Решение б/н Решение по делу № 05-15/03-14 от 6 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 Реш_03-14.pdf (202.90 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-15/03-14 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

06 мая 2014 г.                                                                                             г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 06 мая 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – А.А. Азаренко, заместителя руководителя управления; членов Комиссии – Д.В. Бердникова, начальника отдела антимонопольного контроля; М.Н. Ястребковой, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 05-15/03-14 по признакам нарушения ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» < …. > ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского областного УФАС России поступило обращение с жалобой на неправомерные действия ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» в части невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу <…….>. в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

По результатам рассмотрения указанного обращения Московским областным УФАС России возбуждено дело № 05-15/03-14 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей
ОАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов <…….>   путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу:   < ……..> в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела № 05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

ОАО «МОЭСК» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового Общего собрания акционеров ОАО «МОЭСК» (Протокол № 10 от 23.06.2011).

ОАО «МОЭСК» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области от 22.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 1057746555811. В соответствии с Уставом
ОАО «МОЭСК» местонахождение юридического лица: 115114, Российская Федерация, Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2.

В соответствии с п. 3.2. Устава Общества, основным видом деятельности ОАО «МОЭСК» является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.

Таким образом, ОАО «МОЭСК» является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 8 сентября 2009 № 6057/09.

Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что ОАО «МОЭСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК».

В соответствии с материалами дела № 05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства, <…...> Технологическое присоединение необходимо заявителю исключительно для бытовых нужд с максимальной единовременной мощностью до15 кВт.

 

15.09.2010 между  < …..>  и ОАО «МОЭСК» заключен Договор  
<……> об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу:  <……..>

Согласно п. 10.5. Технические условия  <…….> от 22.07.2011 фактическое присоединение энергопринимающего устройства будет произведено на основании служебной записки и копии договора на энергоснабжение с ОАО «Мосэнергосбыт» и считаться полностью выполненным после подписания Акта о технологическом присоединении.

Согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю электрической энергии в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем электрической энергии определенного поставщика электрической энергии.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела № 05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрения данного дела, в действиях
ОАО «МОЭСК» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в ущемлении интересов Карпенко Н.Г., путем навязывания контрагенту условий договора об осуществлении технологического присоединения, невыгодных для него.

Согласно п. 1 ст. 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно п. 3 ст. 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
 «О защите конкуренции», выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 391 Федерального закона от 26 июля 2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела №05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства выдано Предупреждение № 05-10/26-14 о прекращении указанных нарушений, путем направления в адрес  <…….> технических условий в соответствии с законодательством РФ.

09.04.2014 ОАО «МОЭСК» проинформировало Московское областное УФАС России о выполнении выданного Предупреждение № 05-10/26-14 о прекращении указанных нарушений, путем направления в адрес
 <…….> дополнительного соглашения № 3 к Договору об осуществлении технологического присоединения <……> в соответствии с которым вводится в действие приложение к Договору  <……> об осуществлении технологического присоединения – Технические условия  <……>

Согласно п. 2.1.1. Договора об осуществлении технологического присоединения  <…….>, ОАО «МОЭСК» обязалось в течении 6 месяцев с даты заключения договора, выполнить мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям.

15.09.2010 между <…….> и ОАО «МОЭСК» подписано дополнительное соглашение № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения <……..> в соответствии с которым срок выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу:  
<…….> составляет 24 месяца.

В соответствии с п. 4 ст. 421, п.1 ст. 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

Условия Договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее по тексту – Правила технологического присоединения) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не  более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Таким образом, п. 16 Правил технологического присоединения, для данной категории Заявителей предусмотрен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев.

Следовательно, дополнительное соглашение № 1 к Договору об осуществлении технологического присоединения <……>, условиями которого предусмотрен срок выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям 24 месяца, противоречит требованиям действующего законодательства и ничтожно в силу закона.

Таким образом, ОАО «МОЭСК» надлежало в срок до 15.03.2011 осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу:  <…….>

Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что на дату 24.04.2014 мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу:  < …….>со стороны сетевой организации в полном объеме не выполнены.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п. 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрически сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не  более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

На основании изложенного, ОАО «МОЭСК» нарушило ч. 1
ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов  <…..>., путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу:<……..> в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МОЭСК» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов  <…….> путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу: <…….> в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

2. Выдать ОАО «МОЭСК» Предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, установленного п.1 настоящего Решения.

3. Материалы дела № 05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со
ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                   А.А. Азаренко

 

 

Члены Комиссии                                                                         Д.В. Бердников

 

 

 М.Н. Ястребкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны