Определение №ЛА/1012/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 013/01/10-142/2023 о нарушен... от 24 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства заместитель руководителя <...>

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило обращение собственников жилых домов, расположенных в р.п. Николаевка г. о. Саранск (вх. № 3052-ЭП/22 от 14.12.2022) (далее также – Заявители), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее –  ООО «РЕМОНДИС Саранск», Общество), выразившегося в выставлении задолженности заявителям за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за фактически неоказанные услуги.

Из обращения заявителей (вх. № 3052-ЭП/22 от 14.12.2022) следует, что на момент подачи обращения в Мордовское УФАС России – 14.12.2022 года собственникам жилых домов, расположенных на территории новой застройки в р.п. Николаевка г.о. Саранск, были вручены квитанции ООО «РЕМОНДИС Саранск» на оплату услуг по обращению с ТКО с указанием сумм задолженности за фактическое предоставление оказанных услуг, период  оказания данных услуг, за который образовалась задолженность, Обществом не указан. Кроме того, ООО «РЕМОНДИС Саранск» в адрес заявителей были направлены предупреждающие письма с досудебными претензиями.

Заявители считают, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не имело возможности добросовестно выполнять обязанности по оказанию услуг сбора и вывоза ТКО из-за отсутствия на указанной территории твердого покрытия и мест накопления, приёма и передачи ТКО.

В рамках рассмотрения обращения (вх. № 3052-ЭП/22 от 14.12.2022) Мордовским УФАС России установлено наличие одного места (площадки) накопления ТКО на территории новой застройки в р.п. Николаевка г.о. Саранск для источников образования ТКО – частных домов, расположенных по ул. Южная р.п. Николаевка (№ 1007 Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Октябрьского района г.о. Саранск (далее – Реестр), размещенного на официальном сайте Администрации г.о. Саранск (https://xn--80aa4alnee.xn--p1ai/about/ReestrTKO/reestrymest.php).

Также установлено, что в указанном Реестре отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, источниками  образования ТКО которых являются жилые дома заявителей, расположенные по ул. Бобкова, Георгиевская, Темниковская, Гризодубовой, Инсарская р.п. Николаевка г.о. Саранск.

Согласно путевым листам, представленным ООО «РЕМОНДИС Саранск» (вх. № 3052-ЭП/22 от 14.12.2022), вывоз ТКО Обществом производился с места (площадки) накопления ТКО, расположенного по адресу: г. Саранск, р.п. Николаевка, ул. Южная, 31, с 03.08.2022 года. Однако период образования задолженности по обращению с ТКО у заявителей, согласно представленным пояснениям ООО «РЕМОНДИС Саранск», с 01.01.2018 по 31.12.2022.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 4 Закона об отходах производства и потребления, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

В силу статьи 5 Закона об отходах производства и потребления статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.

Таким образом, Законом об отходах производства и потребления предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой в области обращения с отходами.

По результатам конкурсного отбора между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено соглашение № 72/47 от 11 августа 2017 г., по условиям которого (п.1.2) ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального

оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия.

ООО «РЕМОНДИС Саранск» является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия и занимает на данном товарном рынке доминирующее положение.

Мордовским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в Республике Мордовия, в результате которого было установлено, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуги по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ  в постановлении от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2) по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка (абз. 2 части 11 Пленума № 2).

Учитывая изложенное, действия (бездействие) ООО «РЕМОНДИС Саранск», выразившиеся в начислении платы за оказание услуг по обращению с ТКО заявителям без фактического оказания данной услуги, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 14.03.2023 № 42/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, 1-ая Промышленная ул., д. 3, ИНН 1327013715) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 013/01/10-142/2023 к рассмотрению на 04 апреля 2023 года на 11 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 14, 2 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-142/2023 в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, 1-ая Промышленная ул., д. 3, ИНН 1327013715).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-142/2023  в качестве заявителей: <...>,  <...>,  <...>, <...>,  <...>, <...>, <...>,  <...>, <...>, <...>, <...>, <...>,  <...>,  <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>,  <...>, <...>, <...>, <...>,  <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-142/2023 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: Администрацию городского округа Саранск (ИНН 1325126174), Администрацию Октябрьского района городского округа Саранск (ИНН 1328904859).

5. ООО «РЕМОНДИС Саранск» в срок до 31 марта 2023 года представить

– копии заключенных в период с 01.01.2018 по настоящее время договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории р.п. Николаевка г.о. Саранск;

– информацию об объеме реализации услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2018 по 31.01.2023 с разбивкой по годам;

– информацию об объеме выручки от оказания услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2018 по 31.01.2023 с разбивкой по годам;

– копии обращений, направленных в адрес Администрации г.о. Саранск, с предложением установки контейнеров для сбора ТКО на территории новой застройки в р.п. Николаевка г.о. Саранск (ул. Бобкова, Георгиевская, Темниковская, Южная, Гризодубовой, Инсарская).

6. Администрации Октябрьского района городского округа Саранск в срок до 31 марта 2023 года представить:

– сведения о принятом решении о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Саранск, р.п. Николаевка, ул. Южная, 31 (с приложением подтверждающих документов (переписка, протоколы, запросы и пр.).

7. Администрации городского округа Саранск в срок до 31 марта 2023 года представить:

– сведения о процедуре (дата, документы) внесении в Реестр места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Саранск, р.п. Николаевка, ул. Южная, 31 (с приложением подтверждающих документов (переписка, протоколы, запросы и пр.).

Документы предоставляются с сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего запроса укажите на их отсутствие с пояснениями причин отсутствия.

Одновременно разъясняем, что все лица, участвующие в деле 013/01/10-142/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, вправе представить на заседание комиссии письменные мотивированные пояснения с нормативно-правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов, а также заверенные копии иных, помимо истребованных комиссией по антимонопольному делу документов, касающихся рассматриваемых обстоятельств.

Явка представителя ответчика (с доверенностью на участие) на заседание Комиссии обязательна.

 

 

 

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны