Решение №ЕЛ/660/22 Решение от 4 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/07/3-479/2022

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «01» августа 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «04» августа 2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <...>. – руководитель Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

<...> – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии посредством видеоконференцсвязи:

представителей Заявителя – директора <...>. (решение единственного учредителя ООО «Башкирские Телекоммуникационные Системы» от 18.04.2013 № 1), <...> (генеральная доверенность от 01.06.2022 г. № б/н),

представителей Заказчика – <...>. (доверенность от 01.10.2021 г. № б/н), <...>(доверенность от 10.01.2022 г. № 11-17),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Башкирские Телекоммуникационные Системы» (вх. № 599-ЭП/22 от 25.07.2022 г.), направленную из ФАС России, на действия Заказчика – Акционерного общества Технической фирмы «Ватт» при проведении закупки в форме публичного запроса оферт в электронной форме на право заключения договора поставки «Поставка и замена блоков СКЗИ в тахографах транспортных средств АО ТФ «Ватт» (извещение № 32211533465 в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) и на сайте ЭТП ГПБ (http://etpgpb.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Башкирские Телекоммуникационные Системы» (далее – Заявитель, ООО «БТС») (вх. № 599-ЭП/22 от 25.07.2022 г.), направленную из ФАС России, на действия Заказчика – Акционерного общества Технической фирмы «Ватт» (далее – Заказчик, ООО ТФ «Ватт») при проведении закупки в форме публичного запроса оферт в электронной форме на право заключения договора поставки «Поставка и замена блоков СКЗИ в тахографах транспортных средств АО ТФ «Ватт» (извещение № 32211533465 в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) и на сайте ЭТП ГПБ (http://etpgpb.ru).

Сторонам по делу направлено уведомление от 27.07.2022 г. № ЛА/550/22 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением, рассмотрение жалобы назначено на 01 августа 2022 года на 15 часов 00 минут.

Заявителем в представленной жалобе (вх. № 599-ЭП/22 от 25.07.2022 г.) указано на нарушение действующего законодательства при проведении вышеуказанной закупки согласно следующим доводам:

  1. Заказчиком, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), неправомерно предъявлено к участникам закупки требование, установленное пунктом 1.1.10. Документации о закупке: «Место выполнения работ: по месту нахождения сервисного центра (мастерской) исполнителя в пределах г.о. Саранск или по месту нахождения Заказчика. (Данное условие является критерием оценки)», которое носит дискриминационный характер и необоснованно ограничивает конкуренцию.
  2. Заказчик умышленно поставил условия места нахождения участника закупки в г.о. Саранск с целью ограничения потенциальных участников закупки, то есть конкурсная документация составлена Заказчиком под отдельного заранее выбранного поставщика.

ООО ТФ «Ватт» с доводом жалобы не согласилось, представило возражение (вх. № 705/22 от 29.07.2022).

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.

Публичный запрос оферт проводился Заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», Положением о закупке товаров, работ, услуг АО ТФ «Ватт», утвержденным Советом директоров АО ТФ «Ватт» на основании протокола от 29.06.2022 № 10-22 (далее – Положение о закупках), Извещением о проведении закупки № 30-ПЗО от 07.07.2022 г. (далее – Извещение), Документацией публичного запроса оферт в электронной форме на право заключения договора «Поставка и замена блоков СКЗИ в тахографах транспортных средств АО ТФ «Ватт» (далее – Документация о закупке).

В соответствии с пунктом 4.1.6. Положения о закупках, публичный запрос оферт отнесен к способу осуществления неконкурентной закупки.

Выбор поставщика путём проведения публичного запроса оферт, в соответствии с пунктом 4.3.4. Положения о закупках, может осуществляться в любых случаях, в том числе, когда Заказчику необходимо осуществить закупку в более короткие сроки, чем это возможно при конкурентных способах закупки и (или) при описании предмета закупки важно сделать указание в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименования страны происхождения продукции или самого производителя, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования не влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Пункт 4.3.5. Положения о закупках устанавливает, что подготовка и проведение публичного запроса оферт осуществляется по аналогии с конкурентной закупкой, за исключением пункта 7.4.2 Положения о закупках.

07.07.2022 года Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru и на ЭТП ГПБ – http://etpgpb.ru была размещена закупка № 32211533464, проводимая в форме публичного запроса оферт в электронной форме на право заключения договора поставки «Поставка и замена блоков СКЗИ в тахографах транспортных средств АО ТФ «Ватт».

Дата начала срока подачи заявок: 07.07.2022 00:00 (МСК);

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 14.07.2022 09:00 (МСК);

Дата подведения итогов: 15.07.2022 (МСК)

Частью 3.2 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» установлено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Исходя из жалобы ООО «БТС», в Документации о закупке Заказчиком утвержден пункт 1.1.10 «Место выполнения работ: по месту нахождения сервисного центра (мастерской) исполнителя в пределах г.о. Саранск», что, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию.

Заявителем был направлен запрос в адрес Заказчика о разъяснении документации с просьбой исключить данный пункт из всей документации в связи с тем, что предоставляемые ФСБ России лицензии на выполнение работ, определенных Перечнем, являющимся приложением к «Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313, позволяют выполнять работы с тахографами со встроенным блоком СКЗИ (заключать договоры на их проведение) на всей территории Российской Федерации.

Заказчик, рассмотрев запрос Заявителя, 11.07.2022 уведомлением № 1 о внесении изменений в публичный запрос оферт в электронной форме № 30-ПЗО от 07.07.2022 утвердил в Документации о закупке пункт 1.1.10 «Место выполнения работ: по месту нахождения сервисного центра (мастерской) исполнителя в пределах г.о. Саранск или по месту нахождения Заказчика. (Данное условие является критерием оценки)».

После внесения изменений Заказчиком в Документацию, Заявителем была подана заявка на участие в публичном запросе оферт.

Согласно Протоколу заседания закупочной комиссии АО ТФ «Ватт» № 30-ПЗО-и от 15.07.2022 на участие в публичном запросе оферт всего было подано 3 заявки:

№ п/п

Наименование участника закупки

Присвоенный номер

Дата и время подачи заявки (время московское)

1

ООО "Навигационные системы Мордовии"

Участник 1

11.07.2022 - 13:53

2

ООО "ОМНИКОММ-САРАНСК"

Участник 2

11.07.2022 - 18:55

3

ООО "БТС"

Участник 3

13.07.2022 - 18:01

По результатам рассмотрения заявок участников, заявка Участника 1 была отклонена и к этапу оценки были допущены заявки Участника 2 и Участника 3.

Согласно пункту 8.9.10 Положения о закупках, в рамках отдельной закупки Заказчик вправе по своему усмотрению устанавливать виды, количество, а также весовые коэффициенты используемых критериев оценки заявок участников.

В Документации о закупках пунктами 3.9.10-3.9.11 были установлены следующие критерии оценки: «Цена» с весовым коэффициентом 0,9 и «Место расположения» с весовым коэффициентом 0,1.

Рейтинг по критерию «Место расположения» определялся в соответствии со шкалой: место расположения сервисного центра (мастерской) исполнителя в пределах г.о. Саранск - 100 баллов, место расположения сервисного центра (мастерской) исполнителя не в пределах г.о. Саранск - 0 баллов (пункт 3.9.16 Документации о закупках).

В соответствии с итоговой оценкой заявок участников, Участник 2, у которого сервисный центр (мастерская) расположен в пределах г.о. Саранск, получил в результате оценки дополнительные баллы, за счет чего и стал победителем закупки с итоговой суммой баллов – 94,48, Заявитель получил 90,00 баллов.

На заседании Комиссии 01.08.2022 года Заявитель уточнил, что довод его жалобы сводится к неправомерной оценке его заявки в соответствии с установленным критерием, утвержденным пунктом 1.1.10 Документации о закупках: «Место выполнения работ: по месту нахождения сервисного центра (мастерской) исполнителя в пределах г.о. Саранск или по месту нахождения Заказчика. (Данное условие является критерием оценки)», в соответствии с которым Заявитель недополучил 10 баллов в результате итоговой оценки заявок участников.

По мнению Комиссии Мордовского УФАС России, подавая заявку на участие в данной закупке, Заявитель согласился со всеми содержащимися в закупочной документации условиями. При этом положения Документации о закупке не были обжалованы заявителем до даты окончания срока подачи заявок. Таким образом, заявитель согласился на все условия закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке.

Следует отметить, что ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников торгов путем установления определённых требований к участникам, а лишь незаконное, необоснованное ограничение круга потенциальных участников торгов путём установления требований, не соответствующих положениям действующего законодательства. Оспариваемые заявителем положения закупочной документации являются критерием оценки заявок, а не требованием к участникам закупки.

Кроме того, согласно пункту 4.1.6 Положения о закупках, публичный запрос оферт не является формой проведения конкурентной закупки и его проведение не регулируется статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», определяющими условия и порядок проведения конкурентных закупок. Публичный запрос оферт также не регулируется статьями 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из пункта 8.9.10 Положения о закупках, Заказчику предоставлено право в рамках отдельной закупки по своему усмотрению устанавливать виды, количество, а также весовые коэффициенты используемых критериев оценки заявок участников.

В связи с чем, в действиях заказчика, выразившихся в установлении такого порядка оценки, при котором участнику закупки, находящемуся в пределах г. о. Саранск, начисляется большее количество баллов в сравнении с участником, находящимся за пределами г.о. Саранск, нарушений пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о защите конкуренции не установлено, поскольку данная возможность предоставлена заказчику Положением о закупках, а также указанные показатели и порядок оценки по ним позволяют заказчику выявить лучшие для себя условия исполнения договора.

Кроме того, довод жалобы заявителя, уточненный на заседании Комиссии 01.08.2022 года, о неправомерной оценке его заявки в соответствии с утвержденным Документацией о закупке пунктом 1.1.10. «Место выполнения работ: по месту нахождения сервисного центра (мастерской) исполнителя в пределах г.о. Саранск или по месту нахождения Заказчика. (Данное условие является критерием оценки)», не был подтвержден в связи с осуществлением Заказчиком расчета показателей оценки заявок участников закупки в строгом соответствии с утвержденными в Документации о закупке критериями.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Башкирские Телекоммуникационные Системы» (вх. № 599-ЭП/22 от 25.07.2022 г.), направленную из ФАС России, на действия Заказчика – Акционерного общества Технической фирмы «Ватт» при проведении закупки в форме публичного запроса оферт в электронной форме на право заключения договора поставки «Поставка и замена блоков СКЗИ в тахографах транспортных средств АО ТФ «Ватт» (извещение № 32211533465 в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) и на сайте ЭТП ГПБ (http://etpgpb.ru) необоснованной.

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии: <...>

<...>

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны