Решение №08-21/19-15 Решение, определение и предписание по делу № 08-21/19-15 от 11 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА 08-21/19-15 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«22» апреля 2015 г.                                                                                  г. Москва

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Стрельников Д.Ю., рассмотрев материалы, о распространении СМС-рекламы следующего содержания «Уважаемый Дмитрий Игоревич! Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ 24 (ПАО) по ставке от 26,5% на сумму
до 1 млн руб. Срок кредитования – до 60 мес. Без комиссий и поручителей. Подробнее на сайте
www.vtb24.ru или по тел. 88001002424» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

В Московское областное УФАС России поступило обращение
гр. <…> о направлении 25.03.2015 в 20:02 на абонентский номер заявителя <…> СМС-сообщения (отправитель: VTB24) с рекламой следующего содержания: «Уважаемый <….>! Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ 24 (ПАО) по ставке от 26,5% на сумму
до 1 млн руб. Срок кредитования – до 60 мес. Без комиссий и поручителей. Подробнее на сайте
www.vtb24.ru или по тел. 88001002424», без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения обращения установлены признаки нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС-сообщения, выразившиеся в умалчивании об иных условиях, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Законом о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Рекламодателем указанной рекламы является ВТБ 24 (ПАО) (место нахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 35).

Рекламораспространителем указанной рекламы является
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (место нахождения: 109147, г. Москва,               ул. Марксистская, д. 4).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 и пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы
от 23.11.2012 № 711/12,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 08-21/19-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении
ВТБ 24 (ПАО) и ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе -
ВТБ 24 (ПАО) (место нахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 35), ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (место нахождения: 109147,
 г. Москва, ул. Марксистская, д. 4;

- заявитель – <…>;

3. Назначить дело № 08-21/19-15 к рассмотрению на 21.05.2015
в 10 часов 00 минут по адресу: 123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 44,
3 этаж, каб. № 3.

4. В соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона
от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ВТБ 24 (ПАО) представить не позднее 10 рабочих дней с даты получения указанного Определения, следующие документы и сведения:

4.1 копии учредительных документов ВТБ 24 (ПАО);  

4.2 копии свидетельства о внесении ВТБ 24 (ПАО) в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

4.3 копии документов (приказов, решений) подтверждающих полномочия законного представителя (генерального директора и т.д.)
ВТБ 24 (ПАО);

4.4 рекламные материалы (включая утвержденные макеты) указанной рекламы, в том числе все вносимые в них изменения, договоры на производство, размещение и распространение указанной рекламы (со всеми приложениями);

4.5 копии документов, утверждающих условия предоставления кредита, указанного в рекламе (с приложениями приказов, распоряжений и всех приложений к ним, карточку банковского продукта);

4.6 копии платежных документов по оплате услуг за размещение указанной рекламы;

4.7 сведения о сроках распространения указанной рекламы, в том числе в настоящее время;

4.8 копии документов подтверждающих наличие письменного согласия владельца абонентского номера <…>  на получение рекламы;

4.9 копию договора о предоставлении услуг связи, в соответствии с которым ВТБ 24 (ПАО) предоставлено право осуществлять рассылку СМС - сообщений с номера VTB24;  

4.10 письменные объяснения и сведения, которые будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению материалов по существу. Также, при невозможности предоставления каких-либо из указанных документов, дать письменные пояснения по каждому пункту с обоснованием причины непредставления.

5. В соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» ОАО «Мобильные ТелеСистемы» представить не позднее 10 дней с даты получения указанного Определения, следующие документы и сведения:

5.1 копию договора на предоставление услуг связи по абонентскому номеру <…>;

5.2 детализацию (выписку) по абонентскому номеру <…> за период получения рекламы;

5.3 согласие заявителя на получение СМС-сообщения;

5.4 сведения о лицах, распространявших (- ющих) указанное СМС - сообщение;

5.5 письменные объяснения и сведения, которые будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению материалов по существу. Также, при невозможности предоставления каких-либо из указанных документов, дать письменные пояснения по каждому пункту с обоснованием причины непредставления.

Запрашиваемые документы, необходимые для осуществления Федеральным антимонопольным (территориальным органом) его законной деятельности, должны быть достоверны, представлены в полном объеме и заверены надлежащим образом.

Непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление таких сведений не в полном или искаженном виде, влечет наложение административного штрафа, в соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                      Д.Ю. Стрельников

 

 

Горбанева В.В.

(499) 500-15-37

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/19-15

 

«21» мая 2015 года                                                                                                                                                                                                                                              г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Горбанева В.В. — главный специалист - эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/19-15 по факту поступления 25.03.2015 в 20:02 на принадлежащий <…> абонентский номер <…>
СМС-сообщения (отправитель: VTB24) с рекламой следующего содержания: «Уважаемый <…>! Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ 24 (ПАО) по ставке от 26,5% на сумму
до 1 млн руб. Срок кредитования – до 60 мес. Без комиссий и поручителей. Подробнее на сайте
www.vtb24.ru или по тел. 88001002424», с признаками нарушения части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,  в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ВТБ 24 (ПАО) (далее - ВТБ 24) (место нахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 35), Батракова А.А.;

- ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (место нахождения: 109147,
г. Москва, ул. Марксистская, д. 4);

в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Московское областное УФАС России поступило обращение
гр. <…> о направлении 25.03.2015 в 20:02 на абонентский номер заявителя <…> СМС-сообщения (отправитель: VTB24) с рекламой следующего содержания: «Уважаемый <…>! Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ 24 (ПАО) по ставке от 26,5% на сумму
до 1 млн руб. Срок кредитования – до 60 мес. Без комиссий и поручителей. Подробнее на сайте
www.vtb24.ru или по тел. 88001002424», без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения обращения установлены признаки нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС-сообщения, выразившиеся в умалчивании об иных условиях, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Из объяснений ВТБ 24 следует, что текст рассматриваемого СМС - сообщения разработан банком, указанная реклама распространялась в рамках договора № Н244 от 22.05.2006, заключенного между ВТБ 24 и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и договора № 3741 от 01.06.2014, заключенного между ВТБ 24 и ООО «БИФРИ».

В соответствии с позицией ВТБ 24, рассматриваемое СМС – сообщение было направлено непосредственно заявителю, не является рекламным и не подпадает под сферу действия Закона о рекламе.  

Согласно позиции ОАО «Мобильные ТелеСистемы», рассматриваемое СМС-сообщение направлено ООО «СМС сервисы» через сервисную платформу ОАО «Мобильные ТелеСистемы» на основании агентского договора. Инициатором рассылки является ВТБ 24.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом СМС - сообщении, содержит сведения об услугах
ВТБ 24 обобщенного характера и является рекламой.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к кредиту, предоставляемому ВТБ 24, содержит существенные условия оказания финансовой услуги («по ставке от 26,5% на сумму
до 1 млн руб. Срок кредитования – до 60 мес.
») и создает впечатление, что какие-либо иные условия, оказания рекламируемой финансовой услуги, отсутствуют.  

В соответствии с Приложениями №№ 2 и 4к Распоряжению
ВТБ 24 (ПАО) от 18.10.2010 № 2108 «О введении в действие условий предоставления банковских продуктов группы «0401 Потребительское кредитование» в филиалах Банка и дополнительных офисах Банка в
г. Москве и Московской области и внесении изменений в распоряжение
от 21.09.2010 № 1843» утверждены следующие процентные ставки и условия кредитования по продукту «0401.01 Кредит наличными»:

- минимальная сумма кредита - 100 000 рублей;

- максимальная сумма кредита - 1 000 000 рублей;

- минимальный срок кредита - 6 месяцев;

- максимальный срок кредита - 60 месяцев;

- размер процентной ставки составляет:

1) при сумме кредита от 100 000 до 299 000 – 29,5%;

2) при сумме кредита от 300 000 до 599 000 – 28%;

3) при сумме кредита свыше 600 000 – 26,5%.

Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по кредитному договору и влияющих на них.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона
«О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также
о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)

Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по кредитному договору и влияющих на них.

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с абзацем вторым пункта 24 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия предоставления рекламируемого кредита.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона
от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Абонентский номер <…> выделен ОАО «Мобильные ТелеСистемы» <…> на основании договора об оказании услуг связи.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Федеральный закон «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Федеральный закон «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно,
во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во-вторых, должно быть выражено явно.

Доказательств получения предварительного согласия конкретного абонента, а именно <…>, на получение рекламы услуг
ВТБ 24, равно как и иной рекламы от иных лиц в ходе рассмотрения дела не представлено. 

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС - сообщения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36
Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ВТБ 24 (ПАО) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «04» июня 2015 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

 Е.А. Жукова   

 

 

В.В. Горбанева

 

 

В.В. Горбанева

(499) 500-15-37

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«04» июня 2015 года                                                                                 г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А.— начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Горбанева В.В. — главный специалист - эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего Решения от 21 мая 2015 г. по делу № 08-21/19-15 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Уважаемый Дмитрий Игоревич! Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ 24 (ПАО) по ставке от 26,5% на сумму до 1 млн руб. Срок кредитования – до 60 мес. Без комиссий и поручителей. Подробнее на сайте www.vtb24.ru или по тел. 88001002424», поступившей 25.03.2015 в 20:02 на принадлежащий <…> абонентский номер <…>, в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ВТБ 24 (ПАО) (далее - ВТБ 24) (место нахождения: 101000,
г. Москва, ул. Мясницкая, д. 35) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

1.1 включить в рассматриваемую рекламу все существенные условия, определяющие полную стоимость рекламируемого кредита;

1.2 прекратить распространение рекламных СМС-сообщений на абонентский номер <…> без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента на получение рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок Предписания
о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.

 

 

Председатель Комиссии                                        

Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

      Е.А. Жукова

 

 

  В.В. Горбанева

 

 

В.В. Горбанева

(499) 500-15-37

Связанные организации

Связанные организации не указаны