Решение №ЕЛ/1029/24 Решение Комиссии о прекращении дела в отношении ООО "Рузкана... от 19 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 013/01/10-389/2023

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «6» марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено «19» марта 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАC России, антимонопольный орган) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>,

в присутствии представителей ООО «Рузканал» – <...>, представителей АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» – <...>,

в отсутствие представителей Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, МБУ г.п. Рузаевка «Городское хозяйство», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, представителя ООО «ЖилИнвест», направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «ЖилИнвест» (вх. № 925-ЭП/24 от 26.02.2024 г.),

рассмотрев дело № 013/01/10-389/2023 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Рузканал» (далее – ООО «Рузканал», Общество) (ИНН 1324133676, КПП 132401001, ОГРН 1061324010461, 431444, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Кутузова, д. 89) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее – Положение), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (пункт 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило обращение ООО «ЖилИнвест» (вх. № 1941/23 от 20.04.2023) с дополнением (вх. № 2400/23 от 18.05.2023) с жалобой на нарушение ООО «Рузканал» антимонопольного законодательства, выразившееся в отказе от надлежащей эксплуатации сетей водоотведения многоквартирных домов.

Из заявления следует, что ООО «Рузканал» является гарантирующей организацией в сфере водоотведения на территории г. Рузаевка. ООО «ЖилИнвест» (далее – Заявитель), являющееся управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов, расположенных на территории г. Рузаевка, на протяжении длительного периода времени неоднократно обращалось к ООО «Рузканал» с требованиями о надлежащей эксплуатации сетей водоотведения, их очистки в местах их подключения к внутридомовым сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении Заявителя, в целях предупреждения и ликвидации забоев сточными водами. Однако, как указывает Заявитель, в большинстве ответов ООО «Рузканал» выражало отказ в совершении соответствующих действий в связи с тем, что спорные канализационные колодцы на балансе ООО «Рузканал» не состоят.

Заявитель считает отказы ООО «Рузканал» несоответствующими действующему законодательству в сфере водоотведения.

К заседанию Комиссии, назначенному на 07.07.2023 г., Администрация городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Администрации от 05.07.2023 № 3774 (вх. № 3253-ЭП/23 от 06.07.2023).

ООО «Рузканал» на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции представило ходатайство (вх. № 3286/23 от 07.07.2023) об отложении рассмотрения дела и об ознакомлении с материалами дела № 013/01/10-389/2023.

Настоящие ходатайства удовлетворены, рассмотрение дела отложено на 25.07.2023 г.

На заседании Комиссии 19.09.2023 г. представитель ООО «ЖилИнвест» просил приобщить к материалам дела письменные пояснения, представитель ООО «Рузканал» устно заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с рассмотрением спора в суде по аналогичным основаниям.

Комиссией Мордовского УФАС России ходатайство ООО «ЖилИнвест» удовлетворено, представленные сведения приобщены к материалам дела за вх. № 4639/23 от 19.09.2023 г., ходатайство ООО «Рузканал» удовлетворено частично, рассмотрение дела отложено на 24.10.2023 г.

ООО «ЖилИнвест» подано ходатайство (вх. № 5145-ЭП/23 от 17.10.2023 г.) об истребовании из Управления Росреестра по Республике Мордовия выписок из ЕГРН на канализационные сети, расположенные под МКД, находящихся в управлении Заявителя.

Настоящее ходатайство Комиссией Мордовского УФАС России не подлежит удовлетворению в связи с тем, что предметом рассмотрения настоящего дела являются отказы ООО «Рузканал» от надлежащей эксплуатации канализационных сетей, являющихся неправомерными, по мнению ООО «ЖилИвест». Таким образом, истребование спорных выписок из ЕГРН не повлияет на исход решения Комиссии по результатам рассмотрения дела № 013/01/10-389/2023.

К заседанию Комиссии, назначенному на 24.10.2023, ООО «Рузканал» представило ходатайство о приобщении к материалам дела копий документов, которые, по мнению Общества, доказывают правовую позицию ООО «Рузканал» (вх. № 5294/23 от 24.10.2023 г.).

Настоящее ходатайство Комиссией Мордовского УФАС России удовлетворено.

На заседании Комиссии 21.11.2023 г. представить ООО «Рузканал» заявил ходатайство о приобщении к материалам дела переписки между Обществом и Заявителем.

Данное ходатайство удовлетворено, переписка приобщена к материалам дела за вх. № 6005/23 от 21.11.2023 г.

Во исполнение определения Комиссии Мордовского УФАС России от 23.11.2023 г. № ЕЛ/4756/23 ООО «Рузканал» заявило ходатайство об ознакомлении с материалами дела (вх. № 6763/23 от 26.12.2023 г.).

Ходатайство ООО «Рузканал» удовлетворено, представитель Общества ознакомился с материалами дела 26.12.2023 г.

К заседанию Комиссии, назначенному на 20.02.2024 г., МБУ «Городское хозяйство» направило в адрес Мордовского УФАС России ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения (вх. № 815/24 от 20.02.2024 г.).

На заседании Комиссии 20.02.2024 г. ООО «ЖилИнвест» представило ходатайство о приобщении к материалам дела постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 г. по делу № А39-700/2022, предметом рассмотрения которого являлся гражданско-правовой спор между ООО «Рузканал» и ООО «ЖилИнвест».

Комиссией Мордовского УФАС России данные ходатайства удовлетворены, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 г. по делу № А39-700/2022 приобщено к материалам дела за вх. № 874/24 от 20.02.2024 г.

ООО «Рузканал» подало ходатайство об ознакомлении с материалами дела (вх. № 938-ЭП/24 от 26.02.2024 г.

Данное ходатайство удовлетворено, представитель Общества ознакомлен с материалами дела 27.02.2024 г.

К заседанию Комиссии, назначенному на 06.03.2024 г., ООО «ЖилИнвест» направило ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей Заявителя (вх. № 925-ЭП/24 от 26.02.2024 г.); о приобщении к материалам дела № 013/01/10-389/2023 записей телефонных разговоров (вх. № 1026-ЭП/24 от 29.02.2024 г.); о приобщении к делу материалов осмотра колодцев и подвального помещения (вх. № 1116-ЭП/24 от 04.03.2024 г.).

Комиссией Мордовского УФАС России настоящие ходатайства удовлетворены, аудиозаписи и акт, утвержденный директором ООО «ЖилИнвест» Адушевым С.Н. от 29.02.2024 г., приобщены к материалам дела № 013/01/10-389/2023.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

В абзаце 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 указано, что по смыслу абзаца 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Мордовским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке предоставления услуг водоотведения с использованием централизованных систем на территории городского поселения Рузаевка.

В результате проведенного анализа было установлено, что ООО «Рузканал» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоотведению на территории гп. Рузаевка.

Следовательно, ООО «Рузканал» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 указанного Закона.

С учетом изложенного и на основании положений части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 – 4 статьи 1, абзаца 2 пункта 1 статьи 10 ГК РФ на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Таким образом, бездействие ООО «Рузканал», результатом которого является ущемление интересов неопределенного круга потребителей, выразившееся в неоказании услуг по надлежащей эксплуатации сетей водоотведения, их очистки в местах их подключения к внутридомовым сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении Заявителя, в целях предупреждения и ликвидации забоев сточными водами, содержит признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Мордовского УФАС России от 28.06.2023 г. № 121/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Рузканал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Мордовского УФАС России от 11.09.2023 г. № 193/23 состав Комиссии по рассмотрению дела № 013/01/10-389/2023 о нарушении антимонопольного законодательства изменен.

Отношения в сфере водоотведения с использованием централизованных систем регулируются, в том числе: Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении); Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491); Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).

ООО «ЖилИнвест» на момент возбуждения дела № 013/01/10-389/2023 осуществляло управление многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: 1) г. Рузаевка, ул. Гагарина, д. 5, 2) г. Рузаевка, ул. К. Маркса, д. 4; 3) г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 26; 4) г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 39; 5) г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58; 6) г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 60; 7) г. Рузаевка, ул. Луначарского, д. 4; 8) г. Рузаевка, ул. Маяковского, д. 99; 9) г. Рузаевка, ул. Мира, д. 14; 10) г. Рузаевка, ул. Ново-Базарный тупик, д. 10А; 11) г. Рузаевка, ул. Орджоникидзе, д. 4; 12) г. Рузаевка, ул. Петрова, д. 44; 13) г. Рузаевка, ул. Петрова, д. 46; 14) г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 5; 15) г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 13; 16) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 1А; 17) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 5; 18) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 10; 19) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8А; 20) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8 Б; 21) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10; 22) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10А; 23) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 12А; 24) г. Рузаевка, ул. Ухтомского, д. 11А; 25) г. Рузаевка, ул. Фадеева, д. 18; 26) г. Рузаевка, ул. Фадеева, д. 22; 27) г. Рузаевка, Школьный бульвар, д. 3; 28) г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1; 29) г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1А; 30) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 8; 31) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 9; 32) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 10; 33) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11А; 34) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11В; 35) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 13Б; 36) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 13В; 37) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 15; 38) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В; 39) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 21А; 40) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 22А; 41) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 24 (далее – МКД).

Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО «ЖилИнвест» в интересах МКД регулярно направляет в ООО «Рузканал» заявки об устранении забоев канализационных (сточных) колодцев, составляет акты обследования.

Так, 13.01.2022 ООО «ЖилИнвест» в адрес ООО «Рузканал» была направлена заявка на устранение забоя сточных колодцев МКД № 11В по ул. Юрасова г. Рузаевки от 13.01.2022 № 9.

17.01.2022 ООО «ЖилИнвест» в адрес ООО «Рузканал» была направлена повторная заявка на устранение забоя сточных колодцев МКД № 11В по ул. Юрасова г. Рузаевки от 17.01.2022 № 13.

Составлен акт обследования от 18.01.2022 б/н, в результате которого установлено, что подвал МКД, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11В, (подъезд 4, 6) затапливается сточными водами из выпускных колодцев, расположенных на придомовой территории дома, канализационной сети, высота уровня сточных вод – ориентировочно 0,5 метра, забой сточных произошел 10.01.2022.

В ответ на указанные заявки ООО «Рузканал» письмом от 24.01.2022 № 29 сообщило, что наружная канализационная сеть, находящаяся по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11В, на балансе ООО «Рузканал» не состоит.

05.04.2022 ООО «ЖилИнвест» в адрес ООО «Рузканал» было направлено письмо от 04.04.2022 № 132, в котором сообщало о том, что на протяжении длительного времени забиты сточные (канализационные) колодцы, находящиеся на придомовой территории МКД, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 22А, просило в кратчайшие сроки устранить забой и восстановить работоспособность сточных колодцев.

В ответ на указанное обращение ООО «Рузканал» письмом от 11.04.2022 № 156 сообщило, что сточные (канализационные) колодцы, находящиеся на придомовой территории МКД, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 22А, на балансе ООО «Рузканал» не состоят.

11.05.2022 ООО «ЖилИнвест» в адрес ООО «Рузканал» было направлено письмо от 11.05.2022 № 175, в котором сообщало о том, что на протяжении длительного времени забиты сточные (канализационные) колодцы, находящиеся на придомовой территории МКД, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В, просило в кратчайшие сроки устранить забой и восстановить работоспособность сточных колодцев.

В ответ на указанное обращение ООО «Рузканал» письмом от 13.05.2022 № 203 сообщило, что канализационная сеть и соответственно канализационные колодцы, находящиеся на придомовой территории МКД, расположенного по адресу: РМ, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В, на балансе ООО «Рузканал» не состоят, в связи с чем ООО «ЖилИнвест» необходимо обратиться к собственнику данных коммуникаций для восстановления работоспособности канализации.

01.09.2022 ООО «ЖилИнвест» в адрес ООО «Рузканал» была направлена заявка об устранении забоя сточных (канализационных) колодцев, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Петрова, д. 44, от 01.09.2022 № 268, в которой также указано о необходимости обеспечить явку ООО «Рузканал» 02.09.2023 для составления соответствующего акта.

В ответ на указанную заявку ООО «Рузканал» письмом от 20.09.2022 № 385 сообщило, что наружная канализационная сеть, расположенная по адресу: РМ, г. Рузаевка, ул. Петрова, в районе МКД № 44, на балансе ООО «Рузканал» не состоит.

12.09.2022 ООО «ЖилИнвест» в адрес ООО «Рузканал» была направлена заявка об устранении забоя сточных (канализационных) колодцев, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ухтомского, д. 11А, от 12.09.2022 № 277, в которой также указано о необходимости обеспечить явку ООО «Рузканал» 13.09.2022 для составления соответствующего акта.

В ответ на указанную заявку ООО «Рузканал» письмом от 20.09.2022 № 384 сообщило, что наружная канализационная сеть, расположенная по адресу: РМ, г. Рузаевка, ул. Ухтомского, д. 11А, на балансе ООО «Рузканал» не состоит.

30.01.2023 ООО «ЖилИнвест» в адрес ООО «Рузканал» была направлена заявка об устранении забоя канализационного (сточного) колодца, расположенного на придомовой территории МКД № 4 по ул. Карла Маркса г. Рузаевки, от 30.01.2023 № 30, в которой также указано о необходимости обеспечить явку ООО «Рузканал» 31.01.2023 для составления соответствующего акта.

Составлен акт обследования от 31.01.2023 б/н, в результате которого установлено, что расположенный на придомовой территории между жилым многоквартирным домом и Рузаевским районным судом колодец заполнен сточными водами до оголовника, также на придомовую территорию вышеуказанного многоквартирного дома происходят периодическое разлитие сточных вод из данного колодца, зафиксирован факт забоя. Представитель ООО «Рузканал» на составление акта обследования не явился.

В ответ на указанную заявку ООО «Рузканал» письмом от 08.02.2023 № 51 сообщило, что канализационный колодец, расположенный на придомовой территории МКД № 4 по ул. Карла Маркса, на балансе ООО «Рузканал» не состоит.

Кроме того, ООО «ЖилИнвест» в адрес ООО «Рузканал» были направлены претензии от 28.12.2021 № 325, от 21.06.2022 №м 217, в которых указывает на забой колодцев, находящихся на придомовой территории МКД, расположенных по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 24; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 9. Просит восстановить работоспособность указанных канализационных колодцев.

В ответ на указанные претензии ООО «Рузканал» письмами от 30.12.2021 № 650, от 07.07.2022 № 281 сообщает, что канализационные колодцы, находящиеся на придомовой территории МКД, расположенных по адресам: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 24; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 9, на балансе ООО «Рузканал», не состоят.

Также ООО «ЖилИнвест» направило в адрес ООО «Рузканал» запрос от 06.03.2023 № 82, в котором просило предоставить информацию о том, в каких местах подключения сетей многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ЖилИнвест» (41 МКД), принимаются заявки по забою наружных сетей водоотведения (канализации).

В ответ на указанное обращение ООО «Рузканал» направило в адрес ООО «ЖилИнвест» письмо № 169 от 06.04.2023 с приложением списка МКД, по которым ООО «Рузканал» принимает заявки по забою наружных сетей водоотведения (15 МКД): 1) г. Рузаевка, ул. К. Маркса, д. 4; 2) г. Рузаевка, ул. Луначарского, д. 4; 3) г. Рузаевка, ул. Маяковского, д. 99; 4) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 1А; 5) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 5; 6) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8А; 7) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8 Б; 8) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10; 9) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10А; 10) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 12А; 11) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 8; 12) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 10; 13) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11А; 14) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 13В; 15) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 15.

В письменных пояснениях ООО «Рузканал» указывает, что обращения жильцов 15-ти МКД, находящихся в управлении ООО «ЖилИнвест», по факту забоя наружных канализационных сетей производятся на безвозмездной основе, поскольку наружные канализационные сети и расположенные на них колодцы находятся на балансе ООО «Рузканал».

Обращения по оставшимся 26 МКД, находящимся в управлении ООО «ЖилИнвест», передаются в ЕДДС г. Рузаевка.

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644) основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).

Статьей 7 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что если водоотведение осуществляется посредством использования централизованных систем, то основанием для предоставления таких услуг является договор водоотведения.

При этом если для централизованных систем водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, то абоненты в МКД, который подключен (технологически присоединен) к такой системе, заключают договоры водоотведения с этой организацией.

Постановлением Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 28.08.2017 № 907 ООО «Рузканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения, зоной деятельности определена селитебная часть и прилегающие к ней территории городского поселения Рузаевка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении договор водоотведения является публичным договором.

При этом если для централизованных систем водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, то абоненты в МКД, который подключен (технологически присоединен) к такой системе, заключают договоры водоотведения с этой организацией.

Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 6 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Согласно письменным пояснениям ООО «Рузканал» (вх. № 2381-ЭП/23 от 18.05.2023 г.), направленным во исполнение запроса Мордовского УФАС России от 11.05.2023 г. № ЛА/1631/23, 10 августа 2017 г. Общество разместило в местной газете публичную оферту с предложением заключить договор водоотведения. Отказов от потребителей не поступало, в связи с чем Общество осуществляет деятельность по отведению сточных вод в многоквартирных жилых домах на территории г.п. Рузаевка на условиях прямых договоров с жильцами МКД.

17.08.2017 между ООО «Рузканал» и ООО «ЖилИнвест» заключен договор № 22-К на отведение сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в МКД через централизованные сети водоотведения, подведенные к МКД.

Из приложения № 1 к договору следует, что договор заключен управляющей компанией, в том числе в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: 1) г. Рузаевка, ул. Гагарина, д. 5; 2) г. Рузаевка, ул. К. Маркса, д. 4; 3) г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 39; 4) г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58; 5) г. Рузаевка, ул. Луначарского, д. 4; 6) г. Рузаевка, ул. Маяковского, д. 99; 7) г. Рузаевка, ул. Орджоникидзе, д. 4; 8) г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 5; 9) г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 13; 10) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 1А; 11) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 5; 12) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 10; 13) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8А; 14) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8 Б; 15) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10; 16) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10А; 17) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 12А; 18) г. Рузаевка, ул. Ухтомского, д. 11А; 19) г. Рузаевка, ул. Фадеева, д. 18; 20) г. Рузаевка, ул. Фадеева, д. 22; 21) г. Рузаевка, Школьный бульвар, д. 3; 22) г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1; 23) г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1А; 24) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 8; 25) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 10; 26) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11А; 27) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 13Б; 28) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 13В; 29) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 15; 30) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 22А; 31) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 24; 32) г. Рузаевка, ул. Горького, д. 40А, 33) г. Рузаевка, ул. Маяковского, д. 87г, 34) г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 19, 35) г. Рузаевка, ул. Ухтумского, д. 9.

Дополнительным соглашением от 12.01.2018 в перечень обслуживаемых многоквартирных домов по договору от 17.08.2017 № 22-К внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: 1) г. Рузаевка, ул. Ново-Базарный тупик, д. 10.

Дополнительным соглашением от 01.07.2018 в перечень обслуживаемых многоквартирных домов по договору от 17.08.2017 № 22-К внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: 1) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 9.

Дополнительным соглашением от 01.02.2021 в перечень обслуживаемых многоквартирных домов по договору от 17.08.2017 № 22-К внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: 1) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В.

Дополнительным соглашением от 01.05.2021 в перечень обслуживаемых многоквартирных домов по договору от 17.08.2017 № 22-К внесены многоквартирные дома, расположенные по адресам: 1) г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 60; 2) г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 26, а также исключен МКД по адресу: г. Рузаевка, ул. Маяковского, д. 87г.

Дополнительным соглашением от 18.02.2022 в перечень обслуживаемых многоквартирных домов по договору от 17.08.2017 № 22-К внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: 1) г. Рузаевка, ул. Петрова, д. 44.

Дополнительным соглашением от 01.02.2023 в перечень обслуживаемых многоквартирных домов по договору от 17.08.2017 № 22-К внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: 1) г. Рузаевка, ул. Петрова, д. 46.

В договоре № 22-К от 17.08.2017 отсутствует согласование сторонами границ разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и ресурсоснабжающей организации.

ООО «ЖилИнвест» письмами от 04.03.2022 № 89, от 20.09.2022 № 295, от 25.11.2022 № 373 просило предоставить акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности централизованных систем водоотведения по многоквартирным домам, находящимся в обслуживании Общества.

Письмом от 01.02.2023 № 45 ООО «Рузканал» сообщило, что акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО «ЖилИнвест» и ООО «Рузканал» по многоквартирным домам не могут быть подписаны ввиду отсутствия договорных отношений.

Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, полномочия антимонопольного органа при применении статьи 10 Закона № 135-ФЗ состоят в пресечении монополистической деятельности - выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского и иного законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2016 № 301-КГ16-1511, от 01.03.2018 № 306-КГ17-17056, от 29.01.2021 № 307-ЭС20-12944).

Пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что существенными условиями договора водоотведения являются границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей.

Частью 7 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, определена точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоотведения.

Во втором абзаце пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Таким образом, исходя из положений статей 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 11 части 5 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», следует, что споры о разграничении балансовой принадлежности по сетям водоотведения разрешаются хозяйствующими субъектами в судебном порядке.

Как указано в пункте 14 постановления Пленума № 2, предложение лицом, занимающим доминирующее положение, условий договора, отличающихся от условий, обычно включаемых им, иными участниками рынка в аналогичные договоры (например, условия поставки основного и сопутствующих товаров), наличие иных подобных отклонений от обычной деловой практики и (или) заключение договора на предложенных условиях сами по себе не свидетельствуют о злоупотреблении доминирующим положением (статья 421 Гражданского кодекса, часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В силу пункта 14 постановления Пленума № 2 вне зависимости от наличия или отсутствия оснований для привлечения к ответственности, установленной антимонопольным законодательством, защита прав участников гражданского оборота в связи с вступлением в договорные отношения с доминирующим на рынке субъектом может осуществляться по правилам Гражданского кодекса, в том числе по основаниям, связанным с неравенством переговорных возможностей, экономической зависимостью одной стороны договора от другой и несправедливостью условий договора, предложенных доминирующим на рынке субъектом (статьи 10, 428 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае между ООО «Рузканал» и ООО «ЖилИнвест» имеет место гражданско-правовой спор по существенным условиям договора, возникший при его заключении.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 1812/06, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Так, согласно письменным пояснениям ООО «Рузканал» (вх. № 2696/23 от 01.06.2023) граница обслуживания канализационных сетей по МКД, расположенных по адресам: г. Рузаевка, ул. К. Маркса, д. 4, г. Рузаевка, ул. Луначарского, д. 4, г. Рузаевка, ул. Маяковского, д. 99, г. Рузаевка, ул. Северная, д. 1А и 5, г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8А, 10, 10А, 12А, г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1 и 1А, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 8, 11А, 13Б, 13В, 15, 19В – определена согласно балансовой принадлежности по колодцу выпуска жилого дома; г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 26, 39, г. Рузаевка, ул. Орджоникидзе, д. 4, г. Рузаевка, ул. Северная, д. 10, г. Рузаевка, ул. Ухтомского, д. 11А, г. Рузаевка, ул. Фадеева, д. 18 и 22, г. Рузаевка, ул. Школьный б-р, д. 3, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 9, 10, 11В, 22А, 21А, 24, г. Рузаевка, ул. Петрова, д. 44, г. Рузаевка, ул. Ново-Базарный туп. 10А – определена по месту подключения в сеть ООО «Рузканал»; г. Рузаевка, ул. Гагарина, д. 5, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58 и 60, г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 5 и 13 – подача ресурсов осуществляется через сети МБУ «Городское хозяйство»; г. Рузаевка, ул. Петрова, д. 46 – по актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанными в процессе технологического присоединения сетей потребителя к сетям ООО «Рузканал». По г. Рузаевка, ул. Мира отсутствует централизованная канализационная сеть ООО «Рузканал». Объект по г. Рузаевка, ул. К. Маркса, д. 5 не является МКД – это УМВД России по Рузаевскому району.

Из представленных Администрацией г.п. Рузаевка документов (вх. № 2743/23 от 05.06.2023) следует, что канализационные сети по адресам: г. Рузаевка, ул. Гагарина, д. 5, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 60, г. Рузаевка, ул. Мира, д. 14, г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 5, г. Рузаевка, ул. Ухтомского, д. 11А, г. Рузаевка, ул. Фадеева, д. 18, г. Рузаевка, ул. Фадеева, д. 22, находятся в собственности городского поселения Рузаевка, переданы в оперативное управление МБУ «Городское хозяйство».

Администрация г.п. Рузаевка также указывает, что канализационные сети по адресам: г. Рузаевка, ул. Луначарского, д. 4, г. Рузаевка, ул. Маяковского, д. 99, г. Рузаевка, ул. Орджоникидзе, д. 4, г. Рузаевка, ул. Петрова, д. 44, г. Рузаевка, ул. Петрова, д. 46, г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 13, г. Рузаевка, ул. Северная, д. 1А, г. Рузаевка, ул. Северная, д. 5, г. Рузаевка, ул. Северная, д. 10, г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8А, г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8Б, г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10, г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10А, г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 12А, г. Рузаевка, Школьный бульвар, д. 3, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 8, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 9, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 10, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11А, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11В, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 13Б, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 13В, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 15, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 21А, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 22А, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 24, находятся в собственности АО «Водоканал», ресурсоснабжающая организация – ООО «Рузканал».

Собственник канализационных сетей по адресам: г. Рузаевка, ул. К. Маркса, д. 5, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 39, г. Рузаевка, ул. Ново-Базарный тупик, д. 10А, неизвестен.

При этом Администрация г.п. Рузаевка отнесла канализационные сети по спорному адресу: г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 26 и к собственности МБУ «Городское хозяйство» и к сетям, собственник которых неизвестен. Канализационные сети по спорным адресам: г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1, г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1А отнесены как к собственности МБУ «Городское хозяйство», так и к собственности АО «Водоканал».

Дополнением к ранее изложенным письменным пояснениям (вх. № 3253-ЭП/23 от 06.07.2023) Администрация г.п. Рузаевка направила в адрес Мордовского УФАС России выписки из ЕГРН, в соответствии с которыми правообладателем канализационной сети по адресу г. Рузаевка, Школьный бульвар, д. 3 является городское поселение Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, по адресу г. Рузаевка, ул. Гагарина, д. 5 – МБУ «Городское хозяйство», по адресу г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 21А – городское поселение Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, по адресу г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 5 и 13 – МБУ «Городское хозяйство», по адресу г. Рузаевка, ул. Орджоникидзе, д. 4 – Администрация г.п. Рузаевка, по адресам г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58 и 60, г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1А – МБУ «Городское хозяйство». Также Администрация г.п. Рузаевка указала, что по адресу г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В в собственность городского поселения Рузаевка входит только дренажная сеть.

Пояснениями (вх. № 3471-ЭП/23 от 19.07.2023; вх. № 4775-ЭП/23 от 27.09.2023) МБУ «Городское хозяйство» подтвердило принадлежность канализационных сетей по адресам: г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58 и 60, г. Рузаевка, ул. Гагарина, д. 5, г. Рузаевка, ул. Революции 1905 г., д. 5 и 13.

Согласно представленной Администрацией г.п. Рузаевка информации (вх. № 4823/23 от 29.09.2023) канализационная сеть по спорному адресу г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1А передана в оперативное управление МБУ «Городское хозяйство» в соответствии с постановлением Администрации г.п. Рузаевка от 22.09.2017 № 1051.

Согласно представленным в материалы дела выпискам ЕГРН канализационные сети по адресам: г. Рузаевка, ул. Орджоникидзе, д. 4, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 21А приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимости 16.05.2023 и 20.06.2023 соответственно.

ООО «Рузканал» дополнительно представило в материалы дела (вх. № 4820/23 от 29.09.2023) перечень домов, за обслуживание и эксплуатацию наружных канализационных сетей которых несет ответственность Общество: 1) г. Рузаевка, ул. К. Маркса, д. 4; 2) г. Рузаевка, ул. Луначарского, д. 4; 3) г. Рузаевка, ул. Маяковского, д. 99; 4) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 1А; 5) г. Рузаевка, ул. Северная, д. 5; 6) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8А; 7) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 8 Б; 8) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10; 9) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 10А; 10) г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 12А; 11) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 8; 12) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 10; 13) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11А; 14) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 13Б; 15) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 13В; 16) г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 15; 17) г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1; 18) г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1А.

В последующем, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России 24.01.2024 г. представители ООО «Рузканал» пояснили, что ошибочно включили в указанный перечень адрес: г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1А.

Также Заявитель представил письменные дополнения (вх. № 6805-ЭП/23 от 27.12.2023), согласившись с перечнем МКД, за обслуживание и эксплуатацию наружных канализационных сетей которых несет ответственность ООО «Рузканал».

Таким образом, ответы ООО «Рузканал» от 24.01.2022 № 29, от 11.04.2022 № 156, от 13.05.2022 № 203, от 20.09.2022 № 384, от 20.09.2022 № 385, от 30.12.2021 № 650, от 07.07.2022 № 281 об отказе в устранении забоев, направленные в адрес Заявителя, являются правомерными, так как Общество не является правообладателем канализационных сетей, проходящих под указанными МКД.

Кроме того, предметом рассмотрения настоящего дела являлся отказ Общества от устранения забоя канализационного колодца по адресу г. Рузаевка, ул. К. Маркса, д. 4, направленный в адрес ООО «ЖилИнвест» письмом от 08.02.2023 № 51, который, по мнению Заявителя, нарушает требования законодательства РФ о водоснабжении и водоотведении.

Актом обследования от 31.01.2023 б/н установлено, что расположенный на придомовой территории между жилым многоквартирным домом и Рузаевским районным судом колодец заполнен сточными водами до оголовника, также на придомовую территорию вышеуказанного многоквартирного дома происходит периодическое разлитие сточных вод из данного колодца, зафиксирован факт забоя.

В материалах дела содержатся письменные пояснения ООО «Рузканал», указывающие, что за обслуживание и эксплуатацию наружных канализационных сетей по МКД по адресу г. Рузаевка, ул. К. Маркса, д. 4 несет ответственность Общество.

Граница эксплуатационной ответственности определена в качестве места исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, и предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций (пункт 7 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Бремя содержания канализационной сети может быть возложено на абонента или другое лицо в случае установления такого обязательства договором водоотведения.

Как было указано выше, такой договор заключен между ООО «ЖилИнвест» и ООО «Рузканал», однако стороны не согласовали границы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

По смыслу приведенных норм граница балансовой принадлежности по общему правилу устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 22.07.2015 № 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 № 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 № 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 № 308-ЭС16-7314, точка поставки коммунальных услуг в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.

Обязанность по содержанию имущества согласно статье 210 ГК РФ возлагается на его собственника; в той или иной мере соответствующая обязанность может быть возложена также и на иного владельца вещи.

В силу приведенных положений бремя эксплуатации участка сетей водоснабжения и канализации возложено на их непосредственного владельца, то есть в пределах, совпадающих с границами балансовой принадлежности. За этими границами соответствующие обязательства (эксплуатационная ответственность) не могут быть принудительно возложены на абонента вопреки воле последнего (статья 421 ГК РФ).

По смыслу статьи 8 Закона о водоснабжении обеспечение эксплуатации системы водоснабжения и канализации построено именно на принципе распределения бремени содержания инженерных сетей между владельцами соответствующих участков с возложением отдельных «экстерриториальных» обязательств исключительно на профессиональных участников энергетического рынка, например, на гарантирующую организацию, осуществляющую эксплуатацию бесхозяйных сетей применительно к части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении.

Иными словами, в отсутствие оснований для отступления от общего правила, граница эксплуатационной ответственности должна определяться по границе балансовой принадлежности между сетями организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.

Из пункта 32 Правил № 644 следует, что при отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается в соответствии с пунктами 31(1) - 31(3) настоящих Правил.

Упомянутые нормы корреспондируют общим положениям статьи 210 ГК РФ, в соответствии с которой обязанность по содержанию имущества возлагается на его собственника, в той или иной мере соответствующая обязанность может быть возложена также и на иного владельца вещи.

Правомерность такого толкования ресурсного законодательства подтверждается введением в действие с 03.06.2020 пункта 31 (1) Правил № 644, предусматривающего императивное правило о том, что указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается: если абонент владеет объектами централизованной системы холодного водоснабжения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту; в остальных случаях - по внешней границе стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения; пункта 31 (2), в силу которого указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по канализационным сетям устанавливается: если абонент владеет объектами централизованной системы водоотведения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту; в остальных случаях - по первому смотровому колодцу.

Таким образом, в настоящем случае между Сторонами имеется спор об условиях публичного договора в части границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей в отсутствие согласованного акта разграничения.

Кроме того, из выписки Технического паспорта № 23876 на канализационную сеть, представленной ООО «Рузканал» (вх. № 2696/23 от 01.06.2023), не усматривается наличие канализационного люка между зданием № 4 и зданием № 6, расположенным по ул. К. Маркса.

Между тем на основании изложенного можно сделать вывод, что определение границы эксплуатационной ответственности относится к вопросам гражданско-правовой сферы и антимонопольным законодательством не регулируется, о чем также свидетельствует правоприменительная практика (Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 № 21АП-545/2022 по делу № А84-4924/2021; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.10.2022 № Ф01-5234/2022 по делу № А43-30481/2021; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2022 № Ф08-9098/2022 по делу № А32-53461/2021).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Данная позиция также изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11.

Каждая из указанных составляющих злоупотребления доминирующим положением должна быть доказана антимонопольным органом в целях квалификации нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий.

Таким образом, по мнению Комиссии Мордовского УФАС России, факт неразграничения границ эксплуатационной ответственности не может свидетельствовать о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Комиссии Мордовского УФАС России отмечает, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства не является разрешением гражданско-правового спора. При рассмотрении такого дела не только выявляется факт нарушения, но принимаются меры к прекращению злоупотребления доминирующим положением на рынке и такое пресечение напрямую связано с необходимостью восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства (аналогичный вывод отражен в постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу № А40-98314/18).

Комиссия обращает внимание, что в ходе рассмотрения дела № 013/01/10-389/2023 не установлено обстоятельств и причинно-следственной связи между действиями ООО «Рузканал» и последствиями таких действий, которые бы указывали на нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Также частью 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ конкретизированы полномочия органов местного самоуправления городских поселений по организации водоотведения, т.е. таковые уполномочены:

- определять для централизованной системы водоотведения поселения гарантирующую организацию, которая обязана заключить договор водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения;

- утверждать схемы водоснабжения и водоотведения поселения (схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013 - 2027 годы утверждена постановлением от 30.12.2013 № 456, затем актуализирована постановлением от 29.11.2019 № 1021).

Постановлением Администрации г.п. Рузаевка от 28.08.2017 № 907 статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения в городском поселении Рузаевка определено ООО «Рузканал». Таким образом, Администрация г.п. Рузаевка определила гарантирующую организацию в городском поселении Рузаевка.

В соответствии с частью 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Администрация г.п. Рузаевка письмом от 20.10.2023 № 6700 (вх. № 5422/23 от 30.10.2023 г.) направила в адрес Мордовского УФАС России переписку с ООО «Рузканал» по вопросу передачи в эксплуатацию выявленных бесхозяйных сетей.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из гражданского законодательства следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

На основании указанных положений законодательства РФ письмом от 04.04.2023 № 1736 Администрация г.п. Рузаевка направила ООО «Рузканал» для подписания акт передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов (далее – Акт).

В ответ на письмо Администрации г.п. Рузаевка Общество направило письмо от 06.07.2023 № 340, в котором отказало в подписании Акта.

Письмом от 14.07.2023 № 3987 Администрация г.п. Рузаевка повторно направила в адрес Общества Акт для подписания с приложением выписок ЕГРН на бесхозяйные объекты.

Как следует из пояснений ООО «Рузканал» (вх. № 641-ЭП/24 от 08.02.2024), ответ Общество в письменном виде не направляло, разрешало возникшие вопросы с представителем Администрации г.п. Рузаевка в рабочем порядке.

Отсутствие дальнейшей переписки между Администрацией г.п. Рузаевка и ООО «Рузканал» подтверждает и Администрация письменными пояснениями (вх. № 606/24 от 07.02.2024).

Так, в материалах дела отсутствует подписанный сторонами акт о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов ООО «Рузканал».

Таким образом, как следует из материалов дела, факт передачи в эксплуатацию ООО «Рузканал» спорных канализационных и дренажных сетей не доказан, а, следовательно, в соответствии с положениями статьи 210 ГК РФ отсутствуют основания для возложения обязанностей по содержанию этих участков канализационных сетей на Общество.

Вместе с тем, согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному Постановлению, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т.д.), за исключением входящих в состав имущества предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Исходя из содержания статей 14, 16, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоснабжения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.

Таким образом, установив, что данное имущество предназначено для решения вопросов местного значения, Комиссия Мордовского УФАС России считает, что его отсутствие в перечне объектов муниципальной собственности не может являться основанием для возложения обязанности по их содержанию на ООО «Рузканал».

Также в соответствии с абз. 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

К линейным объектам по смыслу пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе трубопроводы. Следовательно, положения абз. 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ распространяются на спорные бесхозяйные сети, указанные в акте передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов.

По смыслу указанных норм признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты в судебном порядке является правом, а не обязанностью Администрации г.п. Рузаевка. Однако к ее обязанностям относится организация водоотведения.

Таким образом, Администрация имела возможность обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные канализационные сети и дренажную сеть, но уполномоченным органом не было предпринято мер для организации надлежащей эксплуатации данных объектов.

Таким образом, факт передачи в эксплуатацию ООО «Рузканал» спорных канализационных сетей и дренажной сети не доказан, а, следовательно, обязанности по содержанию бесхозяйных объектов ни на кого не возложены, что создает правовую неопределенность для общества с ограниченной ответственностью «ЖилИнвест», осуществляющего управление многоквартирными домами, в том числе расположенных по адресам: г. Рузаевка, ул. Орджоникидзе, д. 4; г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 9; г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 11В; г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 21А.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Так, Администрация г.п. Рузаевка на протяжении длительного времени, зная об отсутствии надлежащей эксплуатации бесхозяйных канализационных объектов на территории городского поселения Рузаевка, не обратилась в суд для понуждения ООО «Рузканал» принять в эксплуатацию бесхозяйные сети либо для признания права муниципальной собственности на данные объекты.

Однако Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что бездействие Администрации не привело и не могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках. Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 названного Закона.

При проверке того, являются ли созданные для хозяйствующих субъектов и подлежащие применению (применяемые) к ним условия деятельности дискриминационными (нарушающими принцип равенства), необходимо давать оценку объективности критериев, по которым проводится дифференциация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, наличию законной цели в действиях органов публичной власти при установлении различий в условиях деятельности хозяйствующих субъектов и реализации их прав (пункт 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2).

На основании изложенного, у антимонопольного органа отсутствуют основания для применения мер антимонопольного реагирования, в связи с чем Комиссией Мордовского УФАС России принято решение о передаче материалов, указывающих на бездействие Администрации г.п. Рузаевка, в Прокуратуру Республики Мордовия для рассмотрения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела № 013/01/10-389/2023, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Рузканал» (ИНН 1324133676, КПП 132401001, ОГРН 1061324010461, 431444, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Кутузова, д. 89) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. Передать материалы дела № 013/01/10-389/2023 в части бездействия Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в Прокуратуру Республики Мордовия.

Связанные организации

ООО "ЖилИнвест"
ИНН 1324000387, ОГРН 1121324000368
Муниципальное бюджетное учреждение городского поселения Рузаевка «Городское хозяйство»
ИНН 1324135296, ОГРН 1091324000283
Администрация городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
ИНН 1324125347, ОГРН 1021300928868
Акционерное общество «Водопроводно-канализационное хозяйство»
ИНН 0411122728, ОГРН 1050400825947
ООО "РУЗКАНАЛ"
ИНН 1324133676, ОГРН 1061324010461