Определение №70 о возбуждении дела об административном правонарушении, прове... от 12 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении,

проведении административного расследования и истребовании сведений,

необходимых для разрешения дела № 013/04/7.31-43/2021

Начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства – <...>, рассмотрев материалы, указывающие на событие административного правонарушения,

УСТАНОВИЛА:

На основании поступивших в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) заявлений Общества с ограниченной ответственностью «ТВВ» (вх. № 4298 от 05.10.2018), Акционерного общества «Биохимик» (вх. № 4521 от 19.10.2018 г.), Общества с ограниченной ответственностью «Сарансккабель» (вх. № 4736 от 02.11.2018 г.) на действия ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») по направлению дополнительного соглашения к договору, в рамках которого с 01.01.2019 г. повышается тариф на услуги теплоснабжения по поставке тепловой энергии в паре, было возбуждено дело по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, а также пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

По смыслу указанных норм цены на виды товаров в сфере теплоснабжения, которые соответствуют критериям, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, не подлежат государственному регулированию и должны определяться по соглашению сторон договора, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, согласно которому при реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения сохраняется, а также случая, предусмотренного частью 2 статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Пар, приобретаемый Заявителями у ПАО «Т Плюс» подпадает под указанные в части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении критерии дерегулирования. Заявители являются конечными потребителями пара и не являются потребителями категории население. Информации, на основании которой государственное регулирование цены на пар в отношении ПАО «Т Плюс» могло сохраниться в силу требований действующего законодательства, участниками дела не представлено, Комиссией не установлено.

Следовательно, с 01.01.2019 г. цена на пар, поставляемый ПАО «Т Плюс» в адрес Заявителей по магистральному паропроводу № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район», подлежит определению по их соглашению при заключении договоров теплоснабжения.

28.09.2018 г. ПАО «Т Плюс» направило в адрес ООО «ТВВ» (исх. № 50600-08-02551/2 от 28.09.2018 г.), ООО «Сарансккабель» (исх. № 50600-08-02551/3 от 28.09.2018 г.), ПАО «Биохимик» (исх. № 50600-08-02551/6 от 28.09.2018 г.), ПАО «Электровыпрямитель» (исх. № 50600-08-02551/4 от 28.09.2018 г.) дополнительные соглашения к договорам теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в паре). В соответствии с условиями дополнительного соглашения цена на тепловую энергию для потребителей филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» на паропроводе «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» с 01.01.2019 г. составляет 3 568,40 руб./Гкал (без НДС),

Цтэ=К1+К2,

где К1 – топливная составляющая, 757,77 руб./Гкал,

К2 – базовая постоянная составляющая, 2810,63 руб./Гкал (исх. № 50600-08-02551/2 от 28.09.2018 г.).

ООО «ТВВ» не согласилось с условиями Дополнительного соглашения в связи с увеличением цены (тарифа) в сфере теплоснабжения, о чем уведомило ПАО «Т Плюс» письмом от 03.10.2018 г.

ООО «Сарансккабель» не согласилось с условиями Дополнительного соглашения в связи с увеличением цены (тарифа) в сфере теплоснабжения, о чем уведомило ПАО «Т Плюс» письмом от 26.10.2018 г. № 1682. Кроме того, ООО «Сарансккабель» указало, что готово к переговорному процессу в рамках действующего договора теплоснабжения в целях определения приемлемой для обеих сторон стоимости тепловой энергии с учетом цен на энергоресурсы (исх. № 1682-с от 26.10.2018 г.).

ПАО «Биохимик» не согласилось с условиями Дополнительного соглашения в связи с увеличением цены (тарифа) в сфере теплоснабжения, о чем уведомило ПАО «Т Плюс» письмом от 23.10.2018 г. № 20-3186. Вместе с тем, ПАО «Биохимик» готово к переговорному процессу в рамках действующего договора теплоснабжения в целях определения приемлемой для обеих сторон стоимости тепловой энергии с учетом цен на энергоресурсы.

Письмами от 09.10.2018 г. № 19/348-110, от 13.11.2018 г. № 19-348 ПАО «Электровыпрямитель» не согласилось с условиями Дополнительного соглашения, направило проекты протокола разногласий к дополнительному соглашению. Письмом от 06.12.2018 г. № 50600-08-03294 ПАО «Т Плюс» направило в адрес ПАО «Электровыпрямитель» подписанный протокол разногласий с протоколом согласования разногласий.

ПАО «Электровыпрямитель» письмом № 19/348-129 от 07.12.2018 г. отказало в подписании дополнительного соглашения.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно- тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с разъяснением № 1 Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2 (далее - Разъяснения № 1), для исследования всех указанных выше факторов в процессе проведения антимонопольного расследования используются два основных метода определения монопольно высокой цены товара:

  1. затратный метод;
  2. метод сопоставимых рынков.

Комиссией в процессе рассмотрения дела на предмет анализа установления монопольной высокой цены исследуется цена на пар в размере 3 568,40 руб./Гкал.

С целью исключения оснований для невозможности признания цены на пар в размере 3 568,40 руб./Гкал монопольно высокой, Комиссия проанализировала обстоятельства дела на соответствие положениям частей 2-7 статьи 6 Закона о защите конкуренции и пришла к следующим выводам.

Пар, цена на который исследуется Комиссией, не является результатом инновационной деятельности; его цена не установлена субъектом естественной монополии на соответствующем товарном рынке в пределах тарифа на такой товар; не формируется в процессе биржевой торговли, что также свидетельствует об отсутствии необходимости применения биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара.

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Комиссия Мордовского УФАС России приходит к заключению об отсутствии возможности определить сопоставимые товарные рынки в рассматриваемом случае, поскольку отношения по договору теплоснабжения между Заявителями и Ответчиком формируются в строго определенных сетевой инфраструктурой границах (система теплоснабжения) и в отношении товара с индивидуально-определенными характеристиками (пар), отсутствие возможности покупки которого за пределами системы теплоснабжения кроме как у ПАО «Т Плюс» установлено в ходе рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, как было установлено анализом рассматриваемого товарного рынка, вход на такой рынок для новых хозяйствующих субъектов в течение краткосрочного периода (не более года) без дополнительных издержек невозможен в связи с необходимостью строительства источника тепловой энергии и тепловых сетей. Такое строительство потребует у нового участника рынка существенных капитальных вложений и длительного срока окупаемости.

В связи с этим формирование системы теплоснабжения, товаром в которой является пар, с присутствием в ней такого количества альтернативных производителей пара, которое смогло бы обеспечить формирование цены на пар в границах этой системы в условиях конкуренции, является крайне затратным и труднореализуемым.

Сведения о наличии сопоставимых с рассматриваемым товарных рынков, на которых цена на пар сформировалась в условиях конкуренции, Комиссией не выявлены. Такие сведения участниками дела также не представлены.

Исходя из этого сопоставимые товарные рынки по оказанию услуги теплоснабжения тепловой энергии в виде пара, находящиеся в условиях конкуренции, отсутствуют.

В соответствии с требованиями статьи 6 Закона о Защите конкуренции и согласно Разъяснениям № 1 при отсутствии сопоставимого товарного рынка для определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара используется затратный метод.

С учетом изложенного, Комиссией в процессе рассмотрения дела были запрошены сведения и материалы, подтверждающие экономическое обоснование цены пара в размере 3 568,40 руб./Гкал., объемы поставок, сумма выручки ПАО «Т Плюс» (№№ 2334, от 09.11.2018, 879 от 12.12.2018 г., 7 от 16.01.2019 г., 772 от 18.03.2019 г., 1453 от 14.06.2019 г., 1587 от 04.07.2019 г., 1815 от 29.07.2019 г., 45 от 23.01.2020 г., ).

Комиссией установлено, что цена пара в размере 3 568,40 руб./Гкал., установленная ПАО «Т Плюс» для Заявителей на 2019 г., в 2,3 раза превышает тариф на этот товар, утвержденный Приказом Министерства от 15.12.2017 г. № 165 «О внесении изменений в приказ от 30.11.2015 г. № 145 «О долгосрочных параметрах регулирования и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую филиалом «Мордовский» ПАО «Т Плюс» потребителям на 2016-2018 годы» на второе полугодие 2018 г. в размере 1 554,19 руб./Гкал.

Согласно пояснениям ПАО «Т Плюс» от 25.10.2018 г. (вх. № 4579 от 25.10.2018 г.) расчет цены пара на 2019 г. в размере 3 568,40 руб./Гкал. производился исходя из фактически сложившихся расходов на производство за 2017 г.

Цена тепловой энергии в паре в размере 3 568,40 руб./Гкал является экономически обоснованной и обусловлена исключительно затратами на ее производство и передачу, применением свободной цены на тепловую энергию и теплоноситель на 2019 г. Увеличение стоимости тепловой энергии в паре обусловлено техническими особенностями тепловой сети, через которую осуществляется подача тепловой энергии.

Расшифровка расчета стоимости (цены) тепловой энергии и порядок ее определения, согласно пояснениям ПАО «Т Плюс» содержится в приложении № 1 к дополнительным соглашениям.

В предложенной ПАО «Т Плюс» цене в размере 3 568,40 руб./Гкал за тепловую энергию в паре были учтены затраты на ее производство и передачу без учета так называемого финансового результата, то есть, цена представляет собой цену «без убытков» и «без прибыли».

Затраты на тепловую энергию в паре, поставляемую ПАО «Т Плюс», составили:

Таблица № 1

 

1 полугодие 2018 г.

2 полугодие 2018 г.

1 полугодие 2019 г. (прогноз)

ООО «Сарансккабель»

3 431,15 руб./Гкал

3 568,40 руб./Гкал

3 568,40 руб./Гкал

ПАО «Электровыпрямитель»

3 431,15 руб./Гкал

3 568,40 руб./Гкал

3 568,40 руб./Гкал

АО «Биохимик»

3 431,15 руб./Гкал

3 568,40 руб./Гкал

3 568,40 руб./Гкал

ООО «ТВВ»

3 431,15 руб./Гкал

3 568,40 руб./Гкал

3 568,40 руб./Гкал

При анализе фактических показателей 2017 г. выявлен убыток от реализации тепловой энергии в паре размере 134 138,66 тыс.руб. Рост тарифа на передачу тепловой энергии в паре через тепловые сети АО «СарансТеплоТранс» сложился из-за покупки тепловой энергии для целей компенсации потерь тепловой энергии, так как ресурсоснабжающая организация должна поддерживать температуру и давление пара у потребителей, а также безопасность эксплуатации магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» и обеспечивать потребителей тепловой энергией в соответствии с договорными нагрузками.

Ответчиком в рамках рассмотрения дела указано, что тариф на тепловую энергию, поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, установленный Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 15.12.2017 г. № 165 в размере 1 554,19 руб./Гкал, является нерентабельным.

Вместе с тем, Мордовским УФАС России установлено, что тариф на тепловую энергию, поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, установленный Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 15.12.2017 г. № 165, ПАО «Т Плюс» в установленном порядке не оспаривался. Сведений, опровергающих данный вывод, в материалы дела не представлено.

Кроме того, установлено, что цена на производство и передачу тепловой энергии в паре ПАО «Т Плюс» в объемах, указанных выше пояснениях, в Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия не заявляли. Документов, подтверждающих иное в материалы дела не представлено.

Совокупный объем поставки тепловой энергии в паре потребителям, расположенным в границах центрального промышленного района г.о. Саранск, в 2017 году составил 58,809 тыс.Гкал.

Общая сумма выручки филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» от реализации тепловой энергии (в паре и горячей воде) в 2017 г. составила 2 214 564,82 тыс. руб. без НДС (вх. № 5109 от 23.11.2018 г.).

Сумма выручки ПАО «Т Плюс» от реализации пара потребителям, расположенным в границах центрального промышленного района г.о.Саранск, в 2017 году составила 86542,21 тыс.руб. без НДС (менее 4% общей суммы выручки).

В соответствии с пояснениями ПАО «Т Плюс» от 17.02.2020 г. (вх. № 899 от 17.02.2020 г.) потребление тепловой энергии в паре через тепловую сеть – магистральный паропровод «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» осуществлялось в следующем объеме:

2012- 85 987 Гкал;

2013 – 78 066 Гкал;

2014 – 61 078 Гкал;

2015 – 59 088 Гкал;

2016 – 55 685 Гкал;

2017 – 58 809 Гкал;

2018 – 58 651 Гкал;

2019 – 61 930 Гкал.

Отмечают, что снижение объема потребления энергии в паре, отпускаемой потребителям через тепловую сеть – магистральный паропровод «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» произошло в период 2000-2016 гг. вследствие ухода потребителей на собственные источники теплоснабжения, а также снижением потребления тепловой энергии существующими потребителями, в том числе, в связи со снижением объемов производства.

ПАО «Т Плюс» указывает, что 01.09.2019 г. с товарного рынка ушли ООО «ТВВ», с 20.12.2019 г. – ПАО «Электровыпрямитель», с 24.12.2019 г. – ООО «Сарансккабель».

Объем поставки ПАО «Т Плюс» тепловой энергии в паре в рассмотренных географических границах составляет:

Таблица № 2

Наименование показателя

2017 год

2018 год

2019 год

Отпуск теплоэнергии потребителям, тыс.Гкал

58,81

58,65

61,93

Объем поставки в стоимостном выражении, тыс.руб. (без НДС)

86544

89762

101063

ПАО «Т Плюс» указывает – в 2000 г. поставка теплоэнергии в паре через магистральный паропровод «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» составляла не менее 345,315 тыс.Гкал. К моменту отказа от ценового регулирования (2018 г.) сократилась в 5,9 раза. Отсюда - рост непроизводительных потерь, утрата рентабельности (вплоть до убытков).

Однако, Мордовским УФАС Росси установлено, что согласно представленным сведениям по отношению к 2012 г. (85,987 тыс.Гкал) объем отпуска в 2017 г. сократился лишь на 32%.

В 2018 г. отпуск потребителям существенно не менялся по сравнению с 2017 г. (- 158 Гкал). В 2019 году наблюдался даже некоторый прирост к 2017 г. (+5%). Индекс товарооборота 2019 к 2018 г. – выше инфляции (прирост составляет 12.6%).

Кроме того, сведения об объемах поставки тепловой энергии в виде пара, поставляемой потребителям филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс», расположенным в границах центрального промышленного района, за 2017-2018 гг. представлены Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия исх. от 10.02.2020 г. №02-059 (вх. № 744 от 11.02.2020 г.):

Таблица №3 Гкал

№ п/п

Наименование потребителя (хозяйствующего субъекта)

Объем поставки тепловой энергии

2017 г.

2018 г.

1

АО «Биохимик»

27 452

26 192

2

ОАО «Электровыпрямитель»

7 348

6 435

3

ООО «Сарансккабель»

22 595

24693

4

ООО «ТВВ»

1 413

1 332

Итого через паропровод № 2«ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район»

58 808

58 651

Таким образом, представленные сведения свидетельствуют о том, что в период с 2017 по 2019 г. резких изменений в объемах производства и потребления пара не было.

Антимонопольным органом принимается во внимание, что на момент направления дополнительных соглашений (письма ПАО «Т Плюс» от 28.09.2018 г. №№ 50600-08-02551/2, 50600-08-02551/3, 50600-08-02551/6, 50600-08-02551/4) потребители не направляли в адрес ПАО «Т Плюс» информацию об уходе с товарного рынка на альтернативные источники тепловой энергии, более того, были направлены сведения об отказе согласования вывода магистрального паропровода «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» из эксплуатации. ООО «ТВВ», ПАО «Электровыпрямитель», ООО «Сарансккабель» ушли с товарного рынка значительно позднее даты направления ПАО «Т Плюс» дополнительных соглашений (28.09.2018 г.). На тот момент говорить об уходе потребителей с товарного рынка не представлялось возможным.

В период с 01.01.2017 г. по 01.09.2019 г. состав потребителей, получающих услугу теплоснабжения через магистральный паропровод № 2 «ТЭЦ-2 - Центральный промышленный район», не менялся, что подтверждается письмом ПАО «Т Плюс» от 17.02.2020 б/н (вх. № 899 от 17.02.2020).

Таким образом, учитывая, что в «пострегуряторный» период не установлено значительное изменение объема поставок рассматриваемого товара в сравнении с показателями последнего года государственного регулирования (2018 г.), состав покупателей не изменился, установление ПАО «Т Плюс» тарифа, в 2,3 раза превышающего ранее установленный является экономически несоразмерным.

Дерегулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения с 01.01.2019 г., предусмотренное Законом о теплоснабжении, не могло способствовать существенному увеличению цены на пар.

В связи с этим Комиссия приходит к выводу, что изменение условий обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, обусловленное отменой государственного регулирования цен на пар, является либерализацией, позволяя сторонам договора теплоснабжения формировать цену по соглашению сторон, и несоразмерны изменению цены товара, рассматриваемому Комиссией.

Материалами дела № 643 установлена неизменность условий обращения услуги (теплоноситель в виде пара), а именно:

- при неизменности объема выработки тепловой энергии в виде пара;

- при неизменности состава продавцов и покупателей товара;

- при неизменности общей конъектуры рынка.

Кроме того, географические границы и климатические условия, а также расположение магистрального паропровода также остались неизменными.

ПАО «Т Плюс» в объяснениях указывает (вх. №№ 5406 от 11.12.2018 г., 5407 от 11.12.2018 г., 5408 от 11.12.2018 г., 1017 от 26.02.2019), что указанная в приложении № 1 к дополнительным соглашениям цена за тепловую энергию являлась «предложенной» потребителям, но не «установленной», «навязанной», поскольку цена стала бы установленной сторонами договора теплоснабжения только при условии подписания потребителями направленного дополнительного соглашения.

Вместе с тем, направленные ООО «ТВВ», ООО «Сарансккабель», ПАО «Биохимик», ПАО «Электровыпрямитель» со стороны ПАО «Т Плюс» для подписания Дополнительные соглашения к договорам и приложения к ним были уже подписаны в одностороннем порядке представителем ПАО «Т Плюс» <...> и заверены печатью организации, и ПАО «Т Плюс» с указанного периода начало выставлять перечисленным лицам счета за оказанную услугу, рассчитанные по правилам, предусмотренным Дополнительными соглашениями, с начала 2019 г., то есть с момента окончания государственного регулирования.

В письмах ПАО «Т Плюс» (№ 50600-08-02551/2 от 28.09.2018 г., № 50600-08-02551/3 от 28.09.2018 г., № 50600-08-02551/6 от 28.09.2018 г., № 50600-08-02551/4 от 28.09.2018 г.) отсутствует информация о том, что дополнительные соглашения, а также сама цена пара в размере 3 568,40 руб./Гкал направлены потребителям с целью согласования.

В рамках рассмотрения дела № 643 ПАО «Т Плюс» было указано, что схемой теплоснабжения городского округа Саранск предусмотрен вывод магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» из эксплуатации в 2018 г. Кроме того, ПАО «Т Плюс» сообщает, что Администрация г.о. Саранск намерено уклоняется от принятия решения по согласованию вывода магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» из эксплуатации.

Постановлением Администрации городского округа Саранск (далее также – Администрация г.о. Саранск, Администрация) от 31.12.2013 № 3625 (с изменениями № 2532 от 24.09.2014, № 1571 от 27.05.2015) утверждена Схема теплоснабжения городского округа Саранск до 2027 года, приложением № 3 которой предусмотрен вывод, в том числе, магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» из эксплуатации в 2018 году.

ПАО «Т Плюс» обратилось в Администрацию городского округа Саранск с уведомлением от 02.02.2017 № 50600-08-00421 о выводе из эксплуатации магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район».

Администрация г.о. Саранск письмом № 10731-исх от 26.12.2017 г. сообщает ПАО «Т Плюс», что в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.06.2017 г. № А39-2538/2017 согласовывает вывод из эксплуатации магистрального паропровода «ТЭЦ-2 – ЦПР» при условии согласования в надлежащем порядке вывода из эксплуатации вышеуказанного паропровода со всеми потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этой тепловой сети, в соответствии с требованиями части 8 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Мордовским УФАС России в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства в ходе рассмотрения обращения ООО «ТВВ» 15.10.2018 в связи с наличием в бездействии Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно: пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в неисполнении обязанности по рассмотрению в соответствии с пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889, уведомления ПАО «Т Плюс» о выводе из эксплуатации магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район было выдано предупреждение о необходимости прекращения указанного бездействия путем принятия в срок до 25.12.2018 одного из следующих решений: согласовать вывод из эксплуатации магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» или потребовать приостановить вывод указанного паропровода из эксплуатации.

В связи с неисполнением указанного предупреждения в установленный срок Приказом Мордовского УФАС России от 16.01.2019 № 6-од в отношении Администрации городского округа Саранск возбуждено дело № 8 о нарушении антимонопольного законодательства.

Материалами дела № 8 о нарушении антимонопольного законодательства, а также дела № А39-2538/2017, рассмотренного Арбитражным судом Республики Мордовия, установлен факт уклонения Администрацией городского округа Саранск от принятия решения о согласовании вывода из эксплуатации указанного магистрального паропровода или о приостановлении его вывода из эксплуатации.

С целью вывода из эксплуатации указанного магистрального паропровода ПАО «Т Плюс» направлялись соответствующие письма потребителям, а именно:

09.01.2017 г. ПАО «Т Плюс» письмом № 70600-02-00003/3 просит рассмотреть возможность перевода теплопотребляющих установок ООО «Сарансккабель» на альтернативные источники подачи тепловой энергии и согласовать в течении 15 дней с момента получения письма вывод из эксплуатации тепловой сети (магистрального паропровода).

В ответ на обращение № 70600-02-00003/3 ООО «Сарансккабель» сообщает (исх. № 20-с от 11.01.2017 г.) о несогласовании вывода из эксплуатации тепловой сети магистрального паропровода «ТЭЦ-2 – ЦПР» с 01.10.2017 г. в связи с отсутствием возможности до указанного периода осуществить пароснабжение завода с альтернативных источников подачи тепловой энергии. ООО «Сарансккабель» указывает, что рассматривается вопрос о теплоснабжении с собственных газовых котельных, при этом срок реализации такого проекта намечен на осень 2018 г. Поэтому согласие со стороны ООО «Сарансккабель» на вывод из эксплуатации магистрального паропровода «ТЭЦ-2 – ЦПР» будет дано не ранее 01.10.2018 г.

09.01.2017 г. ПАО «Т Плюс» письмом № 70600-06-00003 просит рассмотреть возможность перевода теплопотребляющих установок ПАО «Биохимик» на альтернативные источники подачи тепловой энергии и согласовать в течении 15 дней с момента получения письма вывод из эксплуатации тепловой сети (магистрального паропровода) с 01.10.2017 г.

В ответ на обращение № 70600-06-00003 ПАО «Биохимик» сообщает (исх. № 5-118 от 19.01.2017 г.) о несогласовании вывода из эксплуатации тепловой сети магистрального паропровода «ТЭЦ-2 – ЦПР» с 01.10.2017 г. в связи с отсутствием возможности перехода на альтернативные источники подачи тепловой энергии в обозначенные сроки.

09.01.2017 г. ПАО «Т Плюс» письмом №70600-06-00003/1 от 09.01.2017 г. просит рассмотреть возможность перевода теплопотребляющих установок ПАО «Электровыпрямитель» на альтернативные источники подачи тепловой энергии и согласовать в течение 15 дней с момента получения письма вывод из эксплуатации тепловой сети (магистрального паропровода) с 01.10.2017 г.

В ответ на обращение №70600-06-00003/1 ПАО «Электровыпрямитель» сообщает (исх. № 19/348-97 от 13.01.2017 г.) о несогласовании вывода из эксплуатации тепловой сети магистрального паропровода «ТЭЦ-2 – ЦПР» с 01.10.2017 г. в связи с отсутствием возможности перехода на альтернативные источники подачи тепловой энергии.

08.05.2019 г. Администрация г.о. Саранск направила в адрес ПАО «Т Плюс» письмо № 3752-исх о согласовании вывода из эксплуатации во исполнение решений Арбитражного суда РМ от 13.06.2017 по делу № А39-2538/2017, от 04.09.2017 по делу № А39-4895/2017 и писем филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» от 25.04.2019 № 50600-44-01111, № 50600-44-01112 двух паропроводов, в том числе магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район».

Материалами дела подтверждается, что Заявители выразили свою несогласие с предложенными ПАО «Т Плюс» условиями дополнительных соглашений в связи с увеличением цены (тарифа), высказав намерение договариваться о поиске взаимно приемлемого решения. Однако, ответа от ПАО «Т Плюс» не получили. Позиция Заявителей также подтверждается заявлениями, направленными в Мордовское УФАС России.

Представители заявителей на заседании комиссии неоднократно поясняли, что переход на альтернативные источники подачи тепловой энергии требует существенных финансовых вложений и длительного срока.

Из указанных материалов дела следует, что ПАО «Т Плюс» не имело намерений согласовывать с Заявителями или пересматривать установленную дополнительными соглашениями цену пара в размере, отличающемся от 3 568,40 руб./Гкал без НДС.

Последовательные действия ПАО «Т Плюс» были направлены на создание условий ухода потребителей магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» на альтернативные источники подачи тепловой энергии и вывод магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» из эксплуатации.

Указанный вывод Комиссии также подтверждается тем, что ПАО «Т Плюс» только в марте 2019 г. решилось на пересмотр цен в сторону снижения до 1 631,90 руб./Гкал (в 2019 г.), 1 844,90 руб./Гкал (в 2020 г.) в связи доведением информации о выводе из эксплуатации присоединенной тепловой сети (магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район»), что подтверждается письмами Заявителей: ПАО «Электровыпрямитель» № 19/348-25 от 27.03.2019 г. (вх. № 1520 от 28.03.2019 г.), ООО «ТВВ» от 27.03.2019 г. (вх. № 1503 от 27.03.2019 г.), ООО «Сарансккабель» № 411-с от 26.03.2019 г. (вх. № 1502 от 27.03.2019 г.), ПАО «Биохимик» № 20-869 от 29.03.2019 г. (вх. № 1618 от 03.04.2019 г.).

Обоснование изменения цены в размере 1 631,90 руб./Гкал (в 2019 г.), 1 844,90 руб./Гкал (в 2020 г.), иных условий, способствующих изменению тарифа в материалы дела не представлено.

В рамках рассмотрения дела № 643 по ходатайству ООО «Сарансккабель» была проведена экспертиза. В соответствии с Определением от 07.03.2019 г. № 189 о проведении экспертизы перед экспертами были поставлены следующие вопросы:

– какова экономически обоснованная цена услуги по поставке тепловой энергии в паре потребителям в г.о. Саранск в 2019 году, обеспечивающая ее окупаемость (оценить нижний предел);

– каково соотношение цены услуги теплоснабжения (поставка тепловой энергии в паре) в 2019 году, предложенной ПАО «Т Плюс» потребителям, поставка тепловой энергии которым осуществляется через одну присоединенную сеть – магистральный паропровод «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» г.о. Саранск, с ценами на аналогичную услугу, установленными другими филиалами ПАО «Т Плюс» на территории Российской Федерации.

Согласно экспертному заключению аудиторской фирмы «Инвест-аудит» (вх. № 5159 от 07.10.2019 г.) экономически обоснованная цена услуги по поставке тепловой энергии в паре потребителям в г.о. Саранск в 2019 г. составила по расчетам экспертов 2 513,68 руб./Гкал. (без учета НДС).

Письмом от 18.11.2019 б/н (вх. № 5967 от 19.11.2019) ПАО «Т Плюс» выразило несогласие с данным экспертным заключением.

06.12.2019 г. ПАО «Т Плюс» представило в Мордовское УФАС России ходатайство о приобщении к материалам дела № 643 заключения по результатам экспертизы экономически обоснованной цены услуги по поставке тепловой энергии в паре потребителям в г.о. Саранск в 2019 году, обеспечивающей ее окупаемость, подготовленное ФГБОУ ВО «МГУ имени Н.П. Огарева», а именно: руководителем УНЦ «Мордовский центр энергосбережения», руководителем экспертной организации в области энергетики <...>.

Порядок привлечения к рассмотрению дела экспертов определен статьей 42.1 Закона о защите конкуренции. Ходатайства о привлечении к рассмотрению дела в качестве эксперта ФГБОУ ВО «МГУ имени Н.П. Огарева» в Мордовское УФАС России со стороны ПАО «Т Плюс» заявлено не было. Данные материалы приобщены к материалам дела № 643 и используются для сведения, однако не учитываются в качестве экспертного заключения.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в Заключении об обстоятельствах дела от 13.03.2020 г. № 08, принятом Комиссией и направленном участникам дела. В указанном заключении об обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ПАО «Т Плюс» по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПАО «Т Плюс» письмом от 29.03.2020 г. (вх. № 1825 от 30.03.2020 г.) представило пояснения на заключение об обстоятельствах дела № 643, в которых указывается, что Ответчик считает доводы, изложенные в заключении об обстоятельствах дела № 643 необоснованными и не соответствующими действительности по следующим основаниям:

- цена на поставляемую ПАО «Т Плюс» тепловую энергию в паре с 1 января 2019 г. не подлежит государственному регулированию и должна определяться соглашением сторон;

- предложение о заключении соглашения было направлено ПАО «Т Плюс» в соответствии с требованиями законодательства;

-действия ПАО «Т Плюс» по заключению дополнительного соглашения к договорам теплоснабжения не свидетельствуют о злоупотреблении правом;

- предложенная ПАО «Т Плюс» цена тепловой энергии в паре является экономически обоснованной и обусловлена исключительно затратами на ее производство и передачу;

- выводы, изложенные в экспертном заключении ООО «Инвест-Аудит» от 24.09.2019 г. не могут являться доказательством установления ПАО «Т Плюс» экономически необоснованной цены на услуги по поставке тепловой энергии в паре потребителям в г.о. Саранск в 2019 г;

- изложенный в заключении об обстоятельствах дела вывод о том, что факт отсутствия оспаривания приказа об установлении тарифа свидетельствует об его обоснованности не основан на материалах дела.

Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав представленные пояснения находит их несостоятельными.

ПАО «Т Плюс» указывает на отсутствие объективной необходимости и возможности для ПАО «Т Плюс» оспаривания приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 15.12.2017 г. № 165.

Вместе с тем, учитывая совокупность имеющихся в материалах дела сведений и доказательств при наличии у ПАО «Т Плюс» объективной необходимости в выводе магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» из эксплуатации, устойчивая модель поведения ПАО «Т Плюс», а также хронология последовательных действий ПАО «Т Плюс», направленные на создание условий ухода потребителей магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» на альтернативные источники подачи тепловой энергии, отсутствие доказательств оспаривания приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 15.12.2017 г. № 165 свидетельствуют о достижении ПАО «Т Плюс» намерения вывода магистрального паропровода № 2 «ТЭЦ-2 – Центральный промышленный район» из эксплуатации в ущемление прав и законных интересов иных хозяйствующих субъектов.

Кроме того, предложений о кандидатуре эксперта/экспертной организации в Мордовское УФАС России от ПАО «Т Плюс» не поступало. Представители ПАО «Т Плюс» на заседании комиссии пояснили, что расходы по проведению экспертизы нести отказываются.

В остальной части представленные ПАО «Т Плюс» пояснения являются мнением ответчика по делу, доводы которого сводятся к оспариванию выводов антимонопольного органа по мотивам, аналогичным ранее приводившимися ПАО «Т Плюс» в рамках рассмотрения дела, при этом новых пояснений, доказательств в материалы дела не представлено.

Указанные доводы были приняты во внимание при рассмотрении дела, и при оценке их в совокупности с другими доказательствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Из содержания упомянутой нормы следует, что под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление № 30), исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также исходя из буквального толкования положений Постановления № 30 антимонопольному органу в рамках рассмотрения дела необходимо определить, были ли действия субъекта, занимающего доминирующие положение, совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо им налагаются на контрагентов неразумные ограничения, либо ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, в силу своего доминирующего положения ПАО «Т Плюс» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно- тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Решением Мордовского УФАС было установлено, что действия ПАО «Т Плюс», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены пара для Заявителей на 2019 г. в размере 3 568,40 руб./Гкал без НДС, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В ходе предварительного анализа имеющихся материалов установлено, что в соответствии с положением об Управлении бизнес-планирования и экономического анализа филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» одной из функций управления бизнес-планирования и экономического анализа и его начальника является разработка плановых и нормативных калькуляций на продукцию и услуги нерегулируемых видов деятельности, осуществляемых Филиалом и управляемыми компаниями, а также обеспечение своевременного внесение в них изменений в связи с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

В соответствии с приказами №187-лс от 01.08.2014 г., №114-лс от 22.05.2019 г. с 01.08.2014 г. по 22.05.2019 г. начальником управления бизнес-планирования и экономического анализа являлась <...>.

Следовательно, в отношении <...> подлежит возбуждению дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что для подтверждения и выяснения всех обстоятельств указанного правонарушения необходимо получить дополнительную информацию, на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1, частей 1, 2 статьи 28.7 и статьи 26.10 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить в отношении <...> дело №013/04/7.31-43/2021 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Провести по данному делу административное расследование.

3. Обязать <...> в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Мордовское УФАС России следующие сведения и документы:

– копию документа, удостоверяющего личность <...>. (паспорт).

4. Разъяснить <...>, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении, что в соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьями 25.1, 24.2 КоАП РФ:

– никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания; 

– лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом;

– дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения;

– производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика;

– при наличии смягчающих обстоятельств приложить подтверждающие документы.

5. Настоящее определение обжалованию не подлежит.

Начальник отдела

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны