составленному протоколу об административном правонарушении № 73 от 15.03.2019г. в действиях рекламодателя и рекламораспространителя – АО ЮниКредит Банк <...>, допустившего распространение ненадлежащей рекламы с нарушением части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», присутствуют составы административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 и частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, по итогам рассмотрения дела № 013/05/18-10/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в рамках которого рассмотрены обстоятельства, послужившие поводом для проведении административного расследования по делу об  административном правонарушении № 013/04/14.3-92/2019, относительно распространения от имени UniCredit sms-рекламы «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636», доставленной по сети радиотелефонной связи 13.12.2018 в 15:49 на абонентский номер <...> (оператор связи Yota)  гр. С. <...> без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, а также сообщающей только привлекательное условие кредитования по ставке 11,9% годовых, влияющей на окончательную сумму расходов заемщиков по кредиту, и замалчивающей иные условия кредита, определяющие его полную стоимость, принято решение Комиссии Мордовского УФАС России от 29.03.2019 № 199, которым такая реклама признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку в рамках настоящего административного производства, по которому проведено административное расследование, и производства по делу по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассматриваются обстоятельства распространения одной и той же ненадлежащей рекламы одним и тем же лицом, материалы дела № 013/05/18-10/2019 и принятое по такому делу решение Комиссии Мордовского УФАС России от 29.03.2019 № 199 учитываются в качестве доказательств при рассмотрении дела № 013/04/14.3-92/2019 об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится данное дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Протокол об административном правонарушении № 73 от 15.03.2019г. составлен в отсутствие законного представителя АО ЮниКредит Банк, надлежащим образом извещенного о составлении такого протокола, копия которого вместе с определением № 227 от 15.03.2019г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены заказным письмом через Почту России (ШПИ 43093133543181) по юридическому адресу АО ЮниКредит Банк в установленные сроки и вручены адресату 26.03.2019г.

Содержание протокола об административном правонарушении № 73 от 15.03.2019г., составленного  уполномоченным должностным лицом территориального антимонопольного органа, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.

С учетом норм части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

На момент составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении № 73 от 15.03.2019г. срок исковой давности еще не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 29.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 73 от 15.03.2019г. рассматривает руководитель Мордовского УФАС России по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, в порядке статьи 25.15, части 2 статьи 29.5, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие потерпевшего гр. С., а также в отсутствие законного представителя АО ЮниКредит Банк, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенных о рассмотрении такого протокола в установленном порядке.

Административное правонарушение выразилось в следующем.

В Мордовское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило электронное обращение гр. С. <...>, в котором сообщается о факте получения 13.12.2018 в 15:49 на его абонентский номер <...> (оператор связи Yota) без предварительного согласия  абонента от имени UniCredit sms-сообщения «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636». Факт получения заявленного sms-сообщения подтверждается скриншотом, приложенным к электронному обращению гр. С., из которого следует, что такая sms-рассылка от имени UniCredit 13.12.2018 в 15:49 осуществлена  через SMS-центр <...>.

Содержащееся в sms-сообщении предложение об объединении кредитов других банков для оформления кредита по ставке 11,9% годовых в АО ЮниКредит Банк, несмотря на личное обращение в сообщении, носит обобщенный характер и поэтому представляет интерес для неопределенного круга лиц, тем самым сообщаемые сведения об оказываемой банком услуге кредитования по ставке 11,9% годовых формируют интерес к АО ЮниКредит Банк и предлагаемому кредиту, способствуют их продвижению на рынке, в связи с чем такие сведения по всем признакам соответствуют понятию рекламы (статья 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является банковская деятельность АО ЮниКредит Банк по предоставлению финансовых услуг по потребительскому кредитованию на условии рефинансирования от 1 до 5 кредитов других банков и оформления кредита в АО ЮниКредит Банк по ставке 11,9% годовых.

Федеральная антимонопольная служба поручила рассмотреть обстоятельства распространения такой рекламы Мордовскому УФАС России, в связи с чем территориальным антимонопольным органом было вынесено определение от 17.01.2019 № 13 о возбуждении дела № 013/05/18-10/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В процессе рассмотрения дела № 013/05/18-10/2019 уполномоченным должностным лицом Мордовского УФАС России получены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что послужило поводом для вынесения определения Мордовского УФАС России от 15.02.2019 № 111 о возбуждении дела об  административном правонарушении № 013/04/14.3-92/2019 и проведении административного расследования.

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное расследование проведено по месту выявления административного правонарушения.

При проведении Мордовским УФАС России административного расследования, а также при рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, получены документы и сведения, подтверждающие следующие обстоятельства.

Рассматриваемая реклама доставлена абоненту номера <...> (оператор связи Yota)  по сетям подвижной радиотелефонной связи, и к такому способу распространения рекламы действующим законодательством предъявляются специальные требования.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Гр. С. в электронном обращении <...> сообщил, что рассматриваемая sms-реклама доставлена ему на абонентский номер <...> (оператор связи Yota) без его предварительного согласия.

Принадлежность абонентского номера <...> системе нумерации ООО «Скартел» (оператор связи Yota), а также пользование таким номером клиентом С. подтверждается заявлением о переносе абонентского номера от 27.03.2017г. (имеется в материалах дела).

Согласно Реестру Российской системы нумерации, SMS-центр +7..., через который на абонентский номер <...> (оператор связи Yota) доставлена рассматриваемая sms-реклама, принадлежит оператору связи – ПАО «МегаФон».

Согласно пункту 22.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно части 2 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Приведенные нормы Федерального закона «О связи» корреспондируются с требованиями части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Оператор подвижной радиотелефонной связи - ПАО «МегаФон» с письмом <...> предоставило документы и сведения, из которых следует, что заказчиком рассматриваемой sms-рассылки с идентификационным обозначением UniCredit является агрегатор ООО «ОСК», осуществивший отправку sms-сообщения через интерфейс АО «МегаЛабс», которому, в свою очередь, предоставлен доступ к сервисному центру ПАО «МегаФон». В подтверждение таких сведений предоставлены договор <...>, заключенный между АО «МегаЛабс» (Партнер) и ПАО «МегаФон» (Оператор), и договор <...>, заключенный между ООО «ОСК» (Заказчик) и АО «МегаЛабс» (Исполнитель).

АО «МегаЛабс» в письме <...> подтвердило наличие договорных отношений с ООО «ОСК», в рамках которых осуществлена рассматриваемая sms-рассылка, однако в своих пояснениях ссылается на то, что направление рассматриваемой sms-рассылки технологически происходит с аппаратно-программного комплекса ООО «ОСК», подключенного к специальной платформе ООО «Скартел» (оператор связи Yota), с СМС-центра которого абонент получил рассматриваемую sms-рассылку.

Пояснения АО «МегаЛабс» в части доставки рассматриваемой sms-рассылки с SMS-центра ООО «Скартел» (оператор связи Yota) представляются несостоятельными, поскольку в данном случае sms-реклама доставлена с номера SMS-центра <...>, принадлежащего оператору связи – ПАО «МегаФон».

ООО «ОСК» с письмом <...> предоставило документы и сведения, указывающие на то, что распространение рассматриваемого sms-сообщения осуществлялось АО ЮниКредит Банк самостоятельно на основании договора <....>, заключенного между ООО «ОСК» и АО ЮниКредит Банк.

В свою очередь, АО ЮниКредит Банк с письмом <...> предоставило документы и сведения, указывающие на то, что sms-рассылка осуществлялась АО ЮниКредит Банк в партнерстве с ООО «ОСК» на основании договора <...> , в подтверждение чего также предоставлены акты выполненных работ и счетов на оплату услуг по такому договору.

Сопоставление сведений, предоставленных ООО «ОСК» и АО ЮниКредит Банк, показывает, что отношения названных лиц по договору <...> актуализированы договором  <...> , согласно которому условия его действия распространяются на отношения сторон по договору с 1 марта 2018 года.

Анализ совокупности предоставленных договоров показывает их взаимосвязанность, обеспечившую доставку рассматриваемой sms-рекламы по сетям подвижной радиотелефонной связи на абонентский номер <...> (оператор связи Yota).

В силу договора <...>, заключенного между АО «МегаЛабс» (Партнер) и ПАО «МегаФон» (Оператор), Оператор обязуется предоставить Партнеру доступ к Интерфейсу (программным средствам Оператора, используемым для управления услугой) для размещения рекламно-информационных материалов (РИМ) Партнера среди абонентов – пользователей услугами связи (<...>). При этом п.3.6 такого договора определено, что в случае размещения РИМ среди Абонентов из Базы Абонентов Партнера Партнер обязуется до размещения РИМ получить согласие Абонентов на получение рекламы, использование их номеров, а также персональных данных (в случае их использования в РИМ).

Согласно договору <...>, заключенному между ООО «ОСК» (Заказчик) и АО «МегаЛабс» (Исполнитель), Исполнитель предоставляет Заказчику услуги доступа к Интерфейсу для размещения РИМ Заказчика среди абонентов (<...>) при том, что Заказчик при размещении РИМ среди абонентов из Базы Абонентов Заказчика гарантирует наличие надлежащим образом оформленных согласий таких Абонентов на получение рекламы (<...>),  также Заказчик обязуется в Интерфейсе использовать только те абонентские номера, по которым заказчиком получено предварительное согласие Абонентов на получение рекламы. В случае неподтверждения либо отзыва согласия Абонента на получение РИМ от Заказчика Заказчик обязуется незамедлительно прекратить размещение SMS-сообщений посредством Интерфейса, в том числе при поступлении сведений об отсутствии либо отзыве согласия от Исполнителя (<...>).

В свою очередь, договором <...>, заключенным между ООО «ОСК» (Исполнитель) и АО ЮниКредит Банк (Заказчик), которым продолжены отношения сторон, действовавших ранее по договору <...>, определено оказание услуг по предоставлению доступа к системе Исполнителя, позволяющей Заказчику формировать и отправлять SMS-сообщения, а также получать отчеты о доставке отправленных сообщений. При этом правилами предоставления услуг, являющимися неотъемлемой частью такого договора, специально оговорено, что Заказчик обязуется не использовать Услуги для распространения ненужной получателю, незапрошенной последним информации, информации вида СПАМ; зона ответственности Исполнителя по передаче Сообщения – участок от Заказчика до SMS-центра Оператора; Заказчик обязуется получить согласие у абонентов, которым предполагается рассылка SMS-сообщений, на использование их абонентских номеров, а также персональных данных (в случае их упоминания в тексте Сообщений), и такое письменное согласие должно в обязательном порядке содержать абонентский номер <...> по которому Абонент дал согласие на получение Сообщений, а также сведения, однозначно идентифицирующие этого абонента и позволяющие достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки; Заказчик гарантирует полученное и надлежащим образом оформленное согласие Абонентов-адресатов на получение Сообщений; Заказчик обязуется использовать в Системе только те абонентские номера, по которым Заказчиком получено предварительное согласие Абонентов на такую рассылку.

Взаимосвязанность сложившихся договорных отношений свидетельствует о том, что ПАО «МегаФон» предоставляет услуги связи для передачи рекламно-информационных материалов (РИМ) АО «МегаЛабс» и его клиентов, в данном случае, ООО «ОСК» при том, что АО «МегаЛабс» и ООО «ОСК» в рамках заключенных договоров обязуются до размещения РИМ получить согласие абонентов на получение рекламы, использование их абонентских номеров, а также персональных данных (в случае их использования в РИМ). В свою очередь, ООО «ОСК» (Исполнитель) предоставляет АО ЮниКредит Банк (Заказчик) услуги по формированию и отправке его адресатам sms-сообщений через систему («Платформа MFMS») ООО «ОСК» на условии получения Заказчиком предварительного согласия на получение отсылаемых сообщений.

Следовательно, последовательными действиями АО ЮниКредит Банк, ООО «ОСК» и АО «МегаЛабс», которые в данном случае выступили рекламораспространителями, обеспечено направление рассматриваемой sms-рекламы через SMS-центр ПАО «МегаФон» <...> в сеть подвижной радиотелефонной связи ООО «Скартел» (Yota) на абонентский номер <...>, выделенный в пользование гр. С. <...>.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Вместе с тем, АО ЮниКредит Банк, сведения о котором содержатся в рассматриваемой sms-рекламе, в рамках сложившихся договорных отношений сформировало текст рассматриваемой sms-рекламы для её дальнейшей отправки через систему ООО «ОСК» и тем самым выступило одновременно рекламодателем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодатель и рекламораспространитель - АО ЮниКредит Банк,  сославшись на ошибочность направления рассматриваемой sms-рекламы, признал отсутствие предварительного согласия абонента номера <...> на получение рекламных сообщений от имени Банка (письмо АО ЮниКредит Банк <...>).

При установленных обстоятельствах следует признать, что sms-рассылка с рассматриваемой рекламой доставлена на абонентский номер <...> (оператор связи Yota) без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы.

Материалами настоящего дела установлено, что в силу сложившихся договорных обязательств между АО ЮниКредит Банк и ООО «ОСК», ООО «ОСК» и АО «МегаЛабс», АО «МегаЛабс» и ПАО «МегаФон» каждый из рекламораспространителей - АО ЮниКредит Банк, ООО «ОСК», АО «МегаЛабс» в рамках достигнутых ими соглашений осуществили sms-рассылку с рассматриваемой рекламой со своего оборудования при том, что договорные обязательства каждого из названных лиц, не являющихся операторами подвижной радиотелефонной связи, предусматривают обязанность осуществлять такую sms-рассылку со своего оборудования на оборудование партнера только таким абонентам - пользователям услуг подвижной радиотелефонной связи операторов подвижной радиотелефонной связи, от которых получено предварительное согласие на получение рекламы.

Несоблюдение таких договорных обязательств со стороны каждого из рекламораспространителей, которым среди других (ООО «ОСК», АО «МегаЛабс») выступает АО ЮниКредит Банк, привело к нарушению требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Вместе с тем, рассматриваемая sms-реклама «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636», отправленная 13.12.2018 в 15:49 от имени UniCredit через SMS-центр оператора связи ПАО «МегаФон» <...> на абонентский номер <...> (оператор связи Yota) без предварительного согласия абонента - гр. С. на получение такой рекламы, по своему содержанию формирует у потребителей желание воспользоваться услугами банковского кредита АО ЮниКредит Банк по ставке 11,9% годовых.

В такой рекламе существенной является не только информация о привлекательном условии процентной ставки по кредиту, но и информация, способная обмануть ожидания потребителей, сформированные такой рекламой. Отсутствие  каких-либо сведений об иных условиях рекламируемого кредита может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться предлагаемой в рекламе банковской услугой.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования. При этом к рекламе банковских услуг предъявляются специальные требования.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», в состав которых входят общие и индивидуальные условия. В силу названной статьи к условиям, определяющим полную стоимость займа, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения; иные платежи заемщика, обязанность осуществления которых заемщиком следует из условий договора потребительского кредита (займа).

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Следовательно, сообщаемая в sms-рекламе привлекательная ставка по кредиту 11,9% годовых, предлагаемая  АО ЮниКредит Банк для рефинансирования от 1 до 5 кредитов других банков, относится к одному из условий потребительского кредита.

Основными условиями потребительского кредита, опубликованными в сети Интернет на официальном сайте ЮниКредит Банк по адресу www.unicreditbank.ru в разделе «Кредиты» (распечатка скрин-шотов с сайта от 15.03.2019), определены: размер кредита до 3000000 рублей, процентная ставка от 12,9% годовых в рублях (рефинансирование – от 11,9%), срок кредита 24, 36, 48, 60, 72, 84 месяца.

Наряду с этим, АО ЮниКредит Банк с письмом <...> предоставило рекламные макеты, в которых Банком определены такие условия предоставления кредита при рефинансировании:  сумма кредита от 100000 до 3000000 руб. для зарплатных клиентов ЮниКредит Банка, до 1500000 руб. для остальных категорий клиентов, максимальный размер суммы, не предназначенной для погашения рефинансируемых кредитов (дополнительной суммы) 1000000 руб., процентные ставки при оформлении полиса добровольного страхования жизни и здоровья заемщика 11,9% годовых на срок от 24 до 60 мес., без оформления полиса добровольного страхования жизни и здоровья заемщика 15,9% годовых на срок от 24 до 84 месяцев, действие программы не распространяется на кредиты, выданные микрофинансовыми организациями.

Тем самым в распространенной sms-рекламе, сообщающей потребителям лишь одно привлекательное условие о размере процентной ставки по кредиту 11,9% годовых, влияющее на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся кредитными услугами лица, отсутствует существенная информация об условиях использования такой процентной ставки, доступной только при оформлении полиса добровольного страхования жизни и здоровья заемщика на срок от 24 до 60 мес., и такое кредитование не распространяется на рефинансирование кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, а также умалчиваются все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» для заемщика и влияющие на нее, такие как предельные (минимальные и максимальные) значения суммы кредита с учетом условий их применения для конкретной категории клиентов и предназначения для погашения рефинансируемых кредитов, сроки предоставления кредита с учетом условий их применения для конкретной категории клиентов.

Пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 38 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Также пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 38 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Таким образом, доставленная от имени UniCredit по сети радиотелефонной связи 13.12.2018 в 15:49 на абонентский номер <...> (оператор связи Yota)  гр. С. <...> sms-реклама «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636», которая распространена без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы и в которой сообщается только привлекательное условие кредитования по ставке 11,9% годовых, влияющей на окончательную сумму расходов заемщиков по кредиту, и при этом замалчиваются иные условия кредита, определяющие его полную стоимость, нарушает  требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5, статьей 28  настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем и одновременно рекламораспространителем, чьими действиями опосредовано и выражено распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы, является АО ЮниКредит Банк <...>.

АО ЮниКредит Банк имело и правовую, и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, однако не проявило разумной заботливости и осмотрительности для выполнения обязанностей соблюдать установленные законодательством о рекламе требования, следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

В рассматриваемом случае объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 и частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выраженном в распространении на абонентский номер <...> гр. С. без его предварительного согласия sms-рекламы с привлекательным предложением кредитования от АО ЮниКредит Банк по ставке 11,9% годовых, влияющей на окончательную сумму расходов заемщиков по кредиту, и при отсутствии иных условий кредита, определяющих его полную стоимость, что способно обмануть ожидания потребителей и ввести их в заблуждение относительно действительной стоимости предлагаемого кредита.

Субъектом правонарушения в данном случае является юридическое лицо – рекламодатель и рекламораспространитель АО ЮниКредит Банк <...>.

Частью 1 статьи 2.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов  Российской Федерации  об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо АО ЮниКредит Банк, выступая в качестве рекламодателя и рекламораспространителя, при реализации своей воли по распространению рассматриваемой рекламы обязано было руководствоваться требованиями части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и при этом имело возможность получить предварительное согласие абонента номера <...> на получение рекламы от АО ЮниКредит Банк либо, при отсутствии такового, не использовать абонентский номер <...> для несанкционированной рекламной sms-рассылки, а также не распространять рекламу кредитных услуг банка, сообщающую привлекательную процентную ставку по кредиту 11,9% годовых и замалчивающую все остальные условия  кредита, определяющие его полную стоимость, тем самым способную ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться таким кредитом.

Однако, АО ЮниКредит Банк, которое предвидело и знало, что у Банка отсутствует предварительное согласие абонента номера <...> на получение рекламы, а также осознанно сформировало текст рекламы с отсутствующей в рекламе частью существенной для потребителей информации обо всех условиях кредита, предлагаемого Банком по ставке 11,9% годовых, не проявило необходимой заботливости и осмотрительности для выполнения возлагаемых на него Законом обязанностей, и Банком не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных Законом требований, тем самым пренебрежительно отнеслось к исполнению своих обязанностей соблюдать требования законодательства о рекламе, вследствие чего распространило по сети электросвязи ненадлежащую рекламу кредита по ставке 11,9% годовых от АО ЮниКредит Банк без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, чем нарушило информационное право потребителей рекламы, и такими незаконными действиями посягнуло на установленный, регламентированный государством, порядок распространения рекламы, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не усматривается.

Таким образом, по вине рекламодателя и рекламораспространителя – АО ЮниКредит Банк <...> по сети электросвязи распространена ненадлежащая sms-реклама «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636», доставленная от имени UniCredit 13 декабря 2018 года в 15:49 через SMS-центр оператора связи ПАО «МегаФон» <...> на абонентский номер <...> (оператор связи Yota) гр. С., проживающего в г.Москве, которой нарушены требования части 7 статьи 5,  части 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», за что предусмотрена административная ответственность по части 1 и части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Местом и временем совершения рассматриваемого правонарушения является место и время получения рассматриваемой sms-рекламы конкретным абонентом - гр. С., которому выделен в пользование абонентский номер <...> (оператор связи Yota), а именно: г.Москва, 13 декабря 2018 года в 15:49.

В силу части 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

По состоянию на 08 апреля 2019 года АО ЮниКредит Банк <...> не значится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (находится в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/search.html, распечатка принт-скрина имеется в материалах дела). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Соответственно, к АО ЮниКредит Банк не применимы положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.

Рассмотренные обстоятельства указывают на виновность АО ЮниКредит Банк в совершении действия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена:

частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - за распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы;

частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее.

Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

По совокупности установленных обстоятельств имеются все основания применить к АО ЮниКредит Банк <...> более строгую санкцию, предусмотренную частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, административный штраф в размере триста тысяч рублей (минимальное значение штрафной санкции), что будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

Руководствуясь частью 7 статьи 5,  части 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а также частью 2 статьи 4.4, частями 1 и 6 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо – Акционерное общество «ЮниКредит Банк» <...> нарушившим часть 1 и часть 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования  части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Применить к юридическому лицу – Акционерному обществу «ЮниКредит Банк» <...> меры административной ответственности по санкции части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере триста тысяч (300000) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счет казначейства:

Получатель: ИНН 1326136739; КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России, л/с 04091091570); УИН 16100500000000047351; код администратора доходов КБК 161 1 16 26000 01 6000 140 ОКТМО 89701000; Банк получателя: Отделение - НБ Республика Мордовия г.Саранск; БИК 048952001; Расчетный счет 40101810022020017002; Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе по постановлению Мордовского УФАС России от 08.04.2019 № 209.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Руководитель Управления                                                                                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны