Решение б/н Решение по делу № 05-15/02-15 от 26 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

АО «Королёвская электросеть»

 

ул. Гагарина, д. 4а,
г. Королев,

Московская область, 141070

 

<…>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-15/02-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                         г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» апреля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «05» мая 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – А.А. Азаренко, заместителя руководителя Московского областного УФАС России; членов Комиссии – Д.В. Бердникова, начальника отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России; Л.Н. Рахубенко, государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России, рассмотрев дело № 05-15/02-15 по признакам нарушения Акционерным обществом «Королёвская электросеть» (место нахождения: 141070, Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. 4а) (далее – АО «Королёвская электросеть») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского областного УФАС России поступило заявление <…> с жалобой на неправомерные действия АО «Королёвская электросеть» в части невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>.

По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным УФАС России в отношении АО «Королёвская электросеть» возбуждено дело № 05-15/02-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей
АО «Королёвская электросеть», выразившегося в ущемлении интересов <…>, путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела № 05-15/02-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

В Единый государственный реестр юридических лиц 03.02.2015 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в соответствии с которыми Закрытое акционерное общество «Королёвская электросеть» переименовано в Акционерное общество «Королёвская электросеть».

АО «Королёвская электросеть» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Общим собранием акционеров (Протокол № 1/15 от 26.01.2015).

АО «Королёвская электросеть» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Московской областной регистрационной палатой от 30.06.1999 за основным государственным регистрационным номером 1035003351657. В соответствии с Уставом АО «Королёвская электросеть» место нахождения Общества: 141070, Московская область, г. Королев,
ул. Гагарина, д. 4а.

В соответствии с пунктом 3.3 Устава АО «Королёвская электросеть», основными видами деятельности Общества является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,
«Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.

Таким образом, АО «Королёвская электросеть» является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995
№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 08.09.2009
№ 6057/09.

Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что АО «Королёвская электросеть» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей АО «Королёвская электросеть».

Согласно документам, материалам и сведениям, представленным
АО «Королёвская электросеть», 23.07.2010 между АО «Королёвская электросеть» и группой собственников дачных земельных участков заключен договор № 85/10 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, расположенных по адресу: <…>. Со стороны заказчика договор № 85/10 от 23.07.2010 подписан <…> на основании протокола № 1 общего собрания собственников дачных земельных участков от 21.05.2010.

Вместе с тем, согласно протоколу № 1 общего собрания собственников дачных земельных участков от 21.05.2010 собственники дачных земельных участков по результатам собрания постановили избрать <…> для представления интересов собственников земельных участков по вопросу получения технических условий на подключение электрической энергии к участкам. Полномочия на заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в протоколе не содержатся.

Согласно материалам дела № 05-15/02-15 о нарушении антимонопольного законодательства между ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (место нахождения: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2) (далее - ОАО «МОЭСК») и группой индивидуальных застройщиков земли <…> 31.08.2010 заключен договор № С8-10-302С-5528(911252) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, расположенных по адресу: <…>. Со стороны заказчика договор № 85/10 от 23.07.2010 подписан <…> на основании протокола № 1 общего собрания собственников дачных земельных участков от 21.05.2010.

На заседании Комиссии Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/02-15 о нарушении антимонопольного законодательства представитель АО «Королёвская электросеть» заявил, что энергопринимающие устройства <…> имеют надлежащее технологическое присоединение к сетям АО «Королёвская электросеть» опосредовано через сети ОАО «МОЭСК». В подтверждении указанного довода АО «Королёвская электросеть» в материалы дела представлен акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 27.04.2012, заключенный между АО «Королёвская электросеть» и Некоммерческим партнерством «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово» (далее – НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово»). В соответствии с указанным актом граница балансовой принадлежности устанавливается на контактах присоединения кабельных наконечников КЛ-6 кВ в РУ-6 кВ КТП-30, направления на ТП-305, граница эксплуатационной ответственности сторон устанавливается на контактах присоединения кабельных наконечников КЛ-6 кВ в РУ-6 кВ КТП-30, направления на ТП-305.

НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением общего собрания учредителей (Протокол № 1 от 21.08.2010).

НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области от 08.12.2010 за основным государственным регистрационным номером 110500006320. В соответствии с Уставом НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово» место нахождения партнерства: 141143, Московская область, Щелковский район, д. Долгое-Ледово, д. 9, кв. 14.

Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/02-15 о нарушении антимонопольного законодательства считает довод представителя АО «Королёвская электросеть» необоснованным, поскольку в материалы дела не представлено документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств
<…> к электрическим сетям.

Кроме того, Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/02-15 о нарушении антимонопольного, заслушав доводы представителя НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово», установила, что энергопринимающие устройства <…> не имеют технологического присоединения к сетям НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово».

На заседании Комиссии Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/02-15 о нарушении антимонопольного законодательства представителем АО «Королёвская электросеть» заявлено о неправомерности заключения договора № 169/11 от 09.06.2011 между <…> и АО «Королёвская электросеть, поскольку <…> является членом НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово».

В соответствии с пунктом 3.1 Устава НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово», целями деятельности Партнерства содействие членам Партнерства в осуществлении деятельности, направленной на развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры поселка Образцово, входящего в границы городского поселения Щелково Щелковского района Московской области, и прилегающих к поселку Образцово земельных участков для дачного строительства.

Согласно разъяснениям ФАС РФ «По вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям» в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.

Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в соответствии со статьей 2 комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Таким образом, действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не распространяется на отношения между членами Партнерства и отношения, вытекающие из деятельности НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово». Следовательно <…> имел право на заключение индивидуального договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно материалам дела № 05-15/02-15 о нарушении антимонопольного законодательства между <…> и
АО «Королёвская электросеть» 09.06.2011 заключен договор № 169/11 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>, к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 5 договора № 169/11 от 09.06.2011, срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>, составляет 6 месяцев.

АО «Королёвская электросеть» надлежало в срок до 09.12.2011 осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>.

Согласно письменным пояснениям АО «Королёвская электросеть» для исполнения договора № 169/11 от 09.06.2011 в 2013 году подготовлен рабочий проект внешнего электроснабжения по строительству ВЛ-0,4 кВ от СТП-2083 до границ участка по адресу: <…> в соответствии с
ТУ 52/13 от 21.03.2013, ТУ 53/13 от 21.03.2013.

АО «Королёвская электросеть» 13.05.2013 обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о нечинении препятствий в исполнении условий договоров к НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово» и <…>.

Решением Арбитражного суда Московской области от 25.09.2014 по делу № А41-34662/14 в удовлетворении исковых требований АО «Королёвская электросеть» отказано, поскольку АО «Королёвская электросеть» при заключении договора с <…> избрало присоединение объектов заявителя к своим сетям. Третьи лица не могли знать о наличии либо отсутствии у сетевой организации - АО «Королёвская электросеть» технической возможности присоединения. Кроме того, АО «Королёвская электросеть» не представило в Арбитражный суд Московской области доказательств, подтверждающих отказ НП «Содействие развитию инфраструктуры поселка Образцово» и <…> от урегулирования отношений по присоединению объектов Чеховского И.А. через свои сети.

Таким образом, АО «Королёвская электросеть» не приняло исчерпывающих мер для исполнения обязательств по договору № 169/11 от 09.06.2011 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>.

Рассмотрев представленные документы и материалы со стороны
АО «Королёвская электросеть», Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/02-15 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что на дату рассмотрения 17.04.2015 мероприятия по договору № 169/11 от 09.06.2011 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>, не выполнены.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 7 Правил технологического присоединения процедуру технологического присоединения завершает составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению № 2, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению
№ 3, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони.

На основании изложенного, АО «Королёвская электросеть» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей АО «Королёвская электросеть», выразившегося в ущемлении интересов Чеховского И.А., путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных адресу: <…>, в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

Согласно статье 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать АО «Королёвская электросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей АО «Королёвская электросеть», выразившегося в ущемлении интересов <…>, путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <…>, в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

2. Выдать АО «Королёвская электросеть» Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, установленного пунктом 1 настоящего Решения.

3. Материалы дела № 05-15/02-15 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Московского областного УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       А.А. Азаренко

 

 

Члены Комиссии:                                                                                Д.В. Бердников

 

                                                                                                              Л.Н. Рахубенко

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н. Рахубенко

(499) 500-15-27

Связанные организации

Связанные организации не указаны