Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 050/01/10-2408/2021 О НАРУШЕ... от 9 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 050/01/10-2408/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ
«09» декабря 2021 г. г. Москва
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела № 050/01/10-2408/2021 о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Во исполнение поручения ФАС России от 26.07.2021 № МШ/62283/21 «О проведении оценки обоснованности повышения цен на продовольственные товары на территории аэропортов», Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по общественному питанию хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории аэропортов Московской области за 2020 год (далее - Анализ).
По результатам Анализа установлено следующее.
Рынок оказания услуг по общественному питанию в аэропорту «Шереметьево» в 2020 году являлся:
- в стерильной зоне умеренноконцентрированным, на указанном рынке наблюдается коллективное доминирование пяти хозяйствующих субъектов с долей более 70 % (72,30 %), в том числе ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» (место нахождения: 111024, г. Москва, ул. Душинская, д. 7, стр. 1; ОГРН: 1027739718280, ИНН: 7737115648).
- в нестерильной зоне умеренноконцентрированным, на указанном рынке наблюдается коллективное доминирование пяти хозяйствующих субъектов с долей более 80 % (80,12 %), в том числе ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС».
Таким образом, ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» занимает доминирующее положение на рынках оказания услуг по общественному питанию в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево».
Основным видом деятельности ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» является: деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Согласно представленным документам и сведениям об оказании услуг общественного питания, а также утвержденным прейскурантам, ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» реализует продукты питания, блюда и напитки в кафе/ресторанах «FRIDAYS», «COSTA COFFE», «IL Патио» в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево» по ценам, превышающим цены на аналогичные продукты питания, реализуемые на территории г. Москвы.
Пример.
Таблица 1. Сравнение цен ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в аэропорту «Шереметьево» и в г. Москве.
Наименование |
Цена в аэропорту «Шереметьево» (руб.) |
Цена в г. Москва |
Ресторан «FRIDAYS» |
||
Американский кофе |
425 |
154,17 |
Капучино |
499 |
171,82 |
Чай цейлон 0,3 |
455 |
162,50 |
Салат цезарь с курицей |
695 |
374,17 |
Бургер блю чиз с беконом |
999 |
590 |
Картофель фри 100 г |
305 |
120,83 |
Кафе «COSTA COFFE» |
||
Американо Массимо |
525,88 |
249,17 |
Капучино Медио |
515 |
308,18 |
Ролл красная рыбка |
499 |
286,36 |
Донат клубничный |
345 |
99,17 |
Английский завтрак |
350,90 |
199,17 |
Ресторан «IL Патио» |
||
Капучино |
405 |
249 |
Пицца баварская 40 |
1023,24 |
925 |
Спагетти IL Патио |
1131,63 |
723,86 |
Стейк стриплойн дольки |
1799 |
1499 |
Феттучини ветчина и грибы |
804,85 |
635,70 |
Цезарь с куриной грудкой |
713,75 |
544,04 |
Чай черный с бергамотом |
349 |
274,68 |
Таким образом, проведенный анализ цен, устанавливаемых ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» при оказании услуг общественного питания, показал, что стоимость продуктов питания, блюд и напитков в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево», где указанный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, выше стоимости продуктов питания, блюд и напитков, реализуемых Обществом за пределами аэропорта.
Согласно письменным пояснениям ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» основными факторами, влияющими на формирование цен, являются значительный рост закупочных цен у поставщиков на продукты и напитки, увеличение размера стоимости транспортных и логистических услуг, увеличение структуры расходов, необходимых для осуществления деятельности предприятий питания, расположенных на территории аэропорта «Шереметьево» (индексация арендной платы и увеличение фиксированного курса рубля к доллару США в целях определения рублевого эквивалента арендной платы.
Вместе с тем, по результатам анализа установлено, что прибыль ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» от оказания услуг общественного питания в аэропорту «Шереметьево» превышает прибыль, получаемую Обществом за пределами рассматриваемого рынка.
Таким образом, рентабельность кафе/ресторанов ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», расположенных на территории аэропорта «Шереметьево», в 2020 году значительно выше рентабельности кафе/ресторанов Общества, осуществляющих деятельность в г. Москве.
Высокая рентабельность в рассматриваемом случае является индикатором необоснованного завышения цен на услуги общественного питания, оказываемые ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в аэропорту «Шереметьево», обусловленная доминирующим положением Общества.
Следовательно, стоимость оказания услуг по общественному питанию в кафе/ресторанах ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на территории аэропорта «Шереметьево» превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара (работ, услуг) расходов и прибыли.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, на лицо, указанное в пункте 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, распространяются ограничения, связанные с установлением монопольно высокой цены товара.
Таким образом, в действиях ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по общественному питанию в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево», путем установления и поддержания монопольно высоких цен на продукты питания.
На основании изложенного издан приказ Управления от 26.11.2021 № 180 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен на продукты питания, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
-
Назначить дело № 050/01/10-2408/2021 к рассмотрению на 23 декабря 2021 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Москва, Карамышевская наб., д. 44, 3 этаж, зал № 2.
-
Привлечь к участию в рассмотрении дела № 050/01/10-2408/2021 в качестве ответчика - ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» (место нахождения: 111024, г. Москва, ул. Душинская, д. 7, стр. 1).
-
В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции, ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» представить в течение семи рабочих дней со дня получения настоящего Определения в адрес Управления следующие документы и материалы:
-
копии учредительных документов ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» и все вносимые в них изменения, а также свидетельств о регистрации и постановке на учёт в налоговом органе;
-
копию расширенной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС»;
-
перечень всех лиц, входящих в одну группу лиц с ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции на дату получения настоящего определения. Сведения о группе лиц предоставляются в соответствии с формой, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц», в том числе в виде схематического изображения (древовидной схемы);
-
письменные сведения об основных видах деятельности ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» с приложением подтверждающих документов;
-
сведения о филиалах, иных структурных подразделениях ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» с указанием ФИО руководителей указанных филиалов и структурных подразделений;
-
копия бухгалтерского баланса ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» за 2020 год;
-
письменные пояснения о причинах реализации продуктов питания (блюд) и напитков в аэропорту «Шереметьево» по ценам, превышающим цены на аналогичные продукты питания, реализуемые ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на территории г. Москвы;
-
сведения о формировании цен на продукты питания (блюда) и напитки в 2020 и 2021 гг. во всех кафе/ресторанах ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», расположенных в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево» в соответствии с Приложениями № 1 и № 2 к настоящему Определению.
-
сведения о расходах ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на производство и реализацию продукции в аэропорту «Шереметьево» по каждому кафе/ресторану отдельно за 2020 и 2021 гг. в соответствии с Приложением № 3 (в том числе в формате Excel);
-
сведения о расходах ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на производство и реализацию продукции по каждому кафе/ресторану, расположенному в г. Москве отдельно за 2020 и 2021 гг. в соответствии с Приложением № 4 (в том числе в формате Excel);
-
иные документы и сведения по существу рассматриваемого дела.
Одновременно сообщаем, что запрашиваемые документы, необходимые для осуществления федеральным антимонопольным органом, территориальным органом, его законной деятельности должны быть достоверными, полными и заверены надлежащим образом.
Явка лиц, участвующих в рассмотрении дела или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства), обязательна.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.