Решение №07-32-2344эп/16 07-32-2344эп/16 от 13 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Московского областного УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) жалобу ООО «ОТС-Брокер» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) Акционерного общества «Международный аэропорт Шереметьево»  (далее – Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений: «на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, эскалаторов, травелаторов, платформ подъемных для инвалидов» (закупка № 31603463097 на официальном сайте Российской Федерации – www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт)) (далее – Запрос предложений),

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Запроса предложений.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Порядок осуществления закупок Заказчиком регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Международный аэропорт Шереметьево» (далее – Положение).

По мнению Заявителя, его законные права нарушены следующими действиями Заказчика утвердившего документацию Запроса предложений в нарушение Закона о закупках:

1. В п.п. 3.1. п. 3 раздела 1 «Инструкция участникам запроса предложений» документации запроса предложений Заказчиком предусмотрена возможность участия в запросе предложений «любых юридических лиц или нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки…» Однако в документации не предусмотрен порядок участия в данной закупке таких участников. По мнению Заявителя это нарушает его права и законные интересы.

2. В п.п. 8.1. п. 8 раздела 2 «Документация запроса предложений» и п. 7.9. раздела 7 «Информационная карта» к  документации запроса предложений Заказчиком предусмотрена возможность подачи запроса на разъяснение положений документации: «В срок не позднее 3-х (трех) рабочих дней до истечения срока окончания приема заявок на участие в запросе предложений, участник закупочной процедуры вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации запроса предложений». Однако Заказчиком не установлены форма, порядок и дата начала срока предоставления участникам разъяснений.

3. В п.п. 11.11. п. 11 раздела 3 «Инструкция по подготовке и заполнению предложений на участие в запросе предложений» документации запроса предложений Заказчиком предусмотрена обязанность подачи заявок в письменной форме в запечатанном конверте с обязательным указанием на конверте полного фирменного наименования (ФИО) участника закупочной процедуры и его почтового адреса.

Установление подобных требований Заказчиком является прецедентом для разглашения информация об участниках, подавших заявки на участие в закупке, дальнейшего сговора и возможного конфликта интересов.

4. В п.п. 21.1. п. 21 раздела 5 «Вскрытие конвертов с предложениями на участие в запросе предложений, рассмотрение оценка и сопоставление на участие в запросе предложений» документации запроса предложений Заказчиком определен «Публичное вскрытие конвертов с предложениями участников не предусмотрено...»

5. В п. 7.9. раздела 7 «Информационная карта» к документации запроса предложений Заказчиком установлены дополнительные Требования к участникам закупочной процедуры, в том числе: Участник должен иметь систему менеджмента качества; Участник должен иметь опыт обслуживания аналогичного оборудования не менее 5 лет; Участник должен иметь ежегодный оборот по виду деятельности закупки не менее 45 000 000 рублей ежегодно в течение последних 5-ти лет.

Данные дополнительные требования являются основанием для отклонения заявки участника. Считаем, что данные требования целесообразней включить в квалификацию и присуждать меньший рейтинг участникам, не отвечающим данным требованиям.

Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Заказчика, представленные Заказчиком и размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила.

1. В соответствии с частью 3 статьи 5Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 3.1. документации Запроса предложений в запросе предложений может принять участие любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупочной процедуры, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупочной процедуры, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком.

Кроме того в пунктах 3.4. документации Запроса предложений и 7.5 информационной карты установлены требования к участникам процедуры.

Вместе с тем Законом о закупках не установлены обязательные требования о включении в документацию о закупке требований о том, что коллективные участники закупок должны предоставлять правовое подтверждение своих отношений.

Следовательно, довод жалобы Заявителя необоснован. 

2. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в  документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, Заказчик пояснил, что указанные сведения содержаться в пункте 7.9 Информационной карты документации Запроса предложений, а именно:

«В срок не позднее 3-х (трех) рабочих  дней до истечения срока окончания приема заявок на участие в запросе предложений, участник закупочной процедуры вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации запроса предложений.

В течение 2-х (двух) рабочих дней со дня поступления запроса о разъяснении документации запроса предложений Заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации запроса предложений. Разъяснения положений документации запроса предложений не позднее 1-го (одного) дня со дня принятия решения о предоставлении разъяснений размещаются Заказчиком  на официальном сайте».

Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о закупках в  документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 11.1 документации Запроса предложений предложение подается в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать его содержимое до вскрытия в установленном порядке (далее – конверт с предложением).

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, каким образом данное требование Заказчика нарушает права и законные интересы Заявителя.

4. Согласно п. 21.1 документации Запроса предложений публичное вскрытие конвертов с предложениями участников  не предусмотрено. Вскрытие конвертов проводится на заседании Тендерной комиссией в течение 3 (трех) рабочих дней после срока окончания приема предложений, указанного в извещении. Результаты вскрытия конвертов участников оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами Тендерной комиссии. Протокол вскрытия конвертов не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания протокола размещается Заказчиком на официальном сайте.

Вместе с тем, действующим законодательством не регламентируется включение в документацию по закупке условий о публичном вскрытие конвертов с предложениями участников.

Следовательно довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Кроме того, Комиссия изучив документацию Запроса предложений, установила что Заказчиком в п.п. 7.5.,7.7 Информационной карты содержаться требования, предъявляемые к участникам закупки: а) Участник должен иметь систему менеджмента качества; б) Участник должен иметь опыт обслуживания аналогичного оборудования не менее 5 лет; в) Участник должен иметь ежегодный оборот по виду деятельности закупки не менее 45 000 000 рублей ежегодно в течении последних 5-ти лет.

Согласно пункту 2 части 12 Положения Заказчик вправе установить следующие дополнительные требования к участникам закупочных процедур, в том числе:

- наличие у участника закупочной процедуры за последние 5 (пять) лет опыта выполнения работ, оказания услуг, поставок товаров, относящихся к той же группе (подгруппе), что и предмет закупочной процедуры, стоимость которых составляет не менее чем 20 (двадцать) процентов начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам закупочной процедуры;

- наличие соответствующих финансовых ресурсов (наличие денежных средств на счетах, денежных средств отраженных по данным бухгалтерской отчетности и т.п.);

- наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника закупочной процедуры (привлекаемого субподрядчика/соисполнителя) и/или предприятия-изготовителя товара, право, на поставку которого является предметом закупочной процедуры. При этом в закупочной документации должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества;

- иные требования, установленные Заказчиком закупочной процедуры в Процедурной документации.

Вместе с тем,  система менеджмента качества является добровольным и необязательным для применения на территории Российской Федерации.

Следовательно, установленное требование ограничивает возможность участия в закупке лиц, не применяющих систему менеджмента качества.

Кроме того, согласно Положению в закупочной документации при наличии требований Заказчика о предоставлении информации о системе менеджмента качества, должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать требуема система менеджмента качества.

Согласно «Информационной карте» «Критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений, их содержание и значимость» квалификационные требования предусмотрены в виде критериев оценки участников закупки, и следовательно, не могут применяться на этапе предварительного отбора участников (допуска к участию в Запросе предложений).

Установление указанного ограничивающего критерия на стадии допуска участников к Запросу предложений не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Запроса предложений, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Указанные действия  не позволяют обеспечить равные права и возможности для участников закупки и являются нарушением принципов, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

6. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Кроме того в «Информационной карте» установлены Критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений, их содержание и значимость:

Оценка заявок происходит по следующим критериям:

1)        Цена договора – 20%

Оценивается цена, представленная участниками технического обслуживания, не выше 3´634´400 рублей (три миллиона шестьсот тридцать четыре тысячи четыреста рублей) в месяц с учетом НДС.

 Наивысшее место присуждается участнику, представившему низшую стоимость технического обслуживания. Далее места распределяются по мере увеличения стоимости.

2)        Стоимость запасных частей - 10%,

Оценивается процент снижения по единичным расценкам.

Участником указывается единый процент снижения действующий, для всех единичных расценок указанных в Приложение-1 настоящей документации.

Оценке подлежит процент снижения предложенный участником, т.е. указывая данный процент, участник подтверждает свое согласие, о том, что данный процент снижения будет применен ко всем единичным расценкам указанным.

Наивысшее место присваивается участнику(ам), предложившему(им)  наибольший процент снижения, далее места расставляются по мере уменьшения процента снижения.

При указании участником разных процентов снижения для различных единичных расценок, такой заявке присваивается последнее место по данному критерию.

3)        Стоимость нормо-часа – 10%

Стоимость нормо-часа не более 1´180 рублей (одна тысяча сто восемьдесят рублей).

Оценивается стоимость нормо-часа, представленная участниками.

Наивысшее место присуждается участнику, представившему наименьшую стоимость нормо-часа, далее места распределяются по мере увеличения стоимости.

4)        Квалификация участника - 30%

Оценивается объем обслуживаемого оборудования на объектах транспортной инфраструктуры.

Участником указываются сведения о количестве оборудования обслуженного по аналогичным договорам за период с 01.01.2013г. по 31.12.2015г. Аналогичными признаются договора по техническому обслуживанию и ремонту лифтового и эскалаторного оборудования, эксплуатируемого на объектах транспортной инфраструктуры. Сведения подтверждаются копиями договоров за указанный период времени.

Наивысшее место присваивается участнику(ам), подтвердившему(им) документально наибольшее количество обслуженного оборудования, последующие места по мере уменьшения данного показателя.

5)        Обеспеченность материально-техническими ресурсами - 15%

Участник должен иметь производственные площади и оборудование для ремонта дверей, декоративных порталов лифтов из нержавеющей стали.

Подтверждается наличием документа, подтверждающего право собственности или наличием договора аренды производственно-ремонтных площадей.

Первое место присваивается участнику(ам) подтвердившему(им) наличие требуемых площадей и оборудования. Второе место присваивается участнику(ам) не подтвердившему(им)  данное требование. 

6)        Деловая репутация - 15%

Оценка происходит по отсутствию/наличию у Участника:

- документально подтвержденного опыта негативного сотрудничества с Заказчиком;

- не оспоренных в суде претензий со стороны органов исполнительной власти по основной деятельности Участника;

  - удовлетворенных судебных претензий по основной деятельности Участника, связанных с неисполнением / ненадлежащим исполнением договорных обязательств (в т.ч. нарушение сроков исполнения обязательств по договору, поставка товара (оказание услуг) ненадлежащего качества, неосновательное обогащение, взыскание в судебном порядке задолженности на сумму более 100 тыс.руб.) за последние три года до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупок.

- отрицательных отзывов от Заказчиков за последние пять лет.

Первое место присваивается Участнику при отсутствии указанных выше претензий по данному критерию. Далее места Участников ранжируются по мере увеличения количества указанных выше претензий по данному критерию.

Установленные критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений не содержат предмет оценки, а также порядок оценки не позволяет установить зависимость количества баллов от предложения участника Конкурса.

Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 4 пункта 32 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ОТС-Брокер» обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 3, пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы дела № 07-32-2344эп/16 по выявленным нарушениям Закона о закупках соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны