Решение б/н Решение по делу № 05-15/01-15 от 26 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОАО «Российский железные дороги»

 

Новая Басманная, д. 2,

г. Москва, 107174

 

<…>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-15/01-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                         г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» апреля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «21» апреля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – А.А. Азаренко, заместителя руководителя Московского областного УФАС России; членов Комиссии – Д.В. Бердникова, начальника отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России; Л.Н. Рахубенко, государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России, рассмотрев дело № 05-15/01-15 по признакам нарушения
ОАО «Российский железные дороги» (место нахождения: 107174, г. Москва,
ул. Новая Басманная, д. 2) (далее – ОАО «РЖД») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского областного УФАС России поступило заявление <…> с жалобой на неправомерные действия ОАО «РЖД» в части ненаправления договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>.

По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным УФАС России ОАО «РЖД» на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдано предупреждение № 05-10/50-14 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - предупреждение № 05-10/50-14).

Согласно предупреждению № 05-10/50-14, ОАО «РЖД» надлежало направить в адрес <…> проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>.

В адрес Московского областного УФАС России 24.11.2015 поступило ходатайство ОАО «РЖД» о продлении срока выполнения предупреждения № 05-10/50-14.

ОАО «РЖД» 07.11.2014 уведомило Московское областное УФАС России о невыполнении предупреждения № 05-10/50-14.

Таким образом, ОАО «РЖД» не выполнило предупреждение
№ 05-10/50-14 в установленный срок.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Московским областным УФАС России возбужденно дело № 05-15/01-15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «РЖД», выразившегося в ущемлении интересов <…>, путем ненаправления договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела № 05-15/01-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

ОАО «РЖД» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585.

ОАО «РЖД» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 39
г. Москва за основным государственным регистрационным номером 1037739877295. В соответствии с Уставом ОАО «РЖД», место нахождения Общества: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 11 Устава ОАО «РЖД», одним из видов деятельности является оказание услуг по производству, передаче и распределению электрической энергии.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,
«Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.

Таким образом, ОАО «РЖД» является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995
№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 08.09.2009
№ 6057/09.

Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности сетей.

Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/01-15 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что 04.03.2014 <…> была подана заявка в ОАО «РЖД» на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>. Заявке присвоен входящий номер <...> .

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), сетевая организация обязана направить заявителю – физическому лицу в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 15 с даты получения заявки.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения ОАО «РЖД» надлежало в срок до 19.03.2014 рассмотреть заявку и направить в адрес <…> проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>.

Согласно документам, материалам и сведениям, представленным
ОАО «РЖД», 27.02.2015 ОАО «РЖД» в адрес <…> направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>.

Согласно статье 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

На основании изложенного, ОАО «РЖД» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «РЖД», выразившегося в ущемлении интересов <…>, путем ненаправления договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>, в сроки и порядке, установленные Правилами технологического присоединения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «РЖД», выразившегося в ущемлении интересов <…>, путем ненаправления договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>, к электрическим сетям.

2. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ОАО «РЖД» не выдавать.

3. Материалы дела № 05-15/01-15 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      А.А. Азаренко

 

 

Члены Комиссии:                                                                                Д.В. Бердников

 

                                                                                                               Л.Н. Рахубенко

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

Л.Н. Рахубенко

(499) 500-15-27

Связанные организации

Связанные организации не указаны