Определение №678 о назначении дела № 013/01/16-665/2020 о нарушении антимоноп... от 22 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

о назначении дела 013/01/16-665/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (...)

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Мордовского УФАС России от 25.02.2020 года № 29-од была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Фармация» (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 1-ая Промышленная, д. 8, ИНН 1300002949).

По результатам проведения проверки составлен Акт проверки № 03 от 10.04.2020 г., согласно которому Инспекцией Мордовского УФАС России установлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

В ходе проведения проверки установлено следующее.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте в сети Интернет по адресу: http://farmacia-rm.ru/ ГУП РМ «Фармация» создавалось и действует для достижения целей охраны здоровья граждан, наиболее полного удовлетворения потребности населения и медицинских организаций республики в качественных лекарственных препаратах и осуществляет следующие виды деятельности:

Фармацевтическая деятельность

Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения:

- хранение лекарственных средств для медицинского применения;

- перевозка лекарственных средств для медицинского применения;

- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;

- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;

- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;

- изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения;

- изготовление асептических лекарственных препаратов для медицинского применения;

- приобретение и розничная продажа наряду с лекарственными препаратами для медицинского применения медицинских изделий, дезинфицирующих средств, предметов и средств личной гигиены, посуды для медицинских целей, предметов и средств, предназначенных для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковой оптики и средств ухода за ней, минеральных вод, продуктов лечебного, детского и диетического питания, биологически активных добавок, парфюмерных и косметических средств, медицинских и санитарно-просветительных печатных изданий, предназначенных для пропаганды здорового образа жизни.

Деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ

- распределение, отпуск, перевозка, приобретение, реализация, уничтожение, хранение.

Деятельность по производству медицинской техники - очки корригирующие.

Медицинская деятельность - организация здравоохранения и общественного здоровья, офтальмология.

Исполнение государственных контрактов по оказанию услуг по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан по рецептам врача бесплатно, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 октября 1998 г. № 462 «О совершенствовании лекарственного обеспечения населения Республики Мордовия».

Исполнение государственных контрактов по оказанию услуг по доставке, хранению, учету и отпуску лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Исполнение государственных контрактов по оказанию услуг по доставке, хранению, учету и отпуску лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными образованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

Исполнение государственного контракта по Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями» (подпрограмма «Сахарный диабет»).

Доставка лекарственных препаратов по Федеральной целевой программе «Национальный календарь профилактических прививок».

В составе предприятия — 67 аптек и аптечных пунктов.

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ГУП РМ «Фармация» является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

Министерство здравоохранения Республики Мордовия (далее – Министерство), как государственный заказчик, в целях обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания льготных категорий граждан ежегодно проводит, в том числе, электронные аукционы на оказание услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и на оказание услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Одним из требований к оказанию услуг является наличие аптечных организаций на территории Республики Мордовия согласно «Перечню населенных пунктов с минимальным количеством аптечных организаций, в которых должны осуществляться доставка, хранение, учет и отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан».

 

Наименование населенных пунктов

Минимальное количество аптечных организаций

Наименование аптечной организации, адрес*

1

2

3

 

  1.  

г.о. Саранск

14

 

  1.  

г. Ардатов Ардатовского района

1

 

  1.  

с. Атюрьево, Атюрьевского района

1

 

  1.  

п. Атяшево Атяшевского района

1

 

  1.  

с. Большие Березники  Большеберезниковского района

1

 

  1.  

с. Большое Игнатово Большеигнатовского района

1

 

  1.  

с. Дубенки Дубенского района

1

 

  1.  

с. Ельники Ельниковского района

1

 

  1.  

г. Инсар  Инсарского района

1

 

  1.  

с. Кемля Ичалковского района

1

 

  1.  

п. Кадошкино Кадошкинского района

1

 

  1.  

г. Ковылкино Ковылкинского района

1

 

  1.  

с. Кочкурово Кочкуровского района

1

 

  1.  

г. Краснослободск Краснослободского района

1

 

  1.  

с. Лямбирь Лямбирского района

1

 

  1.  

п. Ромоданово Ромодановского района

1

 

  1.  

г. Рузаевка Рузаевского района

3

 

  1.  

с. Старое Шайгово Старошайговского района

1

 

  1.  

г. Темников  Темниковского района

1

 

  1.  

с. Теньгушево Теньгушевского района

1

 

  1.  

п.Торбеево   Торбеевского района

1

 

  1.  

п. Комсомольский  Чамзинского района

1

 

  1.  

п. Чамзинка  Чамзинского района

1

 

  1.  

п. Зубова поляна Зубово-Полянского района

1

 

  1.  

р.п. Явас, Зубово-Полянского района

1

 

 

Согласно пункту 13 Протокола совещания у Председателя Правительства Республики Мордовия по вопросам совершенствования системы лекарственного обеспечения в Республике Мордовия от 08.02.2019 г. Министерству здравоохранения Республики Мордовия было поручено подготовить и представить Председателю Правительства Республики Мордовия информацию о размещении аптечных пунктов и аптек ГУП РМ «Фармация» в разрезе лечебных учреждений и муниципальных образований.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии у Министерства исчерпывающей информации о количестве аптечных организаций, принадлежащих ГУП РМ «Фармация», в разрезе муниципальных образований.

Мордовским УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации в Министерство (исх. № 3220 от 02.12.2019 г.)

Согласно представленным Министерством сведениям (вх. № 6323 от 06.12.2019 г.):

В 2017 г. Министерством был проведен электронный аукцион № 145-ЭА-17/ОУ на право заключить контракт на оказание услуг по доставке, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в 2017 году (извещение № 0109200002416003751).

Согласно Техническому заданию Лекарственные препараты, медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания должны храниться на аптечном складе, расположенном на территории г. Саранска и доставляться по аптечным организациям Республики Мордовия для обеспечения льготных категорий граждан (пункт 4). Осуществлять доставку по аптечным организациям Республики Мордовия согласно Перечню населенных пунктов с минимальным количеством аптечных организаций, в которых должны осуществляться доставка и отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан (пункт 5.3).

В соответствии с указанным выше Перечнем минимальное количество аптечных организаций в населенных пунктах:

 

Наименование населенных пунктов

Минимальное количество аптечных организаций

1

2

3

  1.  

г.о  Саранск

20

  1.  

г. Ардатов Ардатовского района

2

  1.  

с. Атюрьево, Атюрьевского района

1

  1.  

п. Атяшево Атяшевского района

2

  1.  

с. Большие Березники  Большеберезниковского района

2

  1.  

с. Большое Игнатово Большеигнатовского района

1

  1.  

с. Дубенки  Дубенского района

1

  1.  

с. Ельники Ельниковского района

1

  1.  

г. Инсар  Инсарского района

2

  1.  

с. Кемля  Ичалковского района

1

  1.  

п. Кадошкино Кадошкинского района

2

  1.  

г. Ковылкино  Ковылкинского района

2

  1.  

с. Кочкурово  Кочкуровского района

1

  1.  

с. Краснослободск Краснослободского района

1

  1.  

с. Лямбирь  Лямбирского района

1

  1.  

п. Ромоданово  Ромодановского района

2

  1.  

г. Рузаевка  Рузаевского района

3

  1.  

с. Старое Шайгово Старошайговского района

2

  1.  

г. Темников  Темниковского района

1

  1.  

с. Теньгушево Теньгушевского района

1

  1.  

п.Торбеево   Торбеевского района

2

  1.  

п. Комсомольский  Чамзинского района

2

  1.  

п. Чамзинка  Чамзинского района

1

  1.  

П. Зубова поляна Зубово-Полянского района

1

 

Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 145-ЭА-17/ОУ от 16.01.2017 г. заявка поступила только от ГУП РМ «Фармация». Аукционное предложение в части наличия минимального количества аптечных организаций ГУП РМ «Фармация» в населенных пунктах соответствует требованиям Технического задания.

По результатам электронного аукциона заключен Государственный контракт от 27.01.2017 г. с ГУП РМ «Фармация».

Кроме того, в 2017 г. Министерством было проведен еще два электронных аукциона №№ 2008-ЭА-17/ОУ, 1431-ЭА-17/ОУ на право заключить контракт на оказание услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в 2017 году (извещения №№ 0109200002417002553, 0109200002417001752 соответственно).

Согласно требованиям технических заданий, Перечень минимального количества аптечных организаций в населенных пунктах аналогичен перечню по электронному аукциону № 145-ЭА-17/ОУ.

Согласно протоколам № 2008-ЭА-17/ОУ от 10.11.2017 г., 1431-ЭА-17/ОУ от 16.08.2017 г. для участия в аукционах поступило по одной заявке от ГУП РМ «Фармация». Аукционные предложения в части наличия минимального количества аптечных организаций ГУП РМ «Фармация» в населенных пунктах соответствовали требованиям технических заданий.

По результатам электронного аукциона заключены государственные контракты от 21.11.2017 г., 28.08.2017 г.  с ГУП РМ «Фармация».

В 2018 г. Министерством также было проведено несколько электронных аукциона №№ 19-ЭА-18/ОУ, 1833-ЭА-18/ОУ, 134-ЭА-19/ОУ на право заключить контракт на оказание услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (извещения №№ 0809500000318000023, 0809500000318003047, 0809500000319000031).

Согласно требованиям технических заданий, Перечень минимального количества аптечных организаций в населенных пунктах:

 

Наименование населенных пунктов

Минимальное количество аптечных организаций

1

2

3

  1.  

г.о Саранск

14

  1.  

г. Ардатов Ардатовского района

1

  1.  

с. Атюрьево, Атюрьевского района

1

  1.  

п. Атяшево Атяшевского района

1

  1.  

с. Большие Березники  Большеберезниковского района

1

  1.  

с. Большое Игнатово Большеигнатовского района

1

  1.  

с. Дубенки Дубенского района

1

  1.  

с. Ельники Ельниковского района

1

  1.  

г. Инсар  Инсарского района

1

  1.  

с. Кемля Ичалковского района

1

  1.  

п. Кадошкино Кадошкинского района

1

  1.  

г. Ковылкино Ковылкинского района

1

  1.  

с. Кочкурово Кочкуровского района

1

  1.  

г. Краснослободск Краснослободского района

1

  1.  

с. Лямбирь Лямбирского района

1

  1.  

п. Ромоданово Ромодановского района

1

  1.  

г. Рузаевка Рузаевского района

3

  1.  

с. Старое Шайгово Старошайговского района

1

  1.  

г. Темников  Темниковского района

1

  1.  

с. Теньгушево Теньгушевского района

1

  1.  

п.Торбеево   Торбеевского района

1

  1.  

п. Комсомольский  Чамзинского района

1

  1.  

п. Чамзинка  Чамзинского района

1

  1.  

п. Зубова поляна Зубово-Полянского района

1

  1.  

р.п. Явас, Зубово-Полянского района

1

 

Согласно протоколам № 19-ЭА-18/ОУ от 02.03.2018 г., № 1833-ЭА-18/ОУ от 18.12.2018 г., № 134-ЭА-19/ОУ от 14.02.2018 г. для участия в аукционах поступило по одной заявке от ГУП РМ «Фармация». Аукционные предложения в части наличия минимального количества аптечных организаций ГУП РМ «Фармация» в населенных пунктах соответствовали требованиям технических заданий.

По результатам электронного аукциона заключены государственные контракты от 13.03.2018 г. 29.12.2018 г., 25.02.2019 г. с ГУП РМ «Фармация».

В 2018 г. Министерством был проведен электронный аукцион №  135-ЭА-19/ОУ на право заключить контракт на оказание услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в 2019 г. (извещения №  0809500000319000032).

Согласно требованиям технического задания, Перечень минимального количества аптечных организаций в населенных пунктах:

 

Наименование населенных пунктов

Минимальное количество аптечных организаций

1

2

3

  1.  

г.о Саранск

14

  1.  

г. Ардатов Ардатовского района

1

  1.  

с. Атюрьево, Атюрьевского района

1

  1.  

п. Атяшево Атяшевского района

1

  1.  

с. Большие Березники  Большеберезниковского района

1

  1.  

с. Большое Игнатово Большеигнатовского района

1

  1.  

с. Дубенки Дубенского района

1

  1.  

с. Ельники Ельниковского района

1

  1.  

г. Инсар  Инсарского района

1

  1.  

с. Кемля Ичалковского района

1

  1.  

п. Кадошкино Кадошкинского района

1

  1.  

г. Ковылкино Ковылкинского района

1

  1.  

с. Кочкурово Кочкуровского района

1

  1.  

г. Краснослободск Краснослободского района

1

  1.  

с. Лямбирь Лямбирского района

1

  1.  

п. Ромоданово Ромодановского района

1

  1.  

г. Рузаевка Рузаевского района

3

  1.  

с. Старое Шайгово Старошайговского района

1

  1.  

г. Темников  Темниковского района

1

  1.  

с. Теньгушево Теньгушевского района

1

  1.  

п.Торбеево   Торбеевского района

1

  1.  

п. Комсомольский  Чамзинского района

1

  1.  

п. Чамзинка  Чамзинского района

1

  1.  

п. Зубова поляна Зубово-Полянского района

1

  1.  

р.п. Явас, Зубово-Полянского района

2

 

Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки, на участие в электронном аукционе № 135-ЭА-19/ОУ от 22.02.2019 г. заявка поступила только от ГУП РМ «Фармация». Аукционное предложение в части наличия минимального количества аптечных организаций ГУП РМ «Фармация» в населенных пунктах соответствует требованиям Технического задания.

По результатам электронного аукциона заключен Государственный контракт от 05.03.2019 г. с ГУП РМ «Фармация».

По результатам анализа представленной информации установлено, что Министерством объекты закупок формировались, в том числе, по критерию количества аптечных учреждений в каждом муниципальном районе Республики Мордовия.

Мордовским УФАС России был направлен запрос информации в Территориальный орган Федеральной службы Госстатистики по Республике Мордовия о предоставлении перечня аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляющих деятельность в 2017-2019 гг. (исх. № 407 от 18.02.2020 г.).

Согласно анализу представленных сведений (вх. № 991 от 20.02.2020 г.) иные организации не располагали тем количеством аптечных учреждений в разрезе муниципальных образований в том количестве, в котором требовали условия технических заданий.

Кроме того, установлено, что в период 2017-2019 г. в технические задания изменения вносились с учетом изменений количества аптечных учреждений ГУП РМ «Фармация» по каждому отдельному муниципальному району:

 

Наименование населенных пунктов

Минимальное количество аптечных организаций

В 2017

Минимальное количество аптечных организаций в 2018

Минимальное количество аптечных организаций в 2019

     

 

 

  1.  

г.о  Саранск

20

14

14

  1.  

г. Ардатов Ардатовского района

2

1

1

  1.  

с. Атюрьево, Атюрьевского района

1

1

1

  1.  

п. Атяшево Атяшевского района

2

1

1

  1.  

с. Большие Березники  Большеберезниковского района

2

1

1

  1.  

с. Большое Игнатово Большеигнатовского района

1

1

1

  1.  

с. Дубенки  Дубенского района

1

1

1

  1.  

с. Ельники Ельниковского района

1

1

1

  1.  

г. Инсар  Инсарского района

2

1

1

  1.  

с. Кемля  Ичалковского района

1

1

1

  1.  

п. Кадошкино Кадошкинского района

2

1

1

  1.  

г. Ковылкино  Ковылкинского района

2

1

1

  1.  

с. Кочкурово  Кочкуровского района

1

1

1

  1.  

с. Краснослободск Краснослободского района

1

1

1

  1.  

с. Лямбирь  Лямбирского района

1

1

1

  1.  

п. Ромоданово  Ромодановского района

2

1

1

  1.  

г. Рузаевка  Рузаевского района

3

3

3

  1.  

с. Старое Шайгово Старошайговского района

2

1

1

  1.  

г. Темников  Темниковского района

1

1

1

  1.  

с. Теньгушево Теньгушевского района

1

1

1

  1.  

п.Торбеево   Торбеевского района

2

1

1

  1.  

п. Комсомольский  Чамзинского района

2

1

1

  1.  

п. Чамзинка  Чамзинского района

1

1

1

  1.  

П. Зубова поляна Зубово-Полянского района

1

1

1

  1.  

р.п. Явас, Зубово-Полянского района

 

1

2

 

Так, согласно требованиям технических заданий, в 2017 не требовалось наличие аптечной организации в р.п. Явас, Зубово-Полянского района, в 2018 г. необходимый минимум установлен в значении не менее 1.

Согласно сведениям, представленным ГУП РМ «Фармация» (вх. № 5456 от 11.09.2020 г.) в 2017 в р.п. Явас, Зубово-Полянского района не было зарегистрировано аптечных организаций ГУП РМ «Фармация», в 2018 был зарегистрирован один аптечный пункт по адресу: ул. Косарева, д.30.

Таким образом, требования аукционных документаций сформированы таким образом, что только ГУП РМ «Фармация» соответствует заявленным критериям в части количества аптечных учреждений в каждом муниципальном районе Республики Мордовия.  Такие действия содержат признаки ограничения конкуренции и приводят (могут приводить) к сокращению количества участников закупки, тем самым ограничивая доступ на товарный рынок оказания услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан.

Кроме того, аукционные предложения на право заключения контракта ГУП РМ «Фармация» при участии во всех вышеприведенных аукционах являлись идентичными начальной (максимальной) цене контракта, отраженных в извещении. Следовательно, ГУП РМ «Фармация» предполагало или могло предполагать об отсутствии иных хозяйствующих субъектов, желающих стать участником аукционов, что позволило ему предлагать цену равную установленной начальной (максимальной) цене контракта. Заключение государственного контракта, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), между Министерством и хозяйствующим субъектом, заявка которого являлась единственной, то есть с лицом, которому фактически не пришлось конкурировать с иными участниками данного товарного рынка.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Формируя закупочную документацию и определяя предмет закупки, заказчик должен руководствоваться основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Таким образом, установленные действия Министерства и ГУП РМ «Фармация», создали препятствия для участия в закупках иным участникам данного товарного рынка, следствием чего явилось то, что на участие в аукционах подавалась заявка только от одного участника рынка.

Таким образом, действия Министерства и ГУП РМ «Фармация» вступают в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку указанными действиями созданы преимущественные условия участия в закупках ГУП РМ «Фармация», устраняющие с товарного рынка при проведении аукционов иных потенциальных участников путем создание условий, препятствующих подаче заявок для участия в аукционах.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если таковые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По смыслу статьи 8, пункта 4 статьи  16 ФЗ «О защите конкуренции», пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» признаками наличия соглашения, с учетом особенностей вмененного заявителю нарушения, являются: соответствие результата согласованных действий интересам каждого участников соглашения; заведомая известность характера действий участников соглашения; взаимная обусловленность действий участников соглашения.

Согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. О согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).

Если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применяются правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным (статья 982 ГК РФ).

Под соглашением в пункте 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей в пункте 1 статьи 420 ГК РФ признается договором. Вместе с тем, в статье 4 ФЗ «О защите конкуренции» факт наличия антиконкурентного соглашения не становится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Факт заключения антиконкурентного соглашения согласно разъяснению Президиума ФАС России (утв. протоколом от 17.02.2016 № 3) может быть установлен как на основании прямых доказательств так и совокупности косвенных доказательств. Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16.09.2020 г. № 128-од о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГУП Республики Мордовия «Фармация» (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 1-ая Промышленная, д. 8, ИНН 1300002949), Министерством здравоохранения Республики Мордовия (430005, Республика Мордовия, город Саранск, Коммунистическая, дом 33, стр. 2, ИНН 1325126625) пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 013/01/16-665/2020 к рассмотрению на 20 октября 2020 года на 11 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2-ой этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/16-665/2020 в качестве ответчика: ГУП Республики Мордовия «Фармация» (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 1-ая Промышленная, д. 8, ИНН 1300002949);

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/16-665/2020 в качестве ответчика: Министерство здравоохранения Республики Мордовия (430005, Республика Мордовия, город Саранск, Коммунистическая, дом 33, стр. 2, ИНН 1325126625);

4. Ответчикам в срок до 16 октября 2020 года представить в адрес Мордовского УФАС России следующие документы и сведения:

- письменные объяснения по доводам материалов дела 013/01/16-665/2020, иные документы и письменные пояснения, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

Явка ответчика по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Документы и материалы должны быть заверены надлежащим образом.

Связанные организации

Связанные организации не указаны