Решение №ЕЛ/6106/23 Решение от 14 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                                                    г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «11» декабря 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <...> – руководитель Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...>. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии посредством видеонференцсвязи ИП <...>, представителей Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия по доверенности – <...> (доверенность от 04.05.2023 г.), участвовавшего в заседаниях Комиссии 29.11.2023 г. и 05.12.2023 г., и <...> (доверенность от 24.03.2023 г.), участвовавшего в заседании Комиссии 11.12.2023 г.,

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ИП <...>, направленную из ФАС России письмом от 21.11.2023 г. № 04/97633/23 (вх. № 6013-ЭП/23 от 21.11.2023 г.), на действия организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства (извещение № 22000170840000000026 на сайте torgi.gov.ru по лотам № 3, № 4),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступила жалоба ИП <...> (далее также – Заявитель), направленная из ФАС России письмом от 21.11.2023 г. № 04/97633/23 (вх. № 6013-ЭП/23 от 21.11.2023 г.), на действия организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее также – Организатор торгов, Министерство) при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства (извещение № 22000170840000000026 на сайте torgi.gov.ru по лотам № 3, № 4) (далее также – Аукцион).

В соответствии с уведомлением от 23.11.2023 г. № ЕЛ/4753/23 рассмотрение жалобы было назначено на 15 часов 00 минут 29 ноября 2023 года.

Комиссией рассмотрение жалобы было дважды отложено: до 11 часов 00 минут 5 декабря 2023 года и до 11 часов 00 минут 11 декабря 2023 года.

Из содержания жалобы следует, что заявитель не согласен с решением Организатора торгов, отказавшим заявителю в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием представленной заявки утвержденным требованиям документации.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ определено, что в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно части 1 статьи 80 Лесного кодекса РФ аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Подготовка и организация аукциона в электронной форме осуществляются в порядке, установленном статьей 78 Лесного кодекса РФ, с учетом особенностей, предусмотренных частями 4 - 7 статьи 80 Лесного кодекса РФ.

Частью 13 статьи 78 Лесного кодекса РФ определено, что в случае проведения аукциона в электронной форме информация о проведении аукциона подлежит размещению организатором аукциона на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интерне» для проведения торгов в электронной форме одновременно с размещением на официальном сайте торгов.

Приказом Министерства от 27.10.2023 г. № 887 «О проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства в электронной форме» принято решение о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства в электронной форме в количестве 10 лотов.

27.10.2023 г. Организатором торгов на официальном сайте torgi.gov.ru, в том числе на сайте электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ», размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства в электронной форме (извещение № 22000170840000000026, лот № 3, № 4).

Дата и время начала подачи заявок – 30.10.2023 09:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок – 14.11.2023 12:00 (МСК).

Дата подведения итогов – 17.11.2023 10:00 (МСК).

В соответствии с частью 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) о предмете аукциона;

4) о предполагаемых к продаже лесных насаждениях либо о предполагаемом к предоставлению в аренду лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка, правах на лесной участок, об ограничениях этих прав), и подлежащих заготовке лесных ресурсах;

5) о видах и параметрах разрешенного использования лесов;

6) о месте, дате и времени проведения аукциона;

7) о начальной цене предмета аукциона;

8) о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"), размер которой не может превышать пять процентов начальной цены предмета аукциона;

9) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

10) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка. Задаток устанавливается в размере от пятидесяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона;

11) о сроке аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды такого лесного участка. При этом срок аренды такого лесного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 72 настоящего Кодекса;

12) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор купли-продажи лесных насаждений;

13) иные сведения, если необходимость включения таких сведений в извещение о проведении аукциона предусмотрена статьей 80 настоящего Кодекса.

Частью 5 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что извещение о проведении аукциона в электронной форме помимо сведений, предусмотренных частью 15 статьи 78 настоящего Кодекса, должно содержать:

1) указание на то, что аукцион проводится в электронной форме;

2) сведения об электронной площадке, на которой размещена документация об аукционе.

Согласно пункту 4 части 16 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе форму заявки на участие в аукционе, а также инструкцию по ее заполнению.

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что вместе с извещением о проведении торгов Организатором торгов размещены следующие документы извещения:

– «Документация об аукционе»;

– «Извещение»;

– «Приложение 2 Инструкция по заполнению заявки».

Согласно пункту 9 «Сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе. Срок подачи заявок на участие в аукционе» Документации об аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства в электронной форме, утвержденной приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 27.10.2023 г. № 887:

«Подача заявок на участие в аукционе в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными на универсальной торговой платформе АО «Сбербанк-АСТ» торговая секция «Приватизация, аренда и продажа прав» http://utp.sberbank-ast.ru.

Заявка на участие в аукционе подается в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Форма заявки на участие в аукционе, а также инструкция по ее заполнению представлена в приложении № 1 к документации об аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Заявка по форме, установленной организатором аукциона, подписывается с указанием даты ее подписания, и ее сканированная копия прикрепляется при подаче заявки в виде электронного документа.

Для участия в аукционе заявка подается на универсальную торговую платформу ЗАО «Сбербанк-АСТ» торговая секция «Приватизация, аренда и продажа прав» http://utp.sberbank-ast.ru».

Аналогичная информация указана организатором торгов в пункте 9 Извещения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства в электронной форме, утвержденного приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 27.10.2023 г. № 887.

В соответствии с Инструкцией  по заполнению заявки на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, проводимого на электронной площадке Сбербанк-АСТ, являющейся приложением № 2 к Документации и Извещению, на заявке ставится дата, подпись и фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) лица, подписавшего заявку. После заполнения заявку необходимо подписать электронно-цифровой подписью заявителя.

Заявитель в своей жалобе указал, что Организатором торгов заявки 1117 от 08.11.2023 г., 7075 от 08.11.2023 г., поданные ИП <...> на участие в аукционе по лотам №№ 3, 4, не были допущены, в комментарии к решению указано: «Несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей». По мнению заявителя, указанные действия организатора торгов неправомерны, т.к. заявки оформлены в соответствии с установленными требованиями.

Согласно Протоколу приема заявок на участие в открытом аукционе на право  заключения договора купли-продажи лесных насаждений, для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства в электронной форме от 15.11.2023 г., по лоту № 3 было подано 9 заявок:

 

Наименование заявителя

Номер

заявки

Дата и время регистрации заявки

Заблокировано оператором

1.

<...>

9962

02.11.2023

18:29:08

490 124,81

2.

<...>

7062

07.11.2023

16:14:58

490 124,81

 

3.

<...>

1117

08.11.2023

11:22:06

490 124,81

4.

Общество с ограниченной ответственностью «Валиан»

8840

08.11.2023

13:51:50

490 124,81

5.

Общество с ограниченной ответственностью «Поволжская лесная компания»

910

09.11.2023

17:37:32

490 124,81

6.

Общество с ограниченной ответственностью «Ардатовский лесхоз»

4596

 

10.11.2023

14:39:45

490 124,81

7.

<...>

5319

13.11.2023

10:13:28

490 124,81

8.

<...>

4208

13.11.2023

23:05:35

490 124,81

9.

Индивидуальный предприниматель <...>

2642

14.11.2023

07:16:59

490 124,81

 

 

По лоту № 4 было подано 9 заявок:

 

Наименование заявителя

Номер

заявки

Дата и время регистрации заявки

Заблокировано оператором

 

1.

<...>

9139

02.11.2023

18:30:17

613 370,71

 

2.

<...>

5891

08.11.2023

09:27:13

613 370,71

 

 

3.

<...>

7075

08.11.2023

11:24:38

613 370,71

4.

Общество с ограниченной ответственностью «Валиан»

4484

08.11.2023

14:04:30

613 370,71

5.

Общество с ограниченной ответственностью «Поволжская лесная компания»

2150

09.11.2023

17:39:01

613 370,71

6.

Общество с ограниченной ответственностью «Ардатовский лесхоз»

7710

10.11.2023

15:16:14

613 370,71

7.

<...>

5845

13.11.2023

10:25:02

613 370,71

8.

<...>

4108

13.11.2023

23:07:10

613 370,71

9.

Индивидуальный предприниматель

<...>

8496

14.11.2023

07:18:11

613 370,71

 

На основании пункта 9 Документации и пункта 18 статьи 78 Лесного Кодекса РФ  Организатором торгов было принято решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме <...> (заявки подавались по лотам №№ 6,8) и <...>.

Согласно письменным пояснениям Организатора торгов от 27.11.2023 г. № 5432 (вх. № 27.11.2023 г. № 6149/23), а также пояснениям представителя Министерства на заседании комиссии, в нарушение требований, установленных в Документации и  Извещении, к заявкам ИП <...> №№ 1117, 7075 на участие в аукционе по лотам №№ 3, 4 не были прикреплены отсканированные копии заявок, подписанных собственноручно заявителем. Организатором торгов также были представлены заявки всех участников аукциона в электронном виде на обозрение.

Заявитель на заседании комиссии пояснил, что при принятии им участия в аналогичных торгах, проводимых Организатором торгов ранее, он подавал свои заявки на участие, подписанные цифровой подписью, и они были допущены до участия в торгах. Для участия в оспариваемых торгах заявитель также подал заявку, подписанную цифровой подписью, считая представленную информацию в электронной форме, подписанную электронной подписью, равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

При анализе представленных Организатором торгов заявок участников аукциона Комиссией Мордовского УФАС России было установлено наличие собственноручной подписи на каждой из восьми заявок участников, допущенных до участия в аукционе по лоту № 3, а также наличие собственноручной подписи на каждой из восьми заявок участников, допущенных до участия в аукционе по № 4. В заявках заявителя №№ 1117, 7075 собственноручная подпись отсутствует.

У электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ» были запрошены сведения о наличии/отсутствии ЭЦП у заявок, поданных на участи в аукционе.

В соответствии с письменными пояснениями АО «Сбербанк-АСТ» от 08.12.2023 г. № 5742 (вх. № 6427-ЭП/23 от 11.12.2023 г.), согласно пунктам 3.2.2 и 3.2.3 регламента заявка на участие подается из личного кабинета претендента в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Претендент заполняет электронную форму заявки, прикладывает предусмотренные извещением и (или) документацией о торгах файлы документов (при необходимости). После окончания срока приема заявок оператор в личном кабинете организатора торгов открывает доступ к просмотру зарегистрированных заявок, в том числе к приложенным файлам документов в составе заявок.

Соответственно, все заявки, представленные участниками на участие в аукционе, были подписаны ЭЦП.

Вместе с тем Комиссия Мордовского УФАС России установила, что заявитель в нарушение утвержденных Организатором торгов в Документации и Извещении требований сканированную копию заявки с наличием своей собственноручной подписи к электронной форме заявки не прикрепил.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя о неправомерности отклонения его заявки на участие в аукционе.

Учитывая, что положения Документации и Извещения о проведении аукциона Заявителем не оспаривались, ИП <...>, подав заявку на участие в оспариваемом аукционе, конклюдентно согласился с установленными Организатором торгов требованиями, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.

Таким образом, Комиссией Мордовского УФАС России не установлено нарушений законодательства Российской Федерации со стороны Министерства, так как Организатор торгов при проведении аукциона действовал в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, Документации и Извещения о проведении аукциона, которая не была оспорена заявителем на стадии подачи заявок в установленном законом порядке.

На заседании комиссии заявитель также указал на заключение между организатором торгов и победителями аукциона по лотам №№ 3,4 договоров, несмотря на отсутствие на то правовых оснований.

В соответствии с письменными пояснениями Министерства от 08.12.2023 г. № 5645 (вх. № 6423/23 от 08.12.2023 г.) по состоянию на 08.12.2023 г. действующие договоры купли-продажи лесных насаждений с победителями аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства по лотам № 3 и № 4 отсутствуют.

01 декабря 2023 г. главным лесничим ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество» <...>., действующим на основании доверенности от имени Министерства, ошибочно был заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 5 с ИП <...>.

05 декабря 2023 г. указанный договор расторгнут на основании статьи 450 Гражданского кодекса РФ по соглашению сторон. Информация о данном договоре удалена из единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней.

05 декабря 2023 г. главным лесничим ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество» <...>, действующим на основании доверенности от имени Министерства, ошибочно заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 6 с ИП <...>

05.12.2023 г. указанный договор расторгнут на основании статьи 450 Гражданского кодекса РФ по соглашению сторон. Информация об указанном договоре не включалась в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Организатор торгов пояснил, что причиной ошибочного заключения указанных договоров купли-продажи явилось недоведение  до сведения ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество», подведомственного Министерству, уведомления Мордовского УФАС России о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 23.11.2023 г.

Таким образом, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что на момент принятия решения по жалобе ИП <...> договоры между Организатором торгов и победителями аукциона по лотам №№ 3,4 расторгнуты.

Вместе с тем Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 19 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

РЕШИЛА:

признать жалобу ИП <...>, направленную из ФАС России письмом от 21.11.2023 г. № 04/97633/23 (вх. № 6013-ЭП/23 от 21.11.2023 г.), на действия организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства (извещение № 22000170840000000026 на сайте torgi.gov.ru по лотам № 3, № 4) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                       <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                  <...>

   

<...>

 

<...>

 

      <...>                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны