Решение №636 Решение от 30 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
Председатель комиссии: (..........) – Врио руководителя Мордовского УФАС России; Члены Комиссии: (..........) - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; (..........) - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; (..........) - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,
при участии:
представителя Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Фармация» - (..........) (доверенность от 28.05.2021 г. № 36) посредством подключения по видеоконференцсвязи,
в отсутствие заявителя - ООО «Драгсервис» надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление от 22.11.2021 года № 2707),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Драгсервис» (далее – ООО «Драгсервис», Заявитель) (вх. № 5959 от 19.11.2021 г.) на действия Заказчика – Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Фармация» (далее – ГУП РМ «Фармация», Заказчик) при проведении запроса цен в электронной форме на закупку лекарственных препаратов (извещение в ЕИС №32110789407, лот № 21),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «Драгсервис» (вх. № 5959 от 19.11.2021 г.) на действия ГУП РМ «Фармация» при проведении запроса цен в электронной форме на закупку лекарственных препаратов (извещение в ЕИС №32110789407, лот № 21) (далее – Запрос цен).
Сторонам по делу было направлено уведомление № 2707 от 22.11.2021 г. о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с уведомлением, рассмотрение жалобы назначено на 29 ноября 2021 года на 16 часов 00 минут.
Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ было размещено извещение №32110789407 о проведении Запроса цен лот № 21 (Эптаког альфа [активированный], лекарственная форма, дозировка: лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 2,4 мг № 1). Заявителем была подана заявка на участие в данной закупке с лекарственным препаратом ТН: АриоСэвен тм.
Заявитель считает, что отклонение заявки неправомерно, так как предложенная им дозировка лекарственного препарата 1,2 мг является терапевтическим эквивалентом и соответствует всем требованиям, установленным в закупочной документации.
Также Заявитель указывает, что в техническом задании отсутствует возможность поставки препарата в некратной эквивалентной дозировке 1,2 мг., позволяющей достичь одинакового терапевтического эффекта и отсутствует обоснование установления использования именно дозировки 2,4 мг.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил возражения на жалобу (вх № 6074 от 24.11.2021 г.), в которых пояснил, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям документации.
У комиссии по осуществлению закупок отсутствуют правовые основания для рассмотрения предлагаемых лекарственных препаратов на предмет взаимозаменяемости, аналогичности по фармакологическим характеристикам, фармакологическому действию и достижению необходимых эффектов.
Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части: а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».
ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.
Запрос цен проводился Заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», Положения о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд ГУП РМ «Фармация» от 30.09.2021 года № 341, извещения о закупке №32110789407 (далее – Извещение) и документация запроса цен в электронном виде «Закупка лекарственных препаратов» (далее – Документация).
В соответствии с пунктом 1.8 Положения о закупке при осуществлении закупки (за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке (за исключением запроса котировок) проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке
03.11.2021 г. Заказчик размещено в ЕИС извещение о проведении Запроса цен и Документация.
Время подачи заявок: с 04.11.2021 г. по 15.11.2021 г. до 11ч.00 мин.
Дата рассмотрения заявок: 16.11.2021 г.
Предмет закупки лот №21: закупка лекарственных препаратов МНН Эптаког альфа [активированный]. Начальная цена 1 807 245,28 руб.
№ п/п |
Международное непатентованное наименование (МНН)/Состав |
Лекарственная форма, дозировка |
Единица измерения |
Кол-во |
Начальная |
1 |
Эптаког альфа [активированный] |
лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 2,4 мг № 1 |
упак. |
43 |
42 028,96 |
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе цен (Закупка лекарственных препаратов) №Z-1468/1 от 16 ноября 2021 года по лоту № 21, на момент окончания срока подачи заявок на участие в Запросе цен было подано две заявки. Комиссия по осуществлению закупок рассмотрела заявки участников закупки по лоту №21 на соответствие требованиям, установленным в Документации, и приняла решение, что заявка с порядковым номером 13726 признана соответствующей требованиям и допущена к участию, заявка с порядковым номером 13744 (ООО «Драгсервис») признана несоответствующей требованиям и не допущена к участию. Основанием для отклонения заявки № 13744 стало: согласно Приложению №1 «Техническое задание» Документации о запросе цен в электронной форме закупка лекарственных препаратов, извещение № 32110789407 лот 21 позиции №1 поставке подлежит лекарственный препарат МНН Эптаког альфа [активированный]. Требованиям технической части не соответствует дозировка лекарственного препарата: - согласно требованиям документации требуется «лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 2,4 мг №l», предложено к поставке «лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 1,2 (60КЕД) флакон 1 пачка картонная /с р-лем: вода для ин. (флаконы) 2,2 мл-1 шт.». Товар, предлагаемый участником закупки должен соответствовать требованиям Заказчика, в том числе к дозировке. Для закупаемого лекарственного препарата МНН Эптаког алъфа [активированный], согласно положениям документации, не предусмотрено предложение иной дозировки, подлежащей к поставке. Нарушены пункт 8 документации. Основание принятия решения: пункт 17.2. документации, а именно несоответствие заявки участника требованиям документации, в том числе несоответствия предлагаемых товаров (работ, услуг) требованиям документации.
В соответствии с пунктом 8 Документации товар, предлагаемый участником закупки, должен соответствовать требованиям Заказчика к Международному непатентованному наименованию (МНН), лекарственной форме, дозировке, количеству единиц в упаковке.
Участник закупки имеет право предложить иное количество единиц в упаковке, сделав перерасчет итогового количества единиц согласно спецификации (таблеток, ампул, флаконов и т.п.).
В соответствии с пунктом 17.2 Документации основанием отказа от участия в торгах является в том числе несоответствие заявки участника требованиям документации (в том числе несоответствия предлагаемых товаров (работ, услуг) требованиям документации.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Согласно Документации Заказчик закупает лекарственный препарат МНН Эптаког альфа [активированный] в лекарственной форме «лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 2,4 мг № 1».
Целями регулирования ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В Документации указан МНН, форма выпуска, дозировка и иные характеристики лекарственного препарата в соответствие с Государственным реестром лекарственных средств.
Приобретение лекарственного препарата именно в данной лекарственной форме обусловлено потребностью Заказчика в целях осуществления им коммерческой деятельности.
Заказчик в своих объяснениях поясняет, что не осуществляет медицинскую деятельность и не осуществляет медицинское применение препаратов. У комиссии по осуществлению закупок отсутствуют правовые основания для рассмотрения предлагаемых лекарственных препаратов на предмет взаимозаменяемости, аналогичности по фармакокинетическим характеристикам, фармакологическому действию и достижению необходимого клинического эффекта.
В связи с этим Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу, что закупочная комиссия правомерно отклонила заявку Заявителя.
Как указано выше, спорные торги регулируются ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», положения которого не содержат норм, обязывающих Заказчика обосновывать потребность в том или ином товаре, с теми или иными характеристиками.
Обязанность обосновать закупку установлена статьей 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обязанность обосновать установленные характеристики лекарственных препаратов установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и относиться к закупкам по Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с вышесказанным Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу о необоснованности довода заявителя.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Драгсервис» (вх. № 5959 от 19.11.2021 г.) на действия ГУП РМ «Фармация» при проведении запроса цен в электронной форме на закупку лекарственных препаратов (извещение в ЕИС №32110789407, лот № 21), необоснованной.