Решение №07-32-1256эп/16 Решение от 10 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Московского областного УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) жалобу АО «ЭлТех СПб» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) Акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Исток» имени А. И. Шокина» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме: «на оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении строительства и реконструкции объекта капитального строительства» (закупка № 31603218024 на официальном сайте Российской Федерации – www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт)) (далее – Конкурс),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Порядок осуществления закупок Заказчиком регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Исток» имени А. И. Шокина» (далее – Положение).

По мнению Заявителя, его законные права нарушены следующими действиями Заказчика утвердившего Конкурсную документацию в нарушение Закона о закупках:

1. В Конкурсной документации установлен перечень показателей по критерию «Опыт и квалификация Участника открытого конкурса»: Наличие у Участника за последние три года опыта оказания услуг по проведению строительного контроля, в том числе технического заказчика, на крупных производственно-промышленных объектах. (Подтверждается предоставлением копий договоров и/или актов сдачи-приемки выполненных работ КС-2 и/или справок о стоимости выполненных работ КС-3). По мнению Заявителя из Документации не представляется возможным сделать вывод, какие крупные производственно-промышленные объекты будут признаны Заказчиком «крупными» и соответствовать данному требованию.

2. Согласно Конкурсной документации привлечение соисполнителей к исполнению договора допускается по предварительному письменному согласованию с Заказчиком.

3. Заказчик незаконно установил требование к участнику о наличии не менее 1 (одного) договора по оказанию услуг строительного контроля, в том числе технического заказчика, за последние три года, стоимость которого составляет
20 % (двадцать процентов) начальной максимальной цены договора.

4. Заказчик  не установил в Конкурсной документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам открытого конкурса положений Документации.

5. Требования Заказчика, установленные в Конкурсной документации, о предоставлении копий договоров и/или актов сдачи-приемки выполненных работ КС-2 и/или справок о стоимости выполненных работ КС-3) установлены неправомерно.

6. В составе Конкурсной документации отсутствует обоснование начальной максимальной цены договора.

7. В составе документации указанны ссылки на: Проект организации строительства» 28/15-П-ПОС1», «Проект организации строительства» 28/15-П-ПОС2», «Проект организации строительства» 28/15-П-ПОС1», «Проект организации строительства” 3К-1/3/2014-П-ПОС», вместе с тем, данные документы в составе Конкурсной документации отсутствуют.

8. В Конкурсной документации  отсутствуют в полном объеме сведения об объеме услуг, являющихся предметом Конкурса.

9. Данные указанные в Конкурсной документации противоречат положениям договора, являющегося неотъемлемой частью документации.

10. Заказчик в Конкурсной документации неправомерно установил требование о предоставлении копии договоров с соисполнителями.

11. Проектом договора не устанавливается срок, в течение которого Заказчик обязан передать исходные данные и копию договоров генерального подряда.

12. Заказчиком в проекте договора не соблюден претензионной порядок решения споров. В случае нарушения Исполнителем срока предоставления копии договоров с соисполнителями, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере 300 000 рублей за каждый установленный случай не предоставления копии договора. Кроме того, Исполнитель оплачивает Заказчику пеню в размере 0,05% от цены Договора, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства. Данные требования неправомерны.

13. Согласно положениям проекта договора, исполнитель согласовывает акты, подтверждая объем и качество выполненных работ, их соответствие сметным расчетам, условиям договоров генерального подряда, соответствие исполнительной документации, предъявленной Заказчику, требованиям нормативно-технической документации, что неправомерно.

14. Установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию «Качество работ (услуг)» не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора.

Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Заказчика, представленные Заказчиком и размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при проведении закупки:

  • дата публикации извещения на Официальном сайте – 19.01.2016;
  • начальная (максимальная) цена договора – 507 459 820,00 рублей;
  • дата и время окончания подачи заявок – 24.02.2016 в 09:00;
  • заявок на участие в Конкурсе подано – 6;
  • дата и время рассмотрения заявок – 04.03.2016 в 17:00;

1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Кроме того в Приложение 1 к «Информационной карте открытого конкурса» Конкурсной документации установлены Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, их содержание и значимость:

Перечень показателей по критерию «Опыт и квалификация Участника открытого конкурса»

Кол-во баллов

Наличие у Участника за последние три года опыта оказания услуг по проведению строительного контроля, в том числе технического заказчика, на крупных производственно-промышленных объектах. (Подтверждается предоставлением копий договоров и/или актов сдачи-приемки выполненных работ КС-2 и/или справок о стоимости выполненных работ КС-3)

Отсутствие копий документов - «0» баллов.

от 1 до 5 копий документов - «10» баллов.

6 и более копий документов - «25» баллов

 

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать вывод, какие крупные производственно-промышленные объекты будут признаны Заказчиком «крупными» и соответствовать данному требованию.

Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 4 пункта 32 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 1 Конкурсной документации, документация подготовлена в соответствии с Положением о закупке.

Согласно пункту 7.10 Конкурсной документации, привлечение соисполнителей к исполнению договора допускается по предварительному письменному согласованию с Заказчиком.

Таким образом, отсутствие возможности привлечения субпоставщиков, соисполнителей без предварительного согласования с Заказчиком ограничивает возможность участия в закупке на стороне одного участника и нескольких юридических лиц, что противоречит Положению о закупках, части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Согласно пункту 7.9 Информационной карты установлено требование к Участникам о наличии за последние три года не менее 1 (одного) договора по оказанию услуг строительного контроля, в том числе технического заказчика, стоимость которого составляет 20 % (двадцать процентов) начальной максимальной цены договора.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В статье 15 Положения указаны документы, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование;

б) документы, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки требованию, установленному в соответствии со статьей 7 настоящего Положения.

В соответствии со статьей 7 Положения о к участникам закупки заказчик вправе предъявить следующие квалификационные требования:

1) наличие финансовых, материальных-технических средств, кадровых ресурсов, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

2) профессиональная компетентность, положительная деловая репутация, надежность, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;

3) иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

При установлении требований, предусмотренных в настоящей части, документация о закупке должна содержать четкие измеряемые параметры, позволяющие однозначно определять соответствие либо несоответствие участника процедуры закупки указанным требованиям.

В пункте 7.9 информационной карты Конкурсной документации указаны требования, предъявляемые к участникам закупки, без разграничения на обязательные требования, дополнительные требования, квалификационные требования.

Так Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование о наличия у участника не менее 1 (одного) договора по оказанию услуг строительного контроля, в том числе технического заказчика, за последние три года, стоимость которого составляет 20 % (двадцать процентов) начальной максимальной цены договора.

Установление в качестве критериев допуска к участию в конкурсе требования о наличии не менее 1 (одного) договора по оказанию услуг строительного контроля, в том числе технического заказчика, за последние три года, стоимость которого составляет 20 % (двадцать процентов) начальной максимальной цены договора, ограничивает конкуренцию участников, поскольку предусматривает допуск участников, имеющих не менее 1 (одного) договора по оказанию услуг строительного контроля, в том числе технического заказчика, за последние три года, стоимость которого составляет 20 % (двадцать процентов) начальной максимальной цены договора,  исключая при этом:

-          вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне оказать услуги строительного контроля,

-          предприятия, имеющие значительный опыт выполнения строительного контроля, но с ценой каждого договора менее 20% начальной максимальной цены договора, и  способные на достойном уровне оказать услуги строительного контроля.

Кроме того, согласно Приложению 1 к «Информационной карте открытого конкурса» «Критерии оценки заявок на участие в открытом  конкурсе, их содержание и значимость» квалификационные требования предусмотрены в виде критериев оценки участников закупки, и следовательно, не могут применяться на этапе предварительного отбора участников (допуска к участию в конкурсе).

Установление указанного ограничивающего критерия на стадии допуска участников к конкурсу не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам конкурса, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Указанные действия  не позволяют обеспечить равные права и возможности для участников закупки и являются нарушением принципов, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2.1.2. Конкурсной документации «Любой Участник конкурса имеет право направить Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации, в том числе в форме электронного документа. В течение двух рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении разъяснений положений конкурсной документации по запросу Участника конкурса такое разъяснение должно быть размещено Заказчиком в ЕИС (ООС) с содержанием запроса на разъяснение положений конкурсной документации, без указания Участника процедуры закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть».

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В Приложение 1 к «Информационной карте открытого конкурса» установлены Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, их содержание и значимость:

Перечень показателей по критерию «Опыт и квалификация Участника открытого конкурса»

Кол-во баллов

Наличие у Участника за последние три года опыта оказания услуг по проведению строительного контроля, в том числе технического заказчика, на крупных производственно-промышленных объектах. (Подтверждается предоставлением копий договоров и/или актов сдачи-приемки выполненных работ КС-2 и/или справок о стоимости выполненных работ КС-3)

Отсутствие копий документов - «0» баллов.

от 1 до 5 копий документов - «10» баллов.

6 и более копий документов - «25» баллов

Вместе с тем, Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) Применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)). На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Таким образом,  при оказании услуг по проведению строительного контроля  акт сдачи-приемки выполненных работ № КС-2 и/или справка о стоимости выполненных работ № КС-3  не оформляются.

Установление требования о предоставлении актов сдачи-приемки выполненных работ КС-2 и/или справок о стоимости выполненных работ КС-3 в подтверждение опыта оказания услуг по проведению строительного контроля противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

6. В соответствии со статьей 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

С учетом изложенного обоснование начальной цены договора должно содержаться в документации о закупке.

Таким образом, отсутствие в составе документации по проведению открытого конкурса обоснования начальной максимальной цены договора противоречит пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

7. В соответствии с п. 1  Технического задания Конкурсной документации на проведение открытого конкурса по выбору организации для оказания услуг по проведению строительного контроля при осуществлении строительства и реконструкции объекта капитального строительства  границы объектов, которые подлежат строительству по проектам , входящим в комплекс зданий, строений и сооружений, строительство и реконструкция которого осуществляется Генеральным подрядчиком определены в  :«см. «Проект организации строительства» 28/15-П-ПОС1», «см. «Проект организации строительства» 28/15-П-ПОС2», «см. «Проект организации строительства» 28/15-П-ПОС1», «см. “Проект организации строительства” 3К-1/3/2014-П-ПОС».

Вместе с тем, изучив на заседании Конкурсную документацию опубликованную на официальном сайте, Комиссия установила, что указанные документы не опубликованы в составе конкурсной документации.

Учитывая изложенное, отсутствие в Конкурсной документации в полном объеме сведений об объеме услуг, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

8. Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пунктам 1, 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Градостроительного Кодекса обязательным.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Согласно разделу «Термины и определения» Проекта договора: 

«Исходные данные» означает совокупность графических материалов, текстовых документов, в том числе: проектная документация,  рабочая документация, инженерные изыскания и иная информация,  передаваемые Заказчиком Исполнителю.

«Проектная документация» представляет собой проектную документацию на строительство и реконструкцию объекта, содержащую материалы в текстовой форме и в виде чертежей, схем и определяющую функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства и реконструкции объекта, и выдаваемые Заказчиком Исполнителю в составе Исходных данных.

«Рабочая документация» означает документацию по объекту, разработанную на стадии «Рабочая документация» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87, ГОСТ 21.1101-2013, на основании Проектной документацией, в объеме и составе, необходимых для реализации, и выдаваемая Заказчиком Исполнителю в составе Исходных данных.

Следовательно, из пункта 4.2.1 проекта договора следует, что Заказчик обязан передать Исполнителю исходные данные.

При этом, проектно-сметная документация, не размещена на официальном сайте в составе Конкурсной документации.

Учитывая изложенное, отсутствие в Конкурсной документации в полном объеме сведений об объеме услуг, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

9. В соответствии со статьей 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с п. 5.2.1. проекта договора исполнитель обязан осуществлять строительный контроль лично в соответствии с договором.

В соответствии с п. 5.1.3. Проекта договора исполнитель имеет право привлекать, по предварительному письменному согласованию с Заказчиком, для исполнения обязательств по договору соисполнителей, при этом ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями несет исполнитель.

В соответствии с п. 7.10 информационной карты: Привлечение соисполнителей к исполнению договора допускается по предварительному письменному согласованию с Заказчиком.

Указанные пункты договора и информационной карты противоречат друг другу, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

10. В соответствии с п. 7.9. проекта договора «Исполнитель должен предоставлять копии заключенных с соисполнителями договоров в электронном виде в течение 2 (двух) рабочих дней с даты их заключения для размещения Заказчиком в реестре договоров в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31 октября 2014 года № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее-Правила).

В случае нарушения срока предоставления вышеуказанных договоров Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей за каждый установленный случай не предоставления копии договора».

Однако, в соответствии с пунктом 2 Правил в реестр включается «информация о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цена договора с субподрядчиками».

Таким образом, Заказчик не имеет право требовать предоставлять копии договоров с соисполнителями (их содержание является конфиденциальной информацией), данные действия нарушают требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11. Согласно п. 5.4.6 проекта договора, Заказчик обязан передать Исполнителю исходные данные и копию договоров генерального подряда.

Проектом договора не устанавливается срок, в течение которого Заказчик обязан передать исходные данные и копию договоров генерального подряда.

При этом согласно п. 3.1 проекта договора срок начала оказания услуг – с даты заключения договора.

Не установление срока для выполнения обязанности по передаче исходных данных влечет за собой невозможность применения меры ответственности за просрочку Заказчиком исполнения обязательства (п.7.4 проекта договора).

Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

12. Согласно п.7.1. проекта договора, В случае просрочки оказания услуг исполнителем (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных договором, Заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), которое исполнитель удовлетворяет в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления, либо Заказчик вправе самостоятельно удержать суммы таких штрафов из размера очередного платежа, производимого согласно условиям договора, в случае признания данного штрафа исполнителем, либо по решению суда.

Также согласно п.7.8. проекта договора в случае наложения на Заказчика государственными органами каких-либо штрафов или иных санкций в связи с нарушениями, допущенными исполнителем при оказании услуг на объекте, исполнитель обязуется компенсировать Заказчику сумму таких штрафов и возмещать документально подтвержденные убытки Заказчика, в размере, определенном решением суда, вступившем в законную силу, либо по соглашению сторон,  в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения соответствующего требования Заказчика c приложением подтверждающих документов, либо Заказчик вправе самостоятельно удержать суммы таких штрафов из размера очередного платежа, производимого согласно условиям договора.

Таким образом, Заказчику дается право на самостоятельное удержание неустойки, то есть, нет обязанности соблюдать претензионный порядок и исполнитель лишен возможности до удержания предъявить свои обоснованные возражения, предложить свой расчет неустойки и т.д.

Согласно п. 5.2.38. проекта договора «Исполнитель обязан возместить в полном объеме ущерб, причиненный имуществу Заказчика или третьих лиц в ходе оказания услуг, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты предъявления письменной претензии Заказчика. Размер такого ущерба определяется по решению суда, вступившему в законную силу». Следовательно, данный пункт проекта договора предусматривает возмещение ущерба, причиненного имуществу Заказчика в ходе оказания услуг (то есть, по сути, в результате ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору) по претензии Заказчика в течение 5 рабочих дней со дня ее предъявления, а не получения. При этом указывается, что размер такого ущерба определяется по решению суда, вступившему в силу. Если речь идет о возмещении ущерба по решению суда, то тогда это происходит по исполнительному листу, а не по претензии Заказчика. Пункт 5.2.38 сформулирован неоднозначно. Пункты 7.1., 7.8., 5.2.38. противоречат друг другу

 Согласно п.7.9 проекта договора, в случае нарушения исполнителем срока предоставления копии договоров с соисполнителями, исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере 300 000 рублей за каждый установленный случай не предоставления копии договора.

При этом пунктом 7.3. проекта договора предусматривается, что в случае просрочки выполнения исполнителем обязательства, предусмотренного договором, исполнитель оплачивает Заказчику пеню в размере 0,05% от цены договора, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства.

Две неустойки за одно и то же нарушение применено быть не может. Кроме того, штраф предполагает разовое применение, а пеня это неустойка за нарушение срока выполнения какого-либо обязательства, т.е. нарушения, длящегося во времени.

Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

13. Согласно пунктам 5.2.15, 5.2.20 проекта договора, исполнитель согласовывает акты, подтверждая объем и качество выполненных работ, их соответствие сметным расчетам, условиям договоров генерального подряда, соответствие исполнительной документации, предъявленной Заказчику, требованиям нормативно-технической документации.

В соответствии с ч.1 ст.53 Градостроительного кодекса РФ, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Градостроительный кодекс не устанавливает при осуществлении строительного контроля требование по проверке соответствия выполненных работ договорам генерального подряда, заключенным между Заказчиком и генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство на объекте.

Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих нарушение Заказчиком положений Закона о закупках.

14. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с Приложением 1 к «Информационной карте открытого конкурса» оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляется в том числе  по критерию «Качество работ (услуг)» (значимость 25 %).

Для оценки заявок по критерию «Качество работ (услуг)» каждой заявке выставляется значение, исходя из анализа представленных документов в составе заявки в соответствии с Формой 4.1. Предложение о качестве работ (услуг).

 Предложение о качестве выполняемых работ, оказываемых услуг оцениваются по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, оказанию услуг, максимальное значение оценки по данному критерию равно 100 баллов.

И далее, приводится иная формулировка: «Предложение о качестве выполняемых работ, оказываемых услуг оцениваются по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, оказанию услуг, по организации взаимодействия Исполнителя с Заказчиком в рамках исполнения Договора».

Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не представляется возможным определить, что подразумевает Заказчик под формулировкой «по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, оказанию услуг, по организации взаимодействия Исполнителя с Заказчиком».

Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Конкурсной документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Кроме того, Комиссия изучив Конкурсную документацию, установила что Заказчиком в п. 7.9. Информационной карты установлено требование о предоставлении действующего свидетельства о допуске к выполнению работ в соответствии с перечнем видов работ, утвержденным приказом Министра регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624, выданное саморегулируемой организацией (СРО), включающие в себя следующие виды работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

            32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1-3, 5-7, 9-14).

            32.4. Строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации (вид работ N 15.1, 23.32, 24.29, 24.30, группы видов работ N 16, 17).

            32.5. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции (виды работ N 15.2, 15.3, 15.4, 23.4, 23.5, 24.14, 24.19, 24.20, 24.21, 24.22, 24.24, 24.25, 24.26, группы видов работ N 18, 19).

            32.6. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности (вид работ N 12.3, 12.12, 23.6, 24.10-24.12).

            32.7. Строительный контроль за работами в области электроснабжения (вид работ N 15.5, 15.6, 23.6, 24.3-24.10, группа видов работ N 20).

            32.8. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи (виды работ N 20.13, 23.6, 23.28, 23.33, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12).

            32.9. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов нефтяной и газовой промышленности (вид работ N 23.9, 23.10, группа видов работ N 22).

            32.10. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов (вид работ № 23.35, группы видов работ N 25, 29).

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Действия Заказчика, установившего в Документации требование о наличии у участников Конкурса свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ не соответствует пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части утверждения Конкурсной документации, содержащей ненадлежащие требования к участникам закупки и к составу документов, предоставляемых участниками закупки в заявке. Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «ЭлТех СПб» обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 2, пунктов 1, 9, 10 статьи 4, пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 13 части 10 статьи 4,  пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы дела № 07-32-1256эп/16 по выявленным нарушениям Закона о закупках соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны