Определение №ДМ/2060/24 Определение о возбуждении дела № 013/05/5-297/2024 и назначе... от 27 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 013/05/5-297/2024 и назначении дела к рассмотрению

27 мая 2024 года                                                                           г. Саранск, проспект Ленина, 14

Председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> – заместитель руководителя Управления, рассмотрев материалы с данными о распространении объявления рекламного характера с предложением услуг по банкротству граждан <...>, размещенного на сформированном ООО «СРЦ» бланке для показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) за апрель 2024г. <...>, в котором усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,   

УСТАНОВИЛ:

Мордовским УФАС России обнаружено распространение объявления в виде графического модуля, содержащего изображение девушки и текстовую информацию «БАНКРОТСТВО ГРАЖДАН 0 долгов официальное списание всех долгов СПИШЕМ ВАШИ ДОЛГИ ИЛИ ВЫПЛАТИМ ИХ ЗА ВАС гарантия в договоре бесплатная консультация пр. Ленина, <...> <...>», размещенного среди прочих объявлений на сформированном ООО «СРЦ» бланке для показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) за апрель 2024г. <...> (формата А4).

Распространяемая информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к предлагаемым услугам по банкротству граждан, официальному списанию всех долгов или их выплаты с гарантией по договору, формирует и поддерживает интерес к таким услугам, обращаться за предоставлением которых предлагается по указанным в объявлении адресу и телефону <...>, что способствует продвижению таких услуг на рынке, и тем самым по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы являются предлагаемые услуги по банкротству граждан, официальному списанию всех долгов или их выплаты с гарантией по договору, обращаться за предоставлением которых предлагается по адресу и телефону - <...>.

Посредством распространяемой рекламы предлагаемые услуги позиционируются как беспроблемное, безусловное и гарантированное освобождение от любых долгов без каких-либо негативных последствий, чем создаётся впечатление, что гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо негативных последствий и имущественных потерь.

Между тем действующим законодательством предусмотрен ряд специальных условий, при которых возможно проведение процедуры банкротства.

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

В соответствии с частью 3 статьи 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 213.15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Частью 3 статьи 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Частью 1 статьи 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства. При этом в силу части 2 статьи 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не применяется. Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу положений части 3 статьи 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Согласно части 1 статьи 216 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 216 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

Из приведенных положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что признание гражданина банкротом возможно только на основании решения арбитражного суда, освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами. При этом все имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично.

Кроме того, последствиями признания гражданина банкротом являются введение ряда ограничений, таких как: ограничение права на выезд из Российской Федерации; должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства; в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства; в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Соответственно, рассматриваемая реклама, создающая впечатление о возможности списания долгов посредством рекламируемых услуг, не соответствует действительности, так как решение о признании гражданина банкротом выносит арбитражный суд. При этом отсутствие в такой рекламе указания на ограничения и последствия введения процедуры банкротства в отношении физических лиц, и признания гражданина банкротом свидетельствует об отсутствии в рекламе части существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, что искажает информацию и вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При установленных обстоятельствах рассматриваемая реклама «БАНКРОТСТВО ГРАЖДАН 0 долгов официальное списание всех долгов СПИШЕМ ВАШИ ДОЛГИ ИЛИ ВЫПЛАТИМ ИХ ЗА ВАС гарантия в договоре бесплатная консультация пр. Ленина, <...> <...>», размещенная на сформированном ООО «СРЦ» бланке для показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) за апрель 2024г. <...>, носит признаки нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 – 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Номер <...>, сведения о котором в качестве контактного телефона сообщаются в рассматриваемой рекламе, входит в российскую систему нумерации оператора связи ООО «Т2 Мобайл».

ООО «Т2 Мобайл» с письмом <...> предоставило в адрес антимонопольного органа сведения о том, что номер <...> выделен в пользование абоненту – Ю<...>.

Такие данные позволяют предположить, что Ю<...>, чей абонентский номер <...> используется для продвижения рекламируемых услуг, является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

В свою очередь, рекламораспространителем такой рекламы является   ООО «СРЦ», сведения о котором приводятся на бланке, используемом в том числе для размещения рекламных объявлений и, в частности, с рассматриваемой рекламой, и от которого необходимо получить данные об обстоятельствах распространения такой рекламы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 3, 5, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 013/05/5-297/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Ю<...> <...>;

заинтересованное лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Саранский расчетный центр» <...>.

3. Назначить дело № 013/05/5-297/2024 к рассмотрению на 24 июня 2024 года в 15.00 часов по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, 14, 2 этаж, каб.3 (конференц-зал), контактный телефон: <...>; контактное лицо: <...>; электронная почта: <...>.

4. Ю<...> представить в срок до 20 июня 2024 года следующие документы и сведения:

1) письменные объяснения по поводу предъявляемых претензий;

2) копии документов (договор, соглашение, в том числе акт сдачи-приема услуг, счет-фактура, платежные документы на оплату услуг, и другие), на основании которых осуществлено изготовление и размещение объявления с рассматриваемой рекламой. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

3) сведения (в письменном виде) об адресном размещении аналогичной рекламы иными способами и с помощью иных средств (Интернет-реклама на информационных ресурсах с перечислением таковых, наружная реклама, печатные, электронные СМИ, и др.) с приложением копий подтверждающих документов, в том числе договоров на размещение рекламы. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

4) распечатку типовой формы договора «с гарантией», заключаемого с гражданами на предоставление рекламируемых услуг. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

5) документы (копии), определяющие порядок и условия списания долгов граждан или их выплаты за граждан, обратившихся за оказанием рекламируемых услуг. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

6) копии документов (договор, соглашение, в том числе акт сдачи-приема услуг, счет-фактура, платежные документы на оплату услуг, и другие), на основании которых Ю<...> владеет, пользуется, распоряжается офисом, адрес которого, наряду с указанием на контактный номер телефона <...>, сообщается в рассматриваемой рекламе (пр. Ленина, <...>). В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

7)  копии документов, подтверждающих право Ю<...> осуществлять предпринимательскую деятельность по предоставлению рекламируемых услуг по банкротству граждан;

8) иные документы и сведения (в письменном виде), имеющие, по мнению Ю<...>, отношение к обстоятельствам рассматриваемого дела.

Копии всех документов и материалов должны быть заверены личной подписью Ю<...>.

5. ООО «СРЦ» представить в срок до 20 июня 2024 года следующие документы и сведения:

1) письменные объяснения по поводу обстоятельств размещения и последующего распространения рассматриваемой рекламы на бланке для показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) за апрель 2024г. с указанием даты распространения таких бланков и общего количества распространенных экземпляров;

2) копии документов (договор, соглашение, в том числе акт сдачи-приема услуг, счет-фактура, платежные документы на оплату услуг, и другие), на основании которых осуществлено изготовление и размещение рассматриваемой рекламы на бланках ИПУ. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

3) сведения (в письменном виде) о периоде, в течение которого распространялась (распространяется) рассматриваемая реклама на бланках ИПУ, в том числе о количестве распространенных экземпляров с такой рекламой;

4) копии документов (положение, приказ, распоряжение и др.), которыми определен порядок и условия изготовления и тиражирования бланков ИПУ, в том числе их использования для размещения рекламных объявлений. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

5) иные документы и сведения (в письменном виде), имеющие, по мнению ООО «СРЦ», отношение к обстоятельствам рассматриваемого дела.

Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя или иного лица, наделенного правом подписи от имени организации (с приложением подтверждающих документов), и печатью (при наличии) организации.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка Ю<...>, в действиях которой содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а также ООО «СРЦ» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, вправе участвовать в дистанционном режиме рассмотрения дела, для чего им необходимо в срок до 20 июня 2024 года направить в адрес территориального антимонопольного органа соответствующее ходатайство, указав при этом адрес своей электронной почты для оперативного обмена информацией.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, обязаны предоставить документы, подтверждающие их личность и полномочия.

В соответствии с пунктом 29 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922), стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе: знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Сведения и документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений и документов.

Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела и приобщается к материалам дела.

Расписка лиц, участвующих в деле, в неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела и приобщается к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

Председатель Комиссии                                                              <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны