Решение №ЛА/1433/23 Решение по делу № 013/05/18-99/2023 от 21 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/18-99/2023

21 апреля 2023 года                                                                       г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления, <...> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 17 апреля 2023 года дело № 013/05/18-99/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по поступившему из Федеральной антимонопольной службы электронному обращению гр. Б<...> <...> относительно нежелательного телефонного звонка с информацией рекламного характера о возможности участия в мероприятии посредством получения электронных наклеек при регистрации на сайте <...>, осуществленного 16.01.2023 в 18:27 с номера <...> (Билайн) на абонентский номер <...> (Сбербанк-Телеком), в которой усматриваются признаки нарушения части 1 и части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

заинтересованного лица - Общество с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри» <...>, интересы которого путем присоединения к сеансу видеоконференцсвязи по ссылке <...> представляет <...> по доверенности <...>, предъявлен паспорт,   

УСТАНОВИЛА:

Гр. Б<...> в поступившем от него электронном обращении <...> выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО «Телетел» на основании поступившего от него ходатайства <...> об участии в рассмотрении дела с использованием системы видео-конференц-связи <...> предоставлена возможность участия в рассмотрении настоящего дела путем присоединения к сеансу видео-конференц-связи по ссылке <...>, о чем Общество уведомлено письмом Мордовского УФАС России <...>. Однако ООО «Телетел», надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения настоящего дела и не ходатайствовавшее об отложении рассмотрения дела, которому предоставлена возможность дистанционного участия в рассмотрении настоящего дела, не обеспечило явку своего представителя и не присоединилось к сеансу видео-конференц-связи.

ПАО «ВымпелКом», ООО «Сбербанк-Телеком», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела № 013/05/18-99/2023, явку своих представителей не обеспечили, и от названных лиц не поступало ходатайств об участии в дистанционном режиме рассмотрения дела, а также ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствии гр. Б<...>, ООО «Телетел», ПАО «ВымпелКом», ООО «Сбербанк-Телеком».

В Мордовское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило электронное обращение гр. Б<...> <...>, сообщившего о факте дозвона 16.01.2023 в 18:27 с номера <...> (Билайн) на абонентский номер <...> (Сбербанк-Телеком), посредством которого до сведения абонента без его предварительного согласия доведена информация рекламного характера в виде автоматизированной аудиозаписи (озвучена мужским голосом) «…бесплатно. Теперь накопить наклейки еще проще в электронном виде. Зарегистрируйтесь на сайте Метрополия точка метро дефис си си точка ру в январе и получите двадцать электронных наклеек. Электронные и бумажные наклейки копятся отдельно» (продолжительностью 16 секунд).

Федеральная антимонопольная служба, направив на электронную почту Мордовского УФАС России <...> электронное обращение гр. Б<...> <...>, тем самым поручила Мордовскому УФАС России возбудить и рассмотреть дело по заявленным гр. Б<...> претензиям к вышеназванному телефонному звонку, что согласуется с положениями пункта 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения Мордовского УФАС России от 20.02.2023 № ЛА/597/23 о возбуждении дела № 013/05/18-99/2023 и назначении дела к рассмотрению. Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 20.03.2023 № ЛА/924/23 об отложении рассмотрения дела № 013/05/18-99/2023.

К материалам дела № 013/05/18-99/2023 приобщены: письмо ООО «Сбербанк-Телеком» <...> с приложениями; письмо ПАО «ВымпелКом» <...> с приложениями; скрин-шоты страниц Интернет-сайта <...> <...>, а также правила программы лояльности «Метрополия», распечатанные с сайта <...>.

Также в процессе разбирательства по делу № 013/05/18-99/2023 поступили документы и сведения: с письмом ООО «Телетел» <...>; с письмом ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» <...>.

Со стороны заявителя - гр. Б<...> дополнительная информация не поступала.

На заседании Комиссии представитель ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» <...> поддержала в полном объеме письменную позицию Общества, а также устно пояснила, что Б<...>, являясь владельцем карты МЕТРО, при её получении выразил электронно согласие на получение звонков от ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» и такое согласие им до сих пор не отозвано.

Исследовав собранные по настоящему делу документы и материалы в их совокупности, и при этом не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения настоящего дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из электронного обращения гр. Б<...> <...> следует, что на его абонентский номер <...> (Сбербанк-Телеком) 16.01.2023 в 18:27 поступил нежелательный звонок с номера <...> (Билайн), посредством которого до сведения ответившего на звонок абонента доведена информация с предложением о возможности участия в мероприятии посредством получения электронных наклеек при регистрации на сайте <...>. В качестве доказательства состоявшегося телефонного дозвона заявителем предоставлена аудиозапись (продолжительностью 16 секунд) следующего содержания: «…бесплатно. Теперь накопить наклейки еще проще в электронном виде. Зарегистрируйтесь на сайте Метрополия точка метро дефис си си точка ру в январе и получите двадцать электронных наклеек. Электронные и бумажные наклейки копятся отдельно».

Факт такого дозвона подтверждается документами и материалами, предоставленными с письмом ООО «Телетел» <...>, а также с письмом ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» <...>.

Вместе с тем, с письмом ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» <...> предоставлена запись ролика (продолжительностью 20 секунд) с полной версией сообщения, которое использовалось при осуществлении исходящих звонков клиентам ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» в отношении акции «Метрополия», а именно: «Это МЕТРО! Участвуйте в Метрополии и получайте кухонные ножи Виллерой Бох бесплатно. Теперь накопить наклейки еще проще в электронном виде. Зарегистрируйтесь на сайте Метрополия точка метро дефис си си точка ру в январе и получите двадцать электронных наклеек. Электронные и бумажные наклейки копятся отдельно».

Распространявшаяся посредством исходящих звонков информация, доведенная среди прочих до сведения пользователя абонентского номера <...>, с предложением от МЕТРО о проводимой акции «Метрополия», участие в которой дает возможность получать кухонные ножи Виллерой Бох бесплатно и накопить электронные  наклейки при регистрации на сайте <...>, носит обобщенный характер и поэтому представляет интерес для неопределенного круга лиц, тем самым сообщаемая информация об участии в предлагаемом мероприятии формирует интерес к организатору такого мероприятия и реализуемой им продукции, за приобретение которой возможно получить электронные наклейки, и способствует их продвижению на рынке, в связи с чем такая информация по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является проводимая продавцом МЕТРО акция Метрополия, участие в которой дает возможность получать кухонные ножи Виллерой Бох бесплатно и накопить электронные наклейки при регистрации на сайте <...>.

Рассматриваемая реклама акции Метрополия распространена 16.01.2023 в 18:27 посредством телефонного звонка с номера <...> на абонентский номер <...>, находящийся в пользовании у гр. Б<...>, по месту жительства абонента такого номера в г. Москва.

Гр. Б<...> является абонентом Сбербанк-Телеком, в пользовании которого находится абонентский номер <...>, что подтверждается договором об оказании услуг связи «Сбербанк-Телеком» (имеется в материалах настоящего дела).

ООО «Сбербанк-Телеком» с письмом <...> предоставило детализацию Абонента за 16.01.2023, подтверждающую входящий вызов длительностью 22 секунды на абонентский номер <...> (Сбербанк-Телеком) с номера <...>.

Согласно Реестру Российской системы нумерации, номер <...>, с которого осуществлен рассматриваемый звонок, входит в систему нумерации ПАО «ВымпелКом» (оператор связи Билайн).

ПАО «ВымпелКом» с письмом <...> предоставило документы и сведения, подтверждающие совершение 16.01.2023 в 18:27 исходящего звонка на абонентский номер <...> (Сбербанк-Телеком) с номера <...>, выделенного в пользование абоненту Билайн – ООО «Телетел» на основании договора о предоставлении телекоммуникационных услуг между ПАО «ВымпелКом» и ООО «Телетел».

Тем самым материалами настоящего дела подтверждается заявленный дозвон 16.01.2023 в 18:27 с номера <...> (Билайн) на номер <...> (Сбербанк-Телеком).

От ООО «Телетел» поступило письмо <...> со сведениями о наличии договорных отношений между ООО «Телетел» и ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», в рамках которых ООО «Телетел» оказало услуги по исходящему обзвону клиентов Метро путем проигрывания записи рекламного ролика по проводимой акции «Метрополия» при том, что такой ролик был направлен ООО «Телетел» в электронном виде от ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».

ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» своим письмом <...> подтвердило наличие таких договорных отношений.

Так, рамочным договором <...>, заключенным между ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» (Заказчик) и ООО «Телетел» (Исполнитель), определено, что Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги/выполнить работы, согласованные сторонами, а Заказчик обязуется принять и оплатить такие услуги/работы. При этом Дополнительным соглашением <...> к такому договору стороны определили перечень оказываемых услуг – входящая и исходящая линия: обработка входящих обращений и осуществление исходящих вызовов клиентам МЕТРО. В Заявке <...> на оказание услуг (к Дополнительному соглашению <...> к договору <...>) стороны согласовали обзвон клиентов Заказчика с целью рекламы акции Метрополия в период с 13.01.2023 по 17.01.2023 включительно.

Сложившиеся гражданско-правовые отношения, в рамках которых организован исходящий обзвон с рассматриваемой рекламой, свидетельствуют о том, что ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», заказавшее такой обзвон, выступило рекламодателем, а ООО «Телетел», осуществившее такой обзвон, выступило рекламораспространителем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Распространение рассматриваемой рекламы по сетям электросвязи должно осуществляться с соблюдением специальных требований и ограничений.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Гр. Б<...> в своем обращении утверждает, что у него не было получено законного согласия на осуществление подобного рода звонков, в связи с чем просит принять меры по пресечению подобного рода нарушений в будущем.

Со стороны ООО «Телетел» с письмом <...> и ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» с письмом <...> предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что Б<...> при оформлении карты клиента сети магазинов «Метро» прошел электронную авторизацию, сообщив при этом сведения о мобильном номере телефона <...> и электронной почте <...>, в процессе чего он, как владелец карты, выразил свое согласие на получение клиентской информации.

Со стороны гр. Б<...> подтверждения либо опровержения таких данных не последовало.

Из нормы части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем.

Комиссия, исходя из того, что персональные данные владельца карты (фамилия, имя, отчество, номер телефона, электронная почта) идентичны персональным данным обратившегося в антимонопольный орган заявителя, от которого не поступало возражений о наличии у него карты клиента сети магазинов «Метро», при оформлении которой им предоставлено согласие на получение клиентской информации, признаёт, что в данном случае ООО «Телетел» совместно с ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» документально подтвердили наличие предварительного согласия гр. Б<...>, оформившего карту клиента, на получение рассматриваемой рекламы.

В свете изложенного гр. Б<...> необоснованно предъявляет претензии к рекламному звонку от МЕТРО, поступившему на его абонентский номер <...>.

При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения настоящего дела наличие факта нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не подтвердилось.

Вместе с тем, предоставленная гр. Б<...> аудиозапись с рассматриваемой рекламой показывает, что при приёме входящего вызова непосредственное общение звонившего с ответившим на звонок пользователем абонентского номера <...> не производилось, а транслировалась только предварительно изготовленная аудиозапись, озвученная мужским голосом и содержащая текст рекламного сообщения.

О необходимости трансляции уже готового ролика при исходящем обзвоне также свидетельствует сам рекламораспространитель - ООО «Телетел» в своем письме <...>.

Следовательно, изначально при осуществлении звонка с абонентом не велся диалог, у ответившего на звонок абонента не было возможности задать вопрос, отсутствовала как таковая реакция на поведение абонента, в динамике лишь прокручивалась запись голоса.

Тем самым звонок фактически был осуществлен посредством автоматического воспроизведения заранее записанного аудио- ролика с рассматриваемой рекламой.

В данном случае распространение озвученной гр. Б<...> рекламы, представляющей собой предварительно заготовленное аудиосообщение, осуществлено без участия человека с применением средств автоматического дозванивания.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Материалами настоящего дела установлено, что распространение рассматриваемой рекламы по сетям подвижной радиотелефонной связи путем автоматического дозванивания на номер <...> (Сбербанк-Телеком), абонентом которого является гр. Б<...>, осуществлено с номера <...> (Билайн), находящегося в пользовании ООО «Телетел».

Комиссия, исходя из фактически установленных обстоятельств, признаёт, что рекламораспространитель – ООО «Телетел» вопреки законодательно установленным требованиям осуществило распространение рассматриваемой рекламы по сети подвижной радиотелефонной связи на абонентский номер <...> (Сбербанк-Телеком) гр. Б<...> путем автоматического дозванивания, что недопустимо.

Таким образом, распространение по сети подвижной радиотелефонной связи рекламы «Это МЕТРО! Участвуйте в Метрополии и получайте кухонные ножи Виллерой Бох бесплатно. Теперь накопить наклейки еще проще в электронном виде. Зарегистрируйтесь на сайте Метрополия точка метро дефис си си точка ру в январе и получите двадцать электронных наклеек. Электронные и бумажные наклейки копятся отдельно», осуществленное в г. Москву 16.01.2023 в 18:27 путем автоматического дозванивания на номер <...> (Сбербанк-Телеком), находящийся в пользовании гр. Б<...>, с номера <...> (Билайн), находящегося в пользовании у ООО «Телетел», нарушает требования части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.

Материалами настоящего дела установлено, что распространение ненадлежащей рекламы опосредовано и выражено действиями рекламораспространителя – ООО «Телетел», использовавшего выделенный ему номер <...> (Билайн) для автоматического дозванивания.

В материалы дела не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама распространялась.

Рамочный договор <...>, в том числе Дополнительное соглашение <...> к такому договору, на основании которых распространялась рассматриваемая ненадлежащая реклама, продолжают действовать.

С учетом изложенного, Комиссия усматривает необходимость выдать рекламораспространителю - ООО «Телетел» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение законодательства о рекламе по месту нахождения абонента номера <...> (Сбербанк-Телеком), которому по сети электросвязи доставлена ненадлежащая реклама, -  г. Москва, к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Это МЕТРО! Участвуйте в Метрополии и получайте кухонные ножи Велирой-бох бесплатно. Теперь накопить наклейки еще проще в электронном виде. Зарегистрируйтесь на сайте Метрополия точка метро дефис си си точка ру в январе и получите двадцать электронных наклеек. Электронные и бумажные наклейки копятся отдельно», распространенную по сети подвижной радиотелефонной связи в г. Москву 16.01.2023 в 18:27 путем автоматического дозванивания с абонентского номера <...> (Билайн), находящегося в пользовании у ООО «Телетел», на абонентский номер <...> (Сбербанк-Телеком), находящийся в пользовании гр. Б<...>, поскольку такая реклама нарушает требования части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Телетел» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела № 013/05/18-99/2023 (копии) уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2023 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.      

Председатель Комиссии:                              <...>

Члены Комиссии:    

                                                                         <...>

                                                                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны