Постановление №ЕЛ/3886/23 Постановление о назначении административного наказания по де... от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПАО «Россети Волга»

410031, Саратовская область, г. Саратов,

ул. Первомайская, д. 42/44

E-mail: office@rossetivolga.ru 

 

Филиал ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго»

430030, Республика Мордовия, г. Саранск,

ул. Васенко, 40 В

E-mail: post@moren.ru 

 

АО «Птицефабрика «Чамзинская» 431711, Республика Мордовия, Чамзинский район, с. Сабур-Мачкасы, ул. Заводская, д. 1, офис 1

E-mail: info@hordel.ru

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 013/04/9.21-420/2023 об административном правонарушении

г. Саранск, пр. Ленина, 14

 

Резолютивная часть постановления оглашена «05» октября 2023 г.

В полном объеме постановление изготовлено «06» октября 2023 г.

 

<...> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России), рассмотрев протокол от 11.09.2023 г. № 3453/23 и материалы дела № 013/04/9.21-420/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Россети Волга» (далее – ПАО «Россети Волга») в лице филиала «Мордовэнерго» (далее – ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», Общество, сетевая организация) (юридический адрес: 410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44; почтовый адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 40 В; ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, КПП 645001001) по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителей ПАО «Россети Волга» по доверенности – <...> (доверенность от 19.04.2023 г. № 44-юр), <...> (доверенность от 15.08.2022 г. № Д/22-357), в отсутствие представителя Акционерного общества «Птицефабрика «Чамзинская» (далее – АО «Птицефабрика «Чамзинская», Заявитель), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела (определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 013/04/9.21-420/2023 от 22.09.2023 г. № ЕЛ/3663/23 получено АО «Птицефабрика «Чамзинская» 02.10.2023 г. в соответствии с отчетом АО «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 43093187501298),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Мордовского УФАС России поступило заявление АО «Птицефабрика «Чамзинская» от 05.07.2023 г. № 719 (вх. № 3265/23 от 06.07.2023 года) о нарушении ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), выразившемся в нарушении срока направления договора для осуществления технологического присоединения (увеличения максимальной мощности) по существующим точкам присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

В соответствии с частью 2 Постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Субъект естественной монополии, согласно статье 3 Закона о естественных монополиях, – это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Волга» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, то есть ПАО «Россети Волга» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения – это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, лицом, уже подвергнутым административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Ранее ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго» привлекалось к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Мордовского УФАС России от 21.09.2022 № ЛА/1310/22 ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил № 861.

Данное решение вступило в законную силу 06.10.2022 года.

В ходе предварительного анализа имеющихся материалов и данных, представленных АО «Птицефабрика «Чамзинская» (вх. № 3265/23 от 06.07.2023 года), было достаточно для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением от 13.07.2023 г. № 2454/23 было возбуждено дело № 013/04/9.21-420/2023 об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред является потерпевшим.

В связи с поступлением заявления АО «Птицефабрика «Чамзинская» (вх. № 3265/23 от 06.07.2023 года), в соответствии с которым действия (бездействие) ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» нарушают его права и законные интересы, АО «Птицефабрика «Чамзинская» привлечено к участию в производстве по настоящему административному делу в качестве потерпевшего.

Существо нарушения выразилось в следующем.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами № 861.

Согласно пункту 1 Правил № 861, настоящие правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В соответствии с пунктом 2 Правил 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

АО «Птицефабрика «Чамзинская» в адрес ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго» 27.01.2023 г. была подана заявка № 2 для осуществления технологического присоединения (увеличения максимальной мощности) по существующим точкам присоединения: КВЛ-110кВ Алексеевка-Юбилейная 1, КВЛ-1 ЮкВ Алексеевка-Юбилейная 2 к ПС 110/1 ОкВ «Юбилейная».

Согласно сведениям, представленным ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго» от 24.07.2023 г. № МР6/123/3/533 (вх. № 3537/23 от 24.07.2023 г.), от АО «Птицефабрика «Чамзинская» поступила заявка №МЭ000000207 от 30.01.2023 г. на технологическое присоединение (увеличение мощности) линии электропередачи 110 кВ ОРУ ОАО «Мордовцемент» – ПС 110 кВ ООО «Юбилейное» и ПС 110/10 кВ «Юбилейная», расположенной по адресу: 431700, РМ, Чамзинский район, ул. Победы, д. 6, примерно 5900 метров по направлению на север. Максимальная мощность энергопринимающих устройств (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет 23 000 кВт при напряжении 110 кВ.

ПАО «Россети Волга»–«Мордовэнерго» в соответствии с Положением о филиале является обособленным подразделением ПАО «Россети Волга», осуществляющим часть функций ПАО «Россети Волга», вправе совершать сделки в соответствии с выданной доверенностью от 29.09.2022 г. № Д/22-409 (далее – Доверенность).

В соответствии с пунктом 5 Доверенности директору филиала «Мордовэнерго» предусмотрено право заключать, изменять и расторгать договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, мощностью до 4 МВт.

ПАО «Россети Волга»–«Мордовэнерго» в письменных пояснениях указало на отсутствие права заключения договоров об осуществлении технологического присоединения мощностью 23 МВт, а также на отсутствие сведений относительно подписания и направления заявителю проекта договора и технических условий к нему со стороны ПАО «Россети Волга».

Письмом от 03.02.2023 г. № МР6/123/3/94 ПАО «Россети Волга»- «Мордовэнерго» в адрес ПАО «Россети Волга» направлены сведения о поступлении заявки АО «Птицефабрика «Чамзинская» на осуществление технологического присоединения (увеличения максимальной мощности) энергопринимающих устройств, а также проекты договора и технических условий на корректировку и подписание без проведения мероприятий со стороны сетевой организации.

Письмом № МР6/123/3/131 от 17.02.2023 г. ПАО «Россети Волга»- «Мордовэнерго» уведомило АО «Птицефабрика «Чамзинская» о направлении на согласование в Филиал АО «Системный оператор Единой энергетической системы» «Региональное диспетчерское управление энергосистем Пензенской области и Республики Мордовия» (далее – филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ, системный оператор) проекта технических условий на технологическое присоединение объекта: «Увеличение присоединенной мощности по ПС НО кВ Юбилейная», расположенного по адресу: Республика Мордовия, п. Чамзинка, ул. Победы, д.6, примерно 5900 метров по направлению на север (заявленная мощность 14 МВт., категория надежности энергоснабжения – П, уровень напряжения – 10 кВ), а также указало на увеличение срока направления договора на технологическое присоединение (увеличение максимальной мощности) заявителю на срок согласования указанных технических условий АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ.

Согласно абзацу 3 статьи 3 Закона об электроэнергетике, Единая энергетическая система России – электроэнергетическая система, расположенная в пределах территории Российской Федерации, в состав которой входят объединенные электроэнергетические системы и образующие их территориальные электроэнергетические системы и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором электроэнергетических систем России (далее – системный оператор).

Согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 14 Закона об электроэнергетике, филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ, являясь системным оператором, участвует в формировании и выдаче при присоединении субъектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств к единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям технических требований, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической системы России.

В рамках указанной функции филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ осуществляет рассмотрение заявки и согласование проекта технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям в случаях и порядке, определенных Правилами № 861.

Критерии необходимости согласования с АО «СО ЕЭС» технических условий, а также сроки согласования определены пунктом 21 Правил № 861.

Согласно пункту 21 Правил № 861, в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору.

В силу абзаца 4 пункта 21 Правил № 861 согласованию с системным оператором подлежит, в частности, проект технических условий в отношении присоединяемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.

Филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ в представленных пояснениях от 04.08.2023 г. № Р43-ПД-2 (вх. № 3779-ЭП/23 от 04.08.2023 г., вх. № 3849/23 от 08.08.2023 г.) указал, что филиал ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» письмом от 31.01.2023 г. № МР6/123/3/71 уведомил системного оператора о поступлении заявки АО «Птицефабрика Чамзинская» от 30.01.2023 № МЭ000000207 на технологическое присоединение в целях увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств на 14 МВт.

ПАО «Россети Волга» письмом от 13.02.2023 № МР6/3/418 направило в филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ на согласование проект технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Волга» энергопринимающих устройств АО «Птицефабрика Чамзинская» (далее – проект технических условий).

В силу абзаца 4 пункта 21 Правил № 861 системный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, а также в случае изменения точек присоединения, категории надежности электроснабжения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему выдачи мощности или схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных объектов по производству электрической энергии или энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, установленная генерирующая или максимальная мощность которых превышает 5 МВт, либо в тот же срок направляет сетевой организации обоснованные замечания к проекту технических условий, которые подлежат учету сетевой организацией.

По результатам рассмотрения заявки и проекта технических условий филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ письмом от 22.02.2023 г. № P43-62-I-2-19-309 направил в ПАО «Россети Волга» замечания.

28.02.2023 г. ПАО «Россети Волга»–«Мордовэнерго» обратилось к заявителю письмом № МР6/123/3/155 с запросом пояснений относительно замечаний филиала АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ.

01.03.2023 г. АО «Птицефабрика «Чамзинская» письмом № 46 представило в ПАО «Россети Волга»–«Мордовэнерго» необходимые пояснения.

ПАО «Россети Волга» письмом от 09.03.2023 г. № МР6/65/172 направило в филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ на согласование скорректированный проект технических условий с приложением пояснений АО «Птицефабрика Чамзинская» по отдельным пунктам заявки.

По результатам повторного рассмотрения представленных ПАО «Россети Волга» сведений филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ направил согласованный проект технических условий в ПАО «Россети Волга» письмом от 15.03.2023 № P43-62-I-2-19 -396, а также попросил после утверждения ПАО «Россети Волга» указанных технических условий направить системному оператору их копию (с наличием подписей, оригинальных печатей, дат согласования/утверждения).

По состоянию на 04.08.2023 г. копия утвержденных ПАО «Россети Волга» технических условий в филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ не поступала.

Абзацем 12 пункта 15 Правил № 861 установлено, что при необходимости согласования технических условий с системным оператором в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 21 настоящих Правил № 861, указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.

Таким образом, конечным сроком направления ПАО «Россети Волга» заявителю для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и подписанных технических условий как неотъемлемого приложения к договору, согласованных с системным оператором, является 20.03.2023 года.

На момент составления должностным лицом Мордовского УФАС России протокола – 11.09.2023 г. проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия к договору, согласованные с системным оператором, ПАО «Россети Волга» в адрес АО «Птицефабрика «Чамзинская» не были направлены.

Таким образом, ПАО «Росети Волга» нарушен абзац 12 пункта 15 Правил № 861.

ПАО «Россети Волга» в представленных пояснениях от 09.08.2023 г. № МР6/3/1926 (вх. № 3865-ЭП/23 от 09.08.2023 г.) указало, что при осуществлении проверки технических условий, разработанных филиалом ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго», установлено, что технические условия противоречат следующим требованиям действующего законодательства, а именно:

В соответствии с пунктом 26 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, далее по тексту - Правила ТП), требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с пунктами 25, 25 1 и 25 6 - 258 Правил ТП, включая требования к местам их установки, а также разграничение обязательств по выполнению этих требований должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, далее - Основные положения № 442).

В соответствии с пунктом 136 раздела X. Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках Основных положений № 442, гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):

при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);

в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике» случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 147 раздела X. Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках Основных положений № 442, при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежного субъекта по соглашению сторон либо в иных случаях, предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Разработанный сотрудниками филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» проект Технических условий по заявке АО «Птицефабрика «Чамзинская» не содержит мероприятий по обеспечению объектов заявителя силами сетевой организации средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), что противоречит вышеуказанным нормам права.

Учитывая выявленные несоответствия в технических условиях, ПАО «Россети Волга» пояснило, что оферта договора будет направлена АО «Птицефабрика «Чамзинская» после осуществления сотрудниками филиала ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» работ по приведению технических условий в соответствие с действующим законодательством.

Должностным лицом Мордовского УФАС России указанные доводы ПАО «Россети Волга» признаны несостоятельными в связи со следующим.

Согласно пункту 5 Доверенности ПАО «Россети-Волга» от 29.09.2022 г. № Д/22-409, заместитель генерального директора – директор филиала «Мордовэнерго» Сергеев Ю.И. уполномочен осуществлять от имени ПАО «Россети Волга» полномочия по заключению, изменению и расторжению договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам мощностью до 4 МВт включительно, подписывать все документы, связанные с исполнением указанных в настоящем пункте договоров.

Поданная заявка АО «Птицефабрика «Чамзинская» на присоединение (увеличение мощности) энергопринимающих устройств содержит сведения о максимальной мощности – 23 000 кВт при напряжении 110 кВ (с распределением по точкам присоединения).

Исходя из изложенного, ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» не уполномочено заключать договоры об осуществлении технологического присоединения мощностью 23 МВт., а также разрабатывать технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора.

Филиалом АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ были согласованы направленные ПАО «Россети Волга» технические условия, иных сведений не было представлено.

Кроме того, ПАО «Россети Волга» не представлены сведения, подтверждающие проведение работ по корректировке технических условий.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения ПАО «Россети Волга» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств ПАО «Россети Волга» не представлено.

Вместе с тем, являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, ПАО «Россети Волга» должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению Правил № 861.

ПАО «Россети Волга» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования Правил № 861, а также то, что обществом были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.

Таким образом, ПАО «Россети Волга» нарушен абзац 12 пункта 15 Правил № 861 путем ненаправления в установленный действующим законодательством срок в адрес АО «Птицефабрика «Чамзинская» для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и подписанных технических условий как неотъемлемого приложения к договору, согласованных с системным оператором.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие, бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

С учетом установленных обстоятельств, действия ПАО «Россети Волга» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение Правил № 861, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая изложенное, срок давности привлечения ПАО «Россети Волга» к административной ответственности за нарушение абзаца 12 пункта 15 Правил 861, выразившееся в не направлении в установленный действующим законодательством срок в адрес заявителя для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и подписанных технических условий как неотъемлемое приложение к договору, согласованных с системным оператором, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения ПАО «Россети Волга» – Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44.

Согласно части 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Как разъяснено в абзаце 27 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 11.09.2023 года № 3453/23 временем совершения ПАО «Россети Волга» административного правонарушения является 20.03.2023 г.

Вместе с тем должностное лицо Мордовского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, установило следующее.

Абзацем 12 пункта 15 Правил № 861 установлено, что при необходимости согласования технических условий с системным оператором в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 21 настоящих Правил № 861, указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.

Филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ направил согласованный проект технических условий в ПАО «Россети Волга» письмом от 15.03.2023 № P43-62-I-2-19 -396.

Согласно части 3.1 статьи 4.8 КоАП РФ если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

С учетом того, что 18.03.2023, 19.03.2023 года являлись выходными днями, то последним днем направления ПАО «Россети Волга» в адрес заявителя для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и подписанных технических условий как неотъемлемого приложения к договору, согласованных с системным оператором, является 20.03.2023 года.

Руководствуясь правовой позицией, отраженной в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, должностное лицо Мордовского УФАС России полагает, что временем совершения административного правонарушения следует считать 21.03.2023 года.

Таким образом, время совершения административного правонарушения – 21.03.2023 г. (первый календарный день, следующий за окончанием срока направления заявителю для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и подписанных технических условий как неотъемлемое приложение к договору, согласованных с системным оператором).

Потерпевшим лицом является АО «Птицефабрика «Чамзинская».

Учитывая изложенное, в действиях ПАО «Россети Волга» присутствует событие административного правонарушения, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения ПАО «Россети Волга» подтверждается материалами рассматриваемого административного дела.

При рассмотрении дела должностным лицом дополнительно исследован вопрос о возможности применения в отношении ПАО «Россети Волга» статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным, то есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении ПАО «Россети Волга» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.

При таких обстоятельствах основания для освобождения ПАО «Россети Волга» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения отсутствуют.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания юридическому лицу, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Во исполнение определения Мордовского УФАС России о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 013/04/9.21-420/2023 от 11.09.2023 г. № ЕЛ/3454/23 ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» письмом от 13.09.2023 г. № МР6/123/3/1018 (вх. № 4537/23 от 13.09.2023 г.) были представлены копии бухгалтерского баланса на 30.06.2023 г., отчета о финансовых результатах за январь-июнь 2023 г. и выписки операций по лицевому счету.

Проанализировав представленную информацию, должностным лицом Мордовского УФАС России установлено, что деятельность ПАО «Россети Волга» за 2023 год не является убыточной.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ПАО «Россети Волга» в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, признается оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ предусмотрено, что орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении настоящего дела было установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, – признание вины.

Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» 11.09.2023 г. заявлено ходатайство (вх. № 4473/23 от 11.09.2023 г.) об уменьшении размера налагаемого административного штрафа при привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

АО «Птицефабрика «Чамзинская» в адрес Мордовского УФАС России было представлено письмо от 04.09.2023 г. № 1018 (вх. № 4311/23 от 04.09.2023 г.) об осуществлении предварительной договоренности о включении в технические условия перечня мероприятий со стороны сетевой организации в части организации систем учета, который устраивает обе стороны.

Заявитель в представленном письме (вх. № 4311/23 от 04.09.2023 г.) также указал, что работа Общества по выдаче технических условий в настоящее время организована и осуществляется.

27.09.2023 г. в Мордовское УФАС России поступило письмо ПАО «Россети Волга» с приложением утвержденных Обществом 08.09.2023 г. технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Волга» энергопринимающих устройств Акционерного общества «Птицефабрика «Чамзинская», а также представлены сведения о направлении сетевой организацией в Государственный комитет по тарифам Республики Мордовия пакета документов для утверждения стандартизированной тарифной ставки, необходимой для расчета платы за технологическое присоединение (увеличение мощности) по ПС 110 кВ Юбилейная на величину 14 МВт по 2 категории надежности энергоснабжения, уровень напряжения 110 кВ.

Однако сведения, подтверждающие направление в адрес Заявителя для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и подписанных технических условий как неотъемлемое приложение к договору, согласованных с системным оператором, Обществом в материалы дела не представлены.

Принимая во внимание объем мероприятий, необходимый для осуществления технологического присоединения объекта заявителя, объем проделанных работ, письменное подтверждение заявителя об осуществлении договоренности с Обществом об организации и проведении работ для осуществления технологического присоединения, характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ должностное лицо Мордовского УФАС России считает возможным удовлетворить заявленное ПАО «Россети-Волга» ходатайство (вх. № 4473/23 от 11.09.2023 г.) и снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

С учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела, при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, руководствуясь статьей 2.1, частями 3.2, 3.3 статьи 4.1, 4.2, частью 2 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать Публичное акционерное общество «Россети Волга» (юридический адрес: 410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44; ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, КПП 645001001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить Публичному акционерному обществу «Россети Волга» наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счёт казначейства.

Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 л/с 04091091570 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России) код администратора доходов 16111601091010021140, ОКТМО 63701000; Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ–НБ РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Мордовия, г Саранск, БИК 018952501; Кор. счёт 40102810345370000076; Расчетный счет 03100643000000010900, УИН 16100500000001783973.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы штрафов, установленных КоАП РФ, подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Назначение платежа: административный штраф по делу об административном правонарушении № 013/04/9.21-420/2023.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

Руководитель управления

<...>

 

 

 

 

 

2023-4397

 

 

Связанные организации

АО "Птицефабрика "Чамзинская"
ИНН 1322010439, ОГРН 1076450006280
ПАО «Россети Волга»
ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280
Филиал ПАО "Россети Волга" - "Мордовэнерго"
ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280