Решение №ДМ/4259/23 Решение от 27 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии представителя Организатора торгов – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия по доверенности – <...> (доверенность от 16.10.2023 г. № 60-Д), представителя ИП <...> по доверенности – <...> (доверенность от 20.10.2023 г.),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ИП <...> от 16.10.2023 г. (вх. № 5144/23 от 17.10.2023 г.) на действия Организатора торгов – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия при проведении продажи государственного имущества посредством публичного предложения в электронной форме (извещения № 21000003540000000064 на сайте http://sale.zakazrf.ru/; извещение № 21000003540000000064 на сайте https://torgi.gov.ru/),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступила жалоба ИП <...> (далее также – Заявитель) от 16.10.2023 г. (вх. № 5144/23 от 17.10.2023 г.) на действия Организатора торгов – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия (далее также – Организатор торгов) при проведении продажи государственного имущества посредством публичного предложения в электронной форме (извещения № 21000003540000000064 на сайте http://sale.zakazrf.ru/; извещение № 21000003540000000064 на сайте https://torgi.gov.ru/).

Сторонам по делу направлено уведомление от 18.10.2023 г. № ЕЛ/4094/23 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы было назначено на 15 часов 00 минут 23 октября 2023 года.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов, на основании пункта 2 части 25 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) срок рассмотрения жалобы ИП <...> был перенесен на 17 часов 00 минут 24 октября 2023 года.

Заявителем в представленной жалобе (вх. № 5144/23 от 17.10.2023 г.) указано на нарушение действующего законодательства Организатором торгов при проведении продажи государственного имущества согласно следующим доводам:

  1. В Информационном сообщении в разделе «Порядок ознакомления с имуществом, иной информацией» организатором торгов указан один номер телефона, принадлежащий бывшему сотруднику организации, арендующей реализуемое помещение (АО «Тандер»), провести осмотр имущества, связавшись с владельцем  данного номера, не представлялось возможным.
  2. Организатором торгов в информационных сообщениях не указана информация о наличии ограничений в отношении реализуемого здания.
  3. В реализуемом здании согласно выписке из ЕГРН образовано два помещения, информация о собственниках данных помещений в информационном сообщении не указана.
  4. Организатором торгов своевременно не проведена кадастровая оценка, координаты земельного участка не определены.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.

Согласно части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме, при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее также – Закон о приватизации) в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные Заявителем, Организатором торгов документы, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

6 сентября 2023 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадки АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» Министерством земельных и имущественных отношений Республики Мордовия опубликована информация о проведении продажи государственного имущества посредством публичного предложения в электронной форме (извещения № 21000003540000000064 на сайте http://sale.zakazrf.ru/; извещение №  21000003540000000064 на сайте https://torgi.gov.ru/):

1) Здание лаборатории площадью 445,2 кв. м, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Димитрова, д. 48, кадастровый номер 13:23:0902142:1247.

2) Земельный участок площадью 828 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Димитрова, д. 48, кадастровый номер 13:23:0902142:6.

Продажа посредством публичного предложения проводится по правилам и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001  № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Законом Республики Мордовия  от 30.12.2022 № 95-З «Об управлении и распоряжении собственностью Республики Мордовия», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме», на основании распоряжения Правительства Республики Мордовия от 28.08.2023 № 598-Р.

Дата начала срока подачи заявок: 07.09.2023

Дата окончания приема заявок: 06.10.2023 в 16 часов 00 мин. по московскому времени.

Дата, место и время проведения продажи посредством публичного предложения в электронной форме:  11.10.2023 электронная площадка – sale.zakazrf.ru.

Начало в 10.00 (время проведения процедуры продажи посредством публичного предложения соответствует местному времени, в котором функционирует электронная площадка).

Согласно Протоколу о признании претендентов участниками продажи посредством публичного предложения в электронной форме имущества государственной казны Республики Мордовия (Лот№ 1) от 10.10.2023 г. на участие в торгах было подано 7 заявок, в том числе заявителем, все заявки соответствуют требованиям законодательства, претенденты были признаны участниками продажи указанного имущества.

В соответствии с Протоколом о подведении итогов продажи посредством  публичного предложения в электронной форме имущества государственной казны Республики Мордовия (Лот № 1) от 11.10.2023 г. победителем продажи реализуемого имущества признано ООО «Профит».

  1. В своей жалобе заявитель указал, что в Информационном сообщении в разделе «Порядок ознакомления с имуществом, иной информацией» Организатор торгов указал номер телефона, принадлежащий бывшему сотруднику организации, арендующей реализуемое помещение (АО «Тандер»). В связи с тем, что трудовые отношения с АО «Тандер» им были расторгнуты, договориться об осуществлении осмотра имущества по данному номеру не представлялось возможным.

Согласно пункту 11 части 3 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение должно содержать информацию о порядке ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества.

При рассмотрении данного довода жалобы антимонопольным органом было установлено наличие в размещенном Информационном сообщении в разделе: «Наименование имущества государственной казны Республики Мордовия (характеристика имущества)» следующей информации относительно осмотра реализуемого имущества: «По вопросу осмотра имущества обращаться по тел. – 89375181701, (8342) 39-17-09».

В своих пояснениях от 20.10.2023 г. № 3282 (вх. № 5216/23 от 20.10.2023 г.) Организатор торгов указал, что телефон (8342) 39-17-09 является рабочим телефоном начальника отдела приватизации Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия, часы работы: 9.00 - 18.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Представитель Организатора торгов на заседании комиссии также пояснил, что номер телефона «89375181701», принадлежащий сотруднику арендатора реализуемого здания (АО «Тандер»), был указан в Информационном сообщении в связи с непосредственным нахождением указанного лица в здании, подлежащем продаже, с целью проведения осмотра имущества потенциальными участниками.

Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России признает данный довод необоснованным.

  1. В части довода жалобы заявителя об отсутствии в информационном сообщении информации о наличии ограничений в отношении реализуемого здания антимонопольным органом установлено следующее.

В своей жалобе заявитель указал о наличии в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) информации о следующих ограничениях в отношении реализуемого здания: № 13:23:0902142:1247-13/065/2018-3 от 26.11.2018 г.; №13:23:0902142:1247-13/065/2018-4 от 26.11.2018 г.; № 13:23:0902142:1247-13/065/2019-5 от 09.04.2019 г.; № 13:23:0902142:1247-13/066/2022-6 от 07.04.2022 г.; №13:23:0902142:1247-13/065/2023-7 от 13.03.2023 г., которая в информационном сообщении не раскрыта.

В дополнении к жалобе заявитель также указал, что до настоящего времени не известно о сущности следующих ограничений:

1) № 13:23:0902142:1247-13/065/2023-7 от 13.03.2023г.

2) о соотнесении между собой ограничения № 13:23:0902142:1247-13/065/2018-3 от 26.11.2018г. и № 13:23:0902142:1247-13/065/2018-4 от 26.11.2018г.

По мнению подателя жалобы, Организатор торгов нарушил статью 15 Закона о приватизации, не раскрыв сведения о данных обременениях в информационном сообщении.

Согласно пункту 17 части 3 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать сведения об установлении обременения такого имущества публичным сервитутом и (или) ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и (или) иными федеральными законами.

В пункте 5 Информационного сообщения содержатся сведения о реализуемом имуществе: «Здание лаборатории площадью 445,2 кв. м., расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Димитрова, д. 48, кадастровый номер 13:23:0902142:1247. Краткая характеристика: двухэтажное (в том числе подземных 1) нежилое здание, фундамент бетонный, стены и перегородки кирпичные, перекрытие железо-бетонное, крыша шиферная, полы плитка, проемы двойные створчатые, простые, отделка: штукатурка, побелка. Здание электрифицировано. Год завершения строительства – 1961. Обременение (ограничение): договор аренды (казна Республики Мордовия) от 12 ноября 2018 г. № 2873. Срок действия обременения (ограничения) по 11 ноября 2028 г.».

В приложении 2 к распоряжению Правительства Республики Мордовия от 28.08.2023 г. № 598-Р, также размещенном на сайтах «torgi.gov.ru» и «sale.zakazrf.ru», указано о наличии обременения на реализуемое имущество – Здание лаборатории (договор аренды (казна Республики Мордовия) от 12.11.2018 № 2873 со сроком действия по 11.11.2028).

Организатор торгов в пояснениях от 20.10.2023 г. № 3282 (вх. № 5216/23 от 20.10.2023 г.) и дополнении от 24.10.2023 № 3313 (вх. № 5277/23 от 24.10.2023) указывает, что обременением под номером в ЕГРН 13:23:0902142:1247-13/065/2018-3 от 26.11.2018 г. является обременение в виде договора аренды (казна Республики Мордовия) от 12.11.2018 № 2873. Сведения об обременениях №13:23:0902142:1247-13/065/2018-4 от 26.11.2018 г.; № 13:23:0902142:1247-13/065/2019-5 от 09.04.2019 г.; № 13:23:0902142:1247-13/066/2022-6 от 07.04.2022 г.; №13:23:0902142:1247-13/065/2023-7 от 13.03.2023 г. внесены в ЕГРН в связи с заключением к указанному договору дополнительных соглашений.

Доказательств о наличии иных обременений в отношении реализуемого имущества Комиссии Мордовского УФАС России не представлено.

Комиссией Мордовского УФАС России установлено наличие размещенной Организатором торгов информации относительно обременения (ограничения) реализуемого здания, предусмотренной пунктом 17 части 3 статьи 15.

Следовательно, рассматриваемый довод жалобы является необоснованным.

  1. По мнению заявителя, Информационное сообщение не содержит сведений о наличии в реализуемом здании двух помещений (кадастровые номера 13:23:0902142:1346, 13:23:0902142:1347), а также информации об их собственниках.

Кроме того, по мнению Заявителя, к информационному сообщению приложен технический паспорт от 02.06.2010 г., который в настоящее время является неактуальным.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристику имущества).

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в размещенном Организатором торгов Информационном сообщении указана следующая информация о реализуемом здании: «Здание лаборатории площадью 445,2 кв. м., расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Димитрова, д. 48, кадастровый номер 13:23:0902142:1247. Краткая характеристика: двухэтажное (в том числе подземных 1) нежилое здание, фундамент бетонный, стены и перегородки кирпичные, перекрытие железо-бетонное, крыша шиферная, полы плитка, проемы двойные створчатые, простые, отделка: штукатурка, побелка. Здание электрифицировано. Год завершения строительства – 1961. Обременение (ограничение): договор аренды (казна Республики Мордовия) от 12 ноября 2018 г. № 2873. Срок действия обременения (ограничения) по 11 ноября 2028 г.».

Кроме того, Организатором торгов размещены выписка из ЕГРН на реализуемое здание и земельный участок.

Законом о приватизации не определено, что относится к иным позволяющим индивидуализировать сведениям (характеристике) недвижимого имущества.

Согласно статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации), в ЕГРН вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

На основании изложенного можно сделать вывод, что сведения о недвижимом имуществе, в том числе о наличии ограничений и (или) обременений в отношении такого имущества, содержащиеся в выписке из ЕГРН, являются достаточными для указания в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 15 Закона о приватизации.

Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России, Организатором торгов на сайтах «torgi.gov.ru» и «sale.zakazrf.ru» размещены выписка из ЕГРН от 09.01.2023 №КУВИ-001/2023-2468002 о характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 13:23:09002142:1247, технический паспорт здания лаборатории № 14383 по состоянию на 02.06.2010.

Согласно разделу 7 выписки из ЕГРН от 09.01.2023 №КУВИ-001/2023-2468002 «Перечень помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении», в реализуемом здании расположены: нежилое помещение площадью 323,9 (кадастровый номер 13:23:0902142:1346), нежилое помещение площадью 121,3 (кадастровый номер 13:23:0902142:1347).

Согласно экспликации к поэтажному плану технического паспорта здания лаборатории № 14383, площадь 1 этажа здания составляет 323,9, площадь подвала составляет 121,3.

Таким образом, Организатор торгов, разместив вышеуказанную информацию на сайтах «torgi.gov.ru» и «sale.zakazrf.ru», в полной мере исполнил обязанность по размещению в информационном сообщении сведений о наименовании имущества и иных сведениях (характеристиках имущества), позволяющих его индивидуализировать, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 15 Закона о приватизации. Что позволяет сделать вывод о том, что содержащаяся в информационном сообщении информация об объекте недвижимости, в том числе о расположенных в здании помещениях, безусловно давала возможность индивидуализировать выставленный на торги объект.

Пунктом 1 статьи 287.2 ГК РФ предусматривается, что при государственной регистрации прав на образованные в здании помещения и (или) машино-места право собственности на здание в целом прекращается; аналогичное правило содержится в статье 41 Закона о государственной регистрации.

Таким образом, здание, имеющее в своем составе помещения (в том числе общего пользования), принадлежащие разным лицам, не может существовать как единый объект права собственности в силу указания закона и данное право не может быть передано другому лицу на основании гражданско-правовой сделки или распорядительного акта.

Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что право собственности Республики Мордовия на помещения, расположенные в реализуемом здании, не зарегистрировано в силу положений статьи 287.2 ГК РФ, статьи 41 Закона о государственной регистрации.

Также в силу положений статьи 287.2 ГК РФ, статьи 41 Закона о государственной регистрации наличие притязаний на помещения, расположенные в реализуемом здании, не представляется возможным.

Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России признает рассматриваемый довод необоснованным.

4. Вместе с тем, в своей жалобе заявитель также указал о ненадлежащим образом осуществленную Организатором торгов подготовку объектов недвижимости в связи с несвоевременной кадастровой оценкой, неактуальностью приложенного Организатором торгов отчета об оценке реализуемого имущества по причине изменившейся кадастровой стоимости имущества.

Кроме того, заявитель считает, что координаты земельного участка Организатором торгов не определены.

Рассмотрев указанные доводы жалобы, Комиссия установила следующее.

Организатором торгов на сайтах «torgi.gov.ru» и «sale.zakazrf.ru» размещен № мз-2023-03-009375 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества.

Согласно указанному отчету, рыночная стоимость здания лаборатории, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Димитрова, д. 48, определялась на основании сравнительного и доходного подходов.

В соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200:

Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с идентичными или аналогичными объектами (аналогами). Сравнительный подход основан на принципах ценового равновесия и замещения.

Доходный подход представляет собой совокупность методов оценки, основанных на определении текущей стоимости ожидаемых будущих денежных потоков от использования объекта оценки. Доходный подход основан на принципе ожидания выгод.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что информация о кадастровой стоимости при оценке стоимости реализуемого имущества оценщиком не использовалась.

Кроме того, доказательств того, что рыночная стоимость здания, определенная по результатам оценки, не соответствует характеристикам этого помещения, не представлено. Отчет об оценке № мз-2023-03-009375 в установленном законом порядке не оспаривался.

Также необходимо отметить, что приказ Минземимущества Республики Мордовия от 02.10.2023 № 136 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Республики Мордовия» не вступил в силу. Данный акт вступает в силу по истечении месяца одного после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 05.10.2023, следовательно начало действия документа - 06.11.2023).

Отсутствие сведений о местоположении границ земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на объект, в том числе при отчуждении объекта (статьи 26-27 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 4 статьи 69 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Таким образом, отсутствие сведений о местоположении границ земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости не препятствует реализации земельного участка в порядке, установленном Законом о приватизации.

Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России признает рассматриваемый довод необоснованным.

Кроме того, согласно сведениям, представленным организатором торгов, Заявителем заявка на участие в продаже реализуемого имущества была подана 06.10.2023 г. в 14 часов 49 минут.

Подавая заявку на участие в оспариваемых торгах, информация, содержащаяся в Информационном сообщении, у Заявителя не вызвала вопросов, с запросами на разъяснения указанной информации заявитель в пределах срока подачи заявок к Организатору торгов не обращался, в связи с чем презюмируется, что условия проведения конкурентной закупки были ему ясны и понятны.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

признать жалобу ИП <...> от 16.10.2023 г. (вх. № 5144/23 от 17.10.2023 г.) на действия Организатора торгов – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия при проведении продажи государственного имущества посредством публичного предложения в электронной форме (извещение №21000003540000000064) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                <...>    

 

<...>

 

  <...>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны