Предупреждение №2631 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 2 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило обращение Прокуратуры Республики Мордовия № 7-22-2019/13003 от 28.08.2019 (вх. № 4401 от 02.09.2019 г.), в котором указывается на наделение Администрацией г.п. Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация) МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» полномочиями по исполнению муниципальных заказов, связанных с обеспечением муниципальных нужд. Указанные действия, согласно заявлению, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав полученные материалы, Мордовское УФАС России установило следующее.

13.03.2009 г. зарегистрировано юридическое лицо Муниципальное бюджетное учреждение г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» (Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия <...> ОГРН 1091324000283).

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц №ЮЭ9965-19-80730172 от 05.09.2019 г. учредителем МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» является Администрация г.п. Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Постановлением Администрации г.п. Рузаевка от 20.03.2017 г. № 129 утвержден Устав МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» (далее – Устав).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава к исключительной компетенции Учредителя относится утверждение изменений в устав Бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах обслуживания муниципальных учреждений в городском поселении Рузаевка.

Предмет, цели и виды деятельности бюджетного учреждения определены в разделе 2 Устава.

Целью и предметом деятельности Бюджетного учреждения являются:

    1. содержание зданий и помещений муниципальных учреждений городского поселения Рузаевка;
    2. обеспечение рационального использования транспортных средств;
    3. организация освещения улиц городского поселения Рузаевка;
    4. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения Рузаевка, а также иные задачи в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;
    5. создание условий для массового отдыха жителей городского поселения Рузаевка и организация обустройства мест массового отдыха населения;
    6. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    7. участие в обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    8. содержание и благоустройство территорий городского поселения Рузаевка.

В соответствии с подпунктом 38 пункта 2.2 Устава бюджетное учреждение осуществляет закупки товаров, работ, услуг, в том числе:

  • по приобретению автомобильной, коммунальной и иной специализированной техники, продукции, сырья и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения предусмотренных настоящим Уставом целей и задач;
  • по разработке проектно-сметной документации, а также в пределах своей компетенции ее согласование и утверждение;
  • по проведению ремонтно-строительных работ сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водопроводных и канализационных сетей, газовых, электрических, канализационных сетей, сетей горячего и холодного водоснабжения;
  • по строительству, содержанию и ремонту (в т.ч. капитальному) автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных, инженерных сооружений (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и республиканского значения);
  • по установке и содержанию светофорных объектов;
  • по разметке автомобильных дорог;
  • по установке, ремонту и содержанию дорожных знаков;
  • по ямочному ремонту автодорог, установке искусственных сооружений и неровностей;
  • по ремонту, установке и содержанию остановочных автопавильонов и площадок общественного транспорта;
  • по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию тротуаров и пешеходных дорожек;
  • по установке урн, скамеек, заборов, турникетов и ограждений;
  • по благоустройству, содержанию территорий и объектов общего пользования (за исключением земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании третьих лиц);
  • по содержанию общественных туалетов;
  • по сносу ветхих и самовольных строений;
  • по охране и содержанию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) муниципального значения, расположенных на территории городского поселения Рузаевка;
  • по освещению улиц;
  • по установке указателей с названиями улиц и номерами домов;
  • по строительству и содержанию площадок под мини-рынки;
  • по оборудованию мест для выгула собак, кошек и поддержанию их в рабочем состоянии;
  • по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек:
  • по озеленению территории городского поселения Рузаевка;
  • по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию сезонных спортивных сооружений;

- по закупке иных товаров, работ, услуг, непосредственно связанных с целями, предметом и видами деятельности Учреждения.

Кроме того, Мордовским УФАС России установлено, что за период 2014-2019 гг. МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» выступала заказчиком по проведению электронных аукционов на: капитальный ремонт площади, разработки ПСД на ремонт дороги, ямочный ремонт, ремонт автомобильной дороги, выполнение работ по нанесению дорожной разметки, обращение с ТКО, техническое обслуживание светофоров, поставку цветочной рассады, оказание услуг по водоотведению, оказание услуг по водоснабжению, поставку электрической энергии, поставку гсм, поставку тепловой энергии, поставку природного газа, оказание услуг по государственной экспертизе, энергосервисный контракт, обследование моста, обследование путепровода, капитальный ремонт фасада, строительство дороги, закупку мобильных турникетов, установку камер видеонаблюдения, ремонт линии наружного освещения, сбор и транспортирование тко, предоставление услуги на захоронение тко, закупку косилки, закупку роторной дорожной косилки и др.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ ««О некоммерческих организациях»»).

Согласно пункту 1 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, создаваемой Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Для бюджетного учреждения формируется государственное (муниципальное) задание в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности; указанное государственное задание формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункты 2, 3, 4, 6 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В соответствии с положениями статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях», применив их в совокупности с положениями статей 6, 69.1, 69.2, 174.2 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующих порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям, требования к государственному (муниципальному) заданию, порядок планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, бюджетное учреждение создается для оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в том числе бюджетными учреждениями, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), что следует из статьи 1 указанного Закона.

По смыслу статьи 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявителем в отношении государственной или муниципальной услуги может выступать физическое или юридическое лицо, но никак не государственный орган, его территориальные органы, органы государственных внебюджетных фондов и их территориальные органы, органы местного самоуправления.

В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об организации местного самоуправления») к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" (пункт 4.1); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5); сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (пункт 13); обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (пункт 14); создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 15); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18); утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19); организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22).

При таких обстоятельствах Мордовское УФАС России руководствуясь вышеуказанными нормами приходит к выводу об отсутствии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возможности создания бюджетного учреждения для цели выполнения работ, оказания услуг, потребителем которых будет являться орган государственной власти, и наделения его полномочием по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе») в статье 3 императивно предусмотрено, что закупку товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд могут проводить органы местного самоуправления либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 ФЗ «О контрактной системе» бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Однако, как мотивированно отметили суды, бюджетное учреждение по смыслу статьи 15 ФЗ «О контрактной системе», статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномочено производить закупки товаров, работ, услуг, необходимые для обеспечения нужд самого бюджетного учреждения, то есть для удовлетворения потребностей самого учреждения, необходимой для предоставления государственных или муниципальных услуг, а не для реализации функций органов местного самоуправления.

Учитывая положения ФЗ «О контрактной системе», отсутствует законная возможность наделять бюджетные учреждения полномочиями по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (нужд органов местного самоуправления).

Наделение МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» функциями (полномочиями) органа местного самоуправления по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, удовлетворения потребностей органов местного самоуправления и финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением такого рода полномочий за счет муниципального бюджета не соответствует статье 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях», Бюджетному кодексу РФ, ФЗ «О контрактной системе» и ФЗ «Об организации местного самоуправления».

Указанные выше действия, совершенные Администрацией, указывают о наличии признаков нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В силу части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора

 Согласно понятиям, данным в статье 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Диспозиция части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции позволяет сделать вывод о том, что достаточным основанием для вывода о нарушении этой нормы Закона является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Мордовское УФАС России на основании статьи 39.1 данного Закона предупреждает о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения путем совершения следующих действий:

  1. приведения Администрацией устава МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» в соответствие со статьей 9.2 Закона о некоммерческих организациях, а именно исключение положений, наделяющих учреждение полномочиями по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, удовлетворения потребностей органов местного самоуправления;
  2. прекращения администрацией финансирования выполнения МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» функции (полномочий) по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, удовлетворения потребностей органов местного самоуправления;
  3. прекращения Администрацией выдачи заданий МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство» на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, удовлетворения потребностей органов местного самоуправления.

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 05 ноября 2019 года.

О выполнении предупреждения сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Частью 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны