Определение №485 о назначении дела от 30 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства заместитель руководителя (...)

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление Рузаевской транспортной прокуратуры от 20.03.2020 вх. № 1584.

Согласно заявлению, Рузаевской транспортной прокуратурой по поручению Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства должностными лицами АО «Авиалинии Мордовии» в сфере ценообразования на авиатопливо и аэропортовые услуги за 2018-2019 годы, истекший период 2020 года, по результатам которой выявлен факт нарушения обществом в спорный период ограничений по уровню рентабельности при формировании свободных тарифов, связанных с перевозкой пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги.

Мордовским УФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (далее также – ГА).

Из положений Устава АО «Авиалинии Мордовии» (утв. Распоряжением Государственным казенным учреждением Республики Мордовия «Фонд имущества» от 23.01.2018 № 3) следует, что деятельность общества соответствует, в том числе, целям гражданской авиации.

Статьей 64 Воздушного кодекса определено следующее.

1. Оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

3. Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

4. Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением. Порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

6. Плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительством Российской Федерации принято постановление от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного урегулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление № 239), пунктом 1 которого утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации.

Пунктом 7 Постановления № 239 установлено, что не применяется государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменений цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции, товаров и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

В перечень видов продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 Постановления № 239, на которые осуществляется государственное регулирование, включены услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

АО «Авиалинии Мордовии» (далее также – Общество) не включено в Перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России (утвержден приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17).

Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» утверждены «Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Перечень и правила формирования тарифов) и «Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации».

Согласно пункту 1.5 Перечня и правил формирования тарифов аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.11 Перечня и правил формирования тарифов организации ГА, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечивают формирование ставок сбора за аэронавигационное обслуживание, ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы.

Из выше указанных норм следует, что тарифы АО «Авиалинии Мордовии», оспариваемые Рузаевской транспортной прокуратурой, формируются организацией ГА самостоятельно.

Пунктом 1 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях (утв. Роскомцен и Минтрансом РФ от 19 февраля 1993 г. №№ 01-55/306-15, 1-ц) (далее – Временный порядок) установлено, что свободные тарифы на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах территории Российской Федерации с 1 января 1993 г. разрабатываются и устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно, независимо от их формы собственности и организационно - правовой формы предприятия на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного уровня рентабельности в размере 20 процентов к себестоимости.

Согласно пункту 7 Временного порядка размер ставок сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку определяется с учетом следующих условий:

- экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности, увеличенных на установленный размер налога на добавленную стоимость;

- предельного уровня рентабельности в размере 20 процентов, рассчитанного к среднегодовой себестоимости работ.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» установлен с 01.01.1993 предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ним работы и услуги в размере 20% к себестоимости.

Из анализа материалов, направленных Рузаевской транспортной прокуратурой, и сведений, представленных Обществом, Мордовским УФАС России установлено значительное увеличение в 2020 году размера сборов (тарифов) за наземное обслуживание, сформированных и применяемых АО «Авиалинии Мордовии».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФСТ России от 06.03.2015 № 372-т АО «Авиалинии Мордовии» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Следовательно, в силу своего доминирующего положения АО «Авиалинии Мордовии» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий:

-недопущения конкуренции,

-ограничения конкуренции,

-устранения конкуренции,

-ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Аналогичные выводы указаны и в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.08 N 30) где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действии АО «Авиалинии Мордовии» по утверждению экономически необоснованных сборов (тарифов) за наземное обслуживание нарушения части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что могло привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16.06.2020 № 79-од о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Авиалинии Мордовии» (430018, Республика Мордовия, г. Саранск, Аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Назначить дело № 013/01/10-445/2020 к рассмотрению на 28 июля 2020 года на            15 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/10-445/2020 в качестве ответчика АО «Авиалинии Мордовии» (430018, Республика Мордовия, г. Саранск, Аэропорт).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/10-445/2020 в качестве заинтересованного лица Рузаевскую транспортную прокуратуру (431440, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ухтомского, д. 26).

4. АО «Авиалинии Мордовии» в срок до 20 июля 2020 года представить следующие документы и материалы:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1) за 2018 год, 2019 год, 1 квартал 2020 года (с отметкой о приеме в налоговый орган либо с приложением квитанции о приеме бухотчетности в налоговый орган, в случае, если бухотчетность подается электронно);

2) отчет о финансовых результатах (форма № 2) за 2018 год, 2019 год, 1 квартал 2020 года (с отметкой о приеме в налоговый орган либо с приложением квитанции о приеме бухотчетности в налоговый орган, в случае, если бухотчетность подается электронно);

3) аудиторское заключение за 2018 г., 2019 г.

4) приказ об утверждении штатного расписания;

5) штатное расписание;

6) положение об оплате труда;

7) положение о премировании;

8) договоры страхования;

9) сводную ведомость амортизации;

10) договоры со сторонними организациями на оказание услуг;

11) договоры аренды;

12)  расшифровку прочих производственных расходов по каждому виду услуг за 2018 г., 2019 г.;

13) расшифровку фактических общехозяйственных расходов по каждому виду услуг за  2018 г., 2019 г.

 

Одновременно разъясняем, что все лица, участвующие в деле № 013/01/10-445/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, вправе представить на заседание комиссии письменные мотивированные пояснения с нормативно-правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов, а также заверенные копии иных, помимо истребованных комиссией по антимонопольному делу документов, касающихся рассматриваемых обстоятельств.

Обращаем Ваше внимание на то, что все предоставляемые копии документов необходимо заверить надлежащим образом.

Напоминаем, что частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно представление заведомо ложных сведений (информации).

Явка представителя ответчика на заседание Комиссии обязательна.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     (...)

Связанные организации

Связанные организации не указаны