Постановление №ЛА/1311/22 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 013/04/9.21-487/2... от 21 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России), рассмотрев протокол от 08.09.2022 № 1167/22 и материалы дела № 013/04/9.21-487/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Россети Волга» в лице филиала «Мордовэнерго» (юридический адрес: 410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44; почтовый адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 40 В) (далее – ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», Общество, сетевая организация) по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителей ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» по доверенности – <...> (доверенность от 05.09.2022 г. № 44-юр), <...> (доверенность от 09.10.2020 г. № Д/20-458), в отсутствие потерпевшей <...> (далее – <...>, Заявитель), направившей ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие от 08.09.2022 г. (вх. № 1449/22 от 09.09.2022 г.)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Мордовского УФАС России поступило заявление физического лица ее – <...> (вх. № 692-ЭП/22 от 29.07.2022) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

Согласно поступившему заявлению (вх. № 692-ЭП/22 от 29.07.2022) между Заявителем и  ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» был заключен договор №599фи/22/2210-000514 об осуществлении технологического присоединения объекта капитального строительства к электрическим сетям с установлением крайнего срока исполнения заявки – 11.07.2022 г. На момент подачи заявления – 29.07.2022 г. свои обязательства по соблюдению сроков сетевая организация не исполнила, ориентировочные сроки исполнения не указала. При обращении <...> в сетевую организацию с целью уточнения причин не подключения к электрическим сетям объекта капитального строительства, представителями ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» было указано на необходимость покупки счетчика стоимостью 22 000 рублей Заявителем лично для присоединения ее объекта капитального строительства к электрическим сетям.

Дополнением к заявлению от 02.08.2022 (вх. № 737-ЭП/22 от 02.08.2022 г.) <...> в адрес Мордовского УФАС России представлены следующие документы:

  1. Заявление от 09.09.2021 г. об осуществлении государственной регистрации прав на земельный участок, направленное в Управление Росреестра по Республике Мордовия;
  2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 20.09.2021 г.;
  3. Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 28.02.2022 г.;
  4. Заявка от 01.03.2022 г. на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, направленная в адрес ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго»;
  5. Технические условия для присоединения к электрическим сетям № 599 фи/22/2210-000514;
  6. Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 599фи/22/2210-000514;
  7. Чек об оплате по договору № 599фи/22/2210-000514;
  8. Письмо ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» от 28.06.2022 № 303-6096 о направлении соглашения о внесении изменений в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 599фи/22/2210-000514 от 14.03.2022 г.

Изучив материалы дела № 013/04/9.21-487/2022 об административном правонарушении, рассмотрев представленные письменные пояснения ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», Мордовским УФАС России установлено следующее.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила № 861).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно пунктом 8(1) Правил № 861 если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

В соответствии с частью 2 Постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Субъект естественной монополии согласно статье 3 Закона о естественных монополиях, это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Волга» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, то есть ПАО «Россети Волга» является субъектом естественной монополии.

При указанных обстоятельствах действия юридического лица ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Мордовэнерго» образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ – нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Имеющихся материалов и данных, представленных <...> (вх. № 692-ЭП/22 от 29.07.2022, вх. № 737-ЭП/22 от 02.08.2022 г.) было достаточно для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 03.08.2022 № 645/22 было возбуждено дело № 013/04/9.21-487/2022 об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред является потерпевшим.

В связи с поступлением заявления и дополнения <...> (вх. № 692-ЭП/22 от 29.07.2022, вх. № 737-ЭП/22 от 02.08.2022 г.), в соответствии с которыми действия (бездействия) ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» нарушают ее права и законные интересы, <...> привлечена к участию в производстве по настоящему административному делу в качестве потерпевшей.

Существо нарушения выразилось в следующем.

14.03.2022 г. между <...> и филиалом ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» заключен договор №599фи/22/2210-000514 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и выданы технические условия №599 фи/22/2210-000514.

Сетевая организация приняла на себя обязательства по выполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями № 599 фи/22/2210-000514:

– Строительство ВЛИ 0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП №3/60 кВА до указанной в п. 7 точки присоединения.

– Установку узла учета электрической энергии с использованием трехфазного элекгронного счетчика прямого включения с возможностью дистанционной передачи показаний электрической энергии.

Правила № 861 определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 1 договора №599 фи/22/2210-000514 объект Заявителя относится к категории заявителей с присоединяемой мощностью энергопринимающих устройств до 10 кВт, категория надежности III, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ.

Согласно пункту 3 договора №599 фи/22/2210-000514 технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта: Индивидуальный жилой дом<...>

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;

расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;

отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;

от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);

при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.

В соответствии с пунктом 6 договора № 599 фи/22/2210-000514 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения договора.

Таким образом, конечным сроком осуществления мероприятий со стороны филиала ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» по договору № 599 фи/22/2210-000514 от 14.03.2022 является 14.07.2022.

Согласно представленным филиалом ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» сведениям от 08.08.2022 № МР6/123/4/696 (вх. № 862/22 от 08.08.2022 г.), неисполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объекта капитального строительства <...> к электрическим сетям в установленный договором от 14.03.2022 №599фи/22/2210-000514 срок связано с неисполнением со стороны  АО «Управление волоконно-оптическими линиями связи на воздушных линиях электропередачи межрегиональных распределительных сетевых компаний» (далее – АО «Россети Цифра») обязательств по поставке интеллектуальных приборов учета в рамках заключенного договора поставки от 27.10.2021 года № 169-И/2110-001654/УВВ-02-2869-21.

11.08.2022 г. в адрес Мордовского УФАС России поступило письмо АО «Россети Цифра» от 11.08.2022 №ДЦ-ИСХ-10603 (вх. № 963-ЭП/22 от 11.08.2022 г.), согласно которому АО «Россети Цифра» сообщает от том, что в адрес ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» было направлено письмо от 14.04.2022 № РЦ-ИСХ.-5148 о сложностях с поставкой зарубежных комплектующих, повышении цен поставляемого оборудования и увеличении срока поставки оборудования. Кроме того, 14.06.2022 между АО «Россети Цифра» и ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» заключено дополнительное соглашение от 17.06.2022 № 1/УВВ-02-1689-22 к договору от 27.10.2021 года № 169-И/2110-001654/УВВ-02-2869-21 с приложением спецификации на поставку товара.

Определением об истребовании сведений от 12.08.2022 г. № 773/22, направленным Мордовским УФАС России в адрес ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», были запрошены следующие данные:

– пояснения о предпринятых мерах в целях приобретения приборов учета с момента предоставления АО «Россети Цифра»  сведений о сложностях с поставкой интеллектуальных приборов учета;

– данные о количестве интеллектуальных приборов учета, находящихся в наличии ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» с приложением подтверждающих документов;

– пояснения о причинах не проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на закупку оборудования для осуществления технологического присоединения объектов капитального строительства физических лиц к электрическим сетям в связи со сбоем поставок оборудования АО «Россети Цифра» в рамках договора от 27.10.2021 года № 169-И/2110-001654/УВВ-02-2869-21;

– пояснения о причинах отсутствия заявок на поставку оборудования после заключения дополнительного соглашения с АО «Россети Цифра» от 17.06.2022 № 1/УВВ-02-1689-22.

В целях всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела об административном правонарушении № 013/04/9.21-487/2022, Мордовским УФАС России было принято решение о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 013/04/9.21-487/2022 в отношении ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» до 02.10.2022 г.

В соответствии с данными, представленными ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» от 16.08.2022 № МР6/123/1/338 (вх. № 1042/22 от 16.08.2022 г.) пояснено, что ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» был проведен конъюнктурный анализ рынка и изучены все возможные варианты приобретения оборудования для организации учета электроэнергии, однако анализ рынка показал, что ситуация с поставкой приборов учета, отвечающих требованию ФЗ № 522 от 27.12.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», не позволяет в сжатые сроки решить проблему нехватки 3-х фазных приборов учета. В связи с этим ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» была продолжена работа с АО «Россети Цифра» в рамках заключенного Договора по согласованию стоимости и номенклатуры продукции, 17.06.2022 г. между филиалом ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» и АО «Россети Цифра» заключено дополнительное соглашение № 1 к договору поставки 169-И/2110-001654 от 27.10.2021 г., в рамках которого 27.06.2022 г. направлена заявка на поставку оборудования. Ориентировочный срок поставки приборов учета август-сентябрь 2022 г.

В указанных пояснениях (вх. № 1042/22 от 16.08.2022 г.) ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» была представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету: «10.13 Материалы, предназначенные для создания внеоборотных активов за 15.08.2022 г.», согласно которой на балансе ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» имеются приборы учета в количестве 68 штук.

Уведомлением от 01.09.2022 № 1042/22 процедура составления и подписания протокола в отношении ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» была назначена на 08.09.2022.

08.09.2022 на процедуру составления и подписания протокола по делу № 013/04/9.21-487/2022 об административном правонарушении явились представитель ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» по доверенности – <...> (доверенность от 05.09.2022 № 44-юр) и <...>

При составлении протокола должностным лицом Мордовского УФАС России было установлено, что мероприятия по технологическому присоединению объекта Заявителя ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» не осуществлены, объект Заявителя не присоединен к электрическим сетям ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго».

08.09.2022 в присутствии представителя ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» по доверенности – <...> составлен и подписан протокол по делу № 013/04/9.21-487/2022 об административном правонарушении (исх. № 1167/22 от 08.09.2022). Копия протокола вручена представителю ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» и направлена в адрес Заявителя.

Определением от 08.09.2022 (исх. № ЛА/1168/22 от 08.09.2022) дело № 013/04/9.21-487/2022 об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 21.09.2022.

13.09.2022 г. в адрес Мордовского УФАС России поступили письменные пояснения ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» (вх. № 1488/22 от 13.09.2022 г.) согласно которым Общество указывает на то, что в наличии на складе имеются только однофазные приборы, определяемые по указанному в ведомости типу приборов учета, установка которых в рамках договора на осуществление технологического присоединения от 14.03.2022 г. №599фи/22/2210-000514 с заявителем <...> является недопустимой поскольку выбор сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии определен установленными законодательством параметрами и требованиями, а именно Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020г. № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)». При осуществлении технологического присоединения, заявитель, на стадии подачи заявки, самостоятельно определяет свою потребность как в объеме заявленной мощности, так и в заявленном уровне напряжения (0,22кВ однофазное присоединение или 0,4кВ трехфазное присоединение). <...> был заявлен уровень напряжения 0,4 кВ трехфазное присоединение. В соответствии с пунктом 10.2 технических условий, являющихся неотъемлемой частью заключенного договора на осуществление технологического присоединения от 14.03.2022 г. №599фи/22/2210-000514, сетевая организация осуществляет установку узла учета электрической энергии с использованием трехфазного электронного счетчика прямого включения с возможностью дистанционной передачи показаний электрической энергии.

Кроме того, ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» в соответствии с пояснениями (вх. № 1488/22 от 13.09.2022 г.) указывает на отсутствие возможности приобретения трехфазных приборов учета вне заключенного договора поставки в связи с недопустимостью заключения договора на любую сумму без проведения закупочных процедур в соответствии с Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКЕ), утвержденного решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

Должностным лицом Мордовского УФАС России указанные доводы ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» признаны несостоятельными, в связи с тем, что ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» документально не подтвердило отсутствие необходимого оборудования в продаже на территории Российской Федерации. Кроме того, заключение договора об осуществлении технологического присоединения влечет за собой обязанность осуществления технологического присоединения в полном объеме в соответствии с требованиями Правил № 861.

Являясь сетевой организацией, субъектом естественной монополии при заключении договора поставки счетчиков электрической энергии у ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» была обязанность обеспечить техническую возможность процедуры технологического присоединения, в том числе путем создания резерва, для удовлетворения спроса лиц, обратившихся в сетевую организацию для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, так как они не могут заменить счетчики электрической энергии другим товаром.

Пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Вместе с тем, по результатам анализа материалов дела Мордовским УФАС России не установлено наличие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств. Вопросы, связанные с взаимоотношениями с контрагентами по договорам поставки приборов учета, отсутствие резерва счетчиков электрической энергии не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы.

Вышеуказанные обстоятельства не являются чрезвычайными, которые невозможно предвидеть и  ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» как профессиональный участник рынка должен заранее учитывать соответствующие обстоятельства.

По смыслу приведенных выше положений Правил № 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов Заявителя как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

Возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами не предусмотрена, поскольку установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения срок носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный с <...> является действующим, в судебных инстанциях не оспорен, следовательно, должен подлежать безусловному исполнению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» не представлено.

Вместе с тем, являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению Правил технологического присоединения к электрическим сетям.

ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования Правил технологического присоединения, а также то, что обществом были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии с техническими условиями № 599 фи/22/2210-000154 Заявитель осуществляет выполнение монтажных работ в границах своего участка:

– Монтаж ВРУ-0,4 кВ.

– Монтаж вводного провода (кабеля) 0,4 кВ от ВРУ-0,4 кВ до точки присоединения, указанной в п.7 настоящих ТУ, в соответствии с ПУЭ и Инструкцией по осуществлению Заявителем фактического присоединения.

– Установку на вводе ВРУ-0,4 кВ устройства защитного отключения (УЗО), аппарата защиты от тока короткого замыкания и ограничителей импульсных перенапряжений, монтаж заземляющего устройства.

Доказательств неисполнения <...> мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с договором от 14.03.2022 №599фи/22/2210-000154 в материалы дела не представлено.

В соответствии с договором плата за осуществление технологического присоединения составила 550 руб. Согласно данным, представленным <...>, оплата произведена 11.03.2022 года, что подтверждается чеком ПАО «Сбербанк» Мордовия ВВ6 8589/163 на сумму 550 руб. от 11.03.2022 г.

Согласно представленным пояснениям от 13.09.2022 № МР6/123/1/378 (вх. № 1488/22 от 13.09.2022 г.) ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» осуществлено технологическое присоединение объекта капитально строительства Заявителя к электрическим сетям 25.09.2022. Данный факт подтвержден актом об осуществлении технологического присоединения от 09.09.2022 № МЭ00000000000001092.

Таким образом, ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» нарушен подпункт «б» пункта 16 Правил № 861 путем нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта Заявителя – Индивидуальный жилой дом<...>

Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие, бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

При этом правонарушение, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным, то есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

С учетом установленных обстоятельств, действия ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Как установлено, договор является действующим и судебным решением не отменен.

При этом, заключение договора об осуществлении технологического присоединения влечет за собой обязанность осуществления технологического присоединения в полном объеме.

В силу изложенного, ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» имело возможность исполнить договор об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки и надлежащим образом, однако свою обязанность в срок не исполнило.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» – 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 40 В.

Объект правонарушения – общественные отношения в области соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Субъект правонарушения – юридическое лицо ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго».

Объективная сторона – нарушение ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта: Индивидуальный жилой дом<...>. Кадастровый номер: 13:19:0208001:245, принадлежащего на праве собственности <...>

Субъективная сторона заключается в том, что у ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о технологическое присоединение к электрическим сетям, однако, Общество  не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП.

Потерпевшим лицом является  <...>

Срок давности привлечения к административной ответственности ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об электроэнергетике, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно пункту 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

При применении указанной нормы следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

Согласно сведениям, представленным Саратовским УФАС России от 13.09.2022 № 6096/22 (вх. № 1485-ЭП/22 от 13.09.2022 г.), установлено, что постановлением Саратовского УФАС России по делу № 064/04/9.21-14/2022 (исх. № 957/22 от 22.02.2022 г.) (далее – Постановление Саратовского УФАС России) ПАО «Россети Волга» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Саратовского УФАС России по делу № 064/04/9.21-491/2022 (исх. № 5769/22 от 29.08.2022 г.) ПАО «Россети Волга» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Данные постановления Саратовского УФАС России в судебном порядке не обжалованы, исполнены в полном объеме.

Таким образом, Общество считается подвергнутым административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения постановления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоаП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Мордовским УФАС России не может быть назначена замена административного штрафа предупреждением в связи с установлением факта повторного совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В представленных пояснениях от 13.09.2022 № МР6/123/1/378 (вх. № 1488/22 от 13.09.2022 г.) ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» ходатайствует о прекращении производства по делу № 013/04/9.21-487/2022 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного следует, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), следовательно, ходатайство о прекращении производства по делу не подлежит удовлетворению.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.

Должностным лицом дополнительно исследован вопрос о применении в отношении ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, оценив характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, Мордовское УФАС России не установило исключительных обстоятельств для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ не выявлено.

Обстоятельством, отягощающим административную ответственность ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения. Данное обстоятельство подтверждено сведениями, представленными Саратовским УФАС России от 13.09.2022 № 6096/22 (вх. № 1485-ЭП/22 от 13.09.2022 г.).

При назначении административного наказания ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго»  учтены, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 4.3, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать Публичное акционерное общество «Россети Волга» в лице филиала «Мордовэнерго» (юридический адрес: 410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44; почтовый адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 40 В; ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, КПП 132743001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить Публичному акционерному обществу «Россети Волга» в лице филиала «Мордовэнерго» (юридический адрес: 410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44; почтовый адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 40 В; ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, КПП 132743001) наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счёт казначейства.

Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 л/с 04091091570 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России) код администратора доходов 16111601071019000140, ОКТМО 89613000; Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ–НБ РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Мордовия, г Саранск, БИК 018952501; Кор. счёт 40102810345370000076; Расчетный счет 03100643000000010900, 16100500000001501447.

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 013/04/9.21-487/2022.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны