Заключение №10 Заключение об обстоятельствах дела от 9 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №013/01/10-570/2019

 

09 июня 2020 г.                                                                                                г. Саранск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии: <…> - заместитель руководителя Мордовского УФАС России; члены Комиссии: <…> - начальник отдела Мордовского УФАС России; <…> - главный специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России; <…> - ведущий специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России, рассмотрев дело №013/01/10-570/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 97-15; ИНН 1326232263) (далее – ООО «Энергоресурс», Общество) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление председателя Товарищества собственников жилья «Красносельцовское» <…> (вх. №2798 от 13.06.2019 года) (далее – ТСЖ «Красносельцовское», Заявитель) на неправомерные действия ООО «Энергоресурс», выраженные в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии в период отопительного сезона 2017-2018 годов многоквартирных домов, расположенных в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома №6,8,10.

Согласно справке Администрации Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (исх. №183 от 31.10.2018 года) (далее – Администрация) в управлении ТСЖ «Красносельцовское» находятся многоквартирные дома, расположенные в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома №6,8,10.

          На основании приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия №140 от 16.12.2016 года установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Энергоресурс» потребителям на 2016-2018 года (с изменениями согласно приказа №162 от 15.12.2017 года).

ООО «Энергоресурс» осуществляло в отопительном периоде 2017-2018 годов теплоснабжение жилых многоквартирных домов в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия на основании договора от 01.10.2017 года №15-ТС на отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на нужды отопления (далее - договор №15- ТС от 01.10.2017 года).

В соответствии с пунктом 1.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года ООО «Энергоресурс» (энергоснабжающая организация) через присоединенную тепловую сеть подает ТСЖ «Красносельцовское» (абонент) тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления в размере 3968,12 Гкал за отопительный сезон 2017-2018 годов, а абонент принимает тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, соблюдая при этом установленный режим потребления, и обязуется оплачивать принятое количество тепловой энергии в размере 7 963 739,07 руб. (упрощенная система налогообложения) в сроки и порядке, установленные настоящим контрактом для потребителей.

Согласно пункту 3.4.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года абонент обязан производить оплату принятой тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период в сроки и порядке, указанные в настоящем договоре, по тарифам, установленным для энергоснабжающей организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

В силу пункта 5.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года при отсутствии приборов учета на тепловом вводе абонента количество отпускаемой тепловой энергии на отопление рассчитывается энергоснабжающей организацией согласно «Методике определения количеств теплоэнергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 года №105, и подпункту 3.1.1 настоящего договора.

Однако следует отметить, что включение указанного нормативного правового акта в договор неправомерно, поскольку он не регулирует отношения между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ. Кроме того, приказ Госстроя России от 06.05.2000 года №105 признан утратившим силу в соответствии с приказом Минстроя России от 31.07.2014 №414/пр.

В соответствии с пунктом 3.1.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года ООО «Энергоресурс» обязуется отпускать ТСЖ «Красносельцовское» с 01.10.2017 года тепловую энергию в горячей воде на отопление с максимумом тепловой нагрузки 1.636 Гкал/ч, в том числе на отопление 1.636 Гкал/час.

Подавать ТСЖ «Красносельцовское» тепловую энергию и теплоноситель в соответствии с установленными настоящим договором максимальными часовыми нагрузками и прилагаемым температурным графиком регулирования (приложение №1 «температурный график регулирования отпуска тепловой энергии») для отопления по расчету в зависимости от средней температуры наружного воздуха за месяц согласно СНиП с разбивкой по месяцам (приложение №2).

В соответствии с письмом Общества с ограниченной ответственностью «Технопарк» (исх. №496/1 от 24.05.2018 года) установка общедомовых приборов учета энергии и теплоносителя в многоквартирных домах по адресам: Рузаевский район, п. Совхоз Красное Сельцо, ул. Садовая, д. 6,8,10 не была произведена в связи с отсутствием технической возможности, связанной с конструкцией домов (отсутствуют подвальные помещения). Таким образом, в спорный период в домах по ул. Садовая, дома №6,8,10, находившихся в управлении ТСЖ «Красносельцовское», отсутствовали надлежаще установленные общедомовые приборы учета энергоресурсов. Указанный факт сторонами не оспаривается.

При определении количества оказанных потребителям в п. Совхоз «Красное Сельцо» по ул. Садовой, дома №6,8,10 в отопительном периоде 2017-2018 годов услуг теплоснабжения ООО «Энергоресурс» в отношении объектов потребления, в которых отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, был выполнен расчет платы за оказанные услуги исходя из тепловых нагрузок.

Исходя из совокупности норм частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, также определены следующие понятия:

теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Мордовским УФАС России подготовлен аналитический отчет об анализе конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения в географических границах пос. Красное Сельцо Рузаевского района. Временной интервал исследования – отопительный сезон 2017-2018 года; продуктовые границы рынка – услуга по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, а именно: производство, передача, сбыт тепловой энергии. Проведенный обзор рынка услуг по теплоснабжению выявил, что ООО «Энергоресурс» осуществляет деятельность по теплоснабжению и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение. Доля ООО «Энергоресурс» на исследуемом товарном рынке в 2017-2018 годах составила 100%, Общество являлось единственным участником рынка. Следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По этой причине ООО «Энергоресурс» при оказании услуг по теплоснабжению обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно письму Администрации (вх. №2713 от 04.05.2020 года) на территории Красносельцовского сельского поселения оказание услуг по теплоснабжению (поставке тепловой энергии) до конечного потребителя тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения в географических границах в период с 2017 года по настоящее время осуществляет ООО «Энергоресурс».

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 08.08.2011 года №13ГА 537700 за Администрацией зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве ½) блочной котельной жилого фонда (назначение: нежилое; 1-этажная, общая площадь 50,8 кв.м., инв. №89:243:002:000251860, лит. А; адрес объекта: Республика Мордовия, Рузаевский район, поселок совхоз «Красное Сельцо», ул. Гагарина, д. 14 примерно в 30 м. от жилого дома №14 по ул. Гагарина по направлению на север).

ООО «Энергоресурс» владеет тепловым источником и тепловыми сетями.

В материалы дела представлен договор аренды №01/10/2017-КН от 01.08.2017 года между индивидуальным предпринимателем Новиковой Т.С. и ООО «Энергоресурс» с актом приема-передачи ½ части нежилого помещения в аренду от 01.08.2017 года. Согласно указанному договору ИП Новикова Т.С. (арендодатель) предоставляет ООО «Энергоресурсу» (арендатору) во временное владение и пользование имущество (½ доли здания блочной котельной жилого фонда, адрес: РМ, Рузаевский район, п. Совхоз «Красное Сельцо», дом 14, примерно в 30 метрах от жилого дома №14 по улице Гагарина по направлению на север). Указанное имущество принадлежит ИП Новиковой Т.С. на праве общей долевой собственности.

01 октября 2017 года Администрация и ООО «Энергоресурс» заключили договор аренды муниципального нежилого помещения №б/н (далее – договор аренды от 01.10.2017 года).

В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды от 01.10.2017 года Администрация (арендодатель) предоставляет ООО «Энергоресурс» (арендатору) во временное владение и пользование ½ доли блочной котельной жилого фонда (нежилое помещение, адрес: РМ, Рузаевский район, п. Совхоз «Красное Сельцо», ул. Гагарина, дом 14, примерно в 30 метрах от жилого дома №14 по ул. Гагарина по направлению на север).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции со стороны ООО «Энергоресурс», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положении при осуществлении расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии в период отопительного сезона 2017-2018 годов многоквартирных домов, расположенных в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома №6,8,10, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных домов.

Определением от 17.10.2019 года к участию в деле привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Определением от 21.01.2020 года к участию в деле привлечена Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 (далее - Правила №354).

В пункте 2 Правил №354 определено, что норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

Раздел VI Правил №354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Так, абзац второй пункта 42(1) Правил №354 детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

Указанной правовой нормой предусмотрено, что в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и (1) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2:

Pi = Si х NT х Тт,

где: Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ООО «Энергоресурс» в письме (вх. №3414 от 05.07.2019 года) представлены объяснения, из которых следует, что Общество производило начисление за отопление в многоквартирных домах по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома №6,8,10, исходя из формулы 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила №306), в соответствии с которой часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации домов. В случае отсутствия проектной документации часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. При отсутствии указанных документации и данных часовая тепловая нагрузка (ккал в час) определяется по следующей формуле:

(формула 20)

qmax = qуд. х S,

                                              

где: qУд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 4; S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м). Таким образом, стоимость поставки тепловой энергии, рассчитанной ООО «Энергоресурс» за 7 месяцев, составила 575 647,73 руб.

Согласно пункту 3 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Правил №306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).

Таким образом, законодательство обязывает ресурсоснабжающую организацию («ООО «Энергоресурс») принимать меры по внесению правовой определенности в правоотношения по ресурсоснабжению и установлению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах. Установленный законодательством порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, позволяет ресурсоснабжающей организации как профессиональному участнику рынка теплоснабжения предпринять меры по установлению указанных нормативов. В то же время указанные нормы законодательства не должны толковаться таким образом, чтобы позволять ООО «Энергоресурс» уклоняться от осуществления действий по установлению нормативов.

Ресурсоснабжающая организация - профессиональный участник рынка теплоснабжения, а потому, приняв на себя обязательства подавать тепловую энергию, при начислении платы за тепловую энергию за отопительный сезон 2017-2018 годов по многоквартирным домам, не оборудованным приборами учета, по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома №6,8,10, должна нести определенные риски, связанные с толкованием условий договора в пользу слабой стороны договора, которой является товарищество.

Согласно письму Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 28.01.2020 года №07-20 (вх. №394 от 28.01.2020 года) для многоквартирных жилых домов в с. Красное Сельцо Рузаевского района РМ указанные нормативы не устанавливались, так как вышеуказанные организации за установлением нормативов не обращались.

ООО «Энергоресурс» за установлением нормативов потребления в установленном порядке не обращалось и не оспаривает, что в период отопительного сезона 2017-2018 годов при расчетах с ТСЖ «Красносельцовское» расчеты производились в отсутствие надлежащим образом установленных нормативов. Такие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке оказания услуг по отоплению, нарушают права потребителей, порядок формирования платы за коммунальную услугу и противоречит пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного у Комиссии имеются основания полагать о наличии факта нарушения со стороны ООО «Энергоресурс» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за коммунальную услугу отопление, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц – жильцов многоквартирных домов по адресу: Рузаевский район, п. совхоз Красное Сельцо, ул. Садовая, д. 6,8,10.

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии (часть 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

 

Председатель комиссии                                                                                 <…>

 

 

 

Члены комиссии                                                                                                   <…>                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                           <…>

                                                                                                                           <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны