Решение б/н ФЗ № 44 от 1 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

--------------------

Государственное учреждение – отделение Пенсионного  фонда Российской Федерации по Республике Мордовия

Коммунистическая ул., д. 52, Саранск г.,

Республика Мордовия, 430005

 

АГЗ РТ  

Московская ул., 55, Казань г.,                                                                   Республика  Татарстан, 420021     

 

                                         РЕШЕНИЕ по делу № 013/06/64-101/2019

                                                                                                                                     

26.02.2019                                                                                                                                  г. Саранск

15:00                                                                                                                            пр. Ленина,14

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

--------------- –  заместитель руководителя Мордовского УФАС России.

Члены Комиссии:

-------------- – начальник отдела  контроля закупок Мордовского УФАС России,

----------------- - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,

------------------ - специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,

в присутствии:

------------– представителя Государственное учреждение – отделение Пенсионного  фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (доверенность б/ от 20.02.2019 г.);

 

         рассмотрев 26 февраля 2019 года жалобу ООО «---------------» (далее – Заявитель) на действия Государственного учреждения – отделения Пенсионного  фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона  0209100000219000001 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Управления Пенсионного фонда РФ в г.о. Саранск Республики Мордовия (далее – Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Мордовское УФАС России 19 февраля  2019 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.

Уведомлением Мордовского УФАС России от 19.02.2019 № 123 рассмотрение жалобы назначено на 22.02.2019 года в 14 часов 10 минут. В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 26.02.2019 г. до 15:00.

В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком аукционная документация составлена и размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.

Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика и аргументы его представителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

Заказчиком 04.02.2019 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) размещено извещение         № 0209100000219000001 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Управления Пенсионного фонда РФ в г.о. Саранск Республики Мордовия (далее – Аукцион).

Дата и время окончания подачи заявок: 20.02.2019 г. в 08:00

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 21.02.2019 г.

 

1. В жалобе Заявитель в качестве довода указывает, что Заказчиком, в нарушение        ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, в аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями  ст. 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства № 99 от 14 февраля 2015 г. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление     № 99).

В соответствии с  ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (примечание) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к перечню дополнительных требований, установленных Постановлением № 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Согласно извещению, документации об Аукционе, предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Управления Пенсионного фонда РФ в г. о. Саранск Республики Мордовия установлен код позиции- 43.39.19.190, начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 500 000 руб.

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование не установлено, ввиду того, что предметом государственного контракта (выполнение работ по капитальному ремонту) является выполнение работ по капитальному ремонту, которые не относится  к строительным работам и установление дополнительных требований к участникам  закупки в соответствии с требованиями  Закона о контрактной системе не требуется.

Вместе с тем, обоснование выбора кода 43 при установлении в извещении Аукциона  представители Заказчика не смогли.

 Таким образом, если предметом закупки является строительство или реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, то у участника закупки должен быть опыт выполнения работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующими документами, указанными в пункте 2 приложения 1 к Постановлению № 99.

На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует требование о соответствии участников закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением № 99, что не соответствует части 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, что нарушает ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

          2. В своей жалобе Заявитель указывает, что  Заказчиком неправомерно установлен штраф в соответствии с пунктом 7 Правил, что не соответствует части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.

          В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

         В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

        В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        В соответствии с частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

         Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).

           В соответствии с пунктом 7 Правил за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

          Пунктом 10.13 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: «За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ».

          Объектом Аукциона  является выполнение работ по капитальному ремонту, в связи с чем в Аукционной документации отсутствует требование, установленное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. № 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства № 570).

          Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что п. 10.13 проекта контракта не противоречит требованиям действующего законодательства.

          Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

           3. В своей жалобе Заявитель указывает, что в документации  Заказчика отсутствуют исключительные случаи, когда членство в СРО не требуется  в соответствии со статьей  52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

           В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы и информацию, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

        Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

          Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

          В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено данной статьей.

         В силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

         Согласно пункту 3 раздела 3 требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном Аукционе аукционной документации, к участнику закупки установлены требования о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: выписку из реестра  членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

         Закон о контрактной системе не обязывает Заказчиков устанавливать случаи когда предоставление таких документов не требуется.

        Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком требования Закона о контрактной системе в части установления документов, которые подтверждают соответствие участников ГрК РФ,  установлены.

         В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Управления Пенсионного фонда РФ в г.о. Саранск Республики Мордовия составляет более 3 млн. руб. (12 500 000 руб.), требования заказчика к участникам закупки о членстве в СРО установлены в соответствии с требованиями ГрК РФ.

         Возможное предложение участником закупки цены контракта, не превышающей 3 млн. руб., и отсутствие в заявке выписки из реестра членов СРО, не свидетельствуют о не соответствии его требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в силу условий ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ.

          Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, а также доказательств невозможности участия в данной закупке.

          Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В своей жалобе Заявитель указывает, что извещение о проведении Аукциона размещено без учета изменений в действующем законодательстве в части установления преимущества субъектам малого предпринимательства.

Согласно пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

Согласно части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно части 1.2 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

В извещении о проведении электронного аукциона установлено: преимущество  субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно п. 4 раздела 8 информационной карты документации Аукциона Заказчиком установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (согласно  статьи 30, п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе): в данном электронном аукционе могут участвовать только субъекты малого и предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно объяснений представителя Заказчика  установление преимуществ на сайте Единой информационной системы в сфере закупок данным субъектам связано с функционалом ЕИС (данное требование подтягивается автоматически при установке ограничения при осуществлении закупки  на стадии формирования позиции плана –графика, отсутствует возможность ее редактирования при формировании извещения).

Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заказчика

   На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России № 21-од от 01.02.2019 года «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» Комиссия Мордовского УФАС России,

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «_____» (далее – Заявитель) на действия Государственного учреждения – отделения Пенсионного  фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона                                             № 0209100000219000001 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Управления Пенсионного фонда РФ в г.о. Саранск Республики Мордовия  (далее – Аукцион) обоснованной в части довода 1, указанного в мотивировочной части решения.

2. Признать действия Заказчика нарушением ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                                   

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны