Решение №08-21/33-15 Решение и предписание по делу № 08-21/33-15 от 11 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2015г. 

В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-21/33-15 (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. – заместитель руководителя Управления.

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. – начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Костина Р.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/33-15, возбужденное в отношении
ОАО «Мытищинский молочный завод» (место нахождения: 141009, Московская область, г. Мытищи, ул. Бояринова, д. 26) по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части введения в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и качества продукта «Масло сладко-сливочное крестьянское несоленое мдж 72,5 %»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское областное УФАС России поступило обращение
ОАО «Молоко» (место нахождения: 163002, г. Архангельск, ул. Октябрят,
д. 42) (далее - Заявитель) о признаках нарушении статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях ОАО «Мытищинский молочный завод» (место нахождения: 141009, Московская область, г. Мытищи, ул. Бояринова, д. 26) в части введения в заблуждение в отношении качества товара.

Согласно позиции заявителя, ОАО «Мытищинский молочный завод» вводит в заблуждение потребителей относительно продукта «Масло сладко-сливочное крестьянское несоленое мдж 72,5 %», указывая на упаковке недостоверную информацию о его соответствии требованиям
ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока».   

В соответствии с позицией ОАО «Мытищинский молочный завод», производителем указанного продукта «Масло сливочное крестьянское
мдж 72,5 %» (далее – Продукт) является ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ», а
ОАО «Мытищинский молочный завод» выполняет роль фасовщика готового Продукта в упаковку.

Из объяснений ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» следует, что Общество является трейдером белорусских молочных продуктов, в том числе и масла. ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» приобретает Продукт у крупнейших белорусских производителей и утверждает, что Продукт соответствует требованиям ГОСТ Р 52253-2004, поскольку проходит многоуровневую проверку при приеме-передаче сырья.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В рамках контракта на поставку продуктов питания, заключенного между ООО «Тендер-Поставка» и ФКУ «Центр специальной связи и информации ФСО РФ в Архангельской области», было поставлено масло сладко-сливочное крестьянское несоленое мдж 72,5 %.

Согласно пояснениям, предоставленным ООО «Тендер-Поставка», Продукт был закуплен у ООО «Эвентус», которое, в свою очередь, приобрело Продукт на основании договора поставки № БМП 04/19-0315-пр от 19.03.2015, заключенного между ООО «Эвентус» и
ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ».

ОАО «Мытищинский молочный завод» по заказу
ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» осуществляет фасовку Продукта, поставляемого ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ», в тару и передает ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» для дальнейшей реализации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Учитывая изложенное, ОАО «Мытищинский молочный завод» не вводит в оборот Продукт и не является конкурентом на рынке молочной продукции.

ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением участника от 04.02.2015. ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Московской областной регистрационной палатой за ОГРН № 1025002044088.

Одним из видов деятельности ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» является производство, заготовка, переработка и реализация продуктов сельского хозяйства как собственного производства, так и приобретенных у организаций, учреждений, граждан.

Пунктом 5 части 1 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2008
№ 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлено, что данный Федеральный закон устанавливает требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.

Согласно пункту 45 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2008
№ 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» сливочное масло - масло из коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет от 50 до 85 процентов включительно.

В перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008
№ 1866-р включены документы «Масло сливочное. Технические условия. ГОСТ Р 52969-2008», утвержденный приказом Ростехрегулирования
от 13.10.2008 № 232-ст, «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия. ГОСТ Р 52253-2004», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 10.03.2004
№ 165-ст.

В соответствии с пунктом 4.1.8 ГОСТ Р 52969-2008 Жировая фаза в масле должна содержать только молочный жир коровьего молока. Жирно-кислотный состав молочного жира должен соответствовать пункту 5.1.7 ГОСТ Р 52253-2004.

Согласно пункту 5.1.7 ГОСТ Р 52253-2004 жировая фаза в масле и масляной пасте должна содержать только молочный жир коровьего молока.

Соотношения массовых долей метиловых эфиров жирных кислот (или их сумм) в молочном жире указаны в таблице 4 ГОСТ Р 52253-2004.

Таблица 4

Соотношение метиловых эфиров жирных кислот молочного жира

Границы соотношения массовых долей метиловых эфиров жирных кислот в молочном жире

Пальмитиновой (C16:0) к лауриновой (C12:0)

от 5,8 до 14,5

Стеариновой (C18:0) к лауриновой (C12:0)

от 1,9 до 5,9

Олеиновой (C18:1) к миристиновой (C14:0)

от 1,6 до 3,6

Линолевой (C 18:2) к миристиновой (C14:0)

от 0,1 до 0,5

Суммы олеиновой и линолевой к сумме       лауриновой, миристиновой, пальмитиновой и стеариновой

от 0,4 до 0,7

 

Таким образом, указанными нормативными актами установлены стандарты наличия и содержания жиров немолочного происхождения, их массовая доля в молоке и продуктах его переработки.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 25 Федерального закона
от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки проводятся их исследования (испытания) в части, в том числе, показателя идентификации - наличие и содержания жиров немолочного происхождения, их массовая доля в молоке и продуктах его переработки в процентах.

ФКУ «Центр специальной связи и информации ФСО РФ в Архангельской области» в рамках исполнения контракта с
ООО «Тендер-Поставка», обратилось в ФБУ «Архангельский ЦЧМ» для проведения экспертизы Продукта на соответствие действующим нормам ГОСТ.

ФБУ «Архангельский ЦЧМ» является аккредитованным центром испытаний продукции, аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ПН25
от 19.10.2011.

Согласно составленному ФБУ «Архангельский ЦЧМ» протоколу испытаний № 1277 от 31.03.2015 Масла сливочного крестьянского
мдж 72,5 %, изготовителем которого является ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ», жировая фаза представленной пробы масла фальсифицирована жирами немолочного происхождения.

В соответствии с материалами исследования, в представленном для испытания образце соотношение олеиновой кислоты к миристиновой (значение составило 4,3), линолевой кислоты к миристиновой (значение составило 1,7), а также суммы олеиновой и линолевой к сумме лауриновой, миристиновой, пальмитиновой и стеариновой (значение составило 1,1) выходит за установленные пунктом 5.1.7 ГОСТ Р 52253-2004 (см. Таблицу 4), что свидетельствует согласно пункту 7.13.2.3 ГОСТ Р 52253-2004 о фальсификации жировой фазы масла и масляной пасты из коровьего молока жирами немолочного происхождения.

Поставщик ООО «Тендер-Поставка» не согласившись с результатами экспертизы, обратилось в ООО «СОЭКС-Архангельск» для отбора новых проб с последующим предоставлением образцов Продукта в
ФБУ «Архангельский ЦЧМ».

В соответствии с представленным ФБУ «Архангельский ЦЧМ» протоколом испытаний № 1342 от 08.04.2015 Масла сливочного крестьянского мдж 72,5 %, изготовителем которого является
ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ», жировая фаза представленной пробы масла фальсифицирована жирами немолочного происхождения.

В соответствии с материалами исследования, в представленном для испытания образце соотношение олеиновой кислоты к миристиновой (значение составило 3,9), линолевой кислоты к миристиновой (значение составило 1,4), а также суммы олеиновой и линолевой к сумме лауриновой, миристиновой, пальмитиновой и стеариновой (значение составило 0,9) выходит за установленные пунктом 5.1.7 ГОСТ Р 52253-2004 (см. Таблицу 4), что свидетельствует согласно пункту 7.13.2.3 ГОСТ Р 52253-2004 о фальсификации жировой фазы масла и масляной пасты из коровьего молока жирами немолочного происхождения.

Таким образом, Масло сливочное крестьянское мдж 72,5 %, изготовителем которого является ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ», не соответствует требованиям ГОСТ Р 52969-2008.

Согласно статье 36 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» молоко и продукты его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 21 статьи 36 Федерального закона
от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» не допускается применение понятия «масло», в том числе в фирменных наименованиях изготовителей, при маркировке пасты масляной и спреда сливочно-растительного, на этикетках таких продуктов, в рекламных или иных целях, которые могут ввести в заблуждение потребителей.

Согласно части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации
от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Указание на упаковке товара не соответствующих действительности сведений в части его отнесения к категории «масло» в нарушение Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», указание на соответствие такого товара  национальному стандарту, которому фактически данный товар не соответствует, вводит в заблуждение потенциального потребителя данной продукции в отношении потребительских свойств и качества товара.

Перечисленные характеристики являются значительными для принятия потребителем решения о приобретении товара, так как фактически потребитель, желая приобрести конкретный товар, приобретает иную продукцию, не соответствующую заявленному на упаковке наименованию группы товаров «масло сливочное». Данное введение в заблуждение относительно характеристик товара влечет изменение спроса на продукт и, соответственно, предоставляет хозяйствующему субъекту преимущества в хозяйственной деятельности.

Таким образом, действия ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом путем указания несоответствующих действительности сведений о наименовании товара, его соответствии национальным стандартам Российской Федерации, что привлекает к продукции хозяйствующего субъекта потребителей, желающих приобрести товар «масло сливочное», соответствующее ГОСТу.

Противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости выражается в указании на упаковке товара сведений, которые не соответствуют действительности.

Способность причинения убытков конкурентам выражается в том, что действия ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» могут повлечь отток потребителей от аналогичного товара хозяйствующих субъектов - конкурентов, указывающих достоверные сведения о наименовании своей продукции, ее соответствии стандартам, совершающим добропорядочные действия по контролю за качеством и соответствием законодательным требованиям производимой и реализуемой продукции.

Таким образом, действия ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ», выраженные в указании не соответствующих действительности сведений на упаковке (этикетке) товара Масло сладко-сливочное крестьянское несоленое
мдж 72,5 % направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а также способны причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 08-21/32-15 в действиях ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» установлены все признаки недобросовестной конкуренции, сформулированные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях
ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» в части введения в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и качества «Масло сладко-сливочное крестьянское несоленое мдж 72,5 %», путем введения в оборот указанной продукции с размещением на упаковке не соответствующей действительности информации о ее соответствии
ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4
статьи 41,статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части введения в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и качества продукта «Масло сливочное крестьянское мдж 72,5 %».
  2. Выдать ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                  Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии:                                                                                 Е.А. Жукова

                                                                                     

 

                                                                                                       Р.Р. Костина

 

 

 

 

 

В.В. Горбанева

(499) 500-15-37

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного

законодательства № 08-21/33-15

 

«11» ноября 2015 года

    г. Москва

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-21/33-15 (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

Стрельников Д.Ю. – заместитель руководителя Управления.

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. – начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Костина Р.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

руководствуясь статьей 23, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «27» октября 2015 года по делу № 08-21/33-15 о нарушении ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» требований пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части введения в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и качества продукта «Масло сливочное крестьянское мдж 72,5 %»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» (место нахождения: 141840, Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Конярова, д. 37) в тридцатидневный срок с даты получения Предписания прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части введения в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и качества продукта «Масло сливочное крестьянское несоленое мдж 72,5 %», путем введения в оборот указанной продукции с размещением на упаковке не соответствующей действительности информации о ее соответствии
ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия».

2. ООО «БЕЛМОЛПРОДУКТ» в тридцатидневный срок со дня получения настоящего Предписания совершить действия, направленные на изъятие из товарооборота продукции, указанной в пункте 1 настоящего предписания.

3. Документальные подтверждения исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушения представить в Московское областное УФАС России.

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в 3-х месячный срок.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии

Стрельников Д.Ю.

 

 

Члены Комиссии:

Жукова Е.А.

 

 

 

Костина Р.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.В. Горбанева

(499) 500-15-37

Связанные организации

Связанные организации не указаны