Постановление №503 О наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-368/2019 об админис... от 11 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-368/2019

об административном правонарушении 

11 сентября 2019 года                                                               г. Саранск, проспект Ленина, 14

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 151 от 26.07.2019г. и материалы дела № 013/04/14.3-368/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении гражданина – А. <...>,

УСТАНОВИЛ:

В рамках дела № 013/05/28-188/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения в выпусках газеты «ИРР13» № 04 (095) за 04.02.2019г. (стр.29), № 05 (096) за 11.02.2019г. (стр.31), № 06 (097) за 18.02.2019г. (стр.29), № 07 (098) за 25.02.2019г. (стр.29) рекламы «ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ кредита без проверки кредитной истории. Т.8-<...>», в которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги по выдаче кредита, и посредством которой продвигаются услуги лица, не осуществляющего профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 14.06.2019 № 328 по делу № 013/05/28-188/2019 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 1 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По установленному факту нарушения законодательства о рекламе в отношении А. в последующем был составлен протокол Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 151 от 26.07.2019г., согласно которому названному гражданину вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 151 от 26.07.2019г. составлен в отсутствии гражданина А., надлежащим образом извещенной о составлении такого протокола уведомлением о составлении протокола от 27.06.2019 № 1515. Копия составленного протокола Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 151 от 26.07.2019г. и определения Мордовского УФАС России от 26.07.2019 № 475 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены по адресу регистрации А. заказным письмом с уведомлением, что соответствует установленному статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядку извещения  лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Содержание протокола об административном правонарушении № 151 от 26.07.2019г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

С учетом изложенного, протокол Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 151 от 26.07.2019г. рассмотрен в порядке статей 25.15, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии гражданина А., извещенной о рассмотрении такого протокола в установленном порядке.

Административное правонарушение выразилось в следующем.

При проведении специалистами Мордовского УФАС России наблюдения за соблюдением требований рекламного законодательства выявлено распространение объявления «ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ кредита без проверки кредитной истории. Т.8-<...>», размещенного в выпуске газеты «ИРР13» № 04 (095) за 04.02.2019г. на стр.29 в рубрике «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ». Публикация такого объявления в тематической рубрике «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» по своему содержанию формирует мнение о том, что продавец услуг, предлагая помощь в получении кредита без проверки кредитной истории со ссылкой на контактный номер телефона 8-<...>, тем самым фактически может предоставить деньги в кредит.

Тем самым распространенная информация, адресованная неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам финансового характера в виде помощи в получении кредита без проверки кредитной истории, побуждает потребителей обратиться за такими услугами по телефону 8-<...>, способствует продвижению таких услуг на рынке, тем самым такая информация по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются финансовые услуги в виде помощи в получении кредита без проверки кредитной истории, обратиться за которыми можно по телефону 8-<...>.

Рассматриваемая реклама размещена с использованием печатного средства массовой информации – газеты «ИРР», производство и выпуск которой осуществляет ООО «Альфа Тренд», оказавшее услуги по размещению такой рекламы рекламному агентству ООО «Медиа Тренд» на основании договора <...>, заключенным между ООО «Альфа Тренд» и ООО «Медиа Тренд».

В свою очередь, ООО «Медиа Тренд» приняло заявку с текстом рекламы «Помощь в получении кредита без поверки кредитной истории 8-<...>» от А. для дальнейшего размещения такой рекламы в газете «ИРР13».

Сложившиеся договорные отношения и фактический процесс организации размещения и распространения рассматриваемой рекламы свидетельствуют о том, что рекламодателем выступила А.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ООО «Альфа Тренд» с письмом <...> предоставило сведения о том, что рассматриваемая реклама публиковалась в четырех февральских выпусках газеты «ИРР13» № 04 (095) за 04.02.2019г. (стр.29), № 05 (096) за 11.02.2019г. (стр.31), № 06 (097) за 18.02.2019г. (стр.29), № 07 (098) за 25.02.2019г. (стр.29), в подтверждение чего предоставлены экземпляры выпусков такой газеты.

Вместе с тем, ООО «Альфа Тренд» с письмом <...> предоставило объяснительную менеджера ООО «Медиа Тренд» <...>, сообщающей, что заказчик рекламы А. пояснила суть своей деятельности, сводящейся к тому, что А. консультирует обратившихся к ней клиентов по сбору необходимых документов с испорченной кредитной историей и информирует их о кредитных организациях, в которые лучше обратиться для одобрения в получении кредита.

А. не предоставила документов и материалов по существу своей деятельности, несмотря на направленный антимонопольным органом в ее адрес запрос информации.

Учитывая обстоятельства того, что текст рассматриваемой рекламы буквально сообщает только о помощи в получении кредита без проверки кредитной истории и не содержит каких-либо иных сведений, из которых можно было бы сделать вывод о том, что лицо, предлагающее такую помощь, окажет лишь консультационные услуги, предоставленная менеджером ООО «Медиа Тренд» <...> объяснительная не находит своего документального подтверждения.

Реклама с позиции обычного потребителя воспринимается в момент её представления непосредственно, потребители рекламы не обязаны проводить дополнительный анализ и прикладывать специальные усилия либо обладать специальными познаниями, чтобы однозначно понять сообщаемую в рекламе информацию.

В рассматриваемой рекламе содержится  только сообщение «ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ кредита без проверки кредитной истории…», за которым заемщики могут обращаться к кредитору по телефону 8-<...>, и такое привлекательное предложение воспринимается не иначе, как приглашение воспользоваться финансовыми услугами в виде кредита, усиленное публикацией в тематической рубрике под названием «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ».

В силу положений статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации кредит предоставляется заемщику только банком или иной кредитной организацией (кредитор).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов) осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами от 19.07.2017 № 196-ФЗ «О ломбардах»,  от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», из положений которых следует, что профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов) вправе осуществлять только юридические лица, наделенные специальным статусом.

Тем самым названными правовыми актами определено, что профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов) вправе осуществлять банки либо микрофинансовые организации и ломбарды, которыми могут быть только юридические лица, а также кредитные кооперативы, которыми могут быть добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства, наделенные действующим законодательством правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Вместе с тем, к рекламе финансовой деятельности и финансовых услуг по предоставлению кредита (займа) предъявляются специальные требования.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии частью 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Однако рассматриваемая реклама, в которой отсутствуют сведения о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги по выдаче кредита, распространена в интересах физического лица А., которая, в силу Закона, не может быть наделена специальным статусом финансовой организации и поэтому не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению кредита в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Таким образом, распространенная на территории Республики Мордовия в выпусках газеты «ИРР13» № 04 (095) за 04.02.2019г. (стр.29), № 05 (096) за 11.02.2019г. (стр.31), № 06 (097) за 18.02.2019г. (стр.29), № 07 (098) за 25.02.2019г. (стр.29) реклама «ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ кредита без проверки кредитной истории. Т.8-<...>», в которой не сообщаются сведения о лице, оказывающем финансовые услуги по выдаче кредита, и посредством которой продвигаются услуги лица, не осуществляющего профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», нарушает требования части 1 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», поэтому такая реклама является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1 и 13 статьи 28  настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае установлено, что рекламодателем ненадлежащей рекламы выступило физическое лицо - гр. А., действиями которой опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы с нарушением требований части 1 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Гр. А. как рекламодатель имела и правовую, и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, однако не проявила разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению требований, установленных частью 1 и частью 13 статьи 28  Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов  Российской Федерации  об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина рекламодателя – гр. А. заключается в пренебрежительном отношении к обязанности соблюдать требования, установленные частью 1 и частью 13 статьи 28  Федерального закона «О рекламе», и непринятии ею исчерпывающих мер по соблюдению установленных норм и правил рекламного законодательства.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняющие право потребителей на получение рекламы, соответствующей требованиям рекламного законодательства.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуги в виде помощи в получении кредита без проверки кредитной истории, обратиться за которыми можно по телефону 8-<...>, в которой не сообщаются сведения о лице, оказывающем финансовые услуги по выдаче кредита, и посредством которой продвигаются услуги лица, не осуществляющего профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», что нарушает требования части 1 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Субъектом административного правонарушения является рекламодатель – А., определившая содержание рассматриваемой рекламы и осуществившая заказ на её распространение в своих интересах.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной рекламодателя - А., которая, имея возможность соблюдать требования законодательства о рекламе, пренебрежительно отнеслась к исполнению своих обязанностей, следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, нарушающей часть 1 и часть 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Временем совершения административного правонарушения гр. А. является период распространения ненадлежащей рекламы в выпусках газеты «ИРР13» № 04 (095) за 04.02.2019г., № 05 (096) за 11.02.2019г., № 06 (097) за 18.02.2019г., № 07 (098) за 25.02.2019г., то есть 04 февраля 2019 года, 11 февраля 2019 года, 18 февраля 2019 года,  25 февраля 2019 года.

Местом совершения административного правонарушения является место регистрации А.: Республика Мордовия, г.Саранск, <...>.

В рассматриваемом случае совершённое правонарушение нарушает права потребителей рекламы на получение достоверной и полной информации о лице, оказывающем финансовые услуги по выдаче кредита, что необходимо для осознанного и правильного потребительского  выбора, а также до сведения потребителей доводится не допустимая к распространению реклама лица, не осуществляющего профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», что грубо нарушает принципы финансовой безопасности, и тем самым создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы и посягает на установленный, регламентированный государством порядок распространения рекламы.

С учетом изложенного, малозначительность административного правонарушения отсутствует.

В силу части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

С учетом норм части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

Соответственно, на дату вынесения настоящего постановления срок привлечения к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

При рассмотрении настоящего дела также учитывается, что в настоящее время распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы прекращено. Также в процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2018 года и за истекший период 2019 года А. к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.

Данные обстоятельства, с учетом положений статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь частью 1 и частью 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а также частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать гражданина – А. <...> нарушившей часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ею не соблюдены требования части 1 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Применить к гражданину – А. <...> меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере двух тысяч (2000) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счет казначейства:

Получатель: ИНН 1326136739; КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России, л/с 04091091570); УИН 16100500000000218415; код администратора доходов КБК 161 1 16 26000 01 6000 140; ОКТМО 89701000; Банк получателя: Отделение - НБ Республика Мордовия г.Саранск; БИК 048952001; Расчетный счет 40101810022020017002; Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе по постановлению Мордовского УФАС России от 11.09.2019 № 503 по делу № 013/04/14.3-368/2019 об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления                                                                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны