Решение №ЕЛ/5175/23 Решение по делу № 013/05/5-771/2023 от 21 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/5-771/2023

21 декабря 2023 года                                                                    г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <...> - руководитель Управления,

члены Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления, <...> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 19 декабря 2023 года дело № 013/05/5-771/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по поступившему в Мордовское УФАС России обращению З<...> <...> с данными о распространении в г. Саранске 9 февраля 2023 года среди учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» листовки рекламного характера со сведениями о спектакле стоимостью от 350 рублей, в подтверждение чего приложена такая листовка, в которой усматриваются признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

З<...>, ИП Д<...>, ГБУК «МГФ – РДК», МОУ «Средняя школа № 40», привлеченные к участию в деле № 013/05/5-771/2023, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, названные лица явку своих представителей не обеспечили, и от названных лиц не поступало ходатайств об участии в дистанционном режиме рассмотрения дела, а также ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствие названных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела № 013/05/5-771/2023.

В Мордовское УФАС России поступило обращение З<...> <...>, в котором сообщается о распространении среди учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» (г. Саранск, ул. Севастопольская, 46)  примерно 9 февраля 2023 года неизвестным человеком листовки, содержащей рекламу спектакля стоимостью от 350 рублей (указано в листовке), в подтверждение чего к обращению приложена копия листовки, а также пояснения <...> <...> и копии протокола МОУ «СОШ № 40» <...> заседания Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения Мордовского УФАС России от 23.11.2023 № ЕЛ/4775/23 о возбуждении дела № 013/05/5-771/2023 и назначении дела к рассмотрению, которым от лиц, привлеченных к участию в деле, затребована информация по существу настоящего разбирательства.

Пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, определено, что в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Поскольку данных о распространении заявленной З<...> листовки рекламного характера на иных территориях не выявлено, настоящее дело возбуждено и рассматривается Мордовским УФАС России по месту распространения такой рекламы, а именно, на территории городского округа Саранск Республики Мордовия.

В рамках возбужденного дела № 013/05/5-771/2023 поступили документы и сведения: от ИП Д<...> письменное объяснение <...>; письмо ГБУК «МГФ – РДК» <...> с приложениями; письмо МОУ «Средняя школа № 40» от 15.12.2023 <...> с приложениями.

Также к материалам дела № 013/05/5-771/2023 приобщено письмо УМВД России по го Саранск <...> с приложениями.

Исследовав собранные по настоящему делу документы и материалы в их совокупности, и при этом не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения настоящего дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Предоставленная с обращением З<...> <...> листовка содержит следующий текст: «театр современности 11 февраля, Суббота 12:00; 15:00; Мордовская государственная филармония-РДК Пролетарская, 39 Заброшенный Замок Сбой Системы Телефон для справок: <...> Места ограничены! Продажа билетов на сайте <...> и в день мероприятия. ПРОДАЖА БИЛЕТОВ ЗАКРЫВАЕТСЯ ЗА 20 МИНУТ ДО НАЧАЛА. детям до 4 лет бесплатно <...> Телефон для справок: <...> Авторское театрализованное шоу «Заброшенный Замок. Сбой системы». На нашем шоу вы не просто сидите и смотрите, но и участвуете. Вас ждут испытания с первого шага в зал. Super-МОБ заблокирует все окна и двери, обратного пути не будет! Вместе со Стивом вам предстоит пройти через самые настоящие испытания, вы попадёте в заброшенную пещеру в которой живет трехметровый паук с лазерными глазами, вас ждет настоящая схватка в лазерном поединке! А Мобы-призраки приготовили очень популярные, но опасные игры. Вы встретите самых популярных персонажей. После прохождения всех испытаний вас ждёт волшебство, сыграем в СуперБол огромными двухметровыми мячами, устроим дискотеку под молодежные хиты, и конечно же наш зритель поучаствует в лотерее, а подарки будут от игр Майнкрафт и Бравлстарс. Надувные объёмные декорации Голографическая 3D проекция Дождь из конфети Волшебный снегопад 3-Х метровый Паук Цена билетов от 350 цена билета зависит от приближённости к сцене. Дети до 4 лет (включительно) бесплатно (без предоставления места) в сопровождении родителей, родителю билет обязателен. Продолжительность интерактивного спектакля 1 час 05 минут. Впишите свое Ф.И.О. для участия в лотерее и опустите в портал на сцене».

Размещенная в листовке информация о проведении зрелищного мероприятия по всем признакам соответствует понятию рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – авторскому театрализованному шоу «Заброшенный замок. Сбой системы» Театра Современности, представление которого назначено на 11 февраля (Суббота 12:00; 15:00) в Мордовской государственной филармонии - РДК (Пролетарская, 39) и билеты на которое по цене от 350 рублей можно приобрести на сайте театра tiketshow.ru и в день мероприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является интерактивный спектакль, авторское театрализованное шоу «Заброшенный замок. Сбой системы» Театра современности.

Проведение 11 февраля в Мордовской государственной филармонии - РДК (Пролетарская, 39) рекламируемого интерактивного спектакля, авторского театрализованного шоу «Заброшенный замок. Сбой системы» Театра современности является зрелищным мероприятием и подлежит классификации, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В пунктах 2, 3, 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определены следующие понятия:

знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;

зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс2 и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Реклама зрелищного мероприятия, в данном случае интерактивного спектакля, авторского театрализованного шоу «Заброшенный замок. Сбой системы» Театра современности, который носит массовый характер, должна отвечать специальным требованиям категорирования информационной продукции в рекламе.

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Однако в рассматриваемой рекламе зрелищного мероприятия – авторского театрализованного шоу «Заброшенный замок. Сбой системы» Театра Современности отсутствует указание на категорию информационной продукции (знак и (или) текстовое предупреждение).

Из сведений, размещенных на страницах Интернет-сайта <...>, с использованием которого в рассматриваемой рекламе предлагается купить билеты на шоу, следует, что такой сайт является официальным сайтом Театра Современности, при том, что лицом, осуществляющим театральную деятельность, является ИП Д<...> <...>, сведения о которой сообщаются в разделе «Контакты» названного сайта, а также в разделе «Политика обработки персональных данных».

 Проведение ИП Д<...> мероприятия – Театрализованная шоу-программа «Заброшенный замок» 11 февраля 2023 года в помещении Мордовской государственной филармонии – Республиканский Дворец культуры подтверждается договором <...> о возмездном оказании услуг <...>, заключенным между ГБУК «МГФ – РДК» и ИП Д<...>, и актом по договору возмездного оказания услуг <...>, предоставленными с письмом ГБУК «МГФ – РДК» <...>. При этом из условий договора возмездного оказания услуг <...> следует, что именно ИП Д<...> обязуется обеспечить рекламную кампанию по привлечению посетителей на мероприятие.

О проведении рекламной кампании по продвижению запланированного на 11 февраля 2023 года театрализованного шоу «Заброшенный замок» в Мордовской государственной филармонии - РДК (Пролетарская, 39) свидетельствуют документы и сведения, предоставленные с обращением З<...> <...>, из которых следует, что 9 февраля 2023 года в здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» (г. Саранск, ул. Севастопольская, 46) работник театра, чьи персональные данные остались неизвестными, распространял листовки с рассматриваемой рекламой, которому пройти в названную образовательную организацию позволила администрация школы.

Распространение листовок с рассматриваемой рекламой представителем театра также подтверждается письмом МОУ «Средняя школа № 40» <...>.

ИП Д<...> в своем письменном объяснении <...> не отрицает факт проведения рекламируемого спектакля и распространения рекламных листовок, а также поясняет, что рассматриваемая реклама в настоящее время не распространяется, оригинал рекламной листовки у нее не сохранился, однако со ссылкой на то, что ей не предоставлена копия листовки, выражает мнение, что она лишена возможности подтвердить или опровергнуть информацию о наличии или отсутствии категории информационной продукции, и ту ли листовку распространяли при проведении спектакля.

Комиссия отмечает, что ИП Д<...> как лицо, участвующее в деле, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через своих представителей, со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе знакомиться с материалами дела и делать выписки. Бездействие со стороны ИП Д<...> по реализации таких прав является исключительно её волей и не может рассматриваться в качестве какого бы то ни было лишения при том, что ИП Д<...> как лицо, участвующее в деле, обязана пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

Комиссия, исходя из фактически установленных обстоятельств, признаёт, что Индивидуальный предприниматель Д<...>, чья театральная деятельность продвигается рассматриваемой рекламой, инициировала проведение рекламной кампании в г. Саранске путем распространения листовок с рекламой зрелищного мероприятия о проведении 11 февраля (Суббота 12:00; 15:00) в Мордовской государственной филармонии - РДК (Пролетарская, 39) авторского театрализованного шоу «Заброшенный замок. Сбой системы» Театра Современности, в которой не указана категория рекламируемой информационной продукции, и тем самым выступила рекламодателем и рекламораспространителем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодатель и рекламораспространитель – ИП Д<...>, организовавшая опосредованно через представителя театра раздачу рекламных листовок, не исполнила законодательно установленные требования, вследствие чего была распространена рассматриваемая реклама зрелищного мероприятия – интерактивного спектакля, авторского театрализованного шоу «Заброшенный замок. Сбой системы» Театра современности без указания категории данной информационной продукции, что недопустимо.

Таким образом, распространявшаяся на территории городского округа Саранск реклама «театр современности 11 февраля, Суббота 12:00; 15:00; Мордовская государственная филармония-РДК Пролетарская, 39 Заброшенный Замок Сбой Системы Телефон для справок: <...> Места ограничены! Продажа билетов на сайте <...> и в день мероприятия. ПРОДАЖА БИЛЕТОВ ЗАКРЫВАЕТСЯ ЗА 20 МИНУТ ДО НАЧАЛА. детям до 4 лет бесплатно <...> Телефон для справок: <...> Авторское театрализованное шоу «Заброшенный Замок. Сбой системы». На нашем шоу вы не просто сидите и смотрите, но и участвуете. Вас ждут испытания с первого шага в зал. Super-МОБ заблокирует все окна и двери, обратного пути не будет! Вместе со Стивом вам предстоит пройти через самые настоящие испытания, вы попадёте в заброшенную пещеру в которой живет трехметровый паук с лазерными глазами, вас ждет настоящая схватка в лазерном поединке! А Мобы-призраки приготовили очень популярные, но опасные игры. Вы встретите самых популярных персонажей. После прохождения всех испытаний вас ждёт волшебство, сыграем в СуперБол огромными двухметровыми мячами, устроим дискотеку под молодежные хиты, и конечно же наш зритель поучаствует в лотерее, а подарки будут от игр Майнкрафт и Бравлстарс. Надувные объёмные декорации Голографическая 3D проекция Дождь из конфети Волшебный снегопад 3-Х метровый Паук Цена билетов от 350 цена билета зависит от приближённости к сцене. Дети до 4 лет (включительно) бесплатно (без предоставления места) в сопровождении родителей, родителю билет обязателен. Продолжительность интерактивного спектакля 1 час 05 минут. Впишите свое Ф.И.О. для участия в лотерее и опустите в портал на сцене» без указания категории информационной продукции, размещенная в листовках, раздача которых осуществлена 09 февраля 2023 года среди учащихся в здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» (г. Саранск, ул. Севастопольская, 46), нарушает требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

 Материалами настоящего дела установлено, что распространение ненадлежащей рекламы опосредовано и выражено действиями рекламораспространителя, одновременно выступившего рекламодателем, – ИП Д<...> <...>.

Комиссия, учитывая, что в настоящее время распространение ненадлежащей рекламы не осуществляется (театрализованное шоу проведено 11 февраля 2023 года, после чего раздача рекламных листовок неактуальна), не усматривает необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

 Вместе с тем усматривается необходимость передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лица, допустившего нарушение законодательства о рекламе по месту распространения ненадлежащей рекламы, к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 10.1 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-49, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать ненадлежащей распространенную на территории городского округа Саранск рекламу зрелищного мероприятия о проведении 11 февраля (Суббота 12:00; 15:00) в Мордовской государственной филармонии - РДК (Пролетарская, 39) авторского театрализованного шоу «Заброшенный замок. Сбой системы» Театра Современности без указания категории данной информационной продукции, размещенную в листовках, раздача которых осуществлена 09 февраля 2023 года среди учащихся в здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Севастопольская, 46), поскольку в такой рекламе нарушены требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать рекламодателю и рекламораспространителю – Индивидуальному предпринимателю Д<...> <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.

3. Передать материалы дела № 013/05/5-771/2023 уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения (г. Саранск Республики Мордовия) в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2023 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.     

Председатель Комиссии:                                       <...>

Члены Комиссии:    

                                                                                  <...>

                                                                                  <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны