Постановление №348 Постановление о назначении административного наказания в вид... от 5 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде предупреждения

по делу № 013/04/14.3-193/2021 об административном правонарушении 

05 июля 2021 года                                                                       г. Саранск, проспект Ленина, 14

                                   

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 79 от 10.06.2021 и материалы дела № 013/04/14.3-193/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...>,

УСТАНОВИЛ:

В рамках дела № 03/05/28-7/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения на территории городского округа Саранск Республики Мордовия в ноябре 2020 года рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещавшейся на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, 62), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце и об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, гарантирующего защиту и страхование обязательств по таким сбережениям, и в которой не сообщается существенная часть информации о том, что в программах «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» могут принимать участие только пайщики Кооператива, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность Кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги. Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 16.03.2021 № 90 по делу № 03/05/28-7/2021 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из дела № 013/05/28-7/2021 выделено в отдельное производство дело № 013/05/28-85/2021, в рамках которого рассмотрены обстоятельства распространения в период с сентября 2020 года по март 2021 года в региональных рекламных блоках телеканала «Первый», эфирное вещание которых осуществляется на территории г. Саранск Республики Мордовия, посредством демонстрации видеороликов рекламы Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62, <...>) с предложением финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых,  в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце, об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, о гарантии страхования сбережений и деятельности кооператива, связанной с приемом таких сбережений, при отсутствии существенной части информации (видеоролики 1, 2, 3, 4, 5) о том, что в деятельности кооператива могут принимать участие только пайщики, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги. Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 04.06.2021 № 288 по делу № 013/05/28-85/2021 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Вместе с тем, данные о нарушении законодательства о рекламе, указывающие на наличие события административного правонарушения, послужили поводом для вынесения определения Мордовского УФАС России от 14.04.2021 № 248 о возбуждении дела об административном правонарушении № 013/04/14.3-193/2021 и проведении административного расследования. Административное расследование продлевалось определением Мордовского УФАС России от 13.05.2021 № 332 о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 013/04/14.3-193/2021.

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное расследование проведено по месту выявления административного правонарушения.

По окончании административного расследования в отношении юридического лица - ПК «Народный капитал» составлен протокол об административном правонарушении № 79 от 10.06.2021, согласно которому в действиях названного Потребительского кооператива, допустившего распространение ненадлежащей рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещавшейся в ноябре 2020 года на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, 62), а также ненадлежащей рекламы Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62,<...>) с предложением финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, размещавшейся с сентября 2020 года по март 2021 года в виде шести видеороликов в региональных рекламных блоках телеканала «Первый», транслируемых на территории г. Саранск Республики Мордовия, с нарушением требований пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», присутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении № 79 от 10.06.2021 составлен в отсутствие законного представителя ПК «Народный капитал», надлежащим образом извещенного о составлении такого протокола, копия которого вместе с копией определения № 414 от 10.06.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены по адресу юридического лица (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, 62), который с 21.05.2021 значится в Едином государственном реестре юридических лиц (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.06.2021 № ЮЭ9965-21-159076139 имеется в материалах дела), через Федеральную почтовую службу заказным письмом с уведомлением <...>.

Согласно справке об отправке/доставке почтового отправления <...> (распечатка от 05.07.2021 имеется в материалах настоящего дела), сформированной на сайте Интернет-отслеживания Федеральной почтовой службы 85.95.177.113/search, такое почтовое отправление не вручено адресату из-за неудачной попытки вручения ввиду временного отсутствия адресата.

При изложенных обстоятельствах, в силу положений части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», считается, что ПК «Народный капитал» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Рассмотрение настоящего административного дела состоялось в назначенное время.

Содержание протокола об административном правонарушении № 79 от 10.06.2021 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Согласно нормам части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

На момент составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении № 79 от 10.06.2021 срок исковой давности еще не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, по которому проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 79 от 10.06.2021 рассматривает временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России <...> по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, в порядке статьи 25.15, части 2 статьи 29.5, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя, извещенного о рассмотрении такого протокола в установленном порядке.

Оценив в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

1. В Мордовское УФАС России поступило обращение КПК «Народный капитал» <...>, и в последующем поступило аналогичное обращение КПК «Народный капитал» <...>, направленное из Прокуратуры Ленинского района г. Саранска с письмом <...>, с претензиями к размещаемым в месте нахождения ПК «Народный капитал» (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, 62) рекламным табличкам с предложением финансовых услуг по размещению сбережений пайщиков по ставке 11,9% годовых, и такие сведения, по мнению заявителя, не соответствуют действительности, а оказание ПК «Народный капитал» рекламируемых финансовых услуг не допустимо. В подтверждение распространения заявленной рекламы к обращению приложен фотоотчет.

На основании полученных данных о событии, свидетельствующем о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Мордовского УФАС России на территории городского округа Саранск Республики Мордовия, улица Полежаева, дом 62, произведен осмотр места размещения заявленной рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (фотоотчет от 16.11.2020), которым установлено, что  в остеклении окна 1 этажа, справа от входа в помещение, на входной двери которого нанесена информация «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ режим работы пн-пт 09.00 – 18.00 сб-вс выходной Фактический адрес: г.Саранск, ул.Полежаева 62 юридический адрес: 141117, Московская обл., г.Подольск, д.Северово, ул.Кутузовская, пом.3 эт.1 <...>», размещены два плаката со сведениями «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы».

Информационная суть таких плакатов сводится к акцентированию внимания к деятельности «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и его услугам по приему сбережений по ставкам до 11,9%, до 13,5%.

2. От ПК «Народный капитал» с письмом <...> поступили документы и сведения, свидетельствующие о распространении рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» на телевидении, а также с письмом <...> - образцы видеороликов, размещавшихся на телевидении. При этом от лиц, предоставивших посреднические услуги по размещению таких видеороликов на телевидении, также получены документы и сведения, в том числе образцы видеороликов, подтверждающие распространение такой рекламы на телевидении.

Совокупность предоставленных материалов свидетельствует о том, что на телеканале «Первый» осуществлена рекламная кампания в интересах ПК «Народный капитал» цепочкой договорных отношений, в рамках которых при посредничестве ряда лиц организовано размещение рекламных видеороликов на телеканале «Первый», а именно: <...>. В подтверждение данных обстоятельств предоставлены образцы видеороликов, электронная переписка по их согласованию, эфирные справки, акты выполненных работ, счета на оплату.

Из предоставленных данных следует, что на телеканале «Первый», в транслируемых на территории г. Саранска региональных рекламных блоках, осуществлено вариативное размещение рекламных роликов:

- в период с 01.09.2020 по 11.11.2020: 1) сюжетный видеоролик продолжительностью 14 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Потребительский кооператив «Народный капитал». Приумножьте ваши сбережения по ставке до одиннадцати целых девяти десятых годовых. Ваши сбережения застрахованы. Узнайте подробнее по адресу Полежаева шестьдесят два», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, мужчина и женщина кружатся на фоне моря, далее со второй секунды на фоне визуального ряда, внизу кадра, появляется первый дисклеймер (демонстрируется 4 секунды), первая часть которого (зеленый фон) содержит надписи «<...> Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 11,9% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «сберегательная программа: минимальная сумма сбережения 10000 (десять тысяч) рублей; ставка до 11,9% годовых. Возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Частичное и полное снятие денежных средств не предусмотрено. Рекламируемое предложение – только для действительных членов кооператива. Кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в размере 13%.», далее появляется второй дисклеймер (демонстрируется 5 секунд), первая часть которого (зеленый фон) содержит надписи «<...> Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 11,9% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования). НКО «МОВС» осуществляет деятельность на основании лицензии ЦБ РФ (Банк России) ВС №4349 от 24.09.2019г. Полное наименование организации: Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». Юридический адрес: <...>», затем с одиннадцатой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (4 секунды) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...> Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования). НКО «МОВС» осуществляет деятельность на основании лицензии ЦБ РФ (Банк России) ВС №4349 от 24.09.2019г. Полное наименование организации: Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». Юридический адрес: <...>»; 2) сюжетный видеоролик продолжительностью 14 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Потребительский кооператив «Народный капитал». Приумножьте ваши сбережения по ставке до одиннадцати целых девяти десятых годовых. Ваши сбережения застрахованы. Узнайте подробнее по адресу Полежаева шестьдесят два», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, мужчина и женщина кружатся на фоне моря, далее со второй секунды на фоне визуального ряда, внизу кадра, появляется первый дисклеймер (демонстрируется 4 секунды), первая часть которого (зеленый фон) содержит надписи «<...> Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 11,9% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». Минимальная сумма взноса 100000 рублей, максимальная сумма не ограничена; При ежемесячной выплате процента ставка 10,9%. При выплате процента по окончании срока действия договора 11,9% годовых;», далее появляется второй дисклеймер (демонстрируется 5 секунд), первая часть которого (зеленый фон) содержит надписи «<...> Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 11,9% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «сроки размещения от 6 до 36 месяцев; возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора. Размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей, размер минимального паевого взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Возможно досрочное полное снятие по ставке 0,1% годовых. Частичное снятие не предусмотрено.», затем с одиннадцатой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (4 секунды) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...> Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «Рекламируемое предложение – только для действительных членов кооператива. Кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством в размере 13% годовых. Риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (Межрегиональное общество взаимного страхования).»;

- в период с 17.11.2020 по 13.12.2020: 3) сюжетный видеоролик продолжительностью 14 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Специально для вас сезонное предложение от Потребительского кооператива «Народный капитал». Сберегательная программа «Золотой листопад». Приумножьте ваши сбережения по ставке до тринадцати целых пяти десятых процентов годовых», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – жёлтые кленовые листочки, на фоне которых в левом верхнем углу кадра логотип «Золотой листопад!», мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, жёлтые листья на деревьях, при этом на фоне визуального ряда, внизу кадра, демонстрируется дисклеймер (10 секунд), первая часть которого (жёлтый фон фон) содержит надписи «<...> Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 13,5% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «сберегательная программа: минимальная сумма сбережения 10000 (десять тысяч) рублей; ставка до 13,5% годовых. Возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Размер минимального паевого взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Частичное и полное снятие денежных средств не предусмотрено. Рекламируемое предложение – только для действительных членов кооператива. Кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в размере 13%», затем с одиннадцатой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (4 секунды) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...> Золотой листопад! Г.САРАНСК, УЛ.ПОЛЕЖАЕВА, 62», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «Риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования). НКО «МОВС» осуществляет свою деятельность на основании лицензии ЦБ РФ (Банк России) ВС №4349 от 24.09.2019г. Полное наименование организации: Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» юридический адрес: <...>»; 4) сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Специально для вас сезонное предложение от Потребительского кооператива «Народный капитал». Сберегательная программа «Золотой листопад». Приумножьте ваши сбережения по ставке до тринадцати целых пяти десятых процентов годовых», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – жёлтые кленовые листочки, на фоне которых в левом верхнем углу кадра логотип «Золотой листопад!», мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, жёлтые листья на деревьях, при этом на фоне визуального ряда, внизу кадра, демонстрируется первый дисклеймер (продолжительностью 4 секунды), первая часть которого (жёлтый фон фон) содержит надписи «<...> Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 13,5% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». «Золотой листопад»: минимальная сумма не ограничена. При ежемесячной выплате процента ставка 13,0%. При выплате процента по окончании срока действия договора 13,5% годовых; сроки размещения от 6 до 36 месяцев.», далее демонстрируется второй дисклеймер (продолжительностью 5 секунд), первая часть которого (жёлтый фон фон) содержит надписи «<...> Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 13,5% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора. Размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Размер минимального паевого взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Возможно досрочное полное снятие по ставке 0,1% годовых. Частичное снятие не предусмотрено. Рекламируемой предложение – только для действительных членов кооператива.», затем с десятой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (5 секунд) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...> Золотой листопад! Г.САРАНСК, УЛ.ПОЛЕЖАЕВА, 62», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством РФ в размере 13%. Риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования).»;

- в период с 11.12.2020 по 28.02.2021: 5) сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении первых десяти секунд видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Специально для вас сезонное предложение от Потребительского кооператива «Народный капитал». Сберегательная программа «Зимняя сказка», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – мужчина и женщина сидят рядом, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, при этом на фоне визуального ряда, внизу кадра, демонстрируется первый дисклеймер (продолжительностью 4 секунды), первая часть которого (синий фон) содержит надписи «Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 <...>  !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 14% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». «Зимняя сказка». Минимальная сумма взноса 150000 рублей. Максимальная сумма не ограничена. При ежемесячной выплате процента ставка 13,5%. При выплате процента по окончании срока действия договора 14,0% годовых. Сроки размещения от 6 до 36 месяцев.», далее появляется второй дисклеймер (демонстрируется 5 секунд), первая часть которого (синий фон) содержит надписи «Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 <...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 14% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «Возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора. Размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Возможно досрочное полное снятие по ставке 0,1% годовых. Частичное снятие не предусмотрено. Рекламируемой предложение – только для действительных членов кооператива.», затем с десятой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (5 секунд) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «Г.САРАНСК, УЛ.ПОЛЕЖАЕВА, 62 <...>», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством РФ в размере 13%. Риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования).», и такой модуль на протяжении его видео-показа озвучен звуковым рядом «Приумножьте ваши сбережения по ставке до четырнадцати процентов годовых»;

- в период с 05.03.2021 по 31.03.2021: 6) сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Станьте пайщиком Потребительского кооператива «Народный капитал». Ставка до двенадцати с половиной процентов годовых. Возможность получать доход ежемесячно. Деятельность кооператива застрахована. Подробности по адресу: улица Полежаева шестьдесят два», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – мужчина и женщина обнявшись, танцуют, мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина кружатся на фоне моря, при этом на фоне визуального ряда, внизу кадра, демонстрируется первый дисклеймер (продолжительностью 3 секунды), первая часть которого (синий фон) содержит надписи «Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 <...> !  ПОЛУЧАЙТЕ ДОХОД ДО 12,5% ГОДОВЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООПЕРАТИВА ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «только для членов Потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» (ПК «Народный капитал»). ОГРН 120500069713. Членство в ПК может повлечь дополнительные расходы. Страхование осуществляет НКО «МОВС» по договору №ПР КПО_00050 от 03.09.2020г. с условиями членства можно ознакомиться у консультантов по адресу: ул. Полежаева, 62 или по телефону: <...>», далее заменяется вторым дисклеймером (продолжительностью 6 секунд), первая часть которого (синий фон) содержит надписи «Г.САРАНСК, ПОЛЕЖАЕВА, 62 <...> !  ПОЛУЧАЙТЕ ДОХОД ДО 12,5% ГОДОВЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООПЕРАТИВА ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «доходная программа: сумма первоначального взноса от 100000 рублей. Ставка доходности на денежные средства, внесенные в кооператив в качестве обязательного и добровольного паевого взноса до 12,5% годовых. Срок размещения: от 6 месяцев. Выплата процентов ежемесячно или в конце срока договора. При получении процентов ежемесячно ставка 12,0% годовых. При получении в конце срока – 12,5% годовых. Автопролонгация есть. Капитализации нет. Сумма дополнительного взноса от 100000 рублей. Досрочное расторжение предусмотрено по ставке 0,1% годовых. Частичное снятие денежных средств не предусмотрено. Кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством РФ в размере 13%.», затем с десятой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (5 секунд) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...> Г.САРАНСК, УЛ.ПОЛЕЖАЕВА, 62».

Информационная суть таких видеороликов сводится к акцентированию внимания к деятельности Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62, <...>) и его услугам по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых.

Исходя из совокупного содержания рекламных плакатов и телевизионных рекламных роликов, следует признать, что на протяжении продолжительного периода – с сентября 2020 года по март 2021 года на территории городского округа Саранск Республики Мордовия вариативно распространялась информация, которая направленно привлекает внимание неопределенного круга лиц к деятельности Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62, <...>), предлагающего свои услуги по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, поддерживает интерес к деятельности такого кооператива и предлагаемым им услугам, тем самым способствует продвижению такой деятельности и предлагаемых услуг на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектом рекламирования рассматриваемой вариативной рекламы является Потребительский кооператив «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62, <...>), предлагающий услуги по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых.

В месте размещения рекламных плакатов (г. Саранск, ул. Полежаева, 62) расположен офис Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ»), сведения о котором размещены на входной двери в помещение такого офиса. При этом из вышеприведенных договоров, в рамках которых организовано размещение рассматриваемой рекламы в региональных рекламных блоках телеканала «Первый», следует, что рекламная кампания на телевидении также инициирована Потребительским кооперативом «Народный капитал» и организована в его интересах. Соответственно, рекламодателем рассматриваемой рекламы выступил ПК «Народный капитал».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Вариативные рекламные предложения ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») эффективно мотивируют потребителей рекламы обращаться к такому продавцу с целью передачи ему сбережений на хранение под привлекательные проценты, и продвигаемые рассматриваемой рекламой услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств, в силу буквального содержания распространяемой рекламы, воспринимаются как предложение финансовых услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Рекламируемые финансовые услуги, в силу территориальности распространения рассматриваемой рекламы и указания в такой рекламе сведений о месте нахождения продавца таких услуг (г. Саранск, ул. Полежаева, 62), нацелены на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории городского округа Саранск Республики Мордовия.

В данном случае посредством рекламы, распространяемой в месте нахождения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, дом 62, 1 этаж), и рекламы, распространяемой на телеканале «Первый», финансовые услуги по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых предлагает Потребительский кооператив «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62, <...>).

Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> значится в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения о котором размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатка выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.01.2021 № ЮЭ9965-21-20033399 приобщена к материалам настоящего дела), и основным видом деятельности которого является деятельность по финансовой взаимопомощи (ОКВЭД 64.99.6), дополнительными видами деятельности – деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг (ОКВЭД 63.99.1), капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, в том числе посредством инвестиционных компаний (ОКВЭД 64.99.3), деятельность в области права (ОКВЭД 69.10), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22), исследование конъюнктуры рынка (ОКВЭД 73.20.1).

Деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в соответствии со статьей 1 которого потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; пайщик, член потребительского общества - гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке; паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд - фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества - приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

В статье 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определены правомочия потребительского общества, созданного в форме потребительского кооператива, в силу которых потребительские кооперативы правомочны привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц.

Тем самым основная цель деятельности потребительских кооперативов носит узконаправленный характер, то есть осуществляется в интересах только членов данного объединения в рамках целей и задач, определенных Законом о потребительской кооперации, которым не предусмотрена возможность размещения потребительским кооперативом денежных средств под проценты.

Соответственно, ПК «Народный капитал» вправе лишь привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц в рамках целей и задач, определенных Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Привлекать денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений правомочны только кредитные потребительские кооперативы, специальные аспекты создания и деятельности которых определены Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В силу действия норм статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

В силу действия норм статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» организации, не отвечающие требованиям настоящего Федерального закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание «кредитный потребительский кооператив» и (или) слово, образованное сочетанием букв «кпк», либо иным образом указывать на осуществление деятельности кредитного кооператива, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Учитывая приведенные законоположения, следует признать, что ПК «Народный капитал», не являющийся кредитным потребительским кооперативом и не состоящий в государственном реестре кредитных кооперативов, ведение которого осуществляет Банк России, тем самым не имеет специального статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации и поэтому не правомочен предоставлять финансовые услуги путем привлечения денежных средств своих членов на основании договоров передачи личных сбережений.

Между тем, распространяемая в интересах ПК «Народный капитал» рассматриваемая реклама с сообщаемыми на рекламных плакатах утверждениями «ваши сбережения под надежной защитой», «все сбережения застрахованы» напрямую указывает на осуществление «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» деятельности по приему сбережений по ставкам до 11,9%, до 13,5%, а также с сообщаемыми в рекламных видеороликах утверждениями, что сбережения застрахованы, деятельность кооператива застрахована, напрямую указывает на осуществление таким кооперативом деятельности по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, и такое содержание рекламы во всех случаях создаёт у потребителей впечатление, что объектом рекламирования выступают именно финансовые услуги по привлечению денежных средств путем передачи сбережений потребительскому кооперативу на хранение под привлекательные проценты.

Поскольку ПК «Народный капитал» не состоит государственном реестре кредитных кооперативов и не правомочен осуществлять финансовую деятельность по привлечению денежных средств своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, распространяемая реклама его деятельности по предоставлению финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, не допустима.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ПК «Народный капитал» с письмом <...> предоставил формуляры договоров, на основании которых, по мнению Потребительского кооператива, им правомерно принимаются сбережения по разработанным для пайщиков программам с выплатой процентов за пользование денежными средствами.

Из предоставленных образцов договоров следует, что Пайщик в соответствии с Уставом Общества и Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» передает в пользование Кооперативу добровольный паевой взнос по определенной в договоре программе приема сбережений, а Кооператив обязуется начислить на переданный паевой взнос в качестве платы (компенсации) за пользование денежными средствами проценты.

Уставом Потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» определено, что минимальные паевые и добровольные паевые взносы членов кооператива являются одним из источников имущества и формируют собственность Кооператива (п. 23.1 Устава), паевой фонд Кооператива состоит из минимальных паевых и добровольных паевых взносов членов Кооператива, являющихся одним из основных источников формирования имущества Кооператива (п. 26.1 Устава).

Тем самым ПК «Народный капитал» для достижения своих уставных целей в действительности принимает добровольные паевые взносы своих пайщиков в качестве источника формирования имущества Кооператива.

Однако, из буквального восприятия текстов рассматриваемой рекламы ее потребитель, который является менее защищенной категорией, может счесть, что в ней предлагается не только пайщикам, но и широкому кругу лиц, разместить свои сбережения в ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») под привлекательные проценты - по ставке до 11,9%, до 13,5%, до 14%, до 12,5% годовых, что однозначно воспринимается как предложение воспользоваться именно финансовыми услугами по хранению денежных средств, которые продавец, в силу требований действующего законодательства, не вправе предоставлять.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе и качестве оказываемых им услуг.

Рассматриваемая реклама, сообщающая о привлечении денежных средств (сбережений) под привлекательные проценты, создаёт неверное представление о фактически осуществляемой деятельности ПК «Народный капитал», не наделенного правом специализированного кредитного кооператива предоставлять такие финансовые услуги. Соответственно, сообщаемые в рассматриваемой рекламе сведения о ПК «Народный капитал» как о продавце финансовых услуг по приему денежных средств (сбережений) под проценты и о вариативном ассортименте финансовых услуг, от пользования которыми обещается доход и приумножение сбережений до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, и которые можно приобрести в месте нахождения такого продавца, не соответствуют действительности, что не допустимо.

Наряду с этим, рассматриваемая реклама ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») на рекламных плакатах содержит утверждения того, что «ваши сбережения под надежной защитой», «все сбережения застрахованы», то есть гарантирует защиту и страхование переданных кооперативу сбережений, а также в рекламных видеороликах содержит утверждения того, что сбережения застрахованы (видеоролик 1), деятельность компании (кооператива) застрахована (видеоролики 1, 2, 3, 4, 5, 6), и такие утверждения могут ассоциироваться у потребителей как гарантия страхования денежных средств (сбережений), переданных на хранение кооперативу.

ПК «Народный капитал» с письмом <...> предоставил копию договора <...> страхования предпринимательских рисков, заключенного между НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» (Страховщик) и ПК «Народный капитал» (Страхователь), по которому Страховщик принимает на себя обязательство за плату (страховую премию) в пределах страховой суммы возместить убытки Страхователя, дополнительные расходы (а также, если это отдельно будет оговорено настоящим договором – неполученные ожидаемые доходы) от предпринимательской деятельности (выплатить страховое возмещение), причиненные вследствие: нарушения контрагентом Страхователя обязательств по заключенной сделке, выразившемся в не поставке (недопоставке) товаров, невыполнении (ненадлежащем выполнении) работ или неоказании (ненадлежащем оказании) услуг контрагентом Страхователя по сравнению с условиями заключенной сделки вследствие несостоятельности (банкротства) контрагента Страхователя, не связанное с умышленными действиями контролирующих лиц должника Страхователя; нарушения контрагентом Страхователя своих финансовых обязательств по сделке, заключенной со Страхователем, по которой контрагент Страхователя является должником вследствие несостоятельности (банкротства) контрагента Страхователя, не связанное с умышленными действиями контролирующих лиц должника Страхователя.

Тем самым объектом страхования являются предпринимательские риски ПК «Народный капитал» в случаях возникновения убытков из-за последствий несостоятельности (банкротства) его контрагентов в рамках заключаемых с ними сделок при осуществлении Кооперативом торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности.

При данных обстоятельствах следует признать, что риск утраты имущества ПК «Народный капитал», в том числе риск ответственности за нарушение договоров внесения добровольного паевого взноса с начислением доходности, не относится к страховым случаям, предусмотренным договором <...> страхования предпринимательских рисков.

Соответственно, сообщаемые в рекламе ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») сведения о защите и страховании обязательств по сбережениям, а также сведения о том, что сбережения застрахованы, деятельность компании (кооператива) застрахована, в контексте со сведениями о финансовых услугах по приему денежных средств (сбережений) под проценты, направлены лишь на манипулирование потребительскими предпочтениями и такие гарантии не соответствуют действительности, что не допустимо.

В соответствии с пунктами 3, 6, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.      

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Форма и условия размещения рекламы ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62, <...>) с предложением финансовых услуг по приему сбережений под проценты, активно распространявшаяся с сентября 2020 года по март 2021 года в региональном эфире телеканала «Первый», не позволяют потребителям рекламы при обычном телесмотрении (на расстоянии 1,5 – 2 м от экрана телевизора) воспринять (прочитать) приведенные в нижней части рекламного поля поясняющие надписи, выполненные мелким шрифтом во второй части дисклеймеров, а также в нижней части текстовых модулей, при том, что одна надпись быстро заменяется другой надписью, и тем самым время для их считывания ограничивается несколькими секундами для каждой надписи, тогда как, в отличие от трудно поддающихся восприятию поясняющих надписей, привлекательная для потребителей информация, в том числе о процентных ставках по сбережениям, озвучена и визуализирована так, что  концентрирует внимание потребителей именно на такой информации и отвлекает от возможности рассмотреть поясняющие надписи. Соответственно, потребители не получают демонстрируемую информацию в полном объеме рекламного сюжета, а ассоциативно запоминают лишь привлекающую их внимание, выделенную в рекламе, информацию о ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») как о продавце финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, утверждающем, что сбережения, деятельность компании (кооператива) застрахована, а также о месте его нахождения и контактном телефоне.

Следовательно, приведенные в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом поясняющие надписи не доводят до потребителей рекламы суть излагаемой в них информации надлежащим образом, в связи с чем потребители такую информацию фактически не получают.

Наряду с этим, рассматриваемыми рекламными плакатами с недостоверными сведениями об «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», не являющемся кредитным потребительским кооперативом и поэтому не имеющим права принимать сбережения (денежные средства) под проценты, потребители рекламы вводятся в заблуждение из-за отсутствия в ней существенной части информации о том, что в действительности программы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» распространяются только на пайщиков Кооператива, предусматривающие внесение добровольных паевых взносов, риски утраты которых ничем не застрахованы и составляют один из основных источников имущества Кооператива, формируют собственность Кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

В силу требований части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Учитывая изложенное, следует признать, что подача рассматриваемой рекламной информации направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться финансовыми услугами ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») на предлагаемых условиях процентных ставок, поэтому существенной является не только привлекательная информация, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие каких-либо сведений о продавце рекламируемых услуг и о действительном характере осуществляемой им деятельности может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться предлагаемыми в рекламе финансовыми услугами.

Поскольку в деятельности ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») могут принимать только его пайщики, то отсутствие в рекламе такой части существенной информации (рекламные плакаты, видеоролики 1, 2, 3, 4, 5), равно как и информации о действительно осуществляемой кооперативом деятельности, не являющимся кредитным потребительским кооперативом и поэтому не имеющим права принимать сбережения (денежные средства) под проценты, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, при распространении на территории городского округа Саранск Республики Мордовия в ноябре 2020 года рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещенной на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (г. Саранск, ул. Полежаева, 62), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце и об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, гарантирующего защиту и страхование обязательств по таким сбережениям, и в которой не сообщается существенная часть информации о том, что в программах «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» могут принимать участие только пайщики Кооператива, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность Кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, а также при распространении с сентября 2020 года по март 2021 года в региональных рекламных блоках телеканала «Первый», эфирное вещание которых осуществляется на территории г. Саранск Республики Мордовия, рекламы Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62, <...>) с предложением финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых,  в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце, об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, о гарантии страхования сбережений и деятельности кооператива, связанной с приемом таких сбережений, при отсутствии существенной части информации (видеоролики 1, 2, 3, 4, 5) о том, что в деятельности кооператива могут принимать участие только пайщики, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, нарушены требования пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому такая реклама является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 – 8 статьи 5, статьей 28 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем является ПК «Народный капитал» <...>, чьими действиями опосредовано и выражено распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы, и который имел и правовую, и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, однако не проявил разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению требований, установленных пунктами 3, 6, 20 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

В рассматриваемом случае объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выраженном в распространении вышеприведенной ненадлежащей рекламы.

Субъектом правонарушения в данном случае является юридическое лицо –рекламодатель ПК «Народный капитал» <...>.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо – ПК «Народный капитал» при реализации своей воли по распространению рекламы обязан был обеспечить соблюдение требований пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и при этом имел возможность обеспечить исполнение таких требований, однако не проявил необходимой заботливости и осмотрительности для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности соблюдать требования рекламного законодательства, и тем самым пренебрежительно отнесся к исполнению возложенных на него Законом обязанностей, следствием чего стало распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы, чем нарушил права и законные интересы потребителей рекламы, и такими незаконными действиями посягнул на установленный, регламентированный государством, порядок распространения рекламы, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, направленным на защиту финансовой безопасности и информационного права граждан в области рекламы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания малозначительным совершённого правонарушения не усматривается.

В рассматриваемом случае вина юридического лица - ПК «Народный капитал» заключается в непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению норм и правил рекламного законодательства.

Таким образом, ПК «Народный капитал» <...>, при попустительстве которого в нарушение требований пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» на территории городского округа Саранск Республики Мордовия в ноябре 2020 года распространялась ненадлежащая реклама «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещенная на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (г. Саранск, ул. Полежаева, 62), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце и об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, гарантирующего защиту и страхование обязательств по таким сбережениям, и в которой не сообщается существенная часть информации о том, что в программах «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» могут принимать участие только пайщики Кооператива, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность Кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, а также с сентября 2020 года по март 2021 года в региональных рекламных блоках телеканала «Первый», эфирное вещание которых осуществляется на территории г. Саранск Республики Мордовия, распространялась ненадлежащая реклама Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62, <...>) с предложением финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых,  в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце, об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, о гарантии страхования сбережений и деятельности кооператива, связанной с приемом таких сбережений, при отсутствии существенной части информации (видеоролики 1, 2, 3, 4, 5) о том, что в деятельности кооператива могут принимать участие только пайщики, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, виновен в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкциями части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временем и местом совершения административного правонарушения является период распространения ненадлежащей рекламы с 01 сентября 2020 года по 31 марта 2021 года в Республике Мордовия, г. Саранск.

В процессе настоящего административного производства не выявлено фактов привлечения в течение 2020 года и за истекший период 2021 года юридического лица – ПК «Народный капитал» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства по постановлению о назначении административного наказания, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что принимается как обстоятельство, смягчающее административную ответственность. При этом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

ПК «Народный капитал» <...> по состоянию на 10.09.2020 включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (находится в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/search.html) и относится к категории микропредприятия, что подтверждается распечаткой сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 10.06.2021 № ЮЭ9965-21-12663384 (приобщена к материалам дела).

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, роль правонарушителя, его статус в качестве микропредприятия и экономическую ситуацию, возникшую из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, находит, что в отношении ПК «Народный капитал», виновного в совершении административного правонарушения, санкции по которому предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как к юридическому лицу, относящемуся к субъектам малого предпринимательства, и совершившему административное правонарушение в области рекламы впервые, может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу положений части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

На основании приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных в процессе административного производства обстоятельств применение к ПК «Народный капитал» административного наказания в виде предупреждения будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершённого административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

Руководствуясь пунктами 3, 6, 20 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а также статьями 1.7, 3.1, 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо – Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Заменить юридическому лицу – Потребительскому кооперативу по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

3. В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредить юридическое лицо – Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления                                                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны