Определение №ЕЛ/4921/23 Определение от 1 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 013/01/10-763/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) из Прокуратуры Октябрьского района г. Саранска поступили материалы проверки действий АО «Газпром газораспределение Саранск» (вх. № 4065-ЭП/23 от 22.08.2022 г.) (далее – Заявитель) в части ограничения поставки газа жилым помещениям многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Саранск, ул. Косарева, д. №3/1 и д. 3/2.

Согласно материалам проверки (вх. № 4065-ЭП/23 от 22.08.2022 г.) 22 июля 2023 г. произошла утечка газа на подводящем газопроводе, в результате чего прервано газоснабжение многоквартирных домов №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска. Газоснабжение в квартирах жилого дома №3/1 по ул. Косарева г. Саранска возобновлено в период с 25.07.2023 г. по 24.08.2023 г., в квартирах жилого дома №3/2 по ул. Косарева г. Саранска возобновлено в период с 23.07.2023 г. по 24.07.2023 г. Причиной невозобновления газоснабжения явилось отсутствие допуска в вышеуказанные жилые помещения сотрудников АО «Газпром газораспределение Саранск» для проведения мероприятий по проверке технического состояния газового оборудования и проведения его технического обслуживания.    

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) определено, что исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребителем - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

На основании подпункта «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

В силу пункта 4 Правил № 354 газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах относится к коммунальным услугам.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Согласно пункту 115 Правил №354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Таким образом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения аварийной ситуации. 

Согласно пункту 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 (далее - Правила № 1245), основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются:

а) угроза жизни и (или) здоровью человека и (или) причинение вреда окружающей среде;

б) авария на газораспределительной (газотранспортной) сети и (или) сети газопотребления, посредством которых осуществляется транспортировка газа до потребителя, или угроза ее возникновения, а также проведение работ по предотвращению, локализации такой аварии или устранению ее последствий;

в) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, за исключением ремонта, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил;

г) отсутствие правовых оснований для подачи (поставки) и отбора газа, а также использование газоиспользующего оборудования с нарушением положений законодательства Российской Федерации;

д) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено полное ограничение подачи (поставки) и отбора газа;

е) полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Согласно пункту 5 Правил №1245, ограничение подачи (поставки) и отбора газа в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 2 и подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, производится газораспределительной организацией, на газораспределительных (газотранспортных) сетях которой произошла авария или проводится ремонт или сети которой технологически связаны с бесхозяйными сетями, на которых произошла авария или осуществляется ремонт:

а) с последующим уведомлением поставщика газа и потребителя в течение одного дня, следующего за днем введения ограничения вследствие аварии на газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, или угрозы ее возникновения, а также проведения работ по предотвращению, локализации такой аварии или устранению ее последствий;

б) с предварительным уведомлением поставщика газа и потребителя не позднее чем за 30 календарных дней до введения ограничения, если его причиной стал ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети.

Пунктом 10 Правил № 1245 установлено, что ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.

Таким образом, в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245, основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа, в том числе является авария на газораспределительной (газотранспортной) сети и (или) сети газопотребления.

Согласно пункту 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 549 (далее - Правила № 549), поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется, в том числе, исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.

В соответствии с пунктом 47 Правил №549 подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях:

а) авария в газораспределительной сети;

б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;

в) техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, заключившей с абонентом договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), создает угрозу возникновения аварии.

Таким образом, в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549, подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена, в том числе в случае аварии в газораспределительной сети.

Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использования и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее Правила №410), устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).

Согласно пункту 77 Правил №410 в случае поступления исполнителю информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая, в том числе получения такой информации в ходе выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления об этом заказчика. О наличии указанной угрозы свидетельствуют следующие факторы:

а) отсутствие тяги в дымоходах и (или) вентиляционных каналах помещений с установленным газовым оборудованием;

б) отсутствие притока воздуха в количестве, необходимом для полного сжигания газа при использовании газоиспользующего оборудования;

в) неисправность или вмешательство в работу предусмотренных изготовителем в конструкции газоиспользующего оборудования устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы (если такое вмешательство повлекло нарушение функционирования указанных устройств) при невозможности незамедлительного устранения такой неисправности;

г) использование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования при наличии неустранимой в процессе технического обслуживания утечки газа;

д) пользование неисправным, разукомплектованным и не подлежащим ремонту внутридомовым или внутриквартирным газовым оборудованием;

е) несанкционированное подключение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования к газораспределительной сети.

В соответствии с пунктом 78 Правил №410 исполнитель имеет право приостановить подачу газа без предварительного уведомления заказчика в следующих случаях:

а) совершение действий по монтажу газопроводов сетей газопотребления и их технологическому присоединению к газопроводу сети газораспределения или иному источнику газа, а также по подключению газоиспользующего оборудования к газопроводу или резервуарной, групповой или индивидуальной баллонной установке сжиженных углеводородных газов без соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации (самовольная газификация);

б) невыполнение в установленные сроки вынесенных органами жилищного надзора (контроля) предписаний об устранении нарушений требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов;

в) проведенное с нарушением законодательства Российской Федерации переустройство внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, ведущее к нарушению безопасной работы этого оборудования, дымовых и вентиляционных каналов многоквартирного дома или домовладения.

Приостановление подачи газа при наличии факторов, предусмотренных пунктом 77 настоящих Правил, и в случаях, указанных в пунктах 78 и 80 настоящих Правил, осуществляется исходя из принципа минимизации ущерба физическим и юридическим лицам (пункт 82 Правил №410).

В течение одного рабочего дня со дня выполнения технологических операций по приостановлению подачи газа при наличии факторов, предусмотренных пунктом 77 настоящих Правил, и в случаях, указанных в пунктах 78 и 80 настоящих Правил, а также возобновления подачи газа после устранения причин, послуживших основанием для ее приостановления, исполнитель уведомляет в письменной форме поставщика газа о дате и причинах приостановления (возобновления) подачи газа (пункт 83 Правил №410).

Работы по приостановлению и возобновлению подачи газа на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании, в том числе связанные с отключением и подключением бытового газоиспользующего оборудования, а также работы по приостановлению и возобновлению подачи газа, устранению утечек газа на распределительных газопроводах проводятся специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (пункт 88 (1) Правил №410).

Между АО «Газпром газораспределение Саранск» и ООО «Центр техдиагностики» 31 марта 2021 года заключено соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового газового оборудования.

Согласно материалам проверки (вх. № 4065-ЭП/23 от 22.08.2022 г.), ООО «Центр техдиагностики» письмом от 22 июля 2023 г. просит АО «Газпром газораспределение Саранск» произвести пуск газа после аварийно-восстановительных работ на поврежденном газопроводе, находящемся по адресу: Республика Мордовия г. Саранск, ул. Косарева, д. 3, корп. 2, под. 1. 

АО «Газпром газораспределение Саранск» газоснабжение в квартирах жилого дома №3/2 по ул. Косарева г. Саранска возобновлено в период с 23.07.2023 г. по 24.07.2023 г.

Однако во исполнение письма ООО «Центр техдиагностики» и возложенных на АО «Газпром газораспределение Саранск» в силу закона обязанностей по возобновлению подачи газа в жилые помещения, подача газа в МКД №3/1 по ул. Косарева г. Саранска возобновлена в период с 25.07.2023 г. по 24.08.2023 г.

В письменных пояснениях (вх. №4065-ЭП/23 от 22.08.2023 г., №4812-ЭП/23 от 29.09.2023 г., №5334-ЭП/23 от 26.10.2023 г.) АО «Газпром газораспределение Саранск» пояснило, что препятствием к возобновлению подачи газа в МКД является отказ собственников жилых помещений в допуске сотрудников для проведения мероприятий по проверке технического состояния газового оборудования и проведения его технического обслуживания.

Одновременно АО «Газпром газораспределение Саранск» указало, что возобновление подачи газа в МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска без осуществления вышеуказанных мероприятий не представлялось возможным.

Также АО «Газпром газораспределение Саранск» пояснило, что сотрудники филиала готовы в любое время суток произвести проверку технического состояния ВКГО, провести его техническое обслуживание, при условии предоставления доступа в жилые помещения, указав, что персональные уведомления гражданам о необходимости предоставления доступа в жилые помещения для проведения работ по восстановлению подачи газа в МКД не рассылались, так как возникновение аварийной ситуации (утечки) спрогнозировать невозможно. Необходимая информация размещена на информационных стендах МКД, а также имеется у управляющей компании и председателя домового комитета. 

В своих письменных пояснениях (вх. №4065-ЭП/23 от 22.08.2023 г., №4812-ЭП/23 от 29.09.2023 г., №5334-ЭП/23 от 26.10.2023 г.) АО «Газпром газораспределение Саранск» ссылается на нормы ГОСТ Р 58095.4-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 4. Эксплуатация, указав что для повторного пуска газоснабжения в МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска нужен доступ в жилые помещения для проверки технического состояния газового оборудования, проведения его технического обслуживания.    

Пунктом 7.5 «ГОСТ Р 58095.4-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 4. Эксплуатация» установлено, что при повторном пуске газа в газопроводы после их отключения работники специализированной организации осуществляют:

- контрольную опрессовку газопроводов зданий с подключенным газоиспользующим оборудованием в соответствии с пунктом 7.4;

- продувку газопроводов газом для вытеснения воздуха.

Давление газа при продувке газопроводов должно быть в пределах рабочего давления, установленного проектной документацией. Выпуск газовоздушной смеси проводят за пределы помещений здания через окно в атмосферу резиновым шлангом, выступающим за габариты окна на 0,5 м и присоединенным к газопроводу перед газоиспользующим оборудованием, при постоянном наблюдении работника специализированной организации.

Продувка газопроводов газом с выпуском газовоздушной смеси в дымовые и вентиляционные каналы, лестничные клетки и помещения здания запрещается. При продувке газопроводов газом запрещают пользоваться открытым огнем, электроприборами и курить.

Окончание продувки газопроводов газом определяют путем проведения анализа состава газовоздушной смеси или сжиганием отобранных проб газовоздушной смеси. Методы отбора, анализа и сжигания проб газовоздушной смеси принимают в соответствии с производственными инструкциями.

Продувка газопроводов газом считается законченной, если объемная доля кислорода в пробах газовоздушной смеси не превышает 1%, а сгорание газовоздушной смеси при сжигании проб происходит спокойно.

Однако при буквальном толковании норм ГОСТ Р 58095.4-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 4. Эксплуатация, обязанность газораспределительной организации по обследованию газового оборудования каждого жилого помещения МКД при повторном пуске газа после проведения аварийно-восстановительных работ отсутствует.

Планом локализации и ликвидации аварий на объектах газораспределения и газопотребления АО «Газпром газораспределение Саранск» утверждено несколько планов локализации и ликвидации аварий по заявке, а именно: запах газа на улице; повреждение газопровода; возгорание на газопроводе (стальном, п/э); повышение давления газа у потребителя; выход газа из конденсатосборника; запах газа у газового колодца; понижение давления газа в сети газораспределения, прекращение подачи газа потребителям; запах газа у пункта редуцирования газа; запах газа в котельной, запах газа в подвале здания; запах газа в подъезде или лестничной клетке здания; запах газа в квартире (помещении); взрыв газовоздушной смеси, пожар в газифицированных жилых и общественных зданиях; аварийный сигнал системы телеметрии пункта редуцирования газа.

Согласно каждому виду плана локализации и ликвидации аварий на объектах газораспределения и газопотребления соответствует свой алгоритм действий по устранению причин аварий.

 В соответствии с планом локализации и ликвидации аварии по заявке «Запах газа на улице» по прибытии на место мастер АДС в том числе организует осмотр газопроводов, находящихся в загазованной зоне с целью поиска утечки; организует проверку на загазованность газоанализатором подвалов, колодцев и других сооружений в радиусе 50 м от места обнаружения утечки газа, а также ближайший колодец коммунальных коммуникаций, пересекающих трассу подземного газопровода; по согласованности с руководством филиала проводит отключение поврежденного участка газопровода (снижение давления газа) и устраняет утечку газа, по возможности проводит ремонт газопровода; проверяет качество выполненных работ, проводит пуск газа в газопровод, согласно производственной инструкции по пуску газа в газопроводы и сообщает диспетчеру об окончании работ.  

В соответствии с планом локализации и ликвидации аварии по заявке «Запах газа на улице» по прибытии на место слесарь АДС, в том числе проверяет газоанализатором наличие газа в подвалах, колодцах и других сооружений в радиусе 50 м от места обнаружения утечки газа и участвует в поиске места утечки газа; участвует в работах по ликвидации аварии.

Таким образом, планом локализации и ликвидации аварий на объектах газораспределения и газопотребления АО «Газпром газораспределение Саранск» не утверждены положения о том, чтобы для повторного пуска газа в МКД требуется доступ в каждое жилое помещения данного МКД.

АО Газпром газораспределение Саранск» (вх. №4065-ЭП/23 от 22.08.2023 г., №4812-ЭП/23 от 29.09.2023 г., №5334-ЭП/23 от 26.10.2023 г.) в письменных пояснениях указало, что возобновление подачи газоснабжения в многоквартирных домах №3/1 и №3/2 по ул. Косарева г. Саранска производилось по мере допуска в жилые помещения.

Однако АО Газпром газораспределение Саранск» никаких документов подтверждающих, что жители МКД №3/1 и №3/2 по ул. Косарева г. Саранска обеспечили допуск сотрудников для проведения мероприятий по техническому обслуживанию газового оборудования сотрудниками, не представило.

Также АО Газпром газораспределение Саранск» не представило документов, подтверждающих сам факт осуществления сотрудниками мероприятий по техническому обслуживанию газового оборудования МКД №3/1 и №3/2 по ул. Косарева г. Саранска.

Мордовским УФАС России установлено, что пуск газа в МКД№3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска осуществлялся по стоякам, что также подтверждается письменными пояснениями АО «Газпром газораспределение Саранск» (вх. №4065-ЭП/23 от 22.08.2023 г., №4812-ЭП/23 от 29.09.2023 г., №5334-ЭП/23 от 26.10.2023 г.).

Согласно пункту 120 Правил №354 предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Пунктом 121 Правил № 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

Согласно пункту 122 Правил №354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Таким образом, во исполнение Правил №354 АО «Газпром газораспределение Саранск» надлежало в течение 2 календарных дней со дня устранения причин возобновить предоставление коммунальных услуг.

Согласно пункту 14 Правил №1245 в случае устранения причин, послуживших основанием для ограничения подачи (поставки) газа в соответствии с подпунктами «а» - «г» пункта 2 и подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящих Правил, поставщик газа уведомляется в течение одного рабочего дня:

а) газораспределительной организацией - о возобновлении подачи (поставки) газа потребителю, которая была ограничена по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» и «в» пункта 2 и подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил;

б) потребителем - о возобновлении отбора газа, который был ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «г» пункта 2 и подпунктом «б» пункта 3 настоящих Правил.

Согласно пункту 48 Правил №549 в случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договором о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), заключенными абонентом со специализированной организацией. Срок возобновления поставки газа составляет 5 рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления об устранении абонентом причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа.

Таким образом, при применении норм Правил №549 срок возобновления поставки газа составляет 5 рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления об устранении абонентом причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа.

Однако вопреки нормам Правил №549 подача газа в МКД №3/1 по ул. Косарева г. Саранска была осуществлена в период с 25.07.2023 г. по 24.08.2023 г.

В соответствии с пунктом 84 Правил №410 устранение причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, обеспечивается заказчиком, который после устранения таких причин обязан проинформировать об этом исполнителя.

Исполнитель не позднее одних суток со дня получения от заказчика информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, проводит проверку соответствия этой информации фактическим обстоятельствам и при подтверждении информации заказчика возобновляет подачу газа в срок, не превышающий 2 дней со дня проведения указанной проверки, но не ранее выполнения заказчиком положений, предусмотренных пунктом 86 настоящих Правил.

Однако АО «Газпром газораспределение Саранск» повторный пуск газа после проведения аварийно-восстановительных работ ООО «Центр диагностики» осуществлен был в МКД №3/1 по ул. Косарева г. Саранска в период с 25.07.2023 г. по 24.08.2023 г.

В своих письменных пояснениях АО «Газпром газораспределение Саранск» неоднократно ссылается на нормы Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», которым утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила №410), указывая что для повторного пуска газа в МКД нужен доступ сотрудников АО «Газпром газораспределение Саранск» для проведения мероприятий по проверке технического состояния газового оборудования и проведения его технического обслуживания.

Однако никакого документального подтверждения, что сотрудниками АО «Газпром газораспределение Саранск» проводились мероприятия по проверке технического состояния газового оборудования, его техническому обслуживанию каждого жилого помещения МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска, не представлено.

Единственным доказательством проведения мероприятий по проверке технического состояния газового оборудования и проведения его технического обслуживания служит заключение договоров о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с собственниками вышеуказанных помещений.

АО «Газпром газораспределение Саранск» данное утверждение подтверждает в своих письменных пояснениях, указав что работы по возобновлению подачи газа собственникам и пользователям жилых помещений осуществлялись в рамках выполнения работ по техническому обслуживанию ВКГО на основании договора (вх. №5334-ЭП/23 от 26.10.2023 г.).

Согласно представленному АО «Газпром газораспределение Саранск» перечню договоров о ТО ВКГО (Таблица №1), 17 добросовестных абонентов, проживающих по адресу г. Саранск, ул. Косарева, д. №3/1, заключили вышеуказанные договоры до 22 июля 2023 г. Остальные абоненты вышеуказанного МКД заключили договоры о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в период с 22 июля 2023 года по 24 августа 2023 года, из них:

Таблица №1

Дата

Количество заключенных договоров

22.07.2023 г.

12

23.07.2023 г.

8

24.07.2023 г.

26

25.07.2023 г.

14

26.07.2023 г.

10

27.07.2023 г.

11

28.07.2023 г.

10

31.07.2023 г.

1

03.08.2023

1

04.08.2023 г.

3

07.08.2023 г.

4

11.08.2023 г.

1

24.08.2023 г.

2

 

Согласно представленному АО «Газпром газораспределение Саранск» перечню договоров о ТО ВКГО (Таблица №2), 1 добросовестный абонент, проживающий по адресу г. Саранск, ул. Косарева, д. №3/2, заключил вышеуказанный договор до 22 июля 2023 г. Остальные абоненты вышеуказанного МКД заключили договоры о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в период с 22 июля 2023 года по 24 июля 2023 года, из них:

Таблица №2

Дата

Количество заключенных договоров

22.07.2023 г.

15

23.07.2023 г.

9

24.07.2023 г.

5

 

Таким образом, в вышеуказанных МКД на момент аварии было 18 добросовестных абонентов, заключивших договоры на техническое обслуживание, аварийно-диспетчерское обеспечение и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. 

Согласно сведениям сайта ДОМ.МИНЖКХ, в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Саранск, ул. Косарева д. 3, корп. 1, – 120 жилых помещений, в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Саранск, ул. Косарева д. 3, корп. 2, – 30 жилых помещений.

Таким образом, у собственников 132 жилых помещений (квартир) МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска на момент аварии не были заключены договоры о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно письменным пояснениям АО «Газпром газораспределение Саранск», в МКД №3/2 по ул. Косарева г. Саранска жильцы проявили свою гражданскую сознательность (при активном участии председателя домового комитета), обеспечили доступ к газоиспользующему оборудованию для проведения проверки работоспособности, проведения технического обслуживания. В результате чего 25 июля 2023 г. в вышеуказанном МКД подача газа была возобновлена в полном объеме.

В МКД №3/1 по ул. Косарева г. Саранска, согласно письменным пояснениям АО «Газпром газораспределение Саранск», ситуация складывалась иным образом, по состоянию на 28.07.2023 г. обеспечен доступ к газовому оборудованию, проведено техническое обслуживание в 101 квартире. В результате чего возобновлена подача газа на 5 стояков из 12 (без газа 70 квартир из 120).

Учитывая вышеизложенное, по мере проведения технического обслуживания жилых помещений МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска возобновлялась подача газа в вышеуказанные МКД. Пуск газа осуществлялся по стоякам.        

Таким образом, добросовестные абоненты, заключившие договоры о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, добросовестно исполняющие свои обязанности, в нарушение своих прав длительное время не пользовались коммунальной услугой, а именно газоснабжением.

АО «Газпром газораспределение Саранск» надлежащим образом было уведомлено об устранении причин, служивших приостановлением подачи газа в МКД по ул. Косарева г. Саранск. Но никаких действий по возобновлению не предприняло. Только после заключения жителями МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования АО «Газпром газораспределение Саранск» осуществлялся пуск газа в вышеуказанные МКД. Подключение осуществлялось по стоякам.

В своих письменных пояснениях АО «Газпром газораспределение Саранск» неоднократно ссылалось на то, что главным условием невозобновления газоснабжения в МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска является тот факт, что жители вышеуказанных МКД отказывают в доступе сотрудникам АО «Газпром газораспределение Саранск» для проведения мероприятий по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и впоследствии заключению договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

Основанием для прекращения подачи газа 22 июля в МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска являлась утечка газа на подводящем газопроводе, а не тот факт, что жителями вышеуказанных МКД не заключены договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

Для выполнения мероприятий по заключению договоров по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме заказчику или исполнителю нужно действовать в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Согласно пункту 6 Правил №410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), заключенных между заказчиком и исполнителем по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Перечень работ, выполняемых по указанным договорам, должен предусматривать техническое обслуживание и ремонт (применительно к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме) всего газового оборудования заказчика и не может быть менее минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме согласно приложению.

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в этом же многоквартирном доме осуществляются одной специализированной организацией, за исключением случая, установленного частью 11 статьи 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома (домовладения) со специализированной организацией.

Согласно пункту 18 Правил №410 для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по соответствующему договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать в том числе следующие сведения:

а) информация о заявителе (для гражданина - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, а также страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, а также страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя; для юридического лица - наименование, место нахождения;

б) адрес жилого дома (домовладения) или многоквартирного дома с указанием всех помещений такого жилого дома (домовладения) или многоквартирного дома, в которых размещено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, техническое обслуживание которого необходимо осуществлять;

в) перечень оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 30 Правил №410 специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю (заказчику) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) на условиях прилагаемого к такой заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами и подписанного со стороны специализированной организации.

Специализированная организация в целях направления заявителю (заказчику) указанной заявки (оферты) может привлекать третьих лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе расчетно-кассовый центр.

Согласно пункту 31 Правил №410 в случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее подписанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), или ответ о согласии заключить соответствующий договор, или письменный мотивированный отказ от заключения соответствующего договора по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения соответствующего договора по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 32 и 33 настоящих Правил.

В отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) специализированная организация вправе инициировать перед поставщиком газа приостановление им своих обязательств по поставке газа по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

Таким образом, заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по соответствующему договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, либо специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю (заказчику) о заключении договора.

Также в соответствии с Правилами №410 в случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее подписанный договор вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора.

В силу вышеизложенного АО «Газпром газораспределения Саранск» в рамках проведения мероприятий по заключению договоров о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно было действовать в соответствии с Правилами №410.

В своем письме от 24.07.2023 г. в адрес ООО «Домоуправление №31» АО «Газпром газораспределения Саранск» уведомляет, что необходимо обеспечить доступ во все квартиры МКД для опрессовки систем газоснабжения, проведения технического обслуживания ВКГО, заключения договоров о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте газового оборудования. Дополнительно пояснив, что все производимые работы платные.

Таким образом, данное письмо также подтверждает то обстоятельство, что причиной невозобновления подачи газа в МКД №3/1 по ул. Косарева г. Саранска являлось отсутствие заключенных договоров с жителями вышеуказанного МКД.

В действующем законодательстве отсутствует норма о том, что при устранении аварии (в частности утечки газа на подводящем трубопроводе) и выяснении того факта, что в МКД не заключены договоры о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, не должен быть возобновлен пуск газа.

Действующим законодательством предусмотрена возможность прекращения подачи газа абонентам, не заключившим договоры о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, данная процедура регламентирована Правилами №410.

Однако, как установлено материалами проверки (вх. № 4065-ЭП/23 от 22.08.2022 г.), АО «Газпром газораспределение Саранск» не были соблюдены нормы Правил №410, что привело к нарушению прав добросовестных потребителей на получение соответствующих коммунальных услуг, а именно газоснабжения. 

Мордовское УФАС России при изучении материалов проверки, а также письменных пояснениях АО «Газпром газораспределения Саранск» пришло к выводу, что после устранения утечки газа на подводящем газопроводе АО «Газпром газораспределения Саранск» осуществило пуск газа с нарушением сроков и только после того как заключило договоры о техническом обслуживании, аварийно-диспетчерском обеспечении и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со всеми жителями МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска.

Данные факты подтверждаются материалами проверки и письменными пояснениями АО «Газпром газораспределения Саранск».  

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Между тем ограничение поставки газа в МКД №3/1 по ул. Косарева г. Саранска АО «Газпром газораспределение Саранск» повлекло нарушение прав добросовестных потребителей на получение соответствующих коммунальных услуг.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Перечень действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, указанный в части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ является открытым.

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции к таким действиям (бездействию) относятся, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Как следует из изложенного, а также разъяснений Президиума ФАС России № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

- доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

- совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

- наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

- наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

В абзаце 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 указано, что по смыслу абзаца 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума ВС РФ № 2 для целей применения указанных положений Закона о защите конкуренции не имеет значения, являются ли производство товара, заключение договора обязательными в соответствии с требованиями гражданского или иного законодательства, в частности, относится ли заключаемый доминирующим на рынке субъектом договор к категории публичных договоров. При оценке экономической обоснованности отказа доминирующего субъекта от производства (реализации) товара суды могут принимать во внимание существование у такого лица на момент отказа от заключения договора объективной возможности производства или реализации товара, в том числе с учетом внешних условий его функционирования на рынке; экономическую целесообразность производства им товара (заключения договора) на собственных условиях или условиях, предложенных контрагентом, с учетом ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Оценивая наличие злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта относительно его контрагентов, суды также вправе учесть существование у контрагентов реальной возможности приобретения такого же или взаимозаменяемого товара у иных лиц.

Документы и информация, имеющиеся в материалах проверки, а также письменные пояснения АО «Газпром газораспределение Саранск» свидетельствуют о том, что акционерным обществом не были приняты все зависящие от него меры по выполнению мероприятий по своевременному возобновлению газоснабжения МКД №3/1, №3/2 по ул. Косарева г. Саранска.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

АО «Газпром газораспределение Саранск» занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по трубопроводам в соответствии с нормами действующего законодательства.

Следовательно, АО «Газпром газораспределение Саранск» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 указанного закона.

Осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, связано с высокими антимонопольными рисками, в связи с тем, что наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта позволяет ему оказывать существенное влияние на условия обращения товаров и на состояние конкурентной среды на товарном рынке.

В рассматриваемом случае потребитель является более слабой стороной в правоотношениях с поставщиком коммунальной услуги, а именно газоснабжения, поскольку у конечных потребителей (жителей МКД) отсутствует возможность выбора иного поставщика газа.

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Саранск» содержатся признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Мордовского УФАС России от 22.11.2023 г. № 282/23 в отношении АО «Газпром газораспределение Саранск» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 13, 14, 15 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Назначить дело № 013/01/10-763/2023 к рассмотрению на 18 января 2023 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 14, 2 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-763/2023 в качестве заявителя Прокуратуру Октябрьского района г. Саранска (г. Саранск, ул. Волгоградская, д. 94).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-763/2023 в качестве ответчика АО «Газпром газораспределение Саранск» (г. Саранск, ул. Московская, д. 115).

3.1 АО «Газпром газораспределение Саранск» в срок до 22.12.2023 г. представить в Мордовское УФАС России:

3.1.1 письменную мотивированную позицию по фактам, изложенным в настоящем определении, с приложением документов, подтверждающих заявленные доводы.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны