Решение №ЛА/432/22 Решение по делу № 013/05/18-326/2022 от 15 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/18-326/2022

15 июля 2022 года                                                                       г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления, <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 05 июля 2022 года дело № 013/05/18-326/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по поступившему из Федеральной антимонопольной службы электронному обращению гр. К<...> <...> относительно нежелательного телефонного звонка с информацией рекламного характера о финансовых услугах Совкомбанка по карте рассрочки Халва, осуществленного 06.04.2022 в 13:32 с номера <...> (МиАТел) на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл) без предварительного согласия абонента и с применением автоматического дозванивания, что носит признаки нарушения части 1 и части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

Гр. К<...> в поступившем от него электронном обращении <...> выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.

ИП С<...> в поступившем от него письме <...> выразил просьбу рассмотреть дело № 013/05/18-326/2022 в его отсутствие.

ООО «ИДС» в своем письме <...> выразило просьбу рассмотреть дело № 013/05/18-326/2022 в отсутствие его представителя.

ПАО «Совкомбанк», ООО «МиАТел», ООО «Тинькофф Мобайл», привлеченные к участию в рассмотрении дела № 013/05/18-326/2022, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России их представители не явились и от названных лиц не поступало ходатайств об участии в дистанционном режиме рассмотрения дела, а также не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела № 013/05/18-326/2022.

В Мордовское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило электронное обращение гр. К<...> <...>, сообщившего о факте дозвона 06.04.2022 в 13:32 с номера <...> (МиАТел) на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл), посредством которого до сведения абонента без его предварительного согласия доведена информация рекламного характера в виде автоматизированной аудиозаписи (озвучена женским голосом) «Добрый день. Меня зовут <...>. Я представитель Совкомбанка. Вам предварительно одобрена карта рассрочки Халва, и у Вас есть возможность воспользоваться суммой до трехсот тысяч рублей без процентов. Вам перезвонит специалист банка и ответит на все вопросы. Скажите «да», если это Вам интересно. Карта также позволяет зарабатывать до двенадцати процентов годовых на остаток. А это как на хорошем банковском вкладе. Более того, есть ещё два плюса, о которых Вам подробнее расскажет эксперт банка. Скажите «да», если готовы заказать карту прямо сейчас. Спасибо, мы Вас больше не побеспокоим.» (продолжительностью 59 секунд).

Федеральная антимонопольная служба, направив на электронную почту Мордовского УФАС России to13@fas.gov.ru электронное обращение гр. К<...> <...>, тем самым поручила Мордовскому УФАС России возбудить и рассмотреть дело по заявленным гр. К<...> претензиям к вышеназванному телефонному звонку, что согласуется с положениями пункта 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения Мордовского УФАС России от 16.05.2022 № 332 о возбуждении дела № 013/05/18-326/2022 и назначении дела к рассмотрению. Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 09.06.2022 № 402 об отложении рассмотрения дела № 013/05/18-326/2022. В назначенном таким определением на 30 июня 2022 года в 12.00 часов заседании Комиссии объявлялся перерыв до 12.00 часов 05 июля 2022 года, после чего рассмотрение дела продолжено.

Исследовав собранные по настоящему делу документы и материалы в их совокупности, и при этом не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения настоящего дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из электронного обращения гр. К<...> <...> следует, что на его абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл) 06.04.2022 в 13:32 поступил нежелательный звонок с номера <...> (МиАТел), посредством которого до сведения ответившего на звонок абонента доведена информация с предложением финансовых услуг Совкомбанка по карте рассрочки Халва. В качестве доказательства состоявшегося телефонного дозвона заявителем предоставлена аудиозапись (продолжительностью 59 секунд) с информацией следующего содержания (озвучена женским голосом): «Добрый день. Меня зовут <...>. Я представитель Совкомбанка. Вам предварительно одобрена карта рассрочки Халва, и у Вас есть возможность воспользоваться суммой до трехсот тысяч рублей без процентов. Вам перезвонит специалист банка и ответит на все вопросы. Скажите «да», если это Вам интересно. Карта также позволяет зарабатывать до двенадцати процентов годовых на остаток. А это как на хорошем банковском вкладе. Более того, есть ещё два плюса, о которых Вам подробнее расскажет эксперт банка. Скажите «да», если готовы заказать карту прямо сейчас. Спасибо, мы Вас больше не побеспокоим.».

Доведенная до сведения пользователя абонентского номера <...> информация с предложением финансовых услуг Совкомбанка по карте рассрочки Халва, по которой можно пользоваться суммой до 300000 рублей без процентов, и которая позволяет зарабатывать до 12% годовых на остаток, носит обобщенный характер и поэтому представляет интерес для неопределенного круга лиц, тем самым сообщаемая информация о предлагаемых финансовых услугах формирует к ним интерес и способствует их продвижению на рынке, в связи с чем такая информация по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются финансовые услуги Совкомбанка по карте рассрочки Халва с лимитом до 300000 рублей и начислением процентов до 12% годовых на остаток.

Рассматриваемая реклама распространена 06.04.2022 в 13:32 посредством телефонного звонка с номера <...> на абонентский номер <...>, находящийся в пользовании у гр. К<...>, который в своем обращении утверждает, что такая реклама поступила без его предварительного согласия.

Гр. К<...> является абонентом Тинькофф Мобайл, в пользовании которого находится абонентский номер <...>, что подтверждается заявлением о перенесении телефонного номера в ООО «Тинькофф Мобайл» <...> и Заявлением-Анкетой <...> (имеются в материалах настоящего дела).

ООО «Тинькофф Мобайл» с письмом <...> предоставило детализацию входящих вызовов, подтверждающую входящий звонок на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл) с номера <...>.

Номер <...>, с которого осуществлен рассматриваемый рекламный звонок, входит в систему нумерации ООО «МиАТел».

ООО «МиАТел» с письмом <...> предоставило документы и сведения, подтверждающие совершение 06.04.2022 в 13:32 на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл) исходящего звонка с номера <...>, выделенного в пользование абоненту – Индивидуальному предпринимателю С<...> <...>  на основании договора <...>.

Тем самым материалами настоящего дела подтверждается заявленный дозвон 06.04.2022 в 13:32 с номера <...> (МиАТел) на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл).

Распространение рассматриваемой рекламы по сетям электросвязи должно осуществляться с соблюдением специальных требований и ограничений.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Из обращения гр. К<...> следует, что рассматриваемая реклама распространена путем дозвона на принадлежащий ему телефон без его предварительного согласия и является для него нежелательной.

Вместе с тем, предоставленная гр. К<...> аудиозапись с рассматриваемой рекламой показывает, что при приёме входящего вызова непосредственное общение звонившего с ответившим на звонок пользователем абонентского номера <...> не производилось, а транслировалась только предварительно изготовленная аудиозапись, озвученная женским голосом и содержащая текст рекламного сообщения, в которой предлагалось сказать «да», «если это Вам интересно», «если готовы заказать карту прямо сейчас».

Тем самым распространение озвученной гр. К<...> рекламы, предварительно записанной либо созданной с помощью компьютерных программ, представляет собой предварительно заготовленное аудиосообщение, то есть осуществлено без участия человека с применением средств автоматического дозванивания.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Материалами настоящего дела установлено, что распространение рассматриваемой рекламы по сетям подвижной радиотелефонной связи путем автоматического дозванивания на номер <...> (Тинькофф Мобайл), абонент которого утверждает, что он не выражал своего предварительного согласия на получение такой рекламы, осуществлено с номера <...> (МиАТел), находящегося в пользовании Индивидуального предпринимателя С<...>.

От ИП С<...> поступили документы и сведения с письмом <...>, с письмом <...>, из которых следует, что ИП С<...> оказывает посреднические услуги ООО «ИДС», состоящего, в свою очередь, в договорных отношениях с ПАО «Совкомбанк», во исполнение которых ИП С<...> разместил на своем Интернет-сайте silvercard.icu информацию о возможности оформления заявки для получения кредитной карты рассрочки, выпускаемой ПАО «Совкомбанк». По мнению ИП С<...>, на таком сайте К<...> 06.04.2022 в 09:41 с целью оформления заявки на карту были введены данные «К<...> <...> <...> – <...> – null» и активированы предусмотренные  формой заявки чек-боксы, в том числе с текстом «Даю согласие на получение рекламной рассылки», в результате чего он акцептовал Публичную оферту (предложение) о заключении лицензионного договора на использование сайта, и в последующем на указанный им абонентский номер был осуществлен рассматриваемый рекламный звонок.

Просмотр сайта, расположенного в сети Интернет по адресу silvercard.icu (скриншот от 02.06.2022), показывает, что такой сайт предназначен для оформления заявки на получение кредитной карты «Лучшая карта рассрочки» по типовой форме следующего содержания: «Оставить заявку на карту Ваше имя Номер телефона Дата рождения Предоставляя свои персональные данные, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с условиями Пользовательского соглашения и Политики обработки персональных данных. Даю согласие на обработку персональных данных. Даю согласие на получение рекламной рассылки.». При этом на главной странице такого сайта демонстрируются изображения карт с логотипами Альфа-Банк, СОВКОМБАНК, СОВЕСТЬ.

От ООО «ИДС» поступили документы и сведения с письмом <...>, в котором сообщается о том, что ООО «ИДС» оказывает услуги по привлечению пользователей, потенциально заинтересованных в получении займов у ПАО «Совкомбанк», а также подтверждается наличие договорных отношений ООО «ИДС» как с ИП С<...>, так и с ПАО «Совкомбанк», и при этом выражается мнение, что рассматриваемый звонок осуществлен ИП С<...>, за действия которого ООО «ИДС» не несет ответственности.

От ПАО «Совкомбанк» поступили документы и сведения с письмом <...>, в котором «…Банк  не подтверждает совершение звонка на номер <...> с номеров Банка и номеров партнеров Банка», а также поясняет, что Банк не заключал с ИП С<...> договоров на оказание рекламных услуг, а по условиям заключенного Банком с ООО «ИДС» договора услуги по привлечению пользователей, потенциально заинтересованных в получении займов у Банка, оказываются ООО «ИДС» путем передачи ссылки, по которой должны производиться переходы на сайт Банка, при том, что Банк не давал ООО «ИДС» письменного согласия на привлечение третьих лиц для оказания таких услуг.

Предоставленные документы с очевидностью свидетельствуют о следующем.

ИП С<...> является владельцем домена silvercard.icu, что подтверждено распечаткой данных о владельце домена silvercard.icu из реестра доменов второго уровня, приложенной к письму ИП С<...> <...>.

Вместе с тем, на основании агентского договора <...>, заключенного между ООО «ИДС» (Принципал) и ИП С<...> (Агент), Агент обязался оказывать рекламные услуги Принципалу в соответствии с условиями, указанными в Оффере на размещение рекламы (Приложение № 1). Так, из п.3 Оффера следует, что с 12 декабря 2020 года стороны по договору проводят рекламную кампанию по карте «Халва» на целевой Интернет-странице https://silvercard.icu/ с учетным действием – подтвержденная заявка, с целевым действием – оставление заявки на Целевой странице, дополнительная информация – Карта рассрочки «Халва»: бесплатный выпуск, доставка и обслуживание; рассрочка до 18 календарных месяцев 0%; кэшбэк до 6%; возврат на остаток на карте до 7,5%; более 50000 партнеров; https://halvacard.ru/. При этом из п.4 Оффера следует, что все рекламные материалы предоставляются Принципалом при том, что Агент вправе использовать не только предоставленные Принципалом рекламные материалы, но и подготовленные самостоятельно, утверждение которых Принципалом не требуется.

В свою очередь, на основании договора <...> об оказании рекламных услуг <...>, заключенного между ПАО «Совкомбанк» (Заказчик) и ООО «ИДС» (Исполнитель), Исполнитель обязуется оказать услуги по размещению и/или распространению рекламных материалов, а также услуги по привлечению пользователей, потенциально заинтересованных в получении займов денежных средств Заказчика, которые оказываются Исполнителем путем передачи ссылки средствами телемаркетинга, по которой должны производиться переходы на сайт Заказчика, где посетитель заполняет Заявку на получение займа денежных средств, при том, что п.8.4 такого договора определено, что Исполнитель может привлекать к исполнению договора третьих лиц. При этом из Дополнительного соглашения <...>, являющегося Приложением № 1 к договору <...>, следует, что вознаграждение Исполнителя определяется из фактического количества надлежащим образом заполненных посетителями Заявок, полученных Заказчиком от Исполнителя за отчетный период, по которым был выдан кредит или иной продукт банка, и таким Дополнительным соглашением определены категории Офферов, среди которых значится Халва, а также, среди прочих, допускается такой вид трафика, как прозвон базы потенциальных клиентов.

Следовательно, в рамках взаимосвязанных партнерских отношений ПАО «Совкомбанк» и ООО «ИДС», ООО «ИДС» и ИП С<...> организована работа по предоставлению услуг для оформления заявки от потенциальных клиентов ПАО «Совкомбанк» по карте рассрочки «Халва» с использованием Интернет-сайта silvercard.icu.

ИП С<...> с целью продвижения услуг по оформлению заявки на получение карты «Халва» самостоятельно осуществил 06.04.2022 в 13:32 рассматриваемый рекламный дозвон с выделенного ему абонентского номера <...> (МиАТел) на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл), находящийся в пользовании гр. К<...>, что фактически признаёт ИП С<...> в своем письме <...>.

Учитывая фактически установленные обстоятельства, следует признать, что в рассматриваемом случае ИП С<...>, чьими действиями опосредовано и выражено распространение рассматриваемой рекламы по сети электросвязи, выступил в качестве рекламораспространителя.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ИП С<...>, являясь рекламораспространителем, обязан был действовать по правилам части 1 и части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», и не распространять рекламу по сетям электросвязи путем автоматического дозванивания и без предварительного согласия абонента на получение рекламы.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В рассматриваемом случае под абонентом надлежит понимать гр. К<...>, в момент доставки рассматриваемой рекламы на его абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл) находившегося в г. Санкт-Петербурге и сообщившего антимонопольному органу о том, что он не давал согласия на получение вышеприведенного рекламного звонка.

ИП С<...> в своих пояснениях, изложенных в письмах <...>, <...>, придерживается позиции, что им осуществлен телефонный звонок гр. К<...> после того, как К<...> прошёл процедуру регистрации на Интернет-сайте silvercard.icu и оформил заявку на получение карты, согласившись на обработку своих персональных данных и на получение рекламной рассылки.

Со стороны гр. К<...> дополнительно поступило электронное сообщение с пояснениями <...>, где он категорично утверждает, что Интернет-сайт silvercard.icu ему не известен, такой сайт он никогда не посещал, не оставлял там свои персональные данные, не заполнял никакие формы и не активировал никакие чек-боксы, не давал согласия распространять рекламу в свой адрес  ИП С<...>, и при этом выражает мнение, что его персональные данные были получены незаконным способом.

Комиссия, учитывая пояснения гр. К<...>, критично относится к выраженной ИП С<...> позиции и отмечает её несостоятельность ввиду следующего.

Из информационного наполнения Интернет-сайта silvercard.icu с очевидностью следует, что оформление заявки предполагает не телефонное дозванивание, а переход пользователя в конфиденциальную область Интернет-страницы после нажатия кнопки «Получить карту».

В свою очередь, из содержания рассматриваемого рекламного дозвона, совершённого автоматически, не следует, что представитель Совкомбанка обращается к ответившему на звонок персонализированному лицу после активации им заявки на Интернет-сайте silvercard.icu. Более того, в рекламном сообщении как раз-таки предлагается «заказать карту прямо сейчас», что не логично в ситуации, когда заявка на получение карты уже оформлена.

Как отмечалось выше, ИП С<...> считает, что пользователь Интернет-сайта silvercard.icu оставил о себе данные «К<...> <...> <...> – <...> – null», автоматически добавленные в лог-файл такого сайта.

Такие данные содержат персональные данные, относящиеся к определенному физическому лицу, использование которых должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон «О персональных данных»).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

Однако, вопреки законодательно установленным требованиям, предоставленные ИП С<...> документы и сведения не содержит необходимых и достаточных данных о пользователе Интернет-сайта silvercard.icu, оставившем о себе данные «К<...> <...> <...> – <...> – null», в частности, отсутствуют сведения об адресе субъекта персональных данных, номере основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе.

Отсутствующие сведения не позволяют однозначно идентифицировать субъекта персональных данных.

Наряду с этим, вызывает сомнение добровольность волеизъявления пользователя Интернет-сайта silvercard.icu на получение рекламы, поскольку любое лицо, оформляющее на таком сайте заказ на получение карты, находится в прямой зависимости от совершения предусмотренного формой заявки алгоритма действий (активации кликов в чек-боксах), что вынуждает его проставить предусмотренные такой формой отметки, в том числе о согласии на получение рекламной рассылки. При этом навязанное против воли пользователя сайта согласие будет действовать до тех пор, пока он не обратит внимание на такое условие, не имеющее отношение к оформлению заявки для получения карты, при том, что последующие действия для отказа от рассылки, которые необходимо совершить для прекращения нежелательной рассылки, также являются обременением для пользователей сайта. При таких обстоятельствах не представляется возможным признать предусмотренное формой заявки согласие на получение рекламной рассылки в качестве добровольного волеизъявления, поскольку добровольность волеизъявления однозначно должно было бы означать, что лицо действительно, без каких-либо вынуждающих условий, желало бы и выразило бы свое согласие на получение рекламы, даже при наличии одновременной возможности отказаться.

Следовательно, в рассматриваемом случае предоставленные ИП С<...> скриншот лог-файла и выписка из лог-файла не могут быть признаны в качестве надлежащего доказательства предварительного согласия субъекта персональных данных на получение рекламной рассылки, поскольку не содержат достаточных данных, необходимых для идентификации субъекта персональных данных и подтверждения добровольности его волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Комиссия, исходя из фактически установленных обстоятельств, признаёт, что рекламораспространитель – ИП С<...> вопреки законодательно установленным требованиям осуществил распространение рассматриваемой рекламы по сети подвижной радиотелефонной связи путем автоматического дозванивания с номера <...> (МиАТел) на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл) гр. К<...> в отсутствие его предварительного согласия на получение такой рекламы.

Таким образом, распространение по сети подвижной радиотелефонной связи рекламы «Добрый день. Меня зовут <...>. Я представитель Совкомбанка. Вам предварительно одобрена карта рассрочки Халва, и у Вас есть возможность воспользоваться суммой до трехсот тысяч рублей без процентов. Вам перезвонит специалист банка и ответит на все вопросы. Скажите «да», если это Вам интересно. Карта также позволяет зарабатывать до двенадцати процентов годовых на остаток. А это как на хорошем банковском вкладе. Более того, есть ещё два плюса, о которых Вам подробнее расскажет эксперт банка. Скажите «да», если готовы заказать карту прямо сейчас. Спасибо, мы Вас больше не побеспокоим.», осуществленное в г. Санкт-Петербург 06.04.2022 в 13:32 путем автоматического дозванивания с абонентского номера <...> (МиАТел), выделенного в пользование ИП С<...>, на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл), находящийся в пользовании у гр. К<...>, без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, нарушает требования части 1 и части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.

Материалами настоящего дела установлено, что распространение ненадлежащей рекламы опосредовано и выражено действиями рекламораспространителя – Индивидуального предпринимателя С<...> <...>, использовавшего выделенный ему абонентский номер <...> (МиАТел) для оказания рекламных услуг.

Оператор связи - ООО «МиАТел» в своем письме <...> сообщило, что ИП С<...> использовал выделенный ему абонентский номер <...> (МиАТел) с 06.04.2022 по 20.04.2022, и после указанного периода обозначенный номер свободен и за ним не числится абонентов в сети ООО «МиАТел».

ИП С<...> к своему письму <...> приложил копию Акта об уничтожении персональных данных <...>, из которого следует, что ИП С<...> удалил данные К<...> <...> <...> на жестком диске.

Комиссия принимает во внимание такие документы и сведения в качестве доказательств, свидетельствующих о невозможности дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы с использованием абонентского номера <...> (МиАТел).

При установленных обстоятельствах не усматривается необходимости выдавать ИП С<...>, как рекламораспространителю ненадлежащей рекламы, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лица, допустившего нарушение законодательства о рекламе по месту нахождения абонента номера <...> (Тинькофф Мобайл), которому по сети электросвязи доставлена ненадлежащая реклама, -  г. Санкт-Петербург, к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частями 1 и 2 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Добрый день. Меня зовут <...>. Я представитель Совкомбанка. Вам предварительно одобрена карта рассрочки Халва, и у Вас есть возможность воспользоваться суммой до трехсот тысяч рублей без процентов. Вам перезвонит специалист банка и ответит на все вопросы. Скажите «да», если это Вам интересно. Карта также позволяет зарабатывать до двенадцати процентов годовых на остаток. А это как на хорошем банковском вкладе. Более того, есть ещё два плюса, о которых Вам подробнее расскажет эксперт банка. Скажите «да», если готовы заказать карту прямо сейчас. Спасибо, мы Вас больше не побеспокоим.», распространенную по сети подвижной радиотелефонной связи в г. Санкт-Петербург 06.04.2022 в 13:32 путем автоматического дозванивания с абонентского номера <...> (МиАТел), выделенного в пользование ИП С<...>, на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл), находящийся в пользовании у гр. К<...>, без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, поскольку такая реклама нарушает требования части 1 и части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать рекламораспространителю – Индивидуальному предпринимателю С<...> <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела № 013/05/18-326/2022 (копии) уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 июля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.     

Председатель Комиссии:                                            <...>

Члены Комиссии: 

                                                                                       <...>

                                                                                       <...>

                                                                                       <...>  

Связанные организации

Связанные организации не указаны