Определение №756 Определение от 1 декабря 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 013/01/11-649/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Врио руководителя Управления (........)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Мордовского УФАС России поступили заявления ООО «Центр инжиниринг» (вх. №3141 от 27.05.2020 г., вх. №3639 от 17.06.2020 г.), ООО «Альтернатива», перенаправленное из Прокуратуры Республики Мордовия №7-р-2020/10568 от 14.07.2020 года, №7-р-2020/11386 от 22.07.2020 года (вх. №4304 от 16.07.2020 г., вх. №4577 от 28.07.2020 г.) об организации проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства при проведении торгов по организации питания в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия хозяйствующими субъектами Обществом с ограниченной ответственностью «Феникс групп» ((........)) и Обществом с ограниченной ответственностью «Мордовская кейтеринговая компания» ((........)) (далее – ООО «МКК», ООО «Мордовская кейтеринговая компания»).

На основании требований Прокуратуры Республики Мордовия, Мордовским УФАС России были проведены внеплановые выездные проверки в отношении ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Феникс групп», для установления наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведения проверок в действиях:

-  ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Феникс групп» усмотрено наличие признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и возбуждено дело № 013/01/11-850/2020;

- ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Спартак» усмотрено наличие признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и возбуждено дело № 013/01/11-851/2020, принято решение о наличии нарушения.

Решением Мордовского УФАС России № 494 от 15.09.2021 года по делу № 013/01/11-851/2020 действия ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Спартак» признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и участии в антиконкурентном соглашении при проведении конкурса в электронной форме на право оказания услуг по организации питания в ДОЛ «Энергетик» (извещение в ЕИС № 31907592346 от 28.02.2019 года), конкурса в электронной форме на право оказания услуг по организации питания в ДОЛ «Энергетик» (извещение в ЕИС № 32008928485 от 27.02.2020 года), которое привело к поддержанию цен на торгах. Обязательное для исполнения предписание не выдавалось.

             Собранные в ходе рассмотрения указанного дела доказательства, указывают на ведение совместной хозяйственной деятельности, а также на наличие признаков иных нарушений антимонопольного законодательства на рынке услуг питания на территории Республики Мордовия, а именно в разделе товарного рынка по составу Заказчиков.

Мордовским УФАС России в настоящее время рассматривается дело № 013/01/11-850/2020 по признакам нарушения ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Феникс групп» пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в признаках заключения, запрещенного антимонопольным законодательством, соглашения по разделу товарного рынка организации услуг питания в общеобразовательных учреждениях г.о. Саранск.

В ходе проведения внеплановых выездных проверок в отношении ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Феникс групп», а также в ходе рассмотрения дела № 013/01/11-850/2020, Мордовским УФАС России установлено, что за период с 2018 года, контракты хозяйствующими субъектами ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Феникс групп» заключались с одними и теми же муниципальными образовательными учреждениями г.о. Саранск по результатам конкурентных процедур.

ООО «Феникс групп» и ООО «Мордовская кейтеринговая компания» за период с 2018 года заключали государственные (муниципальные) контракты в порядке «закупки у единственного поставщика», в связи с признанием конкурентных процедур несостоявшимися в виду подачи только одной заявки.

Исходя из анализа поведения субъектов можно прийти к выводу, что каждая из организаций участвует только в определенных конкурсах, заявки на участие в иные учреждения не подаются.

Следовательно, указанные хозяйствующие субъекты-конкуренты отказались от конкурентной борьбы между собой.

Таким образом, модель поведения ООО «Феникс групп» и ООО «Мордовская кейтеринговая компания» при участии в торгах по организации услуг питания в общеобразовательных учреждениях г.о. Саранск содержит признаки достижения договоренностей, путем заключения антиконкурентного соглашения, приведшего к разделу указанного товарного рынка в географических границах г.о. Саранск по составу покупателей (заказчиков).

В ходе рассмотрения дела № 013/01/11-850/2020 от ООО «Альтернатива» направлялись ходатайства о привлечении в качестве ответчиков ООО «Спартак» и ООО «ОТП-ПЛЮС». В своих ходатайствах ООО «Альтернатива» указывает, что раздел торгов между ООО «МКК», ООО «Феникс групп», ООО «Спартак» и ООО «ОПТ Плюс» служит по нескольким критериям:

1) Территориальный принцип и/или от состава Заказчика(ов);

2) Наличие или отсутствие установленного организаторами торгов ограничения на участие в закупке, а именно, проводится закупка для СМП и СОНКО или нет. Данное ограничение не позволяет ООО «МКК» принимать участие в закупке, так как последний не является СМП. Однако ООО «Феникс групп», ООО «Спартак» и ООО «ОПТ Плюс» относятся к СМП и могут свободно участвовать в таких закупок.

Мордовским УФАС России в рамках рассмотрения дела № 013/01/11-850/2020 запрошены сведения об организации услуг питания в муниципальных районах Республики Мордовия.

Из представленных сведений установлено, что за исследуемый период с 2018 года, в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия услуги по организации питания оказывают хозяйствующие субъекты ООО «Феникс групп», ООО «Мордовская кейтеринговая компания», ООО «Спартак» и ООО «Опт Плюс». Договора заключались путем проведения конкурентных процедур и прямых контрактов (до 600 тыс. рублей).

На основании изложенного, Мордовское УФАС России приходит к следующему выводу.

Хозяйствующие субъекты ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Спартак» осуществляют деятельность по организации питания в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях на территории Республики Мордовия. Данные хозяйствующие субъекты не входят в группу лиц и являются конкурентами, как установлено в ходе рассмотрения дела № 013/01/11-851/2020.

 В рассматриваемый период с 2018 по настоящее время ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Спартак» отказались от конкурентной борьбы и не принимают совместного участия в торгах (за исключением заключения антиконкурентного соглашения при проведении торгов в ДОЛ «Энергетик», дело № 013/01/11-851/2020) по организации питания в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия.

 ООО «Спартак» с 2018 года оказывает услуги по организации питания в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. С 2020 года в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия.

 ООО «Мордовская кейтеринговая компания» с 2018 года оказывает услуги по организации питания в общеобразовательных учреждениях г.о. Саранск и Ковылкинского муниципального района. С 2018 по 2019 год в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия.

 Кроме того, необходимо отметить, что ООО «Спартак» (являясь субъектом МСП) в большинстве случаев учувствует лишь в торгах, проводимых для субъектов МСП и СОНКО, в которых ООО «Мордовская кейтеринговая компания» принимать участие не может и не учувствуют в торгах, где может принимать участие ООО «Мордовская кейтеринговая компания».

Аналогичная ситуация складывается в отношении ООО «Феникс Групп» и ООО «ОПТ ПЛЮС».

 Так, ООО «Феникс Групп» оказывает услуги питания в общеобразовательных учреждениях г.о. Саранск, ООО «ОПТ ПЛЮС» в 2019-2020 годах в Большеберезниковском муниципальном районе и в 2021 году ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» расположенной на территории г.о. Саранск.

 Материалами внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Феникс Групп» установлено, что между ООО «Феникс Групп» и ООО «ОПТ ПЛЮС» имеются также признаки ведения совместной хозяйственной деятельности.

            При анализе конкурсных процедур Мордовским УФАС России установлено, что контракты на оказания услуг питания, заключаются по начальной максимальной цене контракта, в связи с подачей только одной заявки одним из указанных хозяйствующих субъектов.

            То есть, хозяйствующие субъекты конкуренты не выходят на торги, где участвует другой, в следствии чего, при проведении торгов на оказания услуг питания в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия отсутствует какая-либо конкурентная борьба и снижения начальной максимальной цены контракта.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

            В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

 В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

            Таким образом, модель поведения ООО «Феникс групп», ООО «Мордовская кейтеринговая компания», ООО «Спартак» и ООО «Опт Плюс» при организации питания в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия содержатся признаки достижения договоренностей путем заключения антиконкурентного соглашения, приведшего к разделу товарного рынка предоставления услуг питания в общеобразовательных учреждениях в географических границах Республики Мордовия по составу покупателей (заказчиков), что имеет признаки нарушения, предусмотренные пунктом 3 частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30.11.2021 № 213-од о возбуждении дела № 013/01/11-649/2021 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Мордовская кейтеринговая компания» ((........)), Обществом с ограниченной ответственностью «Феникс Групп» ((........)), Обществом с ограниченной ответственностью «Спартак» ((........)), Обществом с ограниченной ответственностью «Опт Плюс» ((........)) пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 013/01/11-649/2021 к рассмотрению на 13 января 2022 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/11-649/2021 качестве заинтересованного лица Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива» ((........)).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/11-649/2021 в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Мордовская кейтеринговая компания» ((........)).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/11-649/2021 в качестве в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Феникс Групп» ((........)).

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/11-649/2021 в качестве в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Спартак» ((........)).

6. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/11-649/2021 в качестве в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Опт плюс» ((........))

7. ООО «Мордовская кейтеринговая компания» в срок до 27 декабря 2021 года представить следующие документы и сведения:

1) Письменные пояснения по доводам определения.

2) Реестр договоров и контрактов (в том числе прямые договоры) по организации питания в образовательных учреждений Республики Мордовия, заключенные ООО «Мордовская кейтеринговая компания» с 01.01.2018 года по дату получения настоящего определения, с указанием порядка заключения (аукцион, конкурс, закупка у единственного поставщика), заказчика, организатора торгов и номеров извещения в ЕИС;

3) Иную информацию и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу, в том числе любые иные доказательства, которые по мнению ответчика, будут способствовать полному и всестороннему рассмотрению дела.

            8. ООО «Феникс групп» в срок до 27 декабря 2021 года представить следующие документы и сведения:

            1) Письменные пояснения по доводам определения.

            2) Реестр договоров и контрактов (в том числе прямые договоры) по организации питания в образовательных учреждений Республики Мордовия, заключенные ООО «Феникс групп» с 01.01.2018 года по дату получения настоящего определения, с указанием порядка заключения (аукцион, конкурс, закупка у единственного поставщика), заказчика, организатора торгов и номеров извещения в ЕИС;

            3) Иную информацию и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу, в том числе любые иные доказательства, которые по мнению ответчика, будут способствовать полному и всестороннему рассмотрению дела.

            9. ООО «Спартак» в срок до 27 декабря 2021 года представить следующие документы и сведения:

            1) Письменные пояснения по доводам определения.

            2) Реестр договоров и контрактов (в том числе прямые договоры) по организации питания в образовательных учреждений Республики Мордовия, заключенные ООО «Спартак» с 01.01.2018 года по дату получения настоящего определения, с указанием порядка заключения (аукцион, конкурс, закупка у единственного поставщика), заказчика, организатора торгов и номеров извещения в ЕИС;

3) Иную информацию и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу, в том числе любые иные доказательства, которые по мнению ответчика, будут способствовать полному и всестороннему рассмотрению дела.

            10. ООО «Опт плюс» в срок до 27 декабря 2021 года представить следующие документы и сведения:

            1) Письменные пояснения по доводам определения.

            2) Реестр договоров и контрактов (в том числе прямые договоры) по организации питания в образовательных учреждений Республики Мордовия, заключенные ООО «Опт плюс» с 01.01.2018 года по дату получения настоящего определения, с указанием порядка заключения (аукцион, конкурс, закупка у единственного поставщика), заказчика, организатора торгов и номеров извещения в ЕИС;

3) Иную информацию и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу, в том числе любые иные доказательства, которые по мнению ответчика, будут способствовать полному и всестороннему рассмотрению дела.

 

            Одновременно разъясняем, что все лица, участвующие в деле № 013/01/11-649/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, вправе представить на заседание комиссии письменные мотивированные пояснения с нормативно-правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов, а также заверенные копии иных, помимо истребованных комиссией по антимонопольному делу документов, касающихся рассматриваемых обстоятельств.

Обращаем Ваше внимание на то, что все предоставляемые копии документов необходимо заверить надлежащим образом.

Напоминаем, что частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно представление заведомо ложных сведений (информации).

Явка представителей ответчиков на заседание Комиссии Мордовского УФАС России обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны