Решение б/н Решение по делу № 08-21/38-14 от 13 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/38-14

 

«16» октября 2014 года                                                                             г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Муравьёв С.Е. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Жукова Е.А. — главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/38-14 по факту поступления 23.07.2014 в 12:53 на абонентский номер <…> СМС-сообщения (отправитель: МТС, СМС-центр: +79168960220) с рекламой следующего содержания: «Чаще говори себе «ДА» с кредитной картой МТС Деньги! До 8% годовых с опцией «Накопительная» / Беспроцентный период до 50 дней / Низкая процентная ставка по кредиту от 23 % / Заберите Вашу карту в любом салоне-магазине МТС! Нужен только паспорт <...> Подробности: www.pda.mts.ru/mts_dengi», с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей:

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (место нахождения: 109147,
г. Москва, ул. Марксистская д. 4) (далее - ОАО «МТС»), Семеновой Т.А.;

заявитель и ОАО «МТС-Банк» (место нахождения: 112035, г. Москва,
ул. Садовническая, д. 75) извещены, не явились,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское областное УФАС России поступило обращение
<…> о направлении 23.07.2014 в 12:53 на абонентский номер заявителя <…> СМС-сообщения (отправитель: МТС,
СМС-центр: +79168960220) с рекламой следующего содержания: «Чаще говори себе «ДА» с кредитной картой МТС Деньги! До 8% годовых с опцией «Накопительная» / Беспроцентный период до 50 дней / Низкая процентная ставка по кредиту от 23 % / Заберите Вашу карту в любом салоне-магазине МТС! Нужен только паспорт <...> Подробности: www.pda.mts.ru/mts_dengi», без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 г.
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что при распространении указанной рекламы также усматриваются признаки нарушения части 7
статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в отсутствии в рекламе наименования лица, оказывающего финансовые услуги, в умалчивании об иных условиях, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, а также в умалчивании в рекламе об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Из объяснений ОАО «МТС» следует, что согласие заявителя было получено при заключении договора на оказание услуг связи по абонентскому номеру <…>

Согласно позиции ОАО «МТС», рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к банковской карте «МТС Деньги», которая эмитируется ОАО «МТС-Банк». Ознакомиться с условиями предоставления услуг, указанных в рекламе, возможно перейдя по ссылке, указанной в СМС-сообщении.

В соответствии с объяснениями ОАО «МТС», ограниченный объем символов текстового сообщения не позволяет включить непосредственно в текст сообщения все условия оказания финансовых услуг.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к кредиту, предоставляемому ОАО «МТС-Банк», содержит существенные условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость («Низкая процентная ставка по кредиту от 23 %») и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита, отсутствуют.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в том числе, следующие платежи заемщика: по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа); по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа); плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа).

Тарифом 50 «МТС ДЕНЬГИ», утвержденным приказом ОАО «МТС Банк» от 27.06.2014 № 07-00554/14-10, определены следующие платежи заемщика за обслуживание кредитной карты МТС Деньги:

1) комиссия за проведение держателем банковской карты расходных операций 10, 17, 50 USD/ 300, 500, 1500 руб./10, 17, 50 ЕВРО (в зависимости от тарифа);

2) комиссия за получение наличных денежных средств с использованием карты:

- в кассах или банкоматах ОАО «МТС-БАНК» за счет кредита – 2,9%
от суммы операции + 10USD/ 290 руб./7ЕВРО;

- в кассах или в банкоматах иных банков за счет кредита – 2,9%
от суммы операции + 10USD/ 290 руб./7ЕВРО;

- в кассах или банкоматах объединенной расчетной системы за счет кредита - за счет кредита – 2,9% от суммы операции + 10USD/ 290 руб./7ЕВРО;

3) комиссия за получение наличных денежных средств без использования карты в кассах ОАО «МТС-Банк»:

- за счет кредита – 4%;

4) комиссия за пополнение наличными денежными средствами с использованием карты текущего счета для расчетов с использованием банковской карты:

- в банкоматах приема наличных денежных средств банков-участников объединенной расчетной системы - 1% от суммы операции.

Также Тарифом 50 «МТС ДЕНЬГИ», определена минимальная сумма погашения по кредиту, которая составляет:

- 10 % от суммы задолженности, но не менее 3 USD/ЕВРО /100 руб. по Тарифу «Плюс»;

- 10 % от суммы задолженности, но не менее 35 USD/ЕВРО /1000 руб.  по Тарифу «Экстра» и MasterCard Gold;

Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по кредитному договору и влияющих на них.

Кроме того, Тарифом 50 «МТС ДЕНЬГИ» установлено, что процентные ставки на кредит в рублях могут устанавливаться в размере 23, 35, 47 или 55 % годовых, в зависимости от результатов проверки при принятии кредитного решения.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия предоставления кредита, а именно минимальная процентная ставка.

Рассматриваемая реклама содержала информацию о возможности получения дохода «до 8% годовых с опцией «Накопительная»» при использовании кредитной карты МТС Деньги, и создавала впечатление, что какие либо иные условия, влияющие на расходы держателя указанной карты отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых или иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с Тарифом 50 «МТС ДЕНЬГИ», комиссия за подключение опции «Накопительная» составляет 700 рублей и взимается ежегодно.

Также Тарифом 50 «МТС ДЕНЬГИ» установлено, что указанная в рекламе процентная ставка 8 % годовых на счет в рублях предоставляется при условии, что общая сумма (оборот) безналичных расходных операций по покупке товаров и/или услуг на предприятиях торговли и сервиса, отраженных по текущему счету для расчетов с использованием банковской карты составляет 20 001 рубль за расчетный месяц.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе не были указаны все условия оказания финансовых услуг влияющие на сумму доходов и расходов держателей карты «МТС Деньги».

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита и получения дохода направлено на формирование у потенциального потребителя рекламы желания воспользоваться финансовыми услугами, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия оказания финансовых услуг.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, рассматриваемая реклама в нарушение части 1
статьи 28 Закона о рекламе не содержала наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Абонентский номер <…> выделен ОАО «МТС» <…> на основании договора об оказании услуг связи.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Федеральный закон «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно, во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во‑вторых – должно быть выражено явно.

Доказательств получения предварительного согласия конкретного абонента, а именно <…> на получение от ОАО «МТС» рекламы услуг ОАО «МТС-Банк», равно как и иной рекламы от иных лиц в ходе рассмотрения дела не представлено.

Учитывая изложенное, направление рассматриваемого СМС-сообщения на принадлежащий заявителю абонентский номер без предварительного согласия не соответствует требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1, пункта 2 части 2 и части 3
статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС - сообщения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006
    № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ОАО «Мобильные ТелеСистемы» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Выдать ОАО «МТС-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «30» октября 2014 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

С.Е. Муравьёв

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

Д.Ю. Стрельников

   

 

Е.А. Жукова

Связанные организации

Связанные организации не указаны