Решение №269 Решение по жалобе физического лица на действия финансового у... от 20 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

в отсутствие Заявителя – <...>, представившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие;

в присутствии Организатора торгов – финансового управляющего <...>,

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – ФЗ «О защите конкуренции», Закон № 135-ФЗ) жалобу <...> (вх. № 2101 от 06.05.2019) на действия Организатора торгов – финансового управляющего <...> при проведении торгов в форме публичного предложения по реализации имущества должника <...> по лоту № 1 (квартира 4-хкомнатная общей площадью 169,5 кв. м., адрес: г. Москва, ул. Зоологическая, д. 22, кв. 7),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба <...> (далее также – <...>, Заявитель, податель жалобы) (вх. № 2101 от 06.05.2019) на действия Организатора торгов – финансового управляющего <...> (далее также – Организатор торгов, <...>, финансовый управляющий <...>) при проведении торгов в форме публичного предложения по реализации имущества должника <...> по лоту № 1 (квартира 4-хкомнатная общей площадью 169,5 кв. м., адрес: г. Москва, ул. Зоологическая, д. 22, кв. 7).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, статья 18.1 Закона № 135-ФЗ не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Жалоба <...> (вх. № 2101 от 06.05.2019) подана в срок, установленный частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 данного Закона.

Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru 13.05.2019.

В связи с поступлением жалобы <...>  (вх. № 2101 от 06.05.2019), Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес Заявителя и Организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 1222 от 13.05.2019).

Рассмотрение жалобы назначено на 16 мая 2019 года на 14 часов 30 минут.

 

Из жалобы <...> (вх. № 2101 от 06.05.2019) следует, что решением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2018 по делу № А40-251409/16 <...> (<...>) признана несостоятельным (банкротом), в отношении неё введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден <...>.

Организатором торгов 22.03.2019 в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) размещено сообщение № 3593566 о проведении торгов путем публичного предложения по продаже имущества должника. Адрес сообщения в сети Интернет:

https://bankrot.fedresurs.ru/MessageWindow.aspx?ID=9BA89B919E0EF228AAB440275EF166 9А.

Предметом торгов было имущество, на которое Заявителем подавалась заявка: лот № 1 - Квартира 4-комнатная, общей площадью 169,5 кв. м., адрес: г. Москва, ул. Зоологическая, д. 22, кв. 7.

Дата и время начала представления заявок: 25.03.2019 12:00

Дата и время окончания представления заявок: 14.05.2019 12:00

Торги по продаже имущества проводились на электронной площадке Межрегиональной электронной торговой системы (МЭТС) по адресу www.m-ets.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», идентификационный номер торгов: 37243-ОТПП.

Заявителем 29.04.2019 в 11:59:02 была направлена заявка № 11, своевременно внесен залог, соответствующий периоду, в который подавалась заявка, для участия в торгах с целью приобретения вышеуказанного имущества.

Указанная заявка подана в период снижения цены с 24.04.2019 12:00 по 29.04.2019 12:00.

29.04.2019 в 15:19:43 Организатором торгов Заявка на участие в торгах, по мнению Заявителя, была необоснованно отклонена в связи с «не поступлением задатка в полном объеме». Заявителю отказано в признании участником торгов, о чем свидетельствует Протокол об определении участников торгов № 37243-ОТПП/1.

В своей жалобе <...> отмечает, что рассмотрение Организатором торгов представленной заявки на участие и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также – Закон № 127-ФЗ, Закон о банкротстве).

В соответствии с частью 12 статьи 110 Закона № 127-ФЗ решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.

К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом и указанным в сообщении о проведении торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если: поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Таким образом, одним из условий для участия в торгах является перечисление задатка на счет организатора торгов.

Особенность публичного предложения, как формы реализации имущества должника, состоит в том, что снижение цены происходит пошагово (поэтапно) до тех пор, пока какое-либо лицо не выразит желание приобрести имущество и не представит организатору торгов надлежаще оформленную заявку, в которой указана цена приобретения, равная цене соответствующего этапа публичного предложения либо превышающая ее.

В соответствии с пунктами 8-10 статьи 110 Закона о банкротстве для участия в торгах по продаже имущества должника претендент должен вместе с представлением заявки внести задаток в размере и в сроки, установленные организатором торгов. При этом размер задатка исчисляется от начальной продажной цены предприятия.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.07.2016 № 305-ЭС16-3457 по делу № А40-117109/2010, помимо того, что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 Гражданского кодекса Российской Федерации), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Закона о банкротстве) стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги. При этом законодательное ограничение размера задатка направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.

Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.

Верховный суд подчеркивает, что для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей. Расчет же задатка исходя из начальной продажной цены аукциона или предшествующих этапов публичного предложения фактически нарушает законодательное ограничение размера задатка и приводит к нелегитимности торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить в конкурентной борьбе цену текущего этапа.

Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к отчуждаемому имуществу путем подачи заявки, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете, повышает степень удовлетворения требований кредиторов должника.

Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Согласно жалобе <...> (вх. № 2102 от 06.05.2019), учитывая, что заявка была подана в период, когда ценовое предложение составляло 28 219 517, 10 руб. и задаток на указанном периоде должен составлять 705 487, 93 руб., Заявителем в строгом соответствии с требованиями закона правомерно и обосновано на счет, указанный организатором торгов, был перечислен задаток в размере, соответствующим вышеуказанному периоду в размере – 705 500, 00 руб.

Таким образом, по мнению Заявителя, торги были проведены с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, а именно абзаца 5 пункта 12 статьи 110 Закона № 127-ФЗ, а действиями организатора торгов были нарушены его права и законные интересы.

Не согласившись с доводами Заявителя, финансовый управляющий <...> представил в адрес Мордовского УФАС России мотивированный письменный отзыв (вх. № 2242 от 15.05.2019) с приложением документов, подтверждающих его позицию.

Из отзыва <...> следует, что решением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2018 по делу № А40-251409/16-179-313 Ф в отношении гражданина-должника <...> (<...>), введена процедура реализации имущества. Определением Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2019 по делу № А40-251409/16-179-313 Ф срок реализации имущества должника продлен до 11.09.2019.

Финансовым управляющим утвержден <...> (ИНН 522703348426 ).

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2017 по делу № А40- 251409/16-179-313 Ф в реестр требований кредиторов включены требования ПАО «Совкомбанк» в размере 14 383 395,78 руб., как обеспеченные залогом имущества должника (квартира 4-хкомнатная общей площадью 169,5 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Зоологическая, д. 22, кв. 7.)

05.09.2018 залоговым кредитором ПАО «Совкомбанк» в адрес финансового управляющего направлено положение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества гражданина <...>, являющегося предметом залога ПАО «Совкомбанк», в соответствии с которым задаток для участия в торгах посредством публичного предложения устанавливается в размере 2,5% от начальной цены имущества (лот №1 – 53 100 000,00 руб.), установленной для повторных торгов (п. 13.1 положения).

22.03.2019 финансовым управляющим (организатором торгов) сделана публикация на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) о проведение торгов посредством публичного предложения на электронной торговой площадке «Межрегиональная электронная торговая система» (далее – МЭТС) (www.m-ets.ru).

29.04.2019 организатором торгов подписан протокол №37243-ОТПП/1 об определении участников торгов, к которым были допущены восемь из девяти участников. Основанием для отклонения заявки <...>, согласно отзыву <...>, (вх. № 2242 от 15.05.2019) явился тот факт, что им была подана заявка со стоимостью 32 397 777 руб. 77 коп., с задатком в 705 500(семьсот пять тысяч пятьсот) руб., что составляет меньше 2,5% от начальной стоимости.

29.04.2019 подписан протокол о результатах открытых торгов. Победителем признан участник, предложивший наибольшую цену (35 012 900 руб.), представивший все документы и оплативший задаток в размере 1 326 000 руб. 12.05.2019 с ним подписан договор купли-продажи.

Исследовав жалобу <...> (вх. № 2101 от 06.05.2019), отзыв, представленный финансовым управляющим <...> (вх. № 2242 от 15.05.2019), выслушав в рамках заседания Комиссии финансового управляющего <...>, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 127-ФЗ данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2018 по делу № А40-251409/16 <...> (<...>) признана несостоятельным (банкротом), в отношении неё введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден <...>.

Порядок проведения торгов в процедуре банкротства регламентирован общими нормами Гражданского Кодекса РФ и статьями 110, 111, 139 Закона банкротстве. В соответствии с частью 10 статьи 110 Закона № 127-ФЗ в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

начальная цена продажи предприятия;

величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

порядок и критерии выявления победителя торгов;

дата, время и место подведения результатов торгов;

порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

В соответствии с частью 4 статьи 139 Закона № 127-ФЗ в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

Во исполнение предусмотренных Законом № 127-ФЗ обязанностей финансовый управляющий <...> организовал торги по продаже имущества должника в электронной форме на электронной торговой площадке МЭТС.

Извещение о проведении данных торгов опубликовано на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве 22.03.2019.

Согласно извещению, предметом лота № 1 является следующее имущество: лот №1 – квартира 4-комнатная, общей площадью 169,5 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Зоологическая, д. 22, кв. 7, являющаяся предметом залога.

В рамках рассмотрения жалобы <...> (вх. № 2101 от 06.05.2019) Комиссией установлено, что в извещении о проведении торгов содержится вся необходимая информация о продаваемом имуществе.

Реализуемое имущество, а именно: квартира 4-комнатная, общей площадью 169,5 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Зоологическая, д. 32, кв. 7, является имуществом, находящимся в залоге у ПАО «Совкомбанк».

05.09.2018 конкурсным кредитором ПАО «Совкомбанк», требования которого обеспечиваются залогом имущества должника, было утверждено Положение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества гражданина <...>, являющегося предметом залога ПАО Совкомбанк (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 13.1 Положения, если в течение тридцати дней со дня признания повторных торгов несостоявшимися ПАО СОВКОМБАНК не воспользуется правом оставить предмет залога за собой, он подлежит продаже посредством публичного предложения (п. 4 ст. 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Размер задатка для участия на торгах посредством публичного предложения устанавливается в сумме 2,5 % от начальной цены имущества (Лот № 1 – 53 100 000,00 руб.), установленной для повторных торгов.

Учитывая изложенное, довод подателя жалобы о том, что задаток на периоде торговой процедуры, в течение которого им была подана заявка, должен был бы составить не 1 327 500,00 руб., то есть. 2,5 % от начальной продажной цены имущества на первом этапе, а 705 487,93 руб, и отклонив его заявку Организатор торгов нарушил абзац 5 пункта 12 статьи 110 Закона № 127-ФЗ, признается Комиссией необоснованным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя о наличии в действиях финансового управляющего <...> нарушения требований Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу <...> (вх. № 2101 от 06.05.2019) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                             <...>

 

          <...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны