Решение №109 Решение по делу №013/01/10-445/2020 от 22 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                              г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «05» марта 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» марта 2021 г.

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (...) – заместитель руководителя Мордовского УФАС России; члены Комиссии: (...) - ведущий специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России; (...) - специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России; (...) - специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России,

в присутствии от АО «Авиалинии Мордовии» (ответчик): (...) (распоряжение о назначении генеральным директором от 17.07.2018 №43), (...) (доверенность №166 от 17.01.2020).

в отсутствие представителей Рузаевской транспортной прокуратуры, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрела дело №013/01/10-445/2020 по признакам нарушения АО «Авиалинии Мордовии» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены (величины сборов, тарифов) на услуги за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска, а именно:

- услуги по обеспечению воздушного запуска авиадвигателей,

- услуги по заправке или сливу ВС питьевой водой,

- услуги по буксировке ВС,

- услуги по доставке пассажиров,

- услуги подачи электроэнергии к ВС с использованием передвижного источника электропитания,

- услуги посадки или высадки пассажиров,

- услуги по обслуживанию бортпитанием,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление Рузаевской транспортной прокуратуры от 20.03.2020 вх. № 1584.

Согласно заявлению, Рузаевской транспортной прокуратурой по поручению Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства должностными лицами АО «Авиалинии Мордовии» в сфере ценообразования на авиатопливо и аэропортовые услуги за 2018-2019 годы, истекший период 2020 года, по результатам которой выявлен факт нарушения обществом в спорный период ограничений по уровню рентабельности при формировании свободных тарифов, связанных с перевозкой пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги.

Из заявления Рузаевской транспортной прокуратуры (от 20.03.2020 вх. № 1584) следовало, что АО «Авиалинии Мордовии» оказывает аэропортовые услуги в аэропорту г. Саранска.

В ходе изучения прейскуранта на услуги и товары АО «Авиалинии Мордовии», в нарушении статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Рузаевской транспортной прокуратурой был установлен рост тарифов свыше 20 % к себестоимости.

Приказом ФСТ России от 06.03.2015 № 372-т АО «Авиалинии Мордовии» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» утверждены «Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Перечень и правила формирования тарифов №241) и «Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации».

В соответствии с Перечнем и правилами формирования тарифов №241, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов потребителей, пользующихся услугами в аэропортах, на основании сертификатов и лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» (далее – Постановление № 724) установлен предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ним работы и услуги в размере 20% к себестоимости.

Пунктами 1, 7 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденного Роскомцен и Минтрансом РФ от 19 февраля 1993 г. № 01-55/306-15, 1-ц, (далее – Временный порядок), установлено, что свободные тарифы на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах территории Российской Федерации с 1 января 1993 г. разрабатываются и устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно, независимо от их формы собственности и организационно - правовой формы предприятия на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного уровня рентабельности в размере 20 процентов к себестоимости.

АО «Авиалинии Мордовии» является главным оператором аэропорта г. Саранска, имеет сертификат оператора аэродрома гражданской авиации, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта от 14.11.2016 № ФАВТ.ОА-039.

АО «Авиалинии Мордовии» является субъектом естественной монополии в сфере транспорта (услуги аэропортов) на территории Республики Мордовия. Приказом ФСТ России от 06.03.2015 № 372-т АО «Авиалинии Мордовии» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту г. Саранска за период 01.01.2018-01.06.2020 установлено, что АО «Авиалинии Мордовии» (далее также – Общество) является субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту г. Саранска.

По результатам рассмотрения заявления Рузаевской транспортной прокуратуры (от 20.03.2020 вх. № 1584) приказом Мордовского УФАС России №79-од от 16.06.2020 года возбуждено дело № 013/01/10-445/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») в отношении АО «Авиалинии Мордовии».

Определением от 30.06.2020 №485 рассмотрение дела было назначено на 28.07.2020, Рузаевская транспортная прокуратура была привлечена в качестве заинтересованного лица.

Закрепленные в абзаце 2 пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги», положения признаны утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 600 (пункт 13 приложения).

Вместе с тем, в силу своего доминирующего положения АО «Авиалинии Мордовии» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с установлением признаков экономически необоснованных ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска, была изменена квалификация дела, возбужденного в отношении АО «Авиалинии Мордовии» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на пункт 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В результате проведенного анализа материалов, полученных в ходе рассмотрения заявления, дополнительной информации и документов, иных материалов антимонопольного дела №013/01/10-445/2020 Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.

В границах аэропорта г. Саранска Обществом предоставляются аэропортовые услуги:

а) Аэропортовые услуги, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (сборов, тарифов):

Обеспечение взлета-посадки воздушных судов.

Обеспечение авиационной безопасности.

Обеспечение стоянки (предоставление сверхнормативной стоянки).

Предоставление аэровокзального комплекса.

Обслуживание пассажиров.

б) Аэропортовые услуги, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен (сборов, тарифов) (нерегулируемые аэропортовые услуги):

Обработка грузов и почты.

Специальное обслуживание пассажиров.

Посадка и высадка пассажиров.

Доставка пассажиров.

Дополнительные услуги по авиационной безопасности.

Временная стоянка на аэродроме.

Техническое обслуживание воздушного судна (далее также - ВС).

Предоставление экипажам воздушных судов информации при подготовке к полету.

Медицинский осмотр членов экипажа.

Доставка экипажей.

Обеспечение приема и выпуска ВС.

Обеспечение за временную стоянку на аэродроме.

Буксировка ВС.

Заправка или слив с ВС питьевой воды.

Подача электроэнергии к ВС.

Очистка ВС от снега и льда.

Обеспечение воздушного запуска авиадвигателей.

иные услуги.

Согласно статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (далее – Воздушный кодекс), оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством определен постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Ставки сборов и тарифы, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен, формируются хозяйствующими субъектами самостоятельно, исходя из экономически обоснованных затрат на производство товара (услуги), с учетом императивного запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке, установленного статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.11 Перечня и правил формирования тарифов №241 организации ГА, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечивают формирование ставок сбора за аэронавигационное обслуживание, ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы.

Из выше указанных норм следует, что тарифы за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска АО «Авиалинии Мордовии» формирует самостоятельно.

Поводом для обращения Рузаевской транспортной прокуратуры в антимонопольный орган с заявлением явилось установление свыше 20 % к себестоимости ставок сборов и тарифов на аэропортовые услуги, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен (нерегулируемые аэропортовые услуги).

Состав услуг, которые предоставляются потребителям (авиакомпаниям) в аэропортах определен приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности АО «Авиалинии Мордовии» (...) по ОКВЭД является «деятельность аэропортовая» (52.23.11). К дополнительным видам деятельности организации относятся «деятельность стоянок для транспортных средств» (ОКВЭД 52.21.24), «деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом» (ОКВЭД 52.10) «деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом» (ОКВЭД 52.23.19) и «аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом» (ОКВЭД 68.20.2).

В рамках данного дела рассматриваются действия АО «Авиалинии Мордовии» при формировании и применении тарифов за наземное обслуживание.

Согласно ОКВЭД 2 услуги по наземному обслуживанию могут быть исследованы по группе «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом» с кодом 52.23, включающую в себя:

 - деятельность, связанную с перевозкой воздушным и космическим транспортом пассажиров, космонавтов, животных или грузов, включая: деятельность (эксплуатацию) зданий и сооружений, таких как терминалы авиаперевозчиков и пр.;

- управление аэропортами и воздушным движением;

- наземное обслуживание на аэродромах и космодромах.

Из анализа прейскурантов, представленных АО «Авиалинии Мордовии» и размещенных на официальном сайте АО «Авиалинии Мордовии» http://www.aviamordovia.ru/, в рамках исследуемого временного интервала (01.01.2018-01.06.2020) установлены следующие периоды действия и размеры тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска:

 

Таблица 1

 

Наименование тарифа

ед.изм.

 01.01.2018

 01.01.2019

 01.11.2019

 15.01.2020

 01.05.2020

утв. 29.12.2017

утв. 01.02.2019

утв. 21.10.2019

утв. 16.12.2019

утв. 01.06.2020

1

2

3

4

5

6

7

1. Тариф за посадку или высадку пассажиров

руб./подача

5 593,20

5 688,00

5 688,00

11 760,00

20 400,00

2. Тариф за доставку пассажиров

руб./подача

4 661,00

4 740,00

4 740,00

10 680,00

12 000,00

3. Тариф за обслуживание бортпитанием

руб./1 услугу

3 068,00

3 120,00

3 120,00

9 474,00

9 474,00

4. Тариф за буксировку ВС

руб./1 обслуж.

12 803,00

13 020,00

13 020,00

27 600,00

27 600,00

5. Тариф за заправку или слив с ВС питьевой воды

 

 

 

 

 

 

5.1. ВС до 10 тн

руб./1 обслуж.

2 100,40

2 136,00

2 136,00

4 416,00

4 416,00

5.2. ВС от 10 до 40 тн

руб./1 обслуж.

2 489,80

2 532,00

2 532,00

5 232,00

5 232,00

5.3. ВС от 40 до 70 тн

руб./1 обслуж.

3 811,40

3 876,00

3 876,00

8 016,00

8 016,00

5.4. ВС свыше 70 тн

руб./1 обслуж.

5 298,20

5 388,00

5 388,00

11 148,00

11 148,00

6. Тариф за слив с ВС питьевой воды (отдельно от тарифа за заправку водой с 15.01.2020)

 

 

 

 

 

 

6.1. ВС до 10 тн

руб./1 обслуж.

 

 

 

3 126,00

3 126,00

6.2. ВС от 10 до 40 тн

руб./1 обслуж.

 

 

 

3 702,00

3 702,00

6.3. ВС от 40 до 70 тн

руб./1 обслуж.

 

 

 

5 670,00

5 670,00

6.4. ВС свыше 70 тн

руб./1 обслуж.

 

 

 

7 884,00

7 884,00

7. Тариф за подачу электроэнергии к ВС

 

 

 

 

 

 

7.1.использование передвижного источника эл.питания

руб./1 мин.

218,30

222,00

222,00

570,00

570,00

7.2.использование стационарного источника эл.питания

руб./1 мин.

218,30

222,00

222,00

360,00

360,00

8. Тариф за очистку ВС от снега и льда

 

 

 

 

 

 

8.1.одноступенчатая обработка ВС ПОЖ (спецтехника)

 

 

 

 

 

 

8.1.1. ВС до 10 тн

руб./1 обслуж.

4 501,70

4 578,00

7 200,00

17 028,00

17 028,00

8.1.2. ВС от 10 до 40 тн

руб./1 обслуж.

7 233,40

7 356,00

15 000,00

35 472,00

35 472,00

8.1.3. ВС от 40 до 70 тн

руб./1 обслуж.

9 853,00

10 020,00

18 000,00

42 576,00

42 576,00

8.1.4. ВС свыше 70 тн

руб./1 обслуж.

11 038,90

11 226,00

21 600,00

51 096,00

51 096,00

8.2.двухступенчатая обработка ВС ПОЖ (спецтехника)

 

 

 

 

 

 

8.2.1. ВС до 10 тн

руб./1 обслуж.

6 501,80

6 612,00

10 800,00

27 792,00

27 792,00

8.2.2. ВС от 10 до 40 тн

руб./1 обслуж.

10 637,70

10 818,00

18 000,00

46 320,00

46 320,00

8.2.3. ВС от 40 до 70 тн

руб./1 обслуж.

15 552,40

15 816,00

21 600,00

55 596,00

55 596,00

8.2.4. ВС свыше 70 тн

руб./1 обслуж.

15 812,00

16 080,00

26 400,00

67 956,00

67 956,00

9. Тариф за обеспечение воздушного запуска авиадвигателей

руб./подача

22 797,60

23 184,00

23 184,00

41 604,00

41 604,00

 

Динамика рассматриваемых тарифов за услуги по наземному обслуживанию в период 01.01.2018-01.06.2020 выглядит следующим образом:

 

Таблица 2

 

Наименование тарифа

01.01.2019/

01.01.2018

(с учетом

повышения НДС

 с 18% до 20%),

%

01.01.2019/

01.01.2018

(сравнение без

 НДС),

 %

01.11.2019/

01.01.2019,

 %

15.01.2020/

01.11.2019,

 %

01.05.2020/

15.01.2020, %

15.01.2020/

01.01.2018,

 %

1

2

3

4

5

6

8

1. Тариф за посадку или высадку пассажиров

101,69

100,00

100,00

206,75

173,47

210,26

2. Тариф за доставку пассажиров

101,69

100,00

100,00

225,32

112,36

229,14

3. Тариф за обслуживание бортпитанием

101,69

100,00

100,00

303,65

100,00

308,80

4. Тариф за буксировку ВС

101,69

100,00

100,00

211,98

100,00

215,57

5. Тариф за заправку или слив с ВС питьевой воды

         

 

5.1. ВС до 10 тн

101,69

100,00

100,00

206,74

100,00

210,25

5.2. ВС от 10 до 40 тн

101,69

100,00

100,00

206,64

100,00

210,14

5.3. ВС от 40 до 70 тн

101,69

100,00

100,00

206,81

100,00

210,32

5.4. ВС свыше 70 тн

101,69

100,00

100,00

206,90

100,00

210,41

6. Тариф за слив с ВС питьевой воды (отдельно от тарифа за заправку водой с 15.01.2020)

         

 

6.1. ВС до 10 тн

     

146,35

100,00

148,83

6.2. ВС от 10 до 40 тн

     

146,21

100,00

148,69

6.3. ВС от 40 до 70 тн

     

146,28

100,00

148,76

6.4. ВС свыше 70 тн

     

146,33

100,00

148,81

7. Тариф за подачу электроэнергии к ВС

         

 

7.1.использование передвижного источника эл.питания

101,69

100,00

100,00

256,76

100,00

261,11

7.2.использование стационарного источника эл.питания

101,69

100,00

100,00

162,16

100,00

164,91

8. Тариф за очистку ВС от снега и льда

         

 

8.1.одноступенчатая обработка ВС ПОЖ (спецтехника)

         

 

8.1.1. ВС до 10 тн

101,69

100,00

157,27

236,50

100,00

378,26

8.1.2. ВС от 10 до 40 тн

101,69

100,00

203,92

236,48

100,00

490,39

8.1.3. ВС от 40 до 70 тн

101,69

100,00

179,64

236,53

100,00

432,11

8.1.4. ВС свыше 70 тн

101,69

100,00

192,41

236,56

100,00

462,87

8.2.двухступенчатая обработка ВС ПОЖ (спецтехника)

         

 

8.2.1. ВС до 10 тн

101,69

100,00

163,34

257,33

100,00

427,45

8.2.2. ВС от 10 до 40 тн

101,69

100,00

166,39

257,33

100,00

435,43

8.2.3. ВС от 40 до 70 тн

101,69

100,00

136,57

257,39

100,00

357,48

8.2.4. ВС свыше 70 тн

101,69

100,00

164,18

257,41

100,00

429,77

9. Тариф за обеспечение воздушного запуска авиадвигателей

101,69

100,00

100,00

179,45

100,00

182,49

 

Из представленной динамики следует, что тарифы за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска, введенные Обществом в действие с 01.05.2020 (утверждены 01.06.2020), существенным образом превысили тарифы, применявшиеся с 01.01.2018 (утверждены 29.12.2017), а именно:

  1. тариф за посадку или высадку пассажиров - рост 210,26%;
  2. тариф за доставку пассажиров - рост 229,14%;
  3. тариф за обслуживание бортпитанием - рост 308,80%;
  4. тариф за буксировку ВС - рост 215,57%;

5) тариф за заправку ВС питьевой водой (с 15.01.2020 выделен отдельно из тарифа за заправку и слив с ВС питьевой воды; анализ роста тарифов приведен к аналогичной подгруппе тарифа за заправку или слив с ВС питьевой воды):

- ВС до 10 тн - рост 210,25%;

- ВС от 10 до 40 тн - рост 210,14%;

- ВС от 40 до 70 тн - рост 210,32%;

- ВС свыше 70 тн - рост 210,41%;

6) тариф за слив с ВС питьевой воды с 15.01.2020 выделен отдельно из тарифа за заправку и слив с ВС питьевой воды; анализ роста тарифов приведен к аналогичной подгруппе тарифа за заправку или слив с ВС питьевой воды):

- ВС до 10 тн - рост 148,83%;

- ВС от 10 до 40 тн - рост 148,69%;

- ВС от 40 до 70 тн - рост 148,76%;

- ВС свыше 70 тн - рост 148,81%;

7) тариф за подачу электроэнергии к ВС:

- использование передвижного источника эл.питания - рост 261,11%;

- использование стационарного источника эл.питания - рост 164,91%;

8) тариф за очистку ВС от снега и льда:

одноступенчатая обработка ВС ПОЖ (спецтехника):

- ВС до 10 тн - рост 378,26%;

- ВС от 10 до 40 тн - рост 490,48%;

- ВС от 40 до 70 тн - рост 432,11%;

- ВС свыше 70 тн - рост 462,87%;

двухступенчатая обработка ВС ПОЖ (спецтехника):

- ВС до 10 тн - рост 427,45%;

- ВС от 10 до 40 тн - рост 435,43%;

- ВС от 40 до 70 тн - рост 357,48%;

- ВС свыше 70 тн - рост 429,77%;

9) тариф за обеспечение воздушного запуска авиадвигателей - рост 182,49%.

Статьей 10 Гражданского кодекса РФ, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц установлен статьей 10 Закона «О защите конкуренции».

Действия хозяйствующего субъекта, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке путем установления монопольно высокой цены товара, подпадают под безусловный (императивный) запрет, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с этим, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу о необходимости переквалификации рассматриваемых действий АО «Авиалинии Мордовии», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены (величины сборов, тарифов) на аэропортовые услуги, как содержащие признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту г. Саранска, за период 01.01.2018-01.06.2020 установлено, что в границах аэропорта г. Саранска действовал единственный хозяйствующий субъект АО «Авиалинии Мордовии» с долей 100%.

Частью 1 статьи 6 Закона «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Комиссией в процессе рассмотрения дела на предмет анализа установления монопольной высокой цены исследуются тарифы за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска.

С целью исключения оснований для невозможности признания тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска монопольно высокой, Комиссия проанализировала обстоятельства дела на соответствие положениям частей 2 - 7 статьи 6 Закона «О защите конкуренции» и пришла к следующим выводам.

Тарифы за наземное обслуживание, исследуемые Комиссией, не являются результатом инновационной деятельности; их величина не установлена субъектом естественной монополии на соответствующем товарном рынке в пределах тарифов на такой товар, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации; не формируется в процессе биржевой торговли, что также свидетельствует об отсутствии необходимости применения биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара.

В процессе проведения антимонопольного расследования особое внимание необходимо уделить исследованию факторов, установленных частью 4 статьи 6 Закона «О защите конкуренции», согласно которой цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции приведены в том числе два пути установления хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Для исследования всех указанных выше факторов в процессе проведения антимонопольного расследования используются два основных метода определения монопольно высокой цены товара:

1) метод сопоставимых рынков;

2) затратный метод.

Метод сопоставимых рынков служит установлению наличия сопоставимых конкурентных рынков и последующего сравнения цены товара (услуги) на таких рынках.

В целях определения сопоставимых рынков, Мордовским УФАС России сделан запрос (от 27.01.2021 исх. № 159) в территориальные органы ФАС России, в соответствии с которым были представлены сведения по аэропортам г. Кургана и г. Магадана.

Управлением в ходе рассмотрения дела в целях установления сопоставимости перечисленных рынков был проведен анализ основных производственных показателей деятельности данных аэропортов, а именно:

объемы перевозок пассажиров (пассажиропоток);

объемы перевозок грузов, включая почту (грузопоток);

отчеты о финансовой деятельности по форме 67-ГА;

о регламентном режиме работы.

По результатам анализа полученных сведений было установлено отсутствие товарных рынков (в границах аэропортов), отвечающих одновременно следующей совокупности критериев сопоставимости:

соответствие объемов пассажиро- и грузопотока (в пределах 10% в большую либо меньшую сторону), соответствие общего объема выручки (в пределах 10% в большую либо меньшую сторону), аналогичный регламент работы аэропорта, идентичность условий законодательного регулирования, в том числе трудовых отношений.

Данный вывод обусловлен значительным отличием каждого из показателей деятельности проанализированных хозяйствующих субъектов (разница объемов пассажиропотока, грузопотока и финансовых показателей превышает 10%), а также существенным отличием законодательного регулирования оплаты труда работников по месту нахождения хозсубъектов в части действующих районных коэффициентов.

Так для территории Республики Мордовия районный коэффициент законодательно не установлен. Вместе с тем, для территорий, являющихся местом нахождения используемых для сравнения аэропортов, действующие значения районных коэффициентов установлены в размерах: Курганская область – 1,15, Магаданская область – 1,7. Город Магадан отнесен к районам Крайнего Севера. Данный фактор является непосредственно влияющим на уровень затрат (расходов) на оказание услуг, в предоставлении которых задействуется персонал.

Кроме того, Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено наличие субсидирования части расходов АО «Авиалинии Мордовии», отнесенных на аэропортовую деятельность. По другим сравниваемым аэропортам аналогичный режим регулирования рынков, непосредственно влияющих на уровень тарифов, не установлен.

Исходя из этого, сопоставимые товарные рынки по оказанию услуг наземного обслуживания воздушных судов отсутствуют.

Существенным условием применимости метода сопоставимых рынков является формирование цены на таких рынках в условиях конкуренции.

Как было указано выше, АО «Авиалинии Мордовии» занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке аэропортовых услуг с долей 100%, в связи с чем такой рынок также относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Исходя из этого сопоставимые товарные рынки по оказанию услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, находящиеся в условиях конкуренции, отсутствуют.

В связи с изложенным, метод сопоставимых рынков является не подлежащим применению в рамках данного дела.

Таким образом, при оценке рассматриваемых ставок сборов и тарифов Общества, Комиссией Мордовского УФАС России в качестве метода определения монопольно высокой цены был использован затратный метод.

Установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием затратного метода применимо при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции.

При использовании затратного метода анализу подлежат:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара;

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара;

- цена товара;

- данные о превышении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно.

В рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой цены товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта. Антимонопольным органом исследуется перечень затрат (расходов) хозяйствующего субъекта в отношении рассматриваемого товара (работы, услуги), в том числе амортизационные отчисления.

Комиссией в процессе рассмотрения дела были запрошены (от 30.03.2020 исх. №767) объяснение причин роста сборов, тарифов и цен на аэропортовые услуги в 2020 году, а также калькуляции себестоимости и расчет рентабельности по тарифам за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска.

Из письменных пояснений АО «Авиалинии Мордовии» (от 14.04.2020 вх. №2209) следует, что в связи с ростом инфляции, увеличением цен на энергоресурсы и ГСМ, а также в следствие проведенного анализа уровня тарифов и сборов в других аэропортах, АО «Авиалинии Мордовии» пересмотрело в сторону увеличения тарифы и сборы по коммерческому и техническому обслуживанию воздушных судов, их взлет и посадку, работы и услуги, связанные с перевозкой пассажиров воздушным транспортом.

Как следовало из письма, ранее установленный уровень тарифов и сборов сдерживался благодаря частичной компенсации затрат за счет бюджетных средств. На протяжении 2019 года денежные средства из республиканского бюджета выделялись не своевременно и не в полном объеме.

Также Общество сообщило, что во избежание рисков снижения способности поддерживать свое существование и бесперебойную работу, АО «Авиалинии Мордовии» приняло решение об увеличении указанных тарифов в пределах, не противоречащим пункту 7 постановления Правительства РФ от 17.09.1992 № 724, а также Временному порядку.

В соответствии с определением от 10.09.2020 №624 АО «Авиалинии Мордовии» были представлены (от 30.09.2020 вх. № 6002) соглашения за 2018 и 2019 годы о предоставлении АО «Авиалинии Мордовии» субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия, а также пояснения о включенных в сметы на услуги по наземному обслуживанию воздушных судов затратах на оплату лизинговых платежей.

Информация о величине предоставленных АО «Авиалинии Мордовии» бюджетных средств представлена в Мордовское УФАС письмами от 13.11.2020 вх. № 6922, от 24.12.2020 вх. №7849, от 01.02.2021 вх. №374.

Также на основании запросов (от 23.12.2020 №3359 и от 29.01.2021) Мордовского УФАС России в целях определения экономической обоснованности аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска, сформированных и применяемых АО «Авиалинии Мордовии», Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия представлены документы (от 29.12.2020 №7934 и от 04.02.2021 вх. №462, содержащие информацию о величине предоставленных субсидий АО «Авиалинии Мордовии» из средств республиканского бюджета Республики Мордовия в соответствии с соглашениями от 29.12.2017 №72/56, от 18.01.2018 №1-а, от 05.02.2018 № 4-а, от 11.01.2019 №72/1, от 11.01.2019 №72/2, а также документы, которые были представлены АО «Авиалинии Мордовии» в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия в целях осуществления Министерством контроля за соблюдением условий, целей и Правил предоставления субсидий в качестве подтверждения расходования средств, предоставленных из республиканского бюджета.

Письмом от 09.02.2021 вх. №528 АО «Авиалинии Мордовии» представлен расчет себестоимости экономических показателей по тарифу за наземное обслуживание за 2018 и 2019 годы.

Проанализировав имеющиеся документы и материалы Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

Согласно представленным АО «Авиалинии Мордовии» калькуляциям (от 24.02.2021 вх. №841), плановая себестоимость услуг за наземное обслуживание воздушных судов, на основании которой формировались тарифы, в 2018 году складывается из следующих затрат:

- услуги посадки или высадки пассажиров – 11 210 руб. за 1 услугу,

- услуги по доставке пассажиров – 9 435 руб. за 1 услугу,

- услуги по обслуживанию бортпитанием – 22 057 руб. за 1 услугу,

- услуги по буксировке ВС – 1 721 561 руб. за 1 услугу,

- услуги по заправке или сливу ВС питьевой водой - 26 508 руб. за 1 услугу,

- услуги подачи электроэнергии к ВС с использованием передвижного источника электропитания – 1 102 руб. за минуту,

- услуги по обеспечению воздушного запуска авиадвигателей – 184 604 руб. за 1 услугу,

- очистка ВС от снега и льда – 31 452 руб. за 1 услугу (двухступенчатая очистка), 19 669 руб. за 1 услугу (одноступенчатая очистка).

Согласно представленным АО «Авиалинии Мордовии» калькуляциям (от 30.09.2020 вх. №6002), плановая себестоимость услуг за наземное обслуживание воздушных судов, на основании которой формировались тарифы, в 2019 году складывается из следующих затрат:

- услуги посадки или высадки пассажиров – 11 210 руб. за 1 услугу,

- услуги по доставке пассажиров – 9 435 руб. за 1 услугу,

- услуги по обслуживанию бортпитанием – 22 057 руб. за 1 услугу,

- услуги по буксировке ВС – 1 721 561 руб. за 1 услугу,

- услуги по заправке или сливу ВС питьевой водой - 26 508 руб. за 1 услугу,

- услуги подачи электроэнергии к ВС с использованием передвижного источника электропитания – 1 102 руб. за минуту,

- услуги по обеспечению воздушного запуска авиадвигателей – 184 604 руб. за 1 услугу,

- очистка ВС от снега и льда – 87 991 руб. за 1 услугу (двухступенчатая очистка), 62 309 руб. за 1 услугу (одноступенчатая очистка). 

 

Согласно представленным АО «Авиалинии Мордовии» калькуляциям (от 14.04.2020 вх. № 2209 и от 24.02.2021 вх. №841), плановая себестоимость услуг за наземное обслуживание воздушных судов, на основании которой формировались тарифы, в 2020 году складывается из следующих затрат:

- услуги посадки или высадки пассажиров – 17 596 руб. за 1 услугу,

- услуги по доставке пассажиров – 10 342 руб. за 1 услугу,

- услуги по обслуживанию бортпитанием – 30 125 руб. за 1 услугу,

- услуги по буксировке ВС – 1 335 075 руб. за 1 услугу,

- услуги по заправке или сливу ВС питьевой водой – 19 982 руб. за 1 услугу,

- услуги подачи электроэнергии к ВС с использованием передвижного источника электропитания – 2 124 руб. за минуту,

- услуги по обеспечению воздушного запуска авиадвигателей – 412 973 руб. за 1 услугу,

- очистка ВС от снега и льда – 87 991 руб. за 1 услугу (двухступенчатая очистка), 62 309 руб. за 1 услугу (одноступенчатая очистка). 

АО «Авиалинии Мордовии» представлены пояснения по списанию лизинговых расходов на аэропортовые услуги (вх. № 3133 от 27.05.2020 г.). Так, согласно представленным сведениям расходы, включающие в себя лизинг трапа, рассчитаны следующим образом: согласно договору финансовой аренды (лизинга) от 30.09.2014 №16-2014/МЛК величина ежемесячного платежа за трапы пассажирские в количестве 5 единиц составляет 401 484 руб., за квартал – 1 204 454 руб. Фактическое использование данных трапов за квартал – 2019 года – 142 подачи.

Стоимость 1 подачи трапа рассчитана Обществом как отношение суммы лизинговых платежей за квартал к фактической подаче трапов в квартале (1 204 452/142) и равна 8 482 руб.

Из представленного АО «Авиалинии Мордовии» (от 09.02.2021 вх. №528) результата расчета экономических показателей по тарифу за посадку или высадку пассажиров, за доставку пассажиров, за обслуживание бортпитанием, за буксировку ВС, за подачу и слив воды, за подачу электроэнергии к ВС, за очистку ВС от снега и льда, за обеспечение воздушного запуска авиадвигателей следует, что себестоимость единицы подачи технического средства сложилась из следующих показателей:

Объем работ (услуг) в натуральном измерении

Расходы по обычным видам деятельности

Оплата труда всего состава. В том числе:

 - Производственный персонал

 - Административно-управленческий персонал

Отчисления на социальные нужды всего, в том числе:

- Производственный персонал

- Административно-управленческий персонал

Амортизация

Содержание наземных ОПФ

Ремонт наземных ОПФ

Аренды и услуги сторонних организаций

Прочие производственные расходы

Общехозяйственные расходы

Себестоимость единицы работ (услуг).

В рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой цены товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта. Антимонопольным органом исследуется перечень затрат (расходов) хозяйствующего субъекта в отношении рассматриваемого товара (работы, услуги), в том числе амортизационные отчисления.

Кроме того, существенным фактом для оценки последствий действий Общества по установлению монопольно высоких цен (сборов, тарифов) является уровень рентабельности.

Пунктом 1 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях (утв. Роскомцен и Минтрансом РФ от 19 февраля 1993 г. № 01-55/306-15, 1-ц) (далее – Временный порядок) установлено, что свободные тарифы на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах территории Российской Федерации с 1 января 1993 г. разрабатываются и устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно, независимо от их формы собственности и организационно - правовой формы предприятия на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного уровня рентабельности в размере 20 процентов к себестоимости.

Согласно пункту 7 Временного порядка размер ставок сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку определяется с учетом следующих условий:

- экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности, увеличенных на установленный размер налога на добавленную стоимость;

- предельного уровня рентабельности в размере 20 процентов, рассчитанного к среднегодовой себестоимости работ.

Из анализа затрат, на основании которых формировались утверждаемые Обществом тарифы, установлено, что предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саранска не превышает 20% от себестоимости.

Согласно представленным АО «Авиалинии Мордовии» пояснениям (от 26.02.2021 вх. №896) для возобновления аэропортовой деятельности после реконструкции аэропортового комплекса Саранск в 2017 г., были проведены переговоры с авиакомпаниями: «Аэрофлот», «Сибирь», «РусЛайн», «Победа», для возможности открытия ими регулярных авиаперевозок через аэропорт г. Саранск.

Одним из условий авиакомпаний по открытию регулярных рейсов через аэропорт г. Саранск было наличие приемлемых тарифов, при этом, обязательное применение скидок, а в отдельных случаях «пакетное обслуживание» (фиксированная сумма за весь объем аэропортовых и наземных услуг, необходимых для обслуживания ВС и пассажиров).

При расчёте себестоимости тарифов и ставок выяснилось, что фактическая стоимость тарифов и ставок будет несоизмеримо выше, чем в других аэропортах. Применять данные тарифы будет невозможно, так как это может привести к срыву планируемой программы авиаперевозок и жалобам от авиаперевозчиков.

Принимая во внимание отсутствие статистики за предыдущие годы по регулярным авиаперевозкам, количеству воздушных судов, пассажиров, грузов и багажа, принято решение для определения тарифов и ставок в аэропорту г. Саранска, применить сравнительный анализ тарифов и ставок по другим аэропортам РФ. Нерегулируемые тарифы и ставки были установлены ниже среднего сравнительного тарифа.

АО «Авиалинии Мордовии» представленная служебная записка, а также сравнительный анализ тарифов и ставок по другим аэропортам РФ:

Таблица №3

 

Аэропорт

«посадка или высадка пассажиров»

«доставка

Пассажиров»

«обслуживание

Бортпитаиием»

руб/1 усл.

руб/1 усл.

руб/1 усл.

1

ПЕРМЬ

14950

7849

5338

2

НИЖНИЙ НОВГОРОД

7600

3500

2750

3

БЕГИШЕВО

5500

3500

4000

4

ТЮМЕНЬ

7220,00

3400,00

8101,69

5

ЧЕЛЯБИНСК

8593

8008

8051

6

САРАНСК (расчет)

9500

7996

18692

 

Средний тариф по аэропортам, не включая Саранск

 

 

8773

 

5251

5648

 

Предложение по тарифу (Саранск)

4740

3950

2600

 

Таблица № 4

 

Аэропорт

«слив или заправка питьевой водой»

«подача

электроэнергии к ВС»

«обеспечение воздушного запуска авиадвигателей»

буксировка ВС

руб/1 усл.

руб/1 мин.

руб/1 усл.

руб/1 усл.

1

ПЕРМЬ

7700

451

31515

16734

2

НИЖНИЙ НОВГОРОД

3000

220

22800

12800

3

БЕГИШЕВО

4000

260

18300

0,00

4

ТЮМЕНЬ

8295

333

54000

13050.00

5

ЧЕЛЯБИНСК

5000

418

46700

17000

6

САРАНСК (расчет)

22464

934

156444

1458950

 

Средний тариф по аэропортам, не включая Саранск

5599

336

34663

14896

 

Предложение но тарифу (Саранск)

3230

185

19320

10850

Таблица № 5

Аэропорт

«очистка ВС от снега и льда» 1-а ступ.

«очистка ВС от снега и льда» 2-х ступ.

руб\1 усл.

руб/1 усл.

1

ПЕРМЬ

45377

59507

2

НИЖНИЙ НОВГОРОД

15100

20500

3

БЕГИШЕВО

15000

19500

4

ТЮМЕНЬ

35190

0

5

ЧЕЛЯБИНСК

45000

60000

6

САРАНСК (расчет)

16669

26654

 

Средний тариф по аэропортам, не включая Саранск

31133

39877

 

Предложения по тарифу (Саранск)

8350

13180

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

При определении стоимости услуги на выдачу справки о наличии (отсутствии) объектов АО «Авиалинии Мордовии» руководствовался сравнительным анализом тарифов и ставок по другим аэропортам РФ. Нерегулируемые тарифы и ставки были установлены ниже среднего сравнительного тарифа и ниже расчёта себестоимости тарифов и ставок в аэропорту г. Саранск.

При таких обстоятельствах действия АО «Авиалинии Мордовии» не образуют состава нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 013/01/10-445/2020 в отношении АО «Авиалинии Мордовии» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Связанные организации

Связанные организации не указаны