Решение б/н Решение от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии: [..........] – заместитель руководителя Мордовского УФАС России; Члены Комиссии: [..........] - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;  [..........] – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; [..........] - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии:

представителя заказчика ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - [..........] (доверенность от 09.01.2023 г. б/н);

при участии посредством видеоконференцсвязи:

представителя заявителя ООО «Стройтехлогистика» - [..........] (доверенность от 18.05.2023 г. № 10/23-СТЛ),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.                 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «Стройтехлогистика» (вх. № 2275-ЭП/23 от 15.05.2023 г.) на действия заказчика – ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплекта оборудования для устройства беговых легкоатлетических дорожек (8 шт.) для объекта «Тренировочная площадка №4 стадиона «Старт», г. Саранск, ул. Московская, д. 12» (извещение в ЕИС № № 32312253694),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «Стройтехлогистика» (вх. № 2275-ЭП/23 от 15.05.2023 г.) на действия заказчика – ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплекта оборудования для устройства беговых легкоатлетических дорожек (8 шт.) для объекта «Тренировочная площадка №4 стадиона «Старт», г. Саранск, ул. Московская, д. 12» (извещение в ЕИС № 32312253694) (далее – Конкурс).

Сторонам по делу направлено уведомление № ЛА/2549/22 от 16.05.2023 г. о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Как следует из жалобы Заявителя, в конкурсной документации установлены излишние требования к составу заявки в части предоставления следующих сведений:

- указать торговую марку/производителя;

- указать реестровый номер сертификата Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF).

Заявитель также указывает, что причина его отклонения стала подача заявки на фирменном бланке. Заявитель считает отклонение заявки необоснованным, поскольку Заказчиком должны были быть применены общие нормы закона Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заявитель также просит провести полную внеплановую проверку данной закупки и выдать предписание об отмене протокола, внесении изменений в документацию и продлении сроков приема заявок.

Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил возражения на жалобу (вх № 2429/23 от 19.05.2023 г.), в которой просил признать жалобу необоснованной.

На заседании комиссии Мордовского УФАС России представитель Заявителя уточнил, что направление первой части заявки на фирменном бланке организации послужило внесение изменений Заказчиком в конкурсную документацию.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

            В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части: а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.       

            В соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

            ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

            Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.

            Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.

            Открытый конкурс проводился Заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт», Извещением о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право поставки комплекта оборудования для устройства беговых легкоатлетических дорожек (8 шт.) для объекта «Тренировочная площадка №4 стадиона «Старт», г. Саранск, ул. Московская, д. 12» № 32312253694 (далее – Извещение) и Конкурсной документации для проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на право поставки комплекта оборудования для устройства беговых легкоатлетических дорожек (8 шт.) для объекта «Тренировочная площадка №4 стадиона «Старт», г. Саранск, ул. Московская, д. 12» (далее – Документация).

            Частью 3.1 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»  установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

   Согласно части 2 статьи 3.4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

            В соответствии с частью 5 статьи 4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

            04.04.2023 г. Заказчиком в ЕИС опубликовано Извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация.

            Дата начала срока подачи заявок: 04.04.2023 г.      

            Дата окончания срока подачи заявок: 02.05.2023 года 09 часов 00 минут.

            Предмет договора: поставка комплекта оборудования для устройства беговых легкоатлетических дорожек (8 шт.) для объекта «Тренировочная площадка №4 стадиона «Старт», г. Саранск, ул. Московская, д. 12».

            Начальная (максимальная) цена договора: 70 363 717 руб. 17 коп.      

            Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе от 02.05.2023 года для участие в Конкурсе было подано 3 заявки, из которых допущено 2 заявки. Заявка № 7406 отклонена на основании пункта 2.6.4 Документации, части 21 статьи 3.4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» - «В заявке указаны сведения об участнике конкурса (первая часть оформлена на фирменном бланке организации с указанием руководителя и подписью, заверенной печатью организации».

            Согласно Итоговому протоколу заседания комиссии по осуществлению закупок ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» от 02.05.2023 года победителем признано ООО «Вариант». Цена договора, который будет заключен с победителем закупки – 56 291 035 руб. 55 коп.

            1. Заявитель указывает, что им была подана заявка на фирменном бланке, связи с чем Заказчик отклонил заявки. Заявитель считает отклонение заявки необоснованным, поскольку Заказчиком должны были быть применены общие нормы ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

            Согласно пункту 2.3.3 Конкурсной документации состав заявки на участие в конкурсе предусматривает:

            1) первая часть заявки на участие в конкурсе, оформленная в соответствии с Формой №1 раздела 5 настоящей Документации;

            2) вторая часть заявки на участие в конкурсе, оформленная в соответствии с Формой №2 раздела 5 настоящей Документации;

            3) предложение участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги), оформленное в соответствии с Формой №3 раздела 5 настоящей Документации.

            Согласно пункту 21 статьи 3.4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

            Пунктом 2.3.3 Конкурсной документации также предусмотрено, что в случае содержания в первой части заявки на участие конкурсе в электронной форме сведений об участнике конкурса и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

            Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России, первая часть заявки ООО «Стройтехлогистика» содержит сведения об участнике Закупке, а именно содержатся указание на наименование организации, реквизиты организации, печать и подпись директора Общества.

            Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе принято в порядке, соответствующем Конкурсной документации и нормами Закона ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

            В связи с чем, принимает решение о необоснованности довода жалобы Заявителя.

            2. Как следует из жалобы Заявителя, в конкурсной документации установлены излишние требования к составу заявки в части предоставления следующих сведений:

- указать торговую марку/производителя;

- указать реестровый номер сертификата Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF).

Согласно части 11 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, названным законом регламентирован и детерминирован порядок обжалования действий заказчиков лицами, не являющимися участниками, а также порядок и случаи обжалования действий заказчика лицами, принявшими участие в закупках и процессуальные поводы для обращения этих категорий лиц в антимонопольный орган является разными: участник закупки вправе обжаловать любые действия заказчика с учетом части 10 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» на любой стадии, лицо, не подававшее заявку - лишь действия заказчика, хронологически предшествующие окончанию срока подачи заявок, поскольку именно до этой даты объявляется закупка, разрабатывается и размещается закупочная документация, заказчик обеспечивает информационное сопровождение, связанное с подачей заявок.

При таком положении лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок.

Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, в частности положениям законодательства о контрактной системе, которым установлен аналогичный правопорядок, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

ООО «Стройтехлогистика» являлось участником закупки. Участники закупки также вправе оспорить положения документации именно до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).

По смыслу части 11 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», законодатель детерминировал обжалование действий, совершенных после окончания срока подачи заявок, и оспаривание действий, предшествующих этому сроку, куда относится и оспаривание положений документации. На этой стадии участники и лица, не подававшие заявок, находятся в равном положении и пользуются равными правами (оспаривать именно положения документации).

Напротив, предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок и уж тем более после отклонения заявок свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Соблюдение упомянутого выше баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации, а оспорившего документацию только после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Подавая заявку, участник конклюдентно соглашается в силу части 1 статьи 8 ГК РФ с положениями документации и, в случае несогласия с ее положениями должен своевременно определиться с необходимостью оспаривания документации.

Более того, у Заявителя не возникало никаких вопросов к документации Заказчика. При этом, Заявитель в составе первой части заявки представил в составе заявки требуемую Заказчику информацию по объекту закупки и данное обстоятельство не явилось основанием для отклонения заявки Заявителя.

Оспариваемые Заявителем положения документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Заказчик, согласно части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 7.1. Положения о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с настоящим Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о конкурентной закупке.

            В соответствии с пунктом 7.9. Положения о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» в документации о конкурентной закупке Заказчик может предусмотреть необходимость предоставления иных необходимых документов, определяемых исходя из требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги.

            Согласно пункту 10 части 19.1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов, в том числе, предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

            Как следует из формы № 1 Конкурсной документации предложение о характеристиках товара (качестве работ, услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора включают в том числе следующую форму для заполнения:

           

№ п/п

Состав комплекта оборудования для устройства беговых легкоатлетических дорожек (8 шт.)

Страна происхождения товара

(Отсутствие в заявке на участие в конкурсе  указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров)

1

Рулонное легкоатлетическое покрытие (в том числе технологический подрез 5%)

*указать торговую марку/производителя

*указать реестровый номер сертификата Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF)

 

2

Двухкомпонентный полиуретановый клей

*указать торговую марку/производителя

 

 

3

Однокомпонентная полиуретановая краска

*указать торговую марку/производителя

 

 

 

   Документация в установленный срок не была обжалована и тем самым Заявитель согласился с требованиями заказчика в части заполнения заявки на участие в закупке и с объектом закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия Мордовского УФАС России считает доводы, изложенные Заявителем необоснованными.

3. В части довода Заявителя о внесении Заказчиком изменений в конкурсную документацию, что, по его мнению, повлекло подачу им заявки на фирменном бланке организации, комиссия Мордовское УФАС России считает необходимым отметить, что Заказчик не менял форму и цель проведения торгов, а вносил изменения в конкурсную документацию в части критерий оценки, требований к поставляемому товару, а также времени проведения Конкурса и сроков разъяснений Конкурсной документации.

При этом, частью 11 статьи 4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» предусмотрено, что в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Требование об отсутствии в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме сведений об участнике такого конкурса установлена частью 21 статьей 3.4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

Кроме того, данное требование указано в пункте 2.3.3 всех редакций Конкурсной документации.

На основании изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

            1. Признать жалобу ООО «Стройтехлогистика» (вх. № 2275-ЭП/23 от 15.05.2023 г.) на действия заказчика – ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплекта оборудования для устройства беговых легкоатлетических дорожек (8 шт.) для объекта «Тренировочная площадка №4 стадиона «Старт», г. Саранск, ул. Московская, д. 12» (извещение в ЕИС № 32312253694) необоснованной.

             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны