Решение №98 решение по делу от 18 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена: «03» марта 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено: «18» марта 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: <...>– заместитель руководителя Мордовского УФАС России;

Члены комиссии:<...>

в присутствии:

от Госкомимущества Республики Мордовия – заместитель председателя –<...> (доверенность от 09.11.2020 № 86); консультант юридического отдела –<...> (доверенность от 26.01.2021 №30);

заявитель<...> не явился.

рассмотрев дело № 013/01/15-828/2020 по признакам нарушения Государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество РМ, Комитет) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило обращение Члена ликвидационной комиссии ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» председателя ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» <...> (вх. №5939 от 28.09.2020 г.), в котором указывается на признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в невозврате объектов недвижимого имущества в государственную казну.

Согласно поступившему обращению, письмом от 05.08.2020 № 1441 Госкомимущество РМ по результатам заседания Комиссии, утвержденной приказом Госкомимущества РМ от 21 мая 2020 г. №53, согласовало передачу в безвозмездное пользование нежилых помещений общей площадью 257 кв.м, находящихся в здании, закрепленном за ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» на праве оперативного управления, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, д. 14 (далее – Имущество) Микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия», для размещения центра «Мой бизнес» по договорам от 05.08.2020 № 4/20 и №6/20 на 30 дней с даты подписания, в установленном законом порядке.

В соответствии с обращением члена ликвидационной комиссии ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» <...> (вх. № 5939 от 28.09.2020) на дату поступления заявления срок действия договоров истек, однако, Микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия» продолжала пользоваться нежилыми помещениями ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия». Никаких действий по возврату объектов недвижимого имущества учреждению из безвозмездного пользования не осуществлялось.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Госкомимуществе РМ, утвержденном постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. №7 (далее – Положение), Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Мордовия.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Положения Госкомимущество РМ в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в области формирования государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений:

управляет и распоряжается государственным имуществом от имени Республики Мордовия;

осуществляет контроль за управлением, распоряжением, эффективным использованием и сохранностью недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Республики Мордовия, а также переданных в установленном порядке во владение и (или) пользование организациями, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Мордовия, назначает и проводит документальные и иные проверки организаций, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Мордовия, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности государственного имущества Республики Мордовия и т. д.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 20 Постановления Правительства Республики Мордовия от 1 ноября 2010 г. №424 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Республики Мордовия, связанные с управлением государственной собственностью Республики Мордовия» Госкомимущество РМ осуществляет закрепление находящегося в государственной собственности Республики Мордовия имущества за унитарными предприятиями, государственными учреждениями на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.

Таким образом, за Госкомимуществом РМ закреплена обязанность по управлению, распоряжению и контролю за распоряжением государственной собственностью Республики Мордовия.

Госкомимущество РМ издало Приказ от 29.09.2002 г.
№ 376-У «О закреплении части административного здания за Государственным учреждением «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», согласно которому передало ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» часть административного здания, общей площадью 1651,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, д. 14 по акту приема-передачи, закрепив за ним на праве оперативного управления.

Нежилые помещения общей площадью 257,0 кв.м в административном здании, расположенном по адресу: г. Саранск, ул. Московская, д. 14 закреплены на праве оперативного управления за ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия».

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» заключило договоры безвозмездного пользования №4/20, №6/20 от 05.08.2020 с Микрокредитной компанией «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия», согласно которым ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» передало Имущество в безвозмездное пользование Микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия» сроком на 30 дней с даты подписания договоров. По истечению срока действия договоров Микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия» продолжила незаконно пользоваться Имуществом.

Осуществляя полномочия собственника в отношении государственного имущества, расположенного на территории Республики Мордовия, в том числе в отношении нежилых помещений общей площадью 257 кв.м в части административного здания, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Московская, д. 14, Госкомимущество РМ было обязано принять меры по изъятию имущества из незаконного пользования.

Однако, Госкомимуществом РМ не предпринималось никаких действий по освобождению Имущества из незаконного пользования.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В связи с наличием в бездействии Госкомимущества РМ, в результате которого Микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия» незаконно пользовалась Имуществом, Мордовским УФАС России были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства №2772 от 20.10.2020 г (далее – Предупреждение).

В соответствии с Предупреждением Госкомимуществу РМ необходимо принять меры по возврату имущества, переданного по договорам №4/20, №6/20 от 05.08.2020, в государственную казну со сроком исполнения до 16.11.2020 года.

В соответствии с пунктом 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Письмом (вх. 7078 от 20.11.2020) Госкомимущество РМ сообщило, что Комитетом было направлено уведомление в ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» с просьбой предоставить сведения о возврате нежилых помещений.

Сведений о совершении иных действий по возврату имущества в антимонопольный орган не представлено.

Письмом (вх. 7148 от 23.11.2020) Госкомимущество РМ ходатайствовало о продлении срока исполнения Предупреждения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Однако, Мордовским УФАС России установлено, что ходатайство направлено в срок позднее даты исполнения Предупреждения, а именно 16.11.2020 г.

Таким образом, Предупреждение считается неисполненным.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с вышеизложенным Мордовское УФАС России на основании Приказа № 183-од от 30.11.2020 года в отношении Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Госкомимущество РМ, как исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, осуществляющий правомочия собственника имущества, не обеспечило контроль за надлежащим распоряжением имуществом, не предприняло в установленный срок меры по возврату имущества, в следствие чего Микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики» по истечению срока действия договора продолжала незаконно пользоваться Имуществом.

В рамках рассмотрения дела №013/01/15-828/2020 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции.

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции установлено следующее:

1. Временной интервал исследования: 2020 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: предоставление займов и прочих видов кредита.

3. Географические границы товарного рынка: городской округ Саранск.

4. Бездействие Госкомимущества РМ в части неосуществления контроля за ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» по передаче в безвозмездное пользование государственного недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», привело к созданию преимущественных условий для Микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия», использованию имущества в отсутствие правовых оснований.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведенные выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в Заключении об обстоятельствах дела от 17.02.2021 №2 и направлены сторонам. В указанном Заключении об обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия Госкомимущества РМ, как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ответ на Заключение об обстоятельствах дела Госкомимущество РМ направило замечания №461 от 03.03.2021. Согласно представленным замечаниям Госкомимущество РМ, рассмотрев Заключение об обстоятельствах дела №013/01/15-828/2020 от 17 февраля 2021 г., считает его необоснованным и незаконным. По мнению Госкомимущества РМ, обязанность по возврату имущества лежит на ГКУ «Бизнес-инкубатор».

Комиссия Мордовского УФАС, рассмотрев представленные пояснения, пришла к выводу о наличии у Госкомимущества РМ возможности обратиться к Микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики» с требованием о возврате имущества, а также предпринять меры по возврату имущества, указанные в Предупреждении №2772 от 20.10.2020, такие как: обращение Госкомимущества РМ в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия» об освобождении Имущества, обращение Госкомимущества РМ в органы внутренних дел о понуждении Микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия» освободить Имущество, совершение иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

Кроме того, Госкомимущество РМ неоднократно обращалось к Мордовскому УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление государственной преференции Микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия» путем передачи в безвозмездное пользование (без проведения торгов) нежилых помещений общей площадью 257 кв.м в части административного здания, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Московская, д.14 (далее – Имущество), находящегося на праве оперативного управления ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Решениями Мордовского УФАС России №2151 от 26.08.2020, №1662 от 25.06.2020 о было отказано, в связи с чем Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Госкомимущество РМ располагало информацией о заинтересованности Микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия» в продлении или заключении договоров безвозмездного пользования на новый срок.

Следовательно, бездействие Госкомимущества РМ по непринятию мер по возврату имущества, а именно: нежилые помещения общей площадью 257 кв.м. в административном здании, расположенном по адресу: г. Саранск, ул. Московская, 14 по договорам от 05.08.2020, в государственную казну, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с представленной Госкомимуществом РМ информацией (вх. 7607 от 14.12.2020), Имущество, переданное по договорам безвозмездного пользования от 05.08.2020 г., закреплённое на праве оперативного управления за ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», возвращено ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», что подтверждается соглашением от 03.09.2020 г. о расторжении договора безвозмездного пользования №4/20 от 05.08.2020 г., №6/20 от 05.08.2020 г. и актами приема-передачи недвижимого имущества от 03.09.2020 г., в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать бездействие Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия по непринятию мер по возврату имущества, а именно: нежилые помещения общей площадью 257 кв.м., находящиеся в административном здании, расположенном по адресу: г. Саранск, ул. Московская, 14 по договорам от 05.08.2020, в государственную казну нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Основания для прекращения дела отсутствуют.
  3. Обязательное для исполнения предписание Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия не выдавать, в связи с возвратом недвижимого имущества.
  4. Передать материалы дела №013/01/15-828/2020 уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны