Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-21/16-13 от 25 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «22» июля 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме «05» августа 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Башлаков-Николаев И.В. — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Крайнов Д.С. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Жукова Е.А. — специалист 1 разряда отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

рассмотрев дело № 08-21/16-13, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Сбербанк России» (адрес: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19) (далее – ОАО «Сбербанк России», Банк), в соответствии с письмом ФАС России от 30.01.2013 № АК/2875/13 «О наделении полномочиями», с участием:

- представителей ОАО «Сбербанк России»» - XXX, и
XXX извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела № 08-21/16-13,

 УСТАНОВИЛА:

 Московским областным УФАС России 06.12.2012 в 11 часов 27 минут установлен факт поступления на абонентский номер XXX с короткого номера 900 СМС – рекламы следующего содержания: «XXX, откройте ВКЛАД в Сбербанк ОнЛ@йн или банкомате и получите ВЫСОКИЙ ДОХОД в Новом Году – до 11,27% с учетом капитализации процентов! Звоните бесплатно 88005555674. Ваш Сбербанк» с признаками нарушения ч. 1 ст.18, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившимися в распространении рекламы без предварительного согласия абонента на её получение, а также без указания в рекламе всех существенных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым вкладом лица или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся указанным вкладом лица.

Из объяснений ОАО «Сбербанк России» следует, что рассылка указанного СМС-сообщения производилась с помощью аппаратуры на базе программного обеспечения (СМС-шлюз), предоставленного компанией
ЗАО «СмартКардЛинк» на основании договора на информационно-технологическое обеспечение операций по банковским картам в открытых телекоммуникационных сетях от 18.09.2012 №36/СКЛ-01.

В соответствии с письменной позицией ОАО «Сбербанк России», рассылка СМС-сообщений осуществляется Банком на основании Регламента по проведению рекламно-информационных СМС-рассылок клиентам Банка, утвержденного старшим вице-президентом Сбербанка России XXX.

Согласие на получении рекламных и информационных сообщений клиент предоставляет Банку при заключении договора на оказание банковских услуг или при подписании заявления на получение банковской карты. Владелец абонентского номера XXX выразил согласие на получение рекламно-информационных материалов Банка при подписании заявлений на оформление дебетовых карт, содержащих соответствующий пункт.

Согласно позиции ОАО «Сбербанк России», информация, содержащаяся в рассматриваемом СМС-сообщении, носит персонифицированный характер (указаны имя и отчество владельца абонентского номера XXX) и не является рекламой.

Из письменных объяснений ОАО «Сбербанк России» следует, что владелец абонентского номера XXX был включен в указанную СМС-рассылку поскольку соответствовал следующим критериям:

1. Клиент по возрасту от 21 года до 54/59 лет (м/ж);

2. Клиент не относится к критериям сегмента Массовый Высокодоходный Сегмент;

3. Клиент не получает з/п на счет в Банке;

4. На момент выборки суммарный совокупный баланс счетов клиента не должен быть более 50 000 рублей;

5. На момент выборки у клиента не должно быть действующего срочного вклада/сберегательного сертификата;

6. Клиент не входит в «stop list» – список клиентов, отказавшихся от получения информационных сообщений.

Согласно объяснениям ОАО «Сбербанк России» указанный в СМС-сообщении доход по вкладу в размере 11,27% получится с учетом капитализации процентов по вкладу «Сохраняй ОнЛ@йн» на сумму
2 000 000 рублей на срок 3 года. Воспользоваться вкладом «Сохраняй ОнЛ@йн» может любое физическое лицо, обратившееся в Банк.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 исх. № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемых СМС-сообщениях, содержит сведения об услугах
ОАО «Сбербанк России» обобщенного характера. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на упоминание имени и отчества абонента, представляют интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.

Рассматриваемая реклама содержала информацию о вкладе, который можно открыть в Сбербанк ОнЛ@йн и банкомате, и указывала на возможность получения дохода «до 11,27 % с учетом капитализации процентов», и создавала впечатление, что указанная процентная ставка по вкладу предоставляется независимо от срока и суммы вклада.

Из документов, представленных ОАО «Сбербанк России» следует, что процентная ставка 11,27 % с учетом капитализации процентов, предоставляется по вкладу «Сохраняй ОнЛ@йн» только при соблюдении следующих условий:

- сумма вклада от 2 000 000 рублей;

- срок вклада 3 года.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Отсутствие в рекламе всех условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом «Сохраняй ОнЛ@йн» лица или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся указанным вкладом лица, искажает смысл информации о рекламируемом банковском продукте, в том числе об условиях его приобретения и использования, и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, при соблюдении которых ставка по вкладу «Сохраняй ОнЛ@йн» составит 11,27% с учетом капитализации процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Сбербанк России» были представлены документы (копии заявлений на получение дебетовой карты Сбербанка России), подтверждающие наличие согласия абонента на получение рекламно-информационных материалов ОАО «Сбербанк России».

Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела № 08-21/16-13 факт нарушения ОАО «Сбербанк России» части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не подтвердился.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении СМС - сообщений с рассматриваемой рекламой.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 РЕШИЛА:

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ОАО «Сбербанк России» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                  

И.В. Башлаков-Николаев

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

Д.С. Крайнов

   

 

Е.А. Жукова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«05» августа 2013 г.                                                                                  г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Башлаков-Николаев И.В. – руководитель Управления;

Члены Комиссии:

Крайнов Д.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Жукова Е.А. – специалист 1 разряда отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

на основании своего решения от 05 августа 2013 г. по делу № 08-21/16-13 о признании ненадлежащей рекламы, следующего содержания: «Сергей Евгеньевич, откройте ВКЛАД в Сбербанк ОнЛ@йн или банкомате и получите ВЫСОКИЙ ДОХОД в Новом Году – до 11,27% с учетом капитализации процентов! Звоните бесплатно 88005555674. Ваш Сбербанк» в которой не были указаны все существенные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым вкладом лица или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся указанным вкладом лица, в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. ОАО «Сбербанк России» (адрес: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: включить в рассматриваемую рекламу все существенные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым вкладом лица или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся указанным вкладом лица, либо прекратить распространение указанной рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                  

И.В. Башлаков-Николаев

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

Д.С. Крайнов

   

 

Е.А. Жукова

Связанные организации

Связанные организации не указаны