Определение №674 О прекращении производства по делу от 22 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 013/05/14-442/2019

22 октября 2019 года                                                                    г. Саранск, проспект Ленина, 14

 

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения  законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии <...> – руководитель Управления,

члены Комиссии: <...> - заместитель руководителя Управления, <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> - главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 22 октября 2019 года дело № 013/05/14-442/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по материалам измерения уровня громкости звука рекламы спонсора прогноза погоды «Торговый комплекс «Хозяин» и прерываемой такой рекламой региональной программы «Вести Мордовия» (в составе телепрограммы «Большие ВЕСТИ», раздел «Местное время»), выпуск которой транслировался 20 мая 2019 года с 20:45 до 21:00 в эфирном вещании телеканала «Россия 1», указывающих на признаки нарушения части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - <...>, интересы которого представляют <...> и <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Мордовское УФАС России от жителя г.Саранска поступило сообщение о превышении уровня громкости звука рекламы по отношению к телепередачам, вещаемым в эфире телеканала «Россия 1», что стало поводом для проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований в сфере рекламы, в ходе которого была произведена запись эфира телеканала «Россия 1» с целью дальнейшего проведения измерения соотношения уровня громкости рекламы, сообщения о последующей трансляции рекламы со средним уровнем громкости прерываемой ими телепрограммы.

Запись эфира телеканала «Россия 1» (телепрограмма «Большие ВЕСТИ») осуществлена сотрудником Мордовского УФАС России 20 мая 2019 года в период с 20:00 до 21:00 (при техническом содействии Филиала РТРС «РТРПЦ Республики Мордовия») в помещении <...>, что зафиксировано Актом осуществления записи от 20.05.2019. Источником записи сигнала является эфирное наземное цифровое телевизионное вещание в составе пакета РТРС-1, имя медиафайла – РОССИЯ-1.avi. Такая запись вместе с Актом осуществления записи от 20.05.2019 была направлена в Федеральную антимонопольную службу <...> для проведения измерения эфирной записи телеканала «Россия 1» в соответствии с требованиями части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».

Из Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) в адрес Мордовского УФАС России поступил Протокол 885530 измерений уровней громкости аудиофрагментов от 09.07.2019 15:59:31 (с фрагментами записей телеканала «Россия 1»). Измерение проводилось сотрудником ФАС России с использованием комплекса программно-аппаратного «АСК-громкость» (свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.E.36.002.А № 58595, свидетельство о поверке № 3/340-1915-19 действительно до «30» июня 2020 года), установленного на ПК Nix Computer (Windows 8.1, процессор Intel Core i7, 64-разрядная операционная система, установленная память 8 ГБ), в отношении записи телепрограммы, разделенной с помощью программы видео редактора VSDC Free Video Editor на 15 аудиофрагментов.

Из Протокола 885530 измерений уровней громкости аудиофрагментов от 09.07.2019 15:59:31 следует, что результаты сравнения уровней громкости звука рекламы с программой свидетельствуют о нарушении части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»  в следующих случаях:

1. Уровень громкости звука фрагмента 12_реклама_1.wav превышает уровень громкости звука фрагмента 13_межрекламный фрагмент_1.wav на 2 дБ.

2. Уровень громкости звука фрагмента 14_реклама_2.wav превышает уровень громкости звука фрагмента 13_межрекламный фрагмент_1.wav на 2,1 дБ.

На основании таких данных Мордовским УФАС России вынесено определение от 27.08.2019 № 553 о возбуждении дела № 013/05/4-442/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 25.09.2019 № 616 об отложении рассмотрения дела № 013/05/4-442/2019 и в заседании Комиссии, назначенном к рассмотрению на 18 октября 2019 года в 12.00 часов, объявлялся перерыв до 12.00 часов 22 октября 2019 года, после которого рассмотрение дела продолжилось.

В процессе рассмотрения дела ВГТРК предоставило документы и сведения с письмом <...> и с письмом <...>, в котором выражено мнение о том, что проведенные измерения не соответствуют пункту 6 Методики измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы со ссылкой на результаты измерений, проведенных <...>, выступающего агентом ВГТРК при размещении рассматриваемой региональной рекламы.

На заседании Комиссии представитель ВГТРК <...> поддержала письменную позицию Компании, суть которой сводится к тому, что антимонопольным органом неправильно произведены измерения уровня громкости звука рекламы спонсора прогноза погоды – Торгового комплекса «Хозяин», распространявшейся 20 мая 2019 года с 20:45 до 21:00 в эфирном вещании телеканала «Россия 1», и выразила мнение, что такая реклама по громкости не превышает уровень телепередачи.

Комиссия, выслушав мнение лица, участвующего в рассмотрении дела, а также исследовав имеющиеся документы и материалы в их совокупности, пришла к следующим выводам.

Предоставленные ВГТРК данные измерения уровня громкости рекламы и фрагментов телепередачи не могут быть приняты во внимание, поскольку произведены неуполномоченным лицом.

В соответствии с частью 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации. Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 35.1 настоящего Федерального закона.

Из приведенных законоположений следует, что измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах с целью выявления превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости прерываемой ею телепередачи должен осуществлять антимонопольный орган.

В рассматриваемом случае необходимые измерения произведены Федеральной антимонопольной службой, зафиксированные в Протоколе 885530 измерений уровней громкости аудиофрагментов от 09.07.2019 15:59:31, данные которого подлежат правовой оценке в рамках настоящего разбирательства.

Вместе с тем, из части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» следует, что осуществляемые антимонопольным органом необходимые измерения производятся на основании специально утвержденной методики.

Методика измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы утверждена приказом ФАС России от 22.05.2015 № 374/15, зарегистрированном в Минюсте России 17.07.2015 № 38079.

Согласно пункту 6 Методики измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими телепрограммы или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи запись телепрограммы или запись радиопрограммы разделяется в программе-редакторе нелинейного монтажа на части, содержащие исключительно телепрограмму или радиопрограмму (дорекламный фрагмент, пострекламный фрагмент, межрекламный фрагмент), и части, содержащие анонсы и рекламу. Анонсы и реклама должны быть разделены. Блоки анонсов и рекламы используются только содержащие в себе полные рекламные сообщения или анонсы.

Производится измерение громкости звукового сопровождения каждого из подготовленных фрагментов:

- дорекламного фрагмента;

- пострекламного фрагмента;

- блока рекламы или анонсов.

Если длительность дорекламного фрагмента составляет менее пяти минут, допускается анализ дорекламного фрагмента фактической длительности или анализ дорекламного фрагмента от предыдущего рекламного блока или блока анонсов, но продолжительностью также не менее пяти минут.

Если длительность пострекламного фрагмента составляет менее пяти минут, допускается анализ пострекламного фрагмента фактической длительности или анализ пострекламного фрагмента от последующего рекламного блока или блока анонсов, но продолжительностью также не менее пяти минут.

Согласно пункту 7 Методики измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы измерение громкости звукового сопровождения каждого из указанных в пункте 6 настоящей Методики фрагментов производится в единицах уровня громкости звукового сигнала относительно максимального значения цифровой шкалы (LUFS). Разница между значениями измеренных громкостей звука фрагментов определяется в единицах громкости, равных децибелам. В Протокол измерений заносится разность громкостей звука фрагментов в децибелах.

Значение громкости звука блока рекламы или анонсов не должно превышать значение громкости звука дорекламного либо пострекламного фрагмента более чем на 1,5 дБ.

Из Протокола 885530 измерений уровней громкости аудиофрагментов от 09.07.2019 15:59:31 следует, что результаты сравнения уровней громкости звука рекламы с программой свидетельствуют о нарушении части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»  в следующих случаях:

1. Уровень громкости звука фрагмента 12_реклама_1.wav превышает уровень громкости звука фрагмента 13_межрекламный фрагмент_1.wav на 2 дБ.

2. Уровень громкости звука фрагмента 14_реклама_2.wav превышает уровень громкости звука фрагмента 13_межрекламный фрагмент_1.wav на 2,1 дБ.

Комиссия отмечает, что в Протоколе 885530 измерений уровней громкости аудиофрагментов от 09.07.2019 15:59:31 выводы о нарушении части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» сделаны лишь на основании результатов попарного сравнения уровня громкости звука рекламы с межрекламным фрагментом продолжительностью 21,78 секунд без учёта дорекламного фрагмента и пострекламного фрагмента, как того требует пункт 6 Методики измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы.

В Протоколе 885530 измерений уровней громкости аудиофрагментов от 09.07.2019 15:59:31 в части спорных рекламных фрагментов зафиксированы следующие данные:

• Имя файла фрагмента: 11_дорекламный фрагмент_3.wav

• Громкость Lk(дБ): -23,76

• Дата/время измерения: 09.07.2019 15:52:42

• Длительность (с): 300,00

• dLk(дБ)= Lk(i)- Lk(i-1) : -0,29

• Тип фрагмента: программа

• Частота(Гц): 48000

• Каналов: 2

• Бит: 16

• Комментарий: -

________________________________________________________________

 

• Имя файла фрагмента: 12_реклама_1.wav

• Громкость Lk(дБ): -23,33

• Дата/время измерения: 09.07.2019 15:52:57

• Длительность (с): 14,94

• dLk(дБ)= Lk(i)- Lk(i-1) : 0,43

• Тип фрагмента: рекламный блок

• Частота(Гц): 48000

• Каналов: 2

• Бит: 16

• Комментарий: -

____________________________________________________________________

 

• Имя файла фрагмента: 13_межрекламный фрагмент_1.wav

• Громкость Lk(дБ): -25,36

• Дата/время измерения: 09.07.2019 15:53:19

• Длительность (с): 21,78

• dLk(дБ)= Lk(i)- Lk(i-1) : -2,03

• Тип фрагмента: программа

• Частота(Гц): 48000

• Каналов: 2

• Бит: 16

• Комментарий: -

_______________________________________________________________________

 

• Имя файла фрагмента: 14_реклама_2.wav

• Громкость Lk(дБ): -23,25

• Дата/время измерения: 09.07.2019 15:53:34

• Длительность (с): 14,93

• dLk(дБ)= Lk(i)- Lk(i-1) : 2,11

• Тип фрагмента: рекламный блок

• Частота(Гц): 48000

• Каналов: 2

• Бит: 16

• Комментарий: -

_______________________________________________________________________

 

• Имя файла фрагмента: 15_пострекламный фрагмент_3.wav

• Громкость Lk(дБ): -23,67

• Дата/время измерения: 09.07.2019 15:58:34

• Длительность (с): 300,00

• dLk(дБ)= Lk(i)- Lk(i-1) : -0,42

• Тип фрагмента: программа

• Частота(Гц): 48000

• Каналов: 2

• Бит: 16

• Комментарий: -

________________________________________________________________________

 

Дополнительно проведенное попарное сравнение, основанное на таких данных ФАС России, зафиксированных в Протоколе 885530 измерений уровней громкости аудиофрагментов от 09.07.2019 15:59:31, показывает:

- Уровень громкости звука фрагмента рекламы 12_реклама_1.wav (длительность 14,93 секунд) превышает уровень громкости звука дорекламного фрагмента 11_дорекламный фрагмент_3.wav (длительность 300 секунд) на 0,43 дБ;

- Уровень громкости звука фрагмента рекламы 12_реклама_1.wav (длительность 14,93 секунд) превышает уровень громкости звука пострекламного фрагмента 15_пострекламный фрагмент_3.wav (длительность 300 секунд) на 0,34 дБ;

- Уровень громкости звука фрагмента рекламы 14_реклама_2.wav (длительность 14,94 секунд) превышает уровень громкости звука дорекламного фрагмента 11_дорекламный фрагмент_3.wav (длительность 300 секунд) на 0,51 дБ;

- Уровень громкости звука фрагмента рекламы 14_реклама_2.wav (длительность 14,94 секунд) превышает уровень громкости звука пострекламного фрагмента 15_пострекламный фрагмент_3.wav (длительность 300 секунд) на 0,42 дБ.

Тем самым значения уровня громкости звука рекламы (12_реклама_1.wav, 14_реклама_2.wav) и значения уровней громкости звука дорекламного и пострекламного фрагментов (11_дорекламный фрагмент_3.wav, 15_пострекламный фрагмент_3.wav) продолжительностью пять минут, несмотря на расхождения в результатах сравнения уровня громкости звука рекламы с межрекламным фрагментом (13_межрекламный фрагмент_1.wav) продолжительностью 21,78 секунды,  то есть продолжительностью менее пяти минут, находятся в пределах допустимых диапазонов, не превышающих 1,5 дБ.

Учитывая фактически установленные обстоятельства, Комиссия признаёт, что в рассматриваемом случае уровень громкости рекламы не превышает средний уровень прерываемой рекламой телепередачи в основном времени вещания такой телепередачи (в дорекламный и пострекламный период, каждый продолжительностью пять минут).

Таким образом, при распространении рекламы спонсора прогноза погоды «Торговый комплекс «Хозяин», размещавшейся в региональной программе «Вести Мордовия» (в составе телепрограммы «Большие ВЕСТИ», раздел «Местное время») при трансляции выпуска такой программы 20 мая 2019 года с 20:45 до 21:00 в эфирном вещании телеканала «Россия 1», не усматривается нарушения требований части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь подпунктом а пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 013/05/14-442/2019 прекратить.

Председатель Комиссии                                                                           <...>

Члены Комиссии:

                                                                                                                    <...>

                                                                                                                    <...>

                                                                                                                    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны