Решение №695 решение от 29 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

.... - заместитель руководителя Мордовского УФАС России;

Члены Комиссии:

.....

рассмотрев дело №013/01/11-134/2019 по признакам нарушения                                ИП ..., ИП ..., ИП ...., ИП ...., ИП ...., ООО «Первая ассоциация транспортных предприятий» (ИНН 1327030020), ИП ...., ИП ...., ИП .....пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к установлению цены на маршрутах г. Саранск в размере 25 рублей и повышению стоимости проезда с 25 декабря 2018 года на одну и ту же величину (с 20 руб. до 25 руб.),

в присутствии:

от ответчиков: ООО «Первая ассоциация транспортных предприятий» - директор ...., ИП .... - ....,

от Администрации г.о. Саранск – ... (доверенность от 01.08.2017 года №122-д),

от Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия – ...., доверенность от 01.08.2019 года б/н,

привлеченные к участию в рассмотрении дела №013/01/11-134/2019                        в качестве ответчиков  ИП ..., ИП ...., ИП ...., ИП ..., ИП .., ИП ... не явились, представителя не направили,

привлеченное к участию в рассмотрении дела №013/01/11-134/2019                        в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах ООО «Сигнал С» представителей не направило,

привлеченная к участию в рассмотрении дела №013/01/11-134/2019 в качестве Заявителя .... не явилась, представителя не направила,

                       

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило обращение .... (вх. от 10.12.2018 года №5362) об уведомлении Администрации г.о. Саранск частными перевозчиками о намерении увеличить тарифы на услуги по перевозке пассажиров на 5 рублей с 25.12.2018 года.  

По данному вопросу Мордовским УФАС России были направлены запросы в Администрацию г.о. Саранск (исх. от 11.12.2018 года №2541) и перевозчикам (ИП .., ИП ..., ИП ..., ИП ..., ИП ..., ООО «Первая ассоциация транспортных предприятий» (ИНН 1327030020), ИП..., ИП ..., ИП ..., осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров в г. Саранске на муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам (исх. от 17.01.2019 года №111).

В ходе рассмотрения представленной информации установлено следующее.

Согласно пояснениям Администрации г.о. Саранск, вх. от 26.12.2018 года №5651 на территории городского округа перевозка пассажиров осуществляется по 50 муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Из них на 25 маршрутах действует нерегулируемый тариф, на 25 маршрутах действует регулируемый тариф.

23 ноября 2018 года в Администрацию г.о. Саранск поступили уведомления от ИП ... исх. от 23.11.2018 года №29/11-18г, ИП ...исх. от 23.11.2018 года №32/11-18г, ИП ... исх. от 23.11.2018 года №30/11-18г, ИП ... исх. от 23.11.2018 года №45/11-18г, ИП ... исх. от 23.11.2018 года №35/11-18г, ООО «Первая ассоциация транспортных предприятий» (далее – ООО «ПАТП»)(ИНН 1327030020) исх. от 23.11.2018 года №138, ИП .... исх. от 23.11.2018 года №27/11-18г, ИП ... исх. от 23.11.2018 года №41/11-18г, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на муниципальных городских маршрутах по нерегулируемым тарифам, о повышении стоимости перевозки пассажиров с 20 до 25 руб. с 25 декабря 2018 года.

28 ноября 2018 года в Администрацию г.о. Саранск поступило уведомление от ООО «Сигнал-С» (ИНН 1328903742) исх. от 26.11.2018 года №38, осуществляющего регулярные  пассажирские перевозки на муниципальных городских маршрутах по нерегулируемым тарифам, о повышении стоимости перевозки пассажиров с 20 до 23 руб. с 26 декабря 2018 года.

30 ноября 2018 года в Администрацию г.о. Саранск поступило уведомление от ИП .. исх. от 28.11.2018 года №2, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки на муниципальных городских маршрутах по нерегулируемым тарифам, о повышении стоимости перевозки пассажиров с 20 до 25 руб. с 25 декабря 2018 года.

Индивидуальные предприниматели осуществляют перевозки по следующим маршрутам:

ИП ....– маршрут №44;

ИП .... - маршрут №37;

ИП .... -  маршрут №32;

ИП ...- маршруты №№18, 21, 40;

ИП ... -  маршрут №16;

ИП ... - маршрут №15;

ИП ...- маршрут №45;

ИП ... - маршруты №№2, 5, 41.

ООО «ПАТП» (ИНН 1327030020) осуществляет перевозки по маршрутам №№10,19,22, 24, 25, 28, 35, 36, 38.

ООО «Сигнал-С» (ИНН 1328903742) осуществляет перевозки по маршрутам №№23, 34, 66.

Согласно пояснениям ИП ...вх. от 04.02.2019 года №559, ИП ... вх. от 05.02.2019 года №569, ИП ... вх. от 04.02.2019 года №560, ИП ... вх. от 05.02.2019 года №570, ИП ... вх. от 05.02.2019 года №569, ООО «ПАТП» (ИНН 1327030020) вх. от 04.02.2019 года №544, ООО «Сигнал-С» (ИНН 1328903742) вх. от 06.02.2019 года №578 увеличение стоимости проезда является экономически обоснованным и обусловлено возрастающими затратами на страхование, техническое обслуживание автотранспортных средств, повышением цен на ГСМ и прочими расходами.

На основании поступившей информации приказом от 04.03.2019 года №35-од возбуждено дело №013/01/11-134/2019, определением от 04.03.2019 года №172 дело назначено к рассмотрению.

Определением от 07.05.2019 года №327 рассмотрение дела №013/01/11-134/2019 продлено.

На основании пункта 3 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» определением от 17.07.2019 года №455 рассмотрение дела №013/01/11-134/2019 в отношении ИП Феоктистов В.С. прекращено.

Определениями об отложении от 17.04.2019 года  №288, от 07.05.2019 года  №326, от 28.06.2019 года №429, от 17.07.2019 года №455, от 02.08.2019 года №491, от 24.09.2019 года №612, от 25.10.2019 года №684 дело                             №013/01/11-134/2019 откладывалось.

В период рассмотрения дела определением Комиссии Мордовского УФАС России запрашивалась дополнительная информация у Администрации г.о. Саранск, а именно: сведения по конкурсам на право осуществления маршрутов №№44,37, 32, 18, 21, 40, 16, 15, 45, 2, 5, 41, 10, 19, 22, 24, 25, 28, 35, 36, 38.

05.08.2019 года Мордовским УФАС России был направлен запрос №1927 в Правительство РМ о предоставлении имеющейся информации по тарифам, которые были установлены для муниципальных маршрутов, обслуживаемых автобусами особого малого класса (ГАЗели).

В ходе рассмотрения дела проведен анализ состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам на территории г. Саранска за 2018 год.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обзор конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу №013/01/11-134/2019 .

Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу условий статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В целях Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 220-ФЗ).

В соответствии с Законом № 220-ФЗ регулярные перевозки подразделяются на:

- регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Таким образом, регулированию подлежат только те тарифы, которые устанавливаются в отношении перевозчиков, действующих на основании муниципального контракта.

С 11.01.2016 перевозчики имеют возможность устанавливать цену проезда самостоятельно, при этом дата изменения цены также определяется перевозчиками самостоятельно.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, ограничивающее конкуренцию соглашение заключается между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке.

Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

В статье 45.1 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что используется антимонопольным органом в качестве доказательств при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Достаточность доказательств в каждом конкретном случае должна определяться индивидуально на основе оценки всей совокупности факторов. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании всестороннего изучения и оценки всех обстоятельств дела, а также всей совокупности доказательств, в том числе фактов встреч конкурентов, переписки, результатов проверок, анализа поведения обществ в рамках предпринимательской деятельности с учетом принципов разумности и обоснованности.

В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

До вступления в силу Закона № 220-ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие перевозку пассажиров руководствовались нормативными актами:

- Постановление Правительства Республики Мордовия от 20.04.2015 года №199 «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа городским общественным транспортом в Республике Мордовия на 2015-2017 годы»;

- Постановление Правительства Республики Мордовия от 25.12.2017 года №681 «Об утверждении предельных регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Республике Мордовия на 2018-2020 годы».

Данными нормативными правовыми актами устанавливались предельные тарифы для перевозчиков Республики Мордовия, кроме того устанавливался конкретный период увеличения тарифа с разбивкой по месяцам и годам.

Анализ изменений стоимости проезда и практики регулирующих органов при установлении тарифов хозяйствующим субъектам, которые осуществляют деятельность по перевозке пассажиров показывает, что повышение стоимости проезда для всех перевозчиков происходило всегда, во-первых, одновременно и,  во-вторых, тарифы устанавливались единые для всех маршрутов с дифференциацией по виду транспорта перевозки.

В соответствии с пояснениями ответчиков затраты на осуществление деятельности по перевозке пассажиров изначально были выше устанавливаемых государством тарифов на перевозку пассажиров. Федеральный закон №220-ФЗ позволил данным хозяйствующим субъектам с 11.01.2016 года устанавливать цену проезда самостоятельно.

Ответчики на заседании Комиссии Мордовского УФАС России заявили, что несмотря на то, что затраты при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров превышали установленные цены за проезд, в первой половине 2018 года сдерживающим фактором повышения цен послужило проведение игр Чемпионата Мира по футболу в июне 2018 году в г. Саранске.

С 1 июля 2018 года хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров, была установлена цена за проезд в размере 20 рублей, с 25 декабря 2018 года была установлена цена за проезд в размере 25 рублей.

Однако, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что у некоторых ответчиков расходы на осуществление перевозок превышают действующую стоимость проезда в размере 25 рублей.

При этом оценку обоснованности стоимости проезда Клмиссия в данном деле не дает.

Представитель одного из ответчиков на заседании Комиссии заявил, что проблема того, что затраты хозяйствующих субъектов при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров зачастую превышают установленные цены за проезд, а также о существовании многочисленных сдерживающих факторов при установлении стоимости за проезд, поднималась и на телевидении, что свидетельствует о значимости данной проблемы.

Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав в совокупности материалы дела, и выслушав доводы ответчиков приходит к выводу, что в данной ситуации в действиях ИП ...., ИП ........., ИП ..., ИП ...., ООО «Первая ассоциация транспортных предприятий» (ИНН 1327030020), ИП ..., ИП ..., ИП ... отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, а именно: пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39 частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           дело №013/01/11-134/2019 в отношении ИП ...., ИП ...., ИП ...., ИП ..., ООО «Первая ассоциация транспортных предприятий» (ИНН 1327030020), ИП ...., ИП ....., ИП .....по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны