Решение №212 Решение по делу от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России;

члены Комиссии:

начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии в дистанционном режиме:

представителя ПАО «Т Плюс» (доверенность от 28.07.2020 года №7U00/603/2020),

представителя ПАО «Т Плюс» (доверенность от 15.01.2021 года №б/н);

представителя ООО «ЮНИКОН-ЗСК» (доверенность от 29.03.2021 года №22/ЮР-03/21);

представителя ООО «ЮНИКОН-ЗСК» (доверенность от 29.03.2021 года №22/ЮР-03/21);

 представителя ООО «ЮНИКОН-ЗСК» (доверенность от 29.03.2021 года №22/ЮР-03/21);

 представителя ООО «ЮНИКОН-ЗСК» (доверенность от 29.03.2021 года №22/ЮР-03/21);

эксперта по промышленной безопасности ООО «Газпроект - ДКТ» (доверенность от 29.03.2021. года №8),

в присутствии:

представителя ПАО «Т Плюс» (доверенность от 28.07.2020 года №7L00/164/2020);

представителя ПАО «Т Плюс» (доверенность от 18.12.2020 года №7L00/242/2020);

представителя ПАО «Т Плюс» (доверенность от 15.04.2021 года №б/н);

 - №б/н),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ЮНИКОН-ЗСК» (от 13.04.2021 вх. №1845) на действия Организатора торгов – ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг «Проведение внутритрубной диагностики ТС (ТС Пенза» для нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение в г. Пензе) в 2021 году. (2600968) (электронная площадка https://www.b2b-center.ru)

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) из Московского областного УФАС России (исх. №07/6252/21 от 12.04.2021 года) поступила жалоба ООО «ЮНИКОН-ЗСК» (от 13.04.2021 вх. №1845) на действия Организатора торгов – ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг «Проведение внутритрубной диагностики ТС (ТС Пенза» для нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение в г. Пензе) в 2021 году. (2600968) (электронная площадка https://www.b2b-center.ru) (далее – Запрос предложений).

Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru.

В связи с поступлением жалобы ООО «ЮНИКОН-ЗСК» (далее – Заявитель), Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес Заявителя и Организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. №912 от 15.04.2021 года).

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 21 апреля 2021 года на 14 часов 00 минут. Одновременно сторонам предложено участвовать в дистанционном режиме рассмотрения жалобы по адресу: https://fas1.tconf.rt.ru/c/210420211400.

Из доводов жалобы Заявителя (вх. №1845 от 13.04.2021 года), что Закупочная документация не соответствует требованиям законодательства по следующим основаниям:

  1. При проведении закупки №32110067186 «Открытый запрос предложении па оказание услуг «Проведение внутритрубной диагностики ТС (ТС Пенза» дли нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение и г. Пензе) в 2021 году» от 10.03.2021 года Заказчиком нарушен принцип необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки па рынке услуг внутритрубной диагностике.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закупочную документацию 10.03.2021, в том числе и Техническое задание, соответствует техническим характеристикам определенного поставщика данной услуги на рынке внутритрубной диагностики тепловых сетей, чем исключается свободная конкуренция.

Техническое задание от 10.03.2021 разработано с учетом получения выгоды определенного исполнителя, и указывает на определенные требования, а именно: состав оборудования, условия проведения работ, метрологические и технические характеристики оборудования компании ООО «Газпроект-ДКР» приобретенного или арендованного аффилированной компании АО «Диаконт». Согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО «Газпроект- ДКР», «Газпроект-ДКР» входит в состав российской группы компаний «Диаконт». Группа компаний «Диаконт» обеспечивает полный цикл создания высокотехнологичного диагностического оборудования (http://gazproekt-dkr.ru/o-kompanii/inzhenerno-proizvodstvennyj- kompleks).

Характеристики оборудования компании АО «Диаконт» приложены к данному обращению в приложении № 5 «Описание средства измерения каналов измерительных ТДК-400-М-Л» и в приложении № 4 «Описание средства измерения ММК-24». Данные документы находятся в открытом доступе в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений по электронному адресу https://fgis.gost.rU/fundmetrology/registry/4.

Сравнивая Техническое задание и приложения №1, №2. и №3 следует обратить внимание на следующие пункты:

    1. Раздел 4 пункт 2 ТЗ «ВТД должна выполняться на освобожденном от теплоносителя трубопроводе», что соответствует условиям проведения работ 2-х компаний на рынке внутритрубной диагностики тепловых сетей, а именно ООО «Газпроект-ДКР» (с использованием оборудования АО «Диаконт») и ООО НПО «Октанта». Так как ООО НПО «Октанта» не имеет свидетельства об утверждении типа средства измерений на внутритрубный инспекционный прибор, что подтверждается также открытым электронным ресурсом https://fgis.gost.rU/fundmetrology/registry/4, то согласно раздела 7 пункта 1.4 ТЗ данная компания не соответствует требованиям Закупочной документации.
    2. Раздел 4 пункт 3 ТЗ «Условия проведения ВТД: наличие отложений высотой до 15мм на внутренней поверхности трубопровода». Максимально значение высоты отложений полностью соответствует рабочему зазору модуля магнитного контроля ММК-24 АО «Диаконт», указанного в таблице 2 Описание средства измерения модуля магнитного контроля ММК-24 (приложение №4 данного обращения).
    3. Раздел 7 «Требования к материально техническому обеспечению Участника/Исполнителя» пункт 1.3.2 «Метрологические и дефектоскопические характеристики применяемого оборудования должны быть не хуже приведенных в Приложении №3 настоящего технического задания. Технологии и методики внутритрубового контроля должны обеспечивать выявление и измерение дефектов с параметрами не хуже приведенных в Приложении №3 с вероятностью не менее 90%».

1.3.1. Требования к характеристикам оборудования для визуального и измерительного контроля, представленные таблице №1 Приложения №3 Технического задания полностью совпадают со значениями метрологических характеристик оборудования АО «Диаконт» указанных в описании типа средства измерения на «Каналы измерительные №1 телеуправляемых диагностических комплексов ТДК-400-М-Л» в таблице №2 «Метрологические характеристики» (Приложение №5 к данному обращению).

1.3.2. Требования к характеристикам оборудования для внутритрубного дефектоскопического контроля основного металла труб, представленные таблице №2 Приложения №3 Технического задания полностью совпадают со значениями метрологических характеристик оборудования АО «Диаконт» указанных в описании типа средства измерения на «Модуль магнитного контроля ММК-24» в таблице Л»2 «Метрологические характеристики ММК-24»,а также таблице №3 «Технические характеристики модуля ММК-24» (Приложение .N'24 к данному обращению).

Исходя из вышеперечисленных пунктов следует вывод, что изначальной целью данной Закупки являлось лоббирование интересов единственной компании, а также грубое ограничение других участников Закупки, что существенным образом нарушает принципы, установленные частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно и. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции

Принцип недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона) согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

  1. В Техническом задании указаны требовании, существенно противоречащие требованиям нормативно технической документации (ФЗ, ФНП, ГОСТ, СНиП).

Техническое задание (раздел 2 Закупочной документации) содержит установленные Заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами и соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии  с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, а также требования к документам, подтверждающим соответствие предлагаемой продукции требованиям закупочной документации.

17.03.2021 года Заявителем средствами электронной площадки направлен перечень вопросов и уточнений по Техническому заданию с указанием на несоответствие и противоречие требований Технического задания требованиям нормативно технической документации, регулирующей проведение неразрушающего контроля тепловых сетей, а также указание на ограничение конкуренции других участников Закупки требованиями Технического задания.

18.03.2021 года Заказчик публикует новую закупочную документацию, не отличавшуюся от изначального варианта, а также продлевает Закупку до 30.03.2021.

 24.03.2021 года Заказчик сообщает о корректировке Технического задания согласно полученным замечаниям.

29.03.2021 года Заказчик публикует новую закупочную документацию с измененным Техническим заданием и сообщает о продлении закупочной процедуры до 09.04.2021.

В предоставленном Техническом задании были учтены не все замечания, касающиеся противоречий требованиям нормативно-технической документации, о чем Заявитель уведомил Заказчика с помощью средств электронной площадки 05.04.2021.

Полученный 07.04.2021 ответ от Заказчика не удовлетворяет требованиям о свободной конкуренции и противоречит требованиям нормативно технической документации в области регулирования проведения контроля сварных соединений и основного металла труб на трубопроводах тепловых сетей.

    1. Согласно разделу 4 пункта 1 Технического задания, работы по ВТД проводятся с использованием робототехнического комплекса обеспечивающего возможность диагностирования трубопроводов совокупностью методов (видов) неразрушающего контроля - в соответствии с требованиями пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» (утв. Приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 №478) следует применять визуальный и измерительный, магнитный и другие методы контроля.

В требованиях пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» (утв. Приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 №478), приведенного в техническом задании, отсутствует указание на проведение НК «совокупностью методов, а приведен список методов ПК допустимых к применению.

Применение визуального и измерительного контроля средствами телевизионных камер невозможно, т.к. в соответствии с пунктом 3.17 ГОСТ Р 58399-2019 «Контроль неразрушающий. Методы оптические. Общие требования» и пунктом 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» (утв. Приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 №478) данный вид контроля является оптическим и определяется как: телевизионный метод; непрямой визуально-оптический метод: непрямой визуальный контроль - Метод оптического неразрушающею контроля, основанный на визуальном анализе изображения контролируемого объекта, регистрируемого оптико­-электронными устройствами, средствами фото- и       видеотехники. Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 58399-2019 «Контроль неразрушающий. Методы оптические. Общие требования» до начала проведения работ требуется удаление загрязнений с поверхности контроля, что в свою очередь противоречит разделу 4 пунктам 2 и 3 Технического задания.

Исходя из вышеизложенного, применение метода визуального и измерительного контроля с помощью телевизионных камер крайне неэффективно, ввиду присутствия внутренних отложений высотой до 15 мм и невозможностью обеспечить выявляемость недопустимых отклонений (дефектов, несоответствий) в каждом случае его проведения, а также невозможно по причине регламентации данного вида обследования в ГОСТ Р 58399-2019 «Контроль неразрушающий. Методы оптические. Общие требования».

Для предотвращения возникновения разногласий между техническим заданием и регламентирующими документами в данной сфере требуется исключить данное требование из Технического задания.

Согласно ответу Заказчика от 07.04.2021г. на замечания Заявителя, в соответствии с пунктом 1 раздела 4 Участник вправе применять любые методы контроля и оборудование неразрушающего контроля, которыми будет обеспечено выполнение требований технического задания.

Диагностируемые участки имеют неравномерную толщину отложений (пункта 3 раздела 4 Технического задания содержит сведения о максимальной высоте отложений). Требованием Заказчика, содержащимся в Техническом задании (п. 1.1. Технического задания и приложении № 1 к нему) является необходимость выявления и измерения параметров оптически открытых дефектов основного металла и сварных соединений, т.е. на поверхности которых отсутствуют отложения.

Данное требования Технического задания нарушают регламентирующие документы действующие и актуальные в настоящее время, Заказчик при составлении настоящего Технического задания ссылается на требованиях пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» (утв. Приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 года №478), приведенного в техническом задании, отсутствует указание на проведение НК «совокупностью методов, а приведен список методов НК допустимых к применению.

Работы выполняются в рамках производственного контроля за соблюдением установленных законодательством РФ требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, каким является объект контроля - трубопроводы магистральных тепловых сетей филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» и г. Пензе.

Из этого следует, что данные опасные производственные объекты регламентируются иными федеральными нормами и правилами, а именно «Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года №536.

Согласно требованиям пункта 4.1 Технического задания невозможно применение магнитного контроля на данном виде опасного производственного объекта.

Согласно ответа Заказчика от 07.04.2021г., требованием Заказчика, содержащимся в ТЗ (пункт 1.1. Технического задания и приложении № 1 к ТЗ) является необходимость выявления и измерения параметров оптически открытых дефектов основного металла и сварных соединений, т.е. на поверхности которых отсутствуют отложения.

Данное требование Технического задания не может соответствовать условиям проведения работ, т.к. в требованиях пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» (утв. Приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 года №478), а также в «Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением"» (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года N 536) разделу «Визуальный и измерительный контроль» статья 156 «Перед визуальным контролем поверхности сварного шва и прилегающих к нему участков основного металла шириной не менее 20 мм в обе стороны от шва должны быть зачищены от шлака и других загрязнений» и согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 58399-2019 «Контроль неразрушающий. Методы оптические. Общие требования» до начала проведения работ требуется удаление загрязнений с поверхности контроля.

По мнению Заявителя, требования Технического задания не соответствуют требованиям законодательства РФ к выполнению работ в полном объеме. Согласно текущим требованиям Заказчика возможно обеспечить только фото и видео съемку внутренней поверхности трубопровода, с предоставлением заказчику материала фото и видео фиксации внутренней поверхности трубопровода без предварительной подготовки (прочистки, промывки).

Согласно разделу 4 пункта 1.2 Технического задания, при проведении контроля основного металла труб должно быть выполнено:

- сплошное сканирование поверхности труб (без пропусков диагностической информации и условиях,       определенных п.3     текущего раздела);

- измерение остаточной толщины стенки трубопровода в местах выявленных дефектов.

Данные пункты противоречат друг другу. Сплошное сканирование поверхности труб подразумевает сплошное измерение толщины стенки всей поверхности труб с определенным шагом, а не только в местах выявленных дефектов.

Для наиболее точного определения остаточного ресурса трубопровода необходимо сплошное измерение толщины стенки по всей поверхности трубопровода.

Согласно ответу Заказчика от 07.04.2021 года на замечания Заявителя, пунктом 1.2 раздела 4 Технического задания установлено требование о сплошном сканировании поверхности труб без пропуска диагностической информации в условиях отложений высотой до 15 мм, а также при возможном наличии остаточного уровня теплоносителя высотой до половины диаметра трубопровода в местах локального прогиба трубопровода.

Требование к измерению остаточной толщины стенки трубопровода в местах выявленных дефектов является обязательным, т.к. данный параметр обеспечит ранжирование дефектов по степени опасности (требование приложения 1 к ТЗ).

Согласно пункта 1 статьи 12 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений», тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

В ответе от Заказчика не получено пояснение в частности понятия сплошного сканирования, нет метрологических требований к точности измерения толщины стенки, так же не определен шаг сканирования. Заказчик указал только условия, при которых проводятся данные работы «Без предварительной подготовки поверхности с отложениями до 15 мм». В требованиях Заказчика присутствует запрос на предоставление описание СИ и актуальную поверку на данный прибор с целью получения информации о точности работы данного оборудования, но метрологические характеристики, или погрешность измерения, которым данное оборудование должно соответствовать, не указаны.

Считаем, что требуется указать метрологические характеристики и ТЗ (точность измерении толщины стенки, шаг сканирования и т.д.).

В разделе 7 пункта 1.2 Технического задания указаны требования к материально техническому обеспечению Участника/Исполнителя:      Робототехнический комплекс, используемый Исполнителем при проведении ВТД, который должен обеспечивать возможность диагностирования трубопроводов совокупностью методов неразрушающего контроля. Оборудование внутритрубного контроля должно обеспечивать выявление и измерение дефектов с параметрами не хуже приведенных в Приложении №3.

В требованиях пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» (утв. Приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 №478), приведенного в техническом задании, отсутствует указание на проведение НК совокупностью методов, а приведен список методов НК допустимых к применению.

В приложении №3 технического задания не приведены параметры дефектов, требуемые для выявления н измерения, а присутствуют отбраковочные величины дефектов согласно таблицы 12.1 Федеральных норм и правил «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».

Требования раздела 4 пунктов 2 и 3 Технического задании противоречат положениям ФНП, а именно «ВТД должна выполняться на трубопроводе без предварительной подготовки и очистки внутренней поверхности трубы» и «наличие отложений высотой до 15 мм на внутренней поверхности трубопровода».

Считаем необходимым уточнить данный пункт Технического задания, так как из-за противоречивых требований происходит существенное ограничения прав участников Закупки. Обращаем внимание, что в приложении №3 к техническому заданию, относительно требованию к размерам выявляемых дефектов при контроле основного металла труб также приведено условие по отбраковке коррозионных повреждений согласно СО 153-34.17.464-2003 «Инструкция по продлению срока службы трубопроводов II, III, IV категорий».

Согласно ответу Заказчика от 07.04.2021 года, диагностируемые участки имеют неравномерную толщину отложений (пункт 3 раздела 4 Технического задания содержит сведения о максимальной высоте отложений), требованием Заказчика, содержащимся в Техническом задании (пункт 1.1. Технического задания и приложении № 1 к нему) является необходимость выявления и измерения параметров оптически открытых дефектов основного металла и сварных соединений, т.е. на поверхности которых отсутствуют отложения.

В приложении №3 Технического задания приведены минимальные параметры дефектов, которые Исполнителю требуется выявлять и измерять при проведении ВТД.

В приложении №3 Технического задания не приведены параметры дефектов, требуемые для выявления и измерения, а присутствуют отбраковочные величины дефектов.

Приложение №3 Технического задания определяет требования к дефектам при визуальном и измерительном контроле. Согласно трех действующих документов ссылки которых приведены в ТЗ: СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети»; ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»; СО 153-34.17.464-2003 «Инструкция по продлению срока службы трубопроводов II, III, IV категорий»), данный вид контроля регламентируемый в трех документах, представленных выше подразумевает подготовку поверхности к проведению данного контроля, что в свою очередь противоречит требованиям настоящего ТЗ.

Статья 4 Закона о закупках регламентирует вопросы информационного обеспечения закупки, пунктом 1 части 10 данной статьи предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Исходя из положений статей 309, 721, 783 ГК РФ, качество и объем услуг должны соответствовать условиям договора, а также иным обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для услуг данного рода законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, отвечать требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм, ведомственных приказов и других нормативных актов.

Считаем, что необходимо внести изменения в Техническое задание на основании вышеизложенных замечаний и нормативно технической документации.

Заказчиком нарушены положения ФЗ Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Заказчиком нарушен порядок проведения открытого запроса предложений на оказание услуг «Проведение внутри трубной диагностики ТС (ТС Пенза» для нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение в г. Пензе) в 2021 году, что выразилось в отсутствии равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика и Организатора торгов нарушения порядка проведения открытого запроса предложений на оказание услуг «Проведение внутритрубной диагностики ТС (ТС Пенза» для нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение в г. Пензе) в 2021 году и выдать предписание об устранении нарушений, а также обязать Заказчика привести в соответствие с требованиями законодательства РФ Закупочную документацию.

Представители Заказчика - Организатора торгов не согласились с доводами жалобы и представили письменные возражения (вх. №2006 от 20.04.2021 года), из которых следует:

Закупка на оказание услуг «Проведение внутритрубной диагностики ТС (ТС Пенза» для нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение в г. Пензе) в 2021 году проводилась способом «открытый запрос предложений».

Закупочная комиссия создана на основании приказа Филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» от 14.10.2019 года №373 «О создании закупочной комиссии», приказа Филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» «О внесении изменений в приказ» от 29.12.2020 №593 и действует на основании Положения о работе Закупочной комиссии Филиала, утвержденного приказом от 03.06.2019 №191.

При проведении открытого запроса предложений закупочная комиссии Филиала руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Положением о закупках ПАО «Т Плюс», извещением о проведении открытого запроса предложений, Закупочной документацией по открытому конкурсу.

Извещение о проведении открытого запроса предложений опубликовано 10.03.2021г. на электронной торговой площадке b2b-energo, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (извещение №32110067186), копия извещения опубликована на сайте ПАО «Т Плюс» www.tplusgroup.ru «Закупки».

По истечении срока приема заявок 09.04.2021 (11.00 МСК) в электронном виде на электронной торговой площадке b2b-energo было получено 2 (два) предложения от участников открытого запроса предложений:

Наименование участника и его адрес

Предмет заявки на участие в запросе предложений

1

ООО "ГАЗПРОЕКТ-ДКР" (Участник 1) (195274, Россия, г. Санкт - Петербург, ул. Учительская, д. 2)

Заявка, подана 09.04.2021 в 10:26:04

Цена: 24 774 960,00 руб. (цена без НДС: 20 645 800,00 руб.)

2

ООО "ЮНИКОН-ЗСК" (Участник 2) (111141, Россия, г. Москва, ул. Владимирская 2-я, д. 62, лит. А, стр. 13)

Заявка, подана 29.03.2021 в 17:35:21

Цена: 24 779 992,97 руб. (цена без НДС: 20 649 994,14 руб.)

После получения уведомления УФАС закупка приостановлена, участникам в порядке, установленном статьи 18.1. Закона о защите конкуренции, направлены соответствующие уведомления о поступлении жалобы.

Заявитель обратился в Мордовское УФАС России с жалобой на положения закупочной документации при проведении открытого запроса предложений. Заявитель жалобы считает, что закупочная документация не соответствует требованиям законодательства, полагает, что требования Технического задания не соответствуют принципам, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и частью статьи 17 Закона о защите конкуренции, просит Мордовское УФАС России обязать Заказчика привести закупочную документацию в соответствие с требованиями законодательства.

  1. Жалоба не подлежит рассмотрению и должна быть возвращена Заявителю.

Согласно извещению о закупке дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 11 часов 00 минут (по московскому времени) 09.04.2021.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ООО «ЮНИКОН-ЗСК» является участником закупки.

В то же время, участники закупки вправе оспорить положения документации только до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

По смыслу части 11 статьи 3 Закона о закупках, законодатель разделил обжалование действий, совершенных после окончания срока подачи заявок, и оспаривание действий, предшествующих этому сроку, куда относится и оспаривание положений документации.

На этой стадии участники и лица, не подававшие заявок, находятся в равном положении и пользуются равными правами относительно оспаривания положений документации.

Предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок свидетельствовало бы предоставление таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года №2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, в недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и в последствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа Организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Заявитель не посчитал необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации (до 11 часов 00 минут (по московскому времени) 09.04.2021), подал заявку на участие в закупке (письмо о подаче оферты исх. №02/130 от 05.04.2021) декларировал, что изучил извещение и закупочную документацию открытого запроса предложений номер извещения №32110067186. опубликованные в ЕИС и принимает установленные в них требования и условия.

Таким образом, Заявитель, ознакомившись с закупочной документацией, принял решение об участии в закупке на условиях, установленных Заказчиком, в числе которых рассматриваемые требования на положения закупочной Документации/Технического задания.

В связи с тем, что жалоба ООО «ЮНИКОН-ЗСК» подана в Мордовское УФАС России 13.04.2021 года, т.е. после даты окончания срока подачи заявок (09.04.2021), ее доводы, касающиеся оспаривания положений закупочной документации (Технического задания), не могут быть предметом рассмотрения жалобы. Указанные положения подлежали оспариванию до истечения срока подачи заявки.

Данная позиция подтверждается практикой рассмотрения споров: Решением ФАС России от 23 декабря 2019 г. №223ФЗ-1167/19, Решение ФАС России от 14.08.2019 №223ФЗ-835/19, Решение Пермского УФАС России от 17.08.2020 №059/07/3-911/2020, Решение Московского УФАС России от 21.08.2020 года по делу №077/07/00-13541/2020, Решение Московского УФАС России от 07.09.2020 по делу №077/07/00-14635/2020, Решение Тульского УФАС России от 15.09.2020 г. по делу №071/07/3- 853/2020, Решением УФАС по Владимирской области от 01.12.2020 по делу по делу №033/07/3- 1117/2020 (в отношении ПАО «Т Плюс»), решением УФАС по Республике Мордовия от 03.12.2020 по делу по делу №013/10/18.1-815/2020 (в отношении ПАО «Т Плюс»).

  1. Права Заявителя жалобы не нарушены.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Таким образом, законодательно установлено право на обжалование тех или иных действий (бездействия) при проведении закупки только в случае нарушений прав и законных интересов лица, подавшего жалобу.

Доводы жалобы Заявителя сводятся к обжалованию положений закупочной документации (Технического задания), размещенной в ЕИС 10.03.2021 года.

Вместе с тем, Заказчиком в порядке пункта 4.3 закупочной документации уведомлением от 15.03.2021 и 29.03.2021, размещенным в ЕИС, внесены соответствующие изменения в закупочную документацию, в т.ч. в Техническое задание.

Согласно протокола заседания комиссии по вскрытию конвертов от 09.04.2021г. № 2600968 предложение Заявителя подано 29.03.2021 в 17:35:21, т.е. после размещения в ЕИС текущей редакции закупочной документации от 29.03.2021 года. По результатам рассмотрения предложения Заявителя (технической части), его заявка в части соответствия требованиям, установленным в закупочной документации (Технического задания) техническим экспертом (экспертиза от 14.04.2021г.) была признана соответствующей требованиям закупочной документации и допущена до дальнейшего рассмотрения.

Более того, в адрес закупочной комиссии были представлены письма (исх. №02/139 от 09.04.2021) с просьбой о проведении процедуры переторжки, (исх. №02/147 от 16.04.2021) о возможности процедуры переторжки с целью его улучшения в несколько раз.

Следовательно, ознакомившись с закупочной документацией, Заявитель принял решение об участии в закупке на условиях, установленных Заказчиком, в числе которых рассматриваемые требования на положения закупочной документации Технического задания, сформировал предложение, соответствующее требованиям Заказчика, а также сообщил о своих намерениях в несколько раз улучшить свое ценовое предложение.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, Заявитель направил жалобу не с целью защиты своих нарушенных прав, а с целью создать препятствия Заказчику в осуществлении хозяйственной деятельности, затянуть заключение договора с победителем конкурентной закупки.

  1. Заявитель полагает, что при формировании закупочной документации Заказчиком нарушены принципы необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки на рынке услуг внутритрубной диагностики.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара. заполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик формирует Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью закупочной документации, в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемых товаров, работ, услуг. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки, с соблюдением Заказчиком антимонопольных запретов, установленных статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Предметом закупки является оказание услуг по внутритрубной диагностике трубопроводов (далее - ВТД) магистральных тепловых сетей.

Согласно Техническому заданию Работы по ВТД проводятся с использованием робототехнического комплекса обеспечивающего возможность диагностирования трубопроводов совокупностью методов (видов) неразрушающего контроля - в соответствии с требованиями п.5 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.12.2020 № 478 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах" (далее – Приказ Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478) следует применять визуальный и измерительный, магнитный и другие методы контроля, перечисленные в пункте 5.

Согласно условиям проведения диагностики, изложенным в пункте 2 раздела 4 Технического задания Заказчика ВТД должна выполняться на трубопроводе без предварительной подготовки и очистки внутренней поверхности трубы.

Довод Заявителя о том, что требования п.1.1 - п.1.3.2 Технического задания закупочной документации от 10.03.2021 соответствует техническим характеристикам определенного поставщика данной услуги на рынке ВТД, чем исключается свободная конкуренция, не может рассматриваться как обоснованный.

Так, требования Технического задания к условиям проведения работ установленным в пункте З раздела 4 (слив теплоносителя, высота отложений до 15 мм) соответствуют фактическому состоянию трубопроводов в момент проведения работ.

Условия проведения диагностики при слитом теплоносителе обусловлено проведением плановых ремонтных работ на трубопроводах, гидравлически связанных с диагностируемым. Необходимость выполнения работ при высоте отложений до 15 мм определена Заказчиком с учетом ранее выявляемых предельных высот отложений на трубопроводах тепловых сетей ПАО «Т Плюс».

Характеристики диагностического комплекса ООО «ЮНИКОН-ЗСК» обеспечивают выполнение диагностики при установленной Заказчиком высоте отложений до 15 мм, поэтому оспаривание Заявителем данного условия закупочной документации с требованием привести в соответствие с законодательством РФ считаем не обоснованным.

Характеристики, приведенные в приложении №3 к Техническому заданию, основаны на требованиях нормативных документов (РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю», СО 153-34.17.464-2003 «Инструкция по продлению срока службы трубопроводов II, III и IV категорий», СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети» и др.) и являются минимальными, участник может применять иное оборудование с лучшими характеристиками.

Требования Заказчика установлены в равной степени для всех потенциальных участников, при этом Заказчик не ограничивал потенциальных участников в выборе применяемой методики диагностики и материально-техническим ресурсам (техническим характеристикам оборудования), устанавливая лишь технические условия, при которых возможна такая диагностика, без ущерба технологическим процессам.

Установленные Заказчиком требования, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, и не приводят к нарушению антимонопольных запретов, соответственно, нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Таким образом, закупочной документацией установлены необходимые технические характеристики, описание предмета закупки указано в соответствии с требованиями части 10 статьи 4 Закона о закупках, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, а также прав и интересов Заявителя жалобы.

  1. Заявитель считает, что требования Технического задания противоречат требованиям нормативно технической документации, в связи с чем необходимо внести соответствующие изменения.

Заявитель приводит доводы согласно поданных запросов на разъяснение положений закупочной документации в порядке п.4.3.1 закупочной документации.

4.1. Пояснения по п.2.1 жалобы Заявителя:

Согласно разделу 4 Технического задания установлено, что при ВТД следует применять визуальный и измерительный, магнитный и другие методы контроля в соответствии с перечнем, установленным в п. 5 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478.

Проведение диагностирования трубопроводов совокупностью методов является требованием Заказчика, которое основывается на п.6 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478, а именно:

- выбор методов, видов НК или их совокупности, а также технологий, объемов, последовательности и средств НК, осуществляется исходя из условия применения наиболее эффективных методов, видов НК, обеспечивающих выявляемость недопустимых отклонений (дефектов, несоответствий) в каждом случае его проведения.

- многолетний опыт применения технологии ВТД в филиалах ПАО «Т Плюс» подтверждает эффективность требования о применении совокупности методов неразрушающего контроля, обеспечивающих объективную оценку технического состояния трубопроводов и соответствует требованиям Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478.

На основании п.6 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478 п.1 раздела 4 ТЗ установлены требования при проведении ВТД:

  • обследования внутренней поверхности участков трубопроводов с применением телевизионных камер или иного оборудования неразрушающего контроля;
  • контроля основного металла труб магнитным или другим методом контроля.

Таким образом, Заказчик не ограничивает применение Участником закупки методов и оборудования НК, Участник вправе применять любые методы контроля и иное оборудование, соответствующее требованиям ТЗ и обеспечивающее выполнение требований Технического задания, в том числе методы по ГОСТ Р 58399-2019 «Контроль неразрушающий. Методы оптические. Общие требования» (телевизионный метод, непрямой визуально-оптический метод), указанные заявителем жалобы.

Необходимость и требования к проведению визуального и измерительного контроля определена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 535 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила осуществления эксплуатационного контроля металла и продления срока службы основных элементов котлов и трубопроводов тепловых электростанций» (далее - Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 535), а также Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением" (далее - Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536).

В соответствии с требованиями п.40 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 535 визуальный и измерительный контроль проводят невооруженным глазом или (и) с применением оптических и иного принципа действия средств и приборов, а также с использованием измерительных инструментов, мер, калибров, шаблонов и прочих подобных средств.

Таким образом, роботизированные внутритрубные дефектоскопы (приборы) использующие в своем составе телевизионные камеры с функцией измерения полностью соответствуют требованиям Приказа Ростехнадзора и обеспечивают проведение визуального и измерительного контроля.

В пункте 147 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, на который ссылается Заявитель, указан магнитопорошковый контроль, который в соответствии с ГОСТ Р 56542-2019 «Контроль разрушающий. Классификация видов и методов» относится к магнитным методам контроля.

Требования к применению магнитного контроля на опасных производственных объектах определены пунктом 5 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478, в соответствии с которым НК осуществляется с применением следующих методов, видов контроля: визуального и измерительного (ВИК); ультразвукового (УК); акустико-эмиссионного (АЭ); радиографического (РК); магнитного (МК); вихретокового (ВК); проникающими веществами: капиллярного (ПВК), течеискания (ПВТ); вибродиагностического (ВД); электрического (ЭК); теплового (ТК); оптического (ОК).

Таким образом, довод Заявителя о невозможности применения магнитного контроля на данном виде ОПО, является необоснованным.

На основании требований пункта 1.1 раздела 4, Приложения 1 (Ведомость объемов услуг) Технического задания при обследовании внутренней поверхности участков трубопроводов должно быть выполнено измерение параметров (длина, ширина, глубина) оптически открытых дефектов сварных соединений и основного металла.

ООО «ЮНИКОН-ЗСК» просит исключить данное требование на основании, того, что в соответствии с требованиями НТД требуется удаление загрязнений с поверхности контроля.

В то же время Заказчиком даны разъяснения положений закупочной документации от 07.04.2021г., согласно которых требование к выявлению и измерению параметров относится к оптически открытым дефектам, на поверхности которых отсутствуют отложения, и удаление загрязнений с поверхности контроля не требуется (так как отложения имеют неравномерную толщину, включая наличие участков без отложений, т.е. оптически открытых).

На основании требований п.1 раздела 4 Технического задания Участник вправе применять любые методы контроля и оборудование неразрушающего контроля, которыми будет обеспечено выполнение требований технического задания.

Таким образом, противоречия с требованиями НТД отсутствуют, в связи с чем исключение из Технического задания, как того требует Заявитель жалобы:

- конкретных методов неразрушающего контроля (магнитный, визуальный и измерительный контроль),

- требований к выявлению и измерению параметров дефектов,

является необоснованным.

    1. Пояснения по п. 2.2 жалобы Заявителя:

Пунктом 1.2 раздела 4 Технического задания установлено, что при проведении контроля основного металла труб должно быть выполнено:

- сплошное сканирование поверхности труб (без пропусков диагностической информации в условиях, определенных пунктом 3 текущего раздела);

- выявление дефектов, связанных с потерей металла внешней и внутренней поверхности трубопровода (при сканировании должно быть обеспечено выявление дефектов с параметрами не хуже приведенных в Приложении №3),

- выявление сквозной коррозии через слой коррозионных отложений;

- измерение остаточной толщины стенки трубопровода в местах выявленных дефектов.

Это означает, что Исполнитель должен:

- провести сплошное сканирование поверхности трубопровода, при котором не допускается, например, проконтролировать только верхнюю половину трубы из-за наличия условий, определенных пунктом 3 раздела 4 Технического задания (на получение диагностических данных не должны влиять наличие отложений высотой до 15 мм, а также возможное наличие остаточного уровня теплоносителя высотой до половины диаметра трубопровода в местах локального прогиба трубопровода).

- обеспечить на сканированных участках выявление и измерение дефектов, указанных в Приложении №3 к Техническому заданию. Исполнитель может применять любой шаг сканирования, при условии, что будет обеспечено выявление и измерение дефектов с размерами не хуже, приведенных в Приложении №3 к Техническому заданию.

В части метрологических характеристик:

На основании п.12 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478 к выполнению работ по НК допускаются средства измерений, соответствующие требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - ФЗ от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 №102-ФЗ тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

В силу пункта 151 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 №536 средства контроля должны проходить метрологическую поверку и испытания в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации и единстве средств измерений.

Согласно пункта 2.26 «Методики оценки остаточного ресурса трубопроводов пара и горячей воды III и IV категорий», согласованной Госгортехнадзором РФ № 11-11/262 от 25.09.97 г., замер стенки должен производиться приборами, прошедшими поверку и обеспечивающими заданную погрешность, указанную в паспорте (инструкции по эксплуатации).

Исполнитель должен выполнять измерения средствами утвержденного типа с погрешностью измерений, указанной в описании типа средства измерений, и прошедшими поверку.

Таким образом, требование п. 1.2 раздела 4 Технического задания Заказчика содержит всю необходимую информацию для Исполнителя работ, следовательно, внесение изменений в Техническое задание не требуется.

    1. Пояснения по п.2.3 жалобы Заявителя:

Пункт 2.3 повторяет требования пункта 2.1 жалобы Заявителя в части исключения требований к выявлению и измерению параметров оптически открытых дефектов сварных соединений и основного металла из-за наличия отложений на внутренней поверхности.

Пояснения Заказчика приведены в пояснениях к п.2.1 жалобы, а именно - требование к выявлению и измерению параметров относится к оптически открытым дефектам, на поверхности которых отсутствуют отложения, и удаление загрязнений с поверхности контроля не требуется (так как отложения имеют неравномерную толщину, включая наличие участков без отложений, т.е. оптически открытых).

Таким образом, противоречия с требованиями НТД отсутствуют. Исключение из Технического задания, как того требует заявитель жалобы:

- конкретных методов неразрушающего контроля (визуальный и измерительный контроль),

- требований к выявлению и измерению параметров дефектов, является необоснованным.

    1. Пояснения по Приложению №3 (Требования к размерам выявленных дефектов) Технического задания

На поступивший запрос разъяснений положений закупочной документации Заказчиком представлены соответствующие разъяснения, в соответствии с которыми в приложении №3 Технического задания приведены минимальные параметры дефектов, которые Исполнителю требуется выявлять и измерять при проведении ВТД.

Данные параметры дефектов приведены в действующей НТД по проведению неразрушающего контроля, выявление дефектов, указанных в приложении №3 ТЗ, являются потребностью Заказчика, дополнительных разъяснений и корректировки Технического задания не требуется.

Предложения Заявителя по внесению изменений в закупочную документацию указывают на преимущества иного, предлагаемого им способа диагностики на заполненном теплоносителем трубопроводе.

Между тем, цели и задачи Закона о закупках направлены, в первую очередь, на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества надежности.

Участники, принимая решение участвовать в закупочных процедурах, должны подтверждать соответствие установленным Заказчиком требованиям, а не предлагать свои методы и технологии выполнения работ, противоречащие этим требованиям.

На основании изложенного, просим признать жалобу ООО «ЮНИКОН-ЗСК» необоснованной.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, статья 18.1 Закона № 135-ФЗ не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Закупка на оказание услуг «Проведение внутритрубной диагностики ТС (ТС Пенза» для нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение в г. Пензе) в 2021 году проводилась способом «открытый запрос предложений».

Закупочная комиссия создана на основании приказа Филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» от 14.10.2019 года №373 «О создании закупочной комиссии», приказа Филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» «О внесении изменений в приказ» от 29.12.2020 №593 и действует на основании Положения о работе Закупочной комиссии Филиала, утвержденного приказом от 03.06.2019 №191.

При проведении открытого запроса предложений закупочная комиссии Филиала руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Положением о закупках ПАО «Т Плюс», извещением о проведении открытого запроса предложений, Закупочной документацией по открытому конкурсу.

Извещение о проведении открытого запроса предложений опубликовано 10.03.2021г. на электронной торговой площадке b2b-energo, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (извещение №32110067186), копия извещения опубликована на сайте ПАО «Т Плюс» www.tplusgroup.ru «Закупки».

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» (заочная форма голосования) от 29.03.2021 года №65-МФ приняты решения:

- согласовать новую форму технического задания Документации открытого запроса предложений на проведение децентрализованной закупки по доту №9155648 «Проведение внутритрубной диагностики ТС (ТС Пенза» для нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение в г. Пензе) в 2021 году, согласно приложения.

- согласовать новый проект договора на оказание услуг по внутритрубной диагностике.

Как указано в поступившей жалобе, 17.03.2021 года Заявителем средствами электронной площадки направлен перечень вопросов и уточнений по Техническому заданию с указанием на несоответствие и противоречие требований Технического задания требованиям нормативно технической документации, регулирующей проведение неразрушающего контроля тепловых сетей, а также указание на ограничение конкуренции других участников Закупки требованиями Технического задания.

18.03.2021 года Заказчик публикует новую закупочную документацию, не отличавшуюся от изначального варианта, а также продлевает Закупку до 30.03.2021.

 24.03.2021 года Заказчик сообщает о корректировке Технического задания согласно полученным замечаниям.

29.03.2021 года Заказчик публикует новую закупочную документацию с измененным Техническим заданием и сообщает о продлении закупочной процедуры до 09.04.2021.

Письмом о подаче оферты от 05.04.2021 года №02/130 Заявитель сообщает, что изучив извещение и закупочную документацию открытого запроса предложений, опубликованные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно – телекоммуникационной сети Интернет (http://zakupki.gov.ru), №32110067186, дата публикации: 10.03.2021 года, и принимая установленные в них требования и условия, ООО «ЮНИКОН-ЗСК», предлагает заключить договор на оказание услуг по лоту: «Открытый запрос предложений на оказание услуг «Проведение внутритрубной диагностики ТС (ТС Пенза» для нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение в г. Пензе) в 2021 году», на условиях и в соответствии с документами технико – коммерческого предложения, являющимися неотъемлемыми приложениями к настоящему письму и составляющими вместе с ним заявку на общую сумму 24 779 992, 97 руб.

В пункте 6 настоящего письма, Заявитель сообщает, что Заказчик закупки вправе не принимать к рассмотрению любую из полученных заявок, в случае ее несоответствия требованиям закупочной документации, а также отменить закупку в соответствии с закупочной документацией.

Также в настоящем письме сообщается, что настоящая заявка имеет правовой статус оферты и действует по 28.08.2021 года (включительно).

В приложении №1 «Техническое задание» к письму о подаче оферты от 05.04.2021 года №02/130, Заявитель сообщает, о своем согласии со всеми условиями Приложения №2 «Проект Договора» и Приложения №1 «Техническое задание» документации.

Также Заявитель сообщает, что Условия Приложение №2 Проект Договора» и Приложения №1 «Техническое задание» документации изучены и являются понятными по всем пунктам.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по вскрытию конвертов, поступивших на запрос предложений №2600968 от 09.04.2021 года в конвертах обнаружены заявки от участников открытого запроса предложений:

Наименование участника и его адрес

Предмет заявки на участие в запросе предложений

1

ООО "ГАЗПРОЕКТ-ДКР" (Участник 1) (195274, Россия, г. Санкт - Петербург, ул. Учительская, д. 2)

Заявка, подана 09.04.2021 в 10:26:04

Цена: 24 774 960,00 руб. (цена без НДС: 20 645 800,00 руб.)

2

ООО "ЮНИКОН-ЗСК" (Участник 2) (111141, Россия, г. Москва, ул. Владимирская 2-я, д. 62, лит. А, стр. 13)

Заявка, подана 29.03.2021 в 17:35:21

Цена: 24 779 992,97 руб. (цена без НДС: 20 649 994,14 руб.)

Принято решение об утверждении протокола заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов, поступивших на запрос предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года №223 – ФЗ «О закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должны содержать требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) работ и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям заказчика.

Заказчиком в порядке пункта 4.3 Закупочной документации уведомлением от 15.03.2021 и 29.03.2021, размещенным в ЕИС, внесены соответствующие изменения в закупочную документацию, в том числе в Техническое задание.

Согласно протокола заседания комиссии по вскрытию конвертов от 09.04.2021г. № 2600968 предложение Заявителя подано 29.03.2021 в 17:35:21, т.е. после размещения в ЕИС текущей редакции закупочной документации от 29.03.2021 года. По результатам рассмотрения предложения Заявителя (технической части), его заявка в части соответствия требованиям, установленным в закупочной документации (Технического задания) техническим экспертом (экспертиза от 14.04.2021г.) была признана соответствующей требованиям закупочной документации и допущена до дальнейшего рассмотрения.

Также стоит отметить, в адрес закупочной комиссии были представлены письма о возможности процедуры переторжки с целью его улучшения в несколько раз (исх. №02/139 от 09.04.2021, исх. №02/147 от 16.04.2021).

Заявитель принял решение об участии в закупке на условиях, установленных Заказчиком, в числе которых рассматриваемые требования на положения закупочной документации Технического задания, сформировал предложение, соответствующее требованиям Заказчика, а также сообщил о своих намерениях в несколько раз улучшить свое ценовое предложение.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган является уполномоченным органом по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, при этом указанная функция не во всяком случае преследует цель установления нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с разъяснениями ФАС России, данными в письме от 22.12.2011 № ИА/47880, рассмотрение жалобы по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 «О защите конкуренции», не является рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном главой 9 «О защите конкуренции». При рассмотрении такой жалобы для квалификации нарушения порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров не требуется оценка влияния действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии на состояние конкуренции.

Исходя из изложенного, ввиду того, что Заявитель в жалобе оспаривает требования недействующей Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предмета обжалования по указанным доводам на момент рассмотрения жалобы Заявителя, как и условий наличия возможных нарушений законных интересов потенциальных участников закупки.

Из раздела 4 Технического задания следует, что при внутритрубном диагностировании следует применять визуальный и измерительный, магнитный и другие методы контроля в соответствии с перечнем, установленным в п. 5 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478.

Проведение диагностирования трубопроводов совокупностью методов является требованием Заказчика, которое основывается на пункте 6 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478, а именно:

- выбор методов, видов НК или их совокупности, а также технологий, объемов, последовательности и средств НК, осуществляется исходя из условия применения наиболее эффективных методов, видов НК, обеспечивающих выявляемость недопустимых отклонений (дефектов, несоответствий) в каждом случае его проведения.

- многолетний опыт применения технологии ВТД в филиалах ПАО «Т Плюс» подтверждает эффективность требования о применении совокупности методов неразрушающего контроля, обеспечивающих объективную оценку технического состояния трубопроводов и соответствует требованиям Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478.

На основании п.6 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478 пункт 1 раздела 4 Технического задания установлены требования при проведении внутритрубного диагностирования:

  • обследования внутренней поверхности участков трубопроводов с применением телевизионных камер или иного оборудования неразрушающего контроля;
  • контроля основного металла труб магнитным или другим методом контроля.

Таким образом, действующим законодательством не ограничивается применение Участником закупки методов и оборудования НК, Участник вправе применять любые методы контроля и иное оборудование, соответствующее требованиям Технического задания и обеспечивающее выполнение требований Технического задания, в том числе методы по ГОСТ Р 58399-2019 «Контроль неразрушающий. Методы оптические. Общие требования» (телевизионный метод, непрямой визуально-оптический метод), указанные заявителем жалобы.

Необходимость и требования к проведению визуального и измерительного контроля определена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 535 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила осуществления эксплуатационного контроля металла и продления срока службы основных элементов котлов и трубопроводов тепловых электростанций» (далее - Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 535), а также Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением" (далее - Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536).

В соответствии с требованиями пункта 40 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 535 визуальный и измерительный контроль проводят невооруженным глазом или (и) с применением оптических и иного принципа действия средств и приборов, а также с использованием измерительных инструментов, мер, калибров, шаблонов и прочих подобных средств.

Таким образом, роботизированные внутритрубные дефектоскопы (приборы) использующие в своем составе телевизионные камеры с функцией измерения полностью соответствуют требованиям Приказа Ростехнадзора и обеспечивают проведение визуального и измерительного контроля.

В пункте 147 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, на который ссылается Заявитель, указан магнитопорошковый контроль, который в соответствии с ГОСТ Р 56542-2019 «Контроль разрушающий. Классификация видов и методов» относится к магнитным методам контроля.

Требования к применению магнитного контроля на опасных производственных объектах определены пунктом 5 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 № 478, в соответствии с которым НК осуществляется с применением следующих методов, видов контроля: визуального и измерительного (ВИК); ультразвукового (УК); акустико-эмиссионного (АЭ); радиографического (РК); магнитного (МК); вихретокового (ВК); проникающими веществами: капиллярного (ПВК), течеискания (ПВТ); вибродиагностического (ВД); электрического (ЭК); теплового (ТК); оптического (ОК).

На основании требований пункта 1.1 раздела 4 Технического задания, Приложения 1 (Ведомость объемов услуг) Технического задания при обследовании внутренней поверхности участков трубопроводов должно быть выполнено измерение параметров (длина, ширина, глубина) оптически открытых дефектов сварных соединений и основного металла.

Заказчиком даны разъяснения положений закупочной документации от 07.04.2021 года, согласно которым требование к выявлению и измерению параметров относится к оптически открытым дефектам, на поверхности которых отсутствуют отложения, и удаление загрязнений с поверхности контроля не требуется (так как отложения имеют неравномерную толщину, включая наличие участков без отложений, т.е. оптически открытых).

На основании требований пункта 1 раздела 4 Технического задания Участник вправе применять любые методы контроля и оборудование неразрушающего контроля, которыми будет обеспечено выполнение требований технического задания.

Таким образом, довод Заявителя о том, что в Техническом задании указаны требовании, существенно противоречащие требованиям нормативно технической документации (ФЗ, ФНП, ГОСТ, СНиП) является необоснованным.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЮНИКОН-ЗСК» (от 13.04.2021 вх. №1845) на действия Организатора торгов – ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг «Проведение внутритрубной диагностики ТС (ТС Пенза» для нужд филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (обособленное подразделение в г. Пензе) в 2021 году (2600968) (электронная площадка https://www.b2b-center.ru) необоснованной.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны