Решение №513 Решение от 27 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Саранск
Резолютивная часть решения оглашена «27» сентября 2021 г.
В полном объеме решение изготовлено «27» сентября 2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
Председатель комиссии: (..........) – Врио руководителя Мордовского УФАС России; Члены Комиссии: (..........) – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; (..........) – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; (..........) - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, при участии посредством видеоконференцсвязи:
представителя заявителя – ООО «Гарвей» (..........) (доверенность от 18.02.2021 г. № 11),
в присутствии:
представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Мордовская республиканская станция переливания крови» - (..........) (доверенность от 27.09.2021 г. № 750), представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Мордовская республиканская станция переливания крови» - (..........) (доверенность от 27.09.2021 г. № 751),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарвей» (далее – ООО «Гарвей», Заявитель) (вх. № 4901 от 17.09.2021 г.) на действия заказчика – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Мордовская республиканская станция переливания крови» (далее – ГБУЗ РМ «Мордовская станция переливания крови», Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на закупку расходных материалов (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) № 32110638386),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «Гарвей» (вх. № 4163 от 06.08.2021 г.) на действия заказчика – ГБУЗ РМ «Мордовская станция переливания крови» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на закупку расходных материалов (извещение в ЕИС № 32110638386) (далее – Запрос котировок).
Сторонам по делу было направлено уведомление от 20.09.2021 г. № 2239 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 27.09.2021 г.
Как следует из жалобы Заявителя, на сайте www.zakupki.gov.ru 14.09.2021 года размещены извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (№ 32110638386), а также документация на закупку расходных материалов.
Заявитель указывает, что документация не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о закупках и Положению о закупках, что нарушает права и законные интересы ООО «Гарвей» на основании следующих доводов:
1) Описание объекта закупки в части наличия TC-450S400 (позиция № 1) и DC-450A300 (позиция № 2) указывает на конкретного производителя закупаемых расходных материалов - «Шандонг Вейгао Групп Медикал Полимер Ко., Лтд.», Китай (регистрационное удостоверение от 17.04.2019 № ФЗС 2011/09812).
TC-450S400 (позиция № 1) и DC-450A300 (позиция № 2) являются каталожными номерами продукции производства «Шандонг Вейгао Групп Медикал Полимер Ко., Лтд.», Китай (регистрационное удостоверение от 17.04.2019 № ФЗС 2011/09812)
2) Организация, осуществляющая заготовку донорской крови и ее компонентов, обеспечивает контроль донорской крови и (или) ее компонентов на предмет соответствия значениям показателей безопасности донорской крови и (или) ее компонентов, предусмотренным Приложением № 1 к настоящим Правилам (пункт 39 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов).
В приложении № 1 к Правилам указано требование к объему заготавливаемой крови - «450±50 мл. без антикоагулянта».
Таким образом, допустимый минимальный объем собираемой крови составляет 400 мл. без антикоагулянта, а максимальный - 500 мл. без антикоагулянта.
Учитывая описание позиции № 1 объекта закупки, где емкость основного контейнера составляет 450 мл., который уже содержит антикоагулирующий раствор и/или консерванты для эритроцитов объемом 63 мл., у Заявителя возникли объективные основания утверждать, что описание объекта закупки не соответствует Правилам заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, поскольку емкость основного контейнера, выбранная Заказчиком, не позволяет вместить в себя объем заготавливаемой крови 450 мл. без антикоагулянта.
Принимая во внимание требования Заказчика о строгом регламентированном заборе цельной крови в объеме 450 мл. и учитывая объем антикоагулянта 63 мл., емкость основного контейнера должна вмещать в себя 513 мл. жидкости, что невозможно при выбранной Заказчиком емкости основного контейнера, значение которой составляет 450 мл., с уже залитым антикоагулянтом объемом 63 мл.
3) При описании объекта закупки Заказчик использовал характеристику - Блистерная упаковка: Герметичный пакет из алюминиевой фольги.
Применительно к объекту закупки документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, является ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) «Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытаний» (далее - ГОСТ 31597-2012).
Настоящий стандарт распространяется на полимерные контейнеры для крови и ее компонентов, стерильные, однократного применения (далее - контейнеры), предназначенные для взятия крови, разделения ее на компоненты, хранения, транспортирования и переливания крови и ее компонентов.
Стандарт устанавливает технические требования, включая эксплуатационные характеристики и методы испытаний при приемосдаточных, сертификационных и периодических испытаниях (пункт 1 ГОСТ 31597-2012).
Требования к упаковке перечислены в разделе 8 ГОСТ 31597-2012.
Ни ГОСТ 31597-2012, ни иные нормативно-технические документы не содержат требований ко вторичной упаковке в виде алюминиевой фольги.
По мнению Заявителя, значение характеристики «Блистерная упаковка» в виде алюминиевой фольги является избыточным и блокирующим, что влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
4) При описании объекта закупки Заказчик использовал характеристики: Количество мешков в блистерной упаковке - 2 шт., Количество мешков в картонной упаковке - 44, что не является функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой объекта закупки.
Заявитель указывает, что перечисленные характеристики также являются избыточными и «блокирующими», и влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
5) При описании объекта закупки Заказчик использовал характеристику: Гарантийный срок хранения в упаковке: 2,0 года.
Заявитель является официальным дистрибьютером производителя ОАО «Синтез», Россия, продукция которого имеет срок годности 3 года.
Таким образом, по мнению Заявителя, он не имеет возможности подать заявку и принять участие в запросе котировок в электронной форме, поскольку единственным производителем продукции, описанной в документации, может являться исключительно «Шандонг Вейгао Групп Медикал Полимер Ко., Лтд.», Китай (регистрационное удостоверение от 17.04.2019 № ФЗС 2011/09812).
Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил возражения на жалобу (вх № 5019 от 23.09.2021 года), из которых следует, что специалистом Заказчика был ошибочно прикреплен файл (Приложение №1 к извещению Описание предмета закупки), взамен подготовленного.
Применение объекта закупки предполагается для оказания платных медицинских услуг населению, а именно процедур экстракорпоральной гемокоррекции. Данная медицинская услуга не регулируется требованиями постановления Правительства РФ от 22.06.219 г. № 797 «Об утверждении Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
По доводу Заявителя об установлении избыточного и блокирующего требования в характеристики «Блистерная упаковка» в виде алюминиевой фольги, Заказчик пояснил, что указанный довод не является избыточным и блокирующим, и не влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, так как данный вид расходного материала производит не только «Шандонг Вейгао Групп Медикал Полимер Ко., Лтд.» Китай, а и такие как:
- «Сучжоу Лайши трансфузионное оборудование», Китай
- Vogt Medical Vertrieb GmbH (VM). Германия
- Green Cross Medical Science Corporation. Южная Корея и др..
Кроме того, из представленных пояснений также следует, что, функционалом электронной площадки, процедуру запроса котировок в электронной форме, можно либо отменить, либо продлить, либо изменить, в связи с чем, данная закупка 21.09.2021 года была отменена.
Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.
Запрос котировок проводился Заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», Положение о закупках товаров, работ, услуг Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Мордовская республиканская станция переливания крови» (далее – Положение о закупке) и извещением о проведении открытого запроса котировок в электронной форме № 32110638386 (далее – Извещение).
В соответствии с частью 20 статьи 3.2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно пункту 1 статьи 19 Положения о закупке Запрос котировок является открытой конкурентной процедурой закупки, которая не является конкурсом либо аукционом, ее проведение не регулируется статьями 447 – 449 Гражданского кодекса РФ. Данная процедура также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057 -1061 Гражданского кодекса РФ, что не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса котировок или иным его участником. Победителем признается участник закупок, предложивший наиболее низкую цену договора.
Согласно пункту 4 статьи 19 Положения о закупке Извещение о проведении запроса котировок, и документация о проведении запроса котировок размещаются Заказчиком на сайте Заказчика и (или) на официальном сайте не менее чем за семь дней до установленного в документации о проведении запроса котировок дня окончания подачи заявок на участие, за исключением случаев, когда сведения о закупке не подлежат размещению на официальном сайте.
Согласно части 9 статьи 4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе следующее сведения:
- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);
- иные сведения, определенные положением о закупке.
Согласно части 5 статьи 4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».
14 сентября 2021 г. Заказчик разместил в ЕИС Извещение о проведении Запроса котировок.
Дата начала срока подачи заявок: 14 сентября 2021 года с момента опубликования извещения.
Срок окончания подачи заявок: 22 сентября 2021 года 09:00 час. (время московское).
Дата рассмотрения заявок: 23 сентября 2021 года.
Согласно пункту 6 Извещения предметом договора выступает Закупка расходных материалов. Конкретные характеристики товара указаны в Приложении №1 к извещению «Описание предмета закупки».
Согласно Извещению 20.09.2021 года Заказчик внес изменения в Извещение. 21.09.2021 года Заказчик отменил спорные торги.
Как следует из представленных Заказчиком пояснений, функционалом электронной площадки, процедуру запроса котировок в электронной форме, можно либо отменить, либо продлить, в связи с чем, данная закупка была отменена. Заявки на участие в процедуре не поступали.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что изменения в Извещение были внесены Заказчиком в следствии обнаружения в приложении № 1 к Извещению нарушения норм ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».
Согласно части 5 статьи 3.2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Данная позиция также отражена в пункте 5 статьи 12 Положения о закупке.
Поскольку, на момент рассмотрения доводов жалобы ООО «Гарвей», закупка Заказчиком отменена, права и законные интересы потенциальных участников закупки, в том числе Заявителя не могут быть нарушены.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России находит доводы Заявителя необоснованными, в связи с отсутствием обстоятельств (отмена закупки), которые послужили основанием к обращению в антимонопольный орган и могли бы нарушить его права и законные интересы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарвей» (вх. № 4163 от 06.08.2021 г.) на действия заказчика – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Мордовская республиканская станция переливания крови» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на закупку расходных материалов (извещение в ЕИС № 32110638386) необоснованной.