Решение №398 Решение от 28 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;

Члены Комиссии:

начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;

заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,

в присутствии:

от заявителя:

 представителя ООО «Спектр» (доверенность от 08.12.2020 года №б/н),

от ответчиков:

 Первого заместителя Министра здравоохранения Республики Мордовия, Председателя Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (доверенность от 08.12.2020 года №16);

 заместителя директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия, секретаря Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (доверенность от 20.11.2020 года №8);

представителя Правительства Республики Мордовия, начальника юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Мордовия (доверенность от 08.12.2020 года №01-58/3),

рассмотрев дело №013/01/15-769/2020 по признакам нарушения Правительством Республики Мордовия (ул. Советская, 35, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005) и Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (ул. Коммунистическая, 33, корпус 2, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005) пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило заявление ООО «Спектр» (вх. №27.07.2020 года №4553) в отношении Правительства Республики Мордовия и Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в отказе в распределении объемов медицинской помощи на 2020 год без оснований, предусмотренных действующим законодательством и без учета критериев распределения медицинской помощи, что приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, в том числе путем устранения ООО «Спектр» с рынка медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.

В соответствии с поручением руководителя ФАС России от 16.07.2020 года №01-023-ИА/пр проект предупреждения со служебной запиской направлены в Правовое управление Центрального аппарата ФАС России (исх. №2222 от 04.09.2020 года).

Правовое управление ФАС России письмом от 16.09.2020 года №09/80124/20 согласовало представленный проект предупреждения с учетом указанных замечаний.

В результате в соответствии с требованиями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Мордовским УФАС России выдано два предупреждения в отношении:

- Правительства Республики Мордовия №2480 от 22.09.2020 года в связи с наличием в действиях(бездействиях) Правительства Республики Мордовия признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Мордовское УФАС России предупреждает о необходимости в срок до «19» октября 2020 года прекращения бездействия Правительства Республики Мордовия по приятию мер по созданию условий, направленных на недискриминационное распределение объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Мордовия и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем обеспечения разработки и реализации механизма (системы) распределения объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Мордовия, предусматривающего обязательные для Комиссии объективные критерии распределения объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС на недискриминационных условиях;

- Председателю Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия №2481 от 22.09.2020 года в связи с наличием в указанных действиях Комиссии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Мордовское УФАС России предупреждает Комиссию о необходимости в срок до «19» октября 2020 года прекращения действий выразившихся в создании дискриминационных условий хозяйствующему субъекту по сравнению с иными медицинскими организациями, действующими на рынке оказания медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, при распределении объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Мордовия, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем отмены Протокола № 19/2019 от 31.12.2019 года в части решения Комиссии, принятого по четвертому вопросу повестки, распределения объемов медицинской помощи в отношении ООО «Спектр» в соответствии с видами медицинской помощи, включенными в реестр медицинских организаций, с применением критериев распределения таких объемов, а также по информированию ООО «Спектр» о принятых решениях.

Письмом от 15.10.2020 года №1-8/10038 Министерство здравоохранения Республики Мордовия сообщило, что во исполнение поручения Председателя Правительства Республики Мордовия от 24.09.2020 года В.Ф. Сушкова, рассмотрев предупреждение Мордовского УФАС России от 22.09.2020 года №2480, а также предупреждение Мордовского УФАС России от 22.09.2020 года №2481, в соответствии  с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года №432, приказом Минздрава РФ от 19.03.2020 года №198н, приказами Минздрава Республики Мордовия и в связи с увеличением объемов оказания первичной медико – санитарной помощи, специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной форме при острых респираторных вирусных заболеваниях, гриппе, пневмонии, новой коронавирусной инфекции, Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия приняла решение о распределении объемов медицинской помощи ООО «Спектр» (протокол №14/2020 от 30.09.2020 года).

Исходя из изложенного, распределение объемов медицинской помощи ООО «Спектр» осуществлено без учета требований, установленных в предупреждении Мордовского УФАС России от 22.09.2020 года №2480, а также предупреждении Мордовского УФАС России от 22.09.2020 года №2481.

Вместе с тем, установлено, что Правительством Республики Мордовия и Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия не исполнены действия по созданию условий, направленных на недискриминационное распределение объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Мордовия, а также по устранению дискриминационных условия хозяйствующему субъекту по сравнению с иными медицинскими организациями, действующими на рынке оказания медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, при распределении объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Мордовия.

В связи с неисполнением предупреждений, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом Мордовского УФАС России от 28.10.2020 года №165-од в отношении Правительства Республики Мордовия возбуждено дело №013/01/15-769/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела №013/01/15-769/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.11.2020 года №803 рассмотрение дела назначено на 08.12.2020 года, у лиц, участвующих в деле запрошены документы и письменные объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:

- копия устава;

- письменные пояснения с приложением расчета (обоснования) заявленных объемов, планируемых к выполнению в рамках территориальной программы ОМС в Республике Мордовия на 2020 год;

- распоряжение Правительства Республики Мордовия от 28.10.2019 года №740-Р;

- письменные пояснения, относительно выполнения предупреждения Мордовского УФАС России от 22.09.2020 года №2480 в части приятия мер по созданию условий, направленных на недискриминационное распределение объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Мордовия и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем обеспечения разработки и реализации механизма (системы) распределения объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Мордовия, предусматривающего обязательные для Комиссии объективные критерии распределения объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС на недискриминационных условиях.

- письменные сведения с нормативным правовым обоснованием о порядке распределения объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования между медицинскими организациями на 2020 год (с приложением подтверждающих документов);

- письменные пояснения и расчет установления годовых объемов и финансового обеспечения для ООО «Спектр» на 2020 год по амбулаторно – поликлинической медицинской помощи, по стационарной медицинской помощи;

- иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Запрашиваемые документы представлены в полном объеме.

Приказом Мордовского УФАС России от 04.12.2020 года №186-од внесены изменения в состав Комиссии по рассмотрению дела №013/01/15-769/2020.

08.12.2020 года в ходе рассмотрения дела, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссия определила отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением об отложении рассмотрения дела №13/01/15-769/2020 от 08.12.2020 года №878 рассмотрение дела назначено на 20.01.2021 года, у участников процесса запрошена необходимая информация:

- копии протоколов заседаний Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Республики Мордовия за 2020 год.

- подробный расчет и обоснование, заявленного годового объема оказания медицинских услуг по амбулаторно – поликлинической медицинской помощи, по стационарной медицинской помощи.

Запрашиваемые документы представлены в полном объеме.

20.01.2021 года в ходе рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссия определила отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением об отложении рассмотрения дела №13/01/15-769/2020 от 20.01.2021 года №23 рассмотрение дела назначено на 02.02.2021 года, у участников процесса запрошена необходимая информация:

- копия заявки ООО «Спектр» об участии в реализации территориально программы обязательного медицинского страхования на территории Республики Мордовия на 2021 год.

- копия протокола заседания Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Республики Мордовия, касающегося распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями на 2021 год.

Определением об отложении рассмотрения дела №013/01/15-769/2020 рассмотрение дела назначено на 11 марта 2021 года, также Комиссия определила привлечь в качестве ответчика Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия.

Определением от 04.02.2021 года №56 срок рассмотрения дела №013/01/15-769/2020 продлен до 06.08.2021 года.

ООО «Спектр» представило дополнительные материалы:

- письмо ООО «Спектр» от 25.02.2021 года №10;

- письмо ТФОМС Республики Мордовия от 20.02.2021 года №438 (с приложениями);

- письмо ООО «Спектр» от 16.02.2021 года №6;

- распечатку электронного сообщения Пронькиной Е.В. от 21.01.2021 года, поступившее на эл. адрес: dleksin@mail.ru;

- письмо ТФОМС Республики Мордовия от 17.02.2021 года №400 (с приложениями).

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия дополнительно представил копию Протокола заседания Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия №2/2021 от 26.02.2021 года.

11.03.2021 года в ходе рассмотрения дела №013/01/15-769/2020, Комиссия пришла к мнению о необходимости получения дополнительных доказательств.

Определением об отложении рассмотрения дела №13/01/15-769/2020 от 11.03.2021 года №149 рассмотрение дела назначено на 07.04.2021 года, у участников процесса запрошена необходимая информация:

- о распределении объемов по амбулаторно – поликлинической помощи по профилям: акушерство и гинекология (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий), урология, терапия, хирургия, неврология педиатрия, эндокринология за 2019, 2020 год по следующей форме:

Наименование медицинской организации

Государственные медицинские организации

Частные медицинские организации

Плановый объем (по уведомлениям), %

Фактический объем (утвержденный), %

Плановый объем (по уведомлениям), %

Фактический объем (утвержденный), %

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Информация представлена в полном объеме.

07.04.2021 года в связи с отсутствием кворума, определением об отложении дела №013/01/15-769/2020 от 07.04.2021 года №237 рассмотрение дела назначено на 05.05.2021 года.

05.05.2021 года руководствуясь Указом Президента РФ от 23.04.2021 года, приказом ФАС России от 27.04.2021 года №408/21, частью 6.1 статьи 40, частью 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, Комиссия определила отложить рассмотрение дела.

Определением об отложении рассмотрения дела №13/01/15-769/2020 от 05.05.2021 года №319 рассмотрение дела назначено на 24.05.2021 года.

24.05.2021 года на заседании по рассмотрению дела №013/01/15-769/2020 Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать бездействие Правительства Республики Мордовия, выразившееся  в непринятии мер по созданию условий, направленных на недискриминационное распределение объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Мордовия, и действий Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия, выразившихся в создания дискриминационных условий ООО «Спектр» по сравнению с иными медицинскими организациями, действующими на рынке оказания медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, при распределении объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Республики Мордовия, как создание дискриминационных условий, имеющих признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением об отложении рассмотрения дела №13/01/15-769/2020 от 24.05.2021 года №364 рассмотрение дела назначено на 16.06.2021 года.

Территориальный фонд обязательно медицинского страхования Республики Мордовия дополнительно представил сведения (вх. №3282 от 18.06.2021 года) об участии ООО «Спектр» в реализации территориальной программы ОМС Республики Мордовия в 2021 году.

16.06.2021 года объявлен перерыв в заседании Комиссии до 21.06.2021 года.

21.06.2021 года в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47, частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела было отложено, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела (исх. №431 от 21.06.2021 года).

Рассмотрение дела назначено на 14.07.2021 года.

Изучив материалы дела, письменные пояснения и выслушав устные пояснения ответчиков по делу, Комиссия установила следующее.

ООО «Спектр» считает, что Правительством Республики Мордовия и Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Мордовия нарушают требования действующего законодательства, что повлекло несправедливое, непрозрачное, субъективное и ограничивающее конкуренцию распределение объемов медицинской помощи медицинским организациям в 2020 году.

Правительство Республики Мордовия и Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Мордовия, отрицает создание дискриминационных условий ООО «Спектр», по сравнению с иными медицинскими организациями, действующим на рынке оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательно медицинского страхования в Республике Мордовия.

Отношения в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС), Федеральным законом от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья граждан) и иными нормативными правовыми актами.

Под территориальной программой ОМС в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона об ОМС понимается составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой ОМС.

Согласно части 2 статьи 36 Закона об ОМС, территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Закона об ОМС территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 27.12.2019 года №539 (с изменениями от 27.03.2020 года, 03.08.2020 года).

Для разработки проекта территориальной программы ОМС на основании части 9 статьи 36 Закона об ОМС на территории Республики Мордовия распоряжением Правительства Республики Мордовия от 20.12.2011 года №814-Р (с послед. измен от 28.10.2019 года №740-Р) создана Комиссия по разработке территориальной программы ОМС в Республике Мордовия (далее – Комиссия ОМС Республики Мордовия), в состав которой входят на паритетных началах представители: органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовия.

Согласно части 10 статьи 36 Закона об ОМС, объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением Комиссии ОМС между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Комиссия ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее – Положение о комиссии), являющимся приложением к правилам ОМС, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н.

Согласно пунктам 15 и 16 Положения о комиссии, персональный состав Комиссии ОМС утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а председателем Комиссии ОМС является представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также, исходя из пункта 20 Положения о комиссии, решения Комиссии ОМС оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии ОМС и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые Комиссией ОМС в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников ОМС на территории субъекта Российской Федерации.

Поскольку Комиссия ОМС Республики Мордовия учреждена в силу прямого указания Закона об ОМС Правительством Республики Мордовия и наделена Законом об ОМС и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами функциями органов власти, в частности, по принятию решений обязательных к исполнению хозяйствующими субъектами, в том числе путем распределения объемов оказания медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, Комиссия ОМС Республики Мордовия является органом, осуществляющим функции Правительства Республики Мордовия в сфере ОМС.

Правительство Республики Мордовия как орган, утвердивший состав Комиссии ОМС Республики Мордовия, а также Комиссия ОМС Республики Мордовия несут ответственность за принимаемые решения, в том числе по вопросам распределения и перераспределения объемов оказания медицинской помощи между медицинскими организациями в сфере ОМС.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона об охране здоровья граждан, при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона об ОМС, к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Исходя из вышеизложенного, гражданин имеет право на выбор медицинской организации любой организационно-правовой формы (имеющей право на осуществление медицинской деятельности и включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС) для получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона об ОМС медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.

ООО «Спектр» письмом от 19.08.2019 года №б/н направило в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия уведомление об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования с просьбой о включении общества в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС Республики Мордовия. Фонд рассмотрел указанное уведомление и письмом от 22.08.2019 года № 2250 проинформировал ООО «Спектр» о том, что оно включено в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Республики Мордовия в 2020 году, с присвоением реестрового номера № 130227.

ООО «Спектр» заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС: договор № 53/2020 от 31.12.2019 с ООО «Капитал Медицинское Страхование» и договор № 49 от 31.12.2019 с ООО «СК «СОГАЗ - Мед».

ООО «Спектр» представило предложение о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на 2020 год в амбулаторных условиях и в условиях дневного и круглосуточного стационара:

- круглосуточный стационар – 600 случаев госпитализации, планируемых к выполнению (акушерство и гинекология – 100, урология – 100, хирургия – 50, оториноларингология - 350);

- диагностические и (или) консультативные услуги - 1500 диагностических и (или) консультативных услуг на плановый год (эндоскопия – 350, ультразвуковая диагностика – 800, функциональная диагностика – 350, эндоскопист – 350, ультразвуковой диагност – 800, функциональный диагност - 350);

- первичная медико – санитарная помощь – 8575 посещений с профилактическим и иными целями (обращения по поводу заболевания – 7800, посещений при оказании медицинской помощи в неотложной форме - 650).

Согласно приложению №3 постановления Правительства Республики Мордовия от 27.12.2019 года №539 (в ред. от 03.08.2020 года), в реестр медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере ОМС в Республике Мордовия в 2020 году, включено 66 медицинских организаций, участвующих в территориальной программе государственных гарантий, из них: 53 осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, 11 организаций относятся к частной форме собственности (ООО «Спектр» - под номером 65).

На основании вышеизложенного ООО «Спектр» имеет право на осуществление медицинской деятельности, включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС в Республике Мордовия на 2020 год, и обществом были запрошены объемы оказания медицинской помощи в рамках ОМС на 2020 год в амбулаторных условиях и в условиях дневного и круглосуточного стационара.

Комиссией ОМС Республики Мордовия 31.12.2019 года протоколом №19/2019 распределены объемы медицинской помощи для медицинских организаций Республики Мордовия на 2020 год (приложения к протоколу от 31.12.2019 года №19/2019).

Согласно Приложению «Распределение объемов медицинской помощи и их финансового обеспечения по кварталам 2020 года, установленных Комиссией ОМС Республик Мордовия» к протоколу от 31.12.2019 года №19/2019 медицинским организациям частной формы собственности, включенным в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС в Республике Мордовия в 2020 году, Комиссией ОМС Республики Мордовия установлены объемы оказания медицинской помощи (ООО «ВИТА - Мед» - 3 390 посещений с профилактической целью, дневной стационар – 210 случаи лечения; ООО «Центр ЭКО «ТЕРА» дневной стационар – 100 случаев лечения; ООО «ЗДОРОВЬЕ» - 1 000 посещений с профилактической целью; ООО «МЭДЭКО» дневной стационар – 1 случай лечения), ООО «Спектр» по заявленным направлениям оказания медицинской помощи, объемы на 2020 год распределены не были.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в антимонопольный орган ввиду того, что ООО «Спектр» не имеет возможности оказывать медицинскую помощь по ОМС и получать по заключенным договорам со страховыми медицинскими организациями оплату за оказанную медицинскую помощь в рамках ОМС. Распределение объемов оказания медицинской помощи в рамках ОМС между медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения может ограничивать право застрахованных лиц на выбор медицинской организации в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, установленном в пункте 1 статьи 21 Закона об охране здоровья граждан.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 раздела II письма Минздрава России от 21.12.2018 № 11-7/10/1-511 при распределении объемов оказания медицинской помощи должны учитываться:

- возможность оказания медицинскими организациями медицинской помощи в соответствии с лицензионными требованиями;

- соответствие объемов медицинской помощи, заявленной медицинскими организациями при подаче уведомлений об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, мощностным характеристикам медицинских организаций (койки, должности, медицинское оборудование и т.д.);

- соответствие деятельности медицинских организаций требованиям эффективности, стандартам;

- сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных лиц, их потребности в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты;

- сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования.

Таким образом, распределение объемов оказания медицинской помощи между медицинскими организациями должно осуществляться территориальными комиссиями не произвольно, а в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

Вместе с тем, в решении Комиссии ОМС Республики Мордовия, оформленном протоколом от 31.12.2019 года №19/2019, не содержится какого-либо объективного расчета, соответствующего установленным критериям, для обоснования не распределения объемов оказания медицинской помощи на 2020 год в Республике Мордовия в отношении частных медицинских организаций, в том числе в отношении ООО «Спектр». Позиция Комиссии ОМС Республики Мордовия, отраженная в указанном протоколе, о распределении объемов оказания медицинской помощи между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями с учетом уровней и условий оказания медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, не свидетельствует о наличии законных оснований для принятия решения об отказе в распределении объемов оказания медицинской помощи частным медицинским организациям, в том числе ООО «Спектр», на 2020 год в Республике Мордовия.

Решение о выделении каждой медицинской организации конкретного объема медицинский помощи с учетом показателей, перечисленных в части 10 статьи 36 Закона об ОМС, должно быть основано на установленных критериях распределения медицинской помощи, отвечающих принципам прозрачности и сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими организациями субъекта Российской Федерации в пределах установленных территориальной программой объемов оказания медицинской помощи.

Таким образом, отказ в выделении частным медицинским организациям, в том числе ООО «Спектр», объемов оказания медицинской помощи на 2020 год в Республике Мордовия привел к невозможности осуществления деятельности данной медицинской организацией в системе ОМС, несмотря на то, что она включена в реестр медицинских организаций, осуществляющих такую деятельность, имеет соответствующую лицензию и возможность оказывать медицинскую помощь имеющихся объемах.

В соответствии с распределёнными объемами медицинской помощи по кварталам 2020 года, установленными Комиссией ОМС Республик Мордовия (протокол от 31.12.2019 года №19/2019) в условиях стационарной медицинской помощи и амбулаторно – поликлинической медицинской помощи, на 2020 год предусмотрено 130 000 случаев стационарной медицинской помощи, 44 562 случаев лечения в дневном стационаре, 1 986 091 амбулаторно – поликлинической медицинской помощи (посещение с проф. целью), 407  866 посещений (неотложная медицинская помощь), 1 338 674 обращения по поводу заболевания, 216 661 вызовов (скорая медицинская помощь).

Комиссией ОМС Республики Мордовия с учетом гарантированных объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС Республики Мордовия, и ресурсной базы государственного здравоохранения, объемы медицинской помощи и их финансовое обеспечение на 2020 год распределены государственным медицинским организациям (за исключением: ООО «ВИТА - Мед» - 3 390 посещений с профилактической целью, дневной стационар – 210 случаи лечения; ООО «Центр ЭКО «ТЕРА» дневной стационар – 100 случаев лечения; ООО «ЗДОРОВЬЕ» - 1 000 посещений с профилактической целью; ООО «МЭДЭКО» дневной стационар – 1 случай лечения) в связи с полным обеспечением ими указанных нормативов.

Согласно представленным данным, в рамках территориальной программы ОМС в Республике Мордовия в 2019-2020 гг. объемы оказания медицинской помощи были распределены Комиссией ОМС Республики Мордовия фактически между государственными и частными медицинскими организациями в условиях круглосуточного стационара и в условиях дневного стационара следующим образом:

 

Распределении объемов по амбулаторно – поликлинической помощи по профилям: акушерство и гинекология (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий), урология, терапия, хирургия, неврология педиатрия, эндокринология за 2019 и 2020 годы

Год

Профиль

Государственные медицинские организации

Частные медицинские организации

2019

Акушерство и гинекология

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

225 222/150 685

2 168/4 386

Терапия

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

684 439/408 554

12 405/4 063

Хирургия

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

210 908/94 154

2 020/3 181

Неврология

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

103 417/70 239

2 086/1 689

Педиатрия

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

380 657/198 411

0/0

Эндокринология

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

46 550/31 661

1 217/997

2020

Акушерство и гинекология

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

153 291/141 939

144/5 183

Терапия

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

523 253/422 013

15 266/7 108

Хирургия

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

116 871/108 867

1 299/4 476

Неврология

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

117 314/89 464

2 110/2 040

Педиатрия

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

256 783/257 140

0/0

Эндокринология

(посещение с проф. и иными целями/обращения в связи с заболеванием) факт. объем

64 088/44 079

453/875

Представленные данные свидетельствуют о распределении объемов оказания медицинской помощи в приоритетном порядке государственным медицинским организациям. Частным медицинским организациям было распределено от 0,9 %до 3,3 % объемов оказания медицинской помощи, к данным организациям относятся: ООО МРЦ «Вита - Мед» и НУЗ «Узловая больница на ст. Рузаевка ОАО «РЖД».

Данное обстоятельство подтверждено на заседании Комиссии 11.03.2021 года членом Комиссии ОМС Республики Мордовия Л..., который пояснил следующее. На заседаниях комиссии по распределению объемов медицинской помощи должна учитываться возможность круглосуточного предоставления медицинской помощи, плановые показатели оказания медицинской помощи, а также государственные гарантии гражданам на предоставление медицинской помощи. Все требования в настоящее время выполняются. На основании этого, Комиссия ОМС Республики Мордовия считает, что жители республики обеспечены медицинской помощью и введение дополнительного хозяйствующего субъекта на данный рынок для предоставления медицинских услуг, является нецелесообразным.

Таким образом, Комиссия ОМС Республики Мордовия создала дискриминационные условия негосударственным медицинским организациям, в частности ООО «Спектр» путем распределения объемов оказания медицинской помощи в приоритетном порядке государственным медицинским организациям.

В соответствии с частью 7 статьей 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

С учетом изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России считает, что:

- в действиях Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Мордовия, выразившиеся в создании дискриминационных условий ООО «Спектр», по сравнению с иными медицинскими организациями, действующим на рынке оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательно медицинского страхования в Республике Мордовия, присутствуют признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- в бездействиях Правительства Республики Мордовия, выразившихся в непринятии мер по созданию условий, направленных на недискриминационное распределение объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательно медицинского страхования в Республике Мордовия, присутствуют признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования в Республике Мордовия и к ограничению выбора медицинских организаций для застрахованного населения Республики Мордовия.

В соответствии с определением об отложении дела №013/01/15-769/2020 от 21.06.2021 года №230 Правительству Республики Мордовия и Комиссии ОМС Республики Мордовия было предложено представить дополнительные пояснения, доказательства, доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

В своем письме от 09.07.2021 года №1-8/7082/1915 Комиссия ОМС Республики Мордовия (в лице Министерства здравоохранения Республики Мордовия и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия) представила следующие дополнительные пояснения.

По мнению Комиссии ОМС Республики Мордовия, распределение объемов медицинской помощи ООО «Спектр» осуществлено во исполнение предупреждений Мордовского УФАС России от 22.09.2020 г. № 2480, № 2481, таким образом указанные предупреждения исполнены Комиссией в полном объеме.

Распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями осуществлялось в соответствии с пунктами 4 и 9 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденным Приложением № 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее Положение). Иных критериев распределения объемов медицинской помощи федеральным законодательством не установлено.

По данным персонифицированного учета объемы медицинской помощи и нормативы финансового обеспечения, распределенные Комиссией ООО «Спектр», фактически медицинской организацией выполнены не полностью - за 2020 год на 71, 8% (при распределенном Комиссии объеме финансового обеспечения 100,1 тыс. рублей, исполнено 71,9 тыс. рублей),- по итогам первого полугодия 2021 года на 3,7% (при распределенном Комиссии объеме финансового обеспечения 4164,7 тыс. рублей, исполнено 156,4 тыс. рублей), что свидетельствует о достаточности/избыточности для медицинской организации имеющегося распределения.

В соответствии с пунктом 157 Правил, утвержденных обязательного медицинского страхования приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н в случае превышения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением Комиссии, медицинская организация обязана обратиться в Комиссию с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи. За 2020 год и первое полугоде 2021 года ООО «Спектр» в Комиссию не обращалось.

Распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется Комиссией по критериям, предусмотренным пунктом 11 Приложения № 1 к Положению о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования». При распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями Комиссией ОМС Республики Мордовия критерии рассматриваются комплексно и решения принимаются коллегиально. При даче пояснений на заседании Комиссии УФАС по Республике Мордовия 11 марта 2021 года Л... это и высказал.

Учитывая вышеизложенное считаем, что действия Комиссии ОМС Республики Мордовия, направленные на обеспечение прав застрахованных лиц на получение качественной и доступной помощи в рамках территориальной программы ОМС, не создают дискриминационных условий для ООО «Спектр» по сравнению с другими медицинскими организациями и способствуют расширению конкуренции на рынке медицинских услуг системы обязательного медицинского страхования.

Комиссия Мордовского УФАС России изучив дополнительные пояснения Комиссии ОМС Республики Мордовия приходит к следующему мнению.

Распределение объемов медицинской помощи ООО «Спектр» осуществлено без учета требований, установленных в предупреждении Мордовского УФАС России от 22.09.2020 года №2480, а также предупреждении Мордовского УФАС России от 22.09.2020 года №2481.

Распределение объемов оказания медицинской помощи осуществляется в приоритетном порядке государственным медицинским организациям, что отражено в заключении об обстоятельствах дела и подвержено на заседании Комиссии 11.03.2021 года членом Комиссии ОМС Республики Мордовия Ладяевым С.В.

Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» не содержит оснований для отказа в распределении объемов медицинской помощи.

Вопросы исполнения, распределённых ООО «Спектр» объемов медицинской помощи (достаточность, избыточность) не является предметом рассмотрения дела №013/01/15-769/2020.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и  (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На основании пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства считает необходимым выдать предписания Правительству Республики Мордовия и Комиссии ОМС Республики Мордовия для совершения ими действий, направленных на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия, выразившиеся в создании дискриминационных условий ООО «Спектр», по сравнению с иными медицинскими организациями, действующим на рынке оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательно медицинского страхования в Республике Мордовия, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать бездействие Правительства Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по созданию условий, направленных на недискриминационное распределение объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательно медицинского страхования в Республике Мордовия, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Мордовия предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, указанного в части 1 настоящего решения.

4. Выдать Правительству Республики Мордовия предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, указанного в части 2 настоящего решения.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, в действиях которых присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 Председатель Комиссии      

 

Члены Комиссии 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны