Решение б/н Решение по делу № 08-21/6-14 от 25 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «06» мая 2014 г.

Решение изготовлено в полном объеме «21» мая 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Муравьёв С.Е. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Жукова Е.А. — главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

рассмотрев дело № 08-21/6-14, возбужденное в отношении ЗАО «Банк Русский Стандарт» (адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 36) (далее также Банк), в соответствии с письмом ФАС России от 27.12.2013 № АК/53682/13 «О наделении полномочиями», с участием:

- представителя ЗАО «Банк Русский Стандарт» - XXX,

в отсутствие представителя ЗАО «Европа Плюс», извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела № 08-21/6-14,

 УСТАНОВИЛА:

 Московским областным УФАС России 27.11.2013 в 08:21 установлен факт распространения в эфире радиостанции «ЕВРОПА ПЛЮС» (106,2 FM) рекламы следующего содержания: «Ми-ми-ми / Мадест Карлович, голубчик возьмите пониже!/ Ми-ми-ми / Мадест Карлович, душечка еще ниже, давайте ка попробуем! / Не могу я, ну никак не могу! / Не можете ниже, а мы можем?! Банк Русский Стандарт снижает ставку по кредиту до 15 % годовых. Оформите выгодный кредит наличными в ближайшем отделении банка «Русский Стандарт», подробности на сайте rsb.ru, или по телефону 8 800 200-6-200, ЗАО «Банк Русский Стандарт», с признаками нарушения ч. 7 ст. 5 и  ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившимися в распространении рекламы, без указания всех существенных условий, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, влияющее на его стоимость.

Из материалов дела № 08-21/6-14 следует, что рассматриваемая реклама распространялась в эфире радиостанций «Европа-плюс», «Радио 7», «Ретро FM», «Милицейская Волна», «Радио Шансон», «Радио Рекорд», «Love Radio», «Радио Дача» в период с 12.11.2013 по 29.11.2013.

Согласно позиции ЗАО «Банк Русский Стандарт», рассматриваемая реклама соответствует требованиям Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе». Согласно позиции ЗАО «Банк Русский Стандарт», рассматриваемая реклама направлена на информирование потенциальных клиентов Банка о минимально возможной ставке по кредитам, предоставляемым Банком, также в рекламе сообщается о возможности узнать подробности на сайте rsb.ru, или по телефону 8 800 200-6-200.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к кредиту, предоставляемому ЗАО «Банк Русский Стандарт», содержит существенное условие предоставления кредита («до 15 % годовых») и создает впечатление, что указанная процентная ставка предоставляется независимо от срока и суммы кредита.

Из объяснений ЗАО «Банк Русский Стандарт» следует, что ставка 15 % годовых предоставляется Банком по кредитным продуктам «Сдувай проценты» и «Миллион в кармане».

Приказом ЗАО «Банк Русский Стандарт» от 22.05.2013 № 1821 утверждены условия предоставления и обслуживания потребительских кредитов «Русский стандарт», а также дополнительные условия «Сдувай проценты», являющиеся неотъемлемой частью условий предоставления и обслуживания потребительских кредитов «Русский стандарт».

Дополнительными условиями «Сдувай проценты» (приложение № 3 к приказу № 1821 от 22.05.2013), установлено, что процентная ставка по предоставляемому кредиту составляет 39 % годовых, а также определены условия и порядок снижения указанной процентной ставки.

В соответствии с дополнительными условиями «Сдувай проценты», снижение процентной ставки (39 % годовых) осуществляется ежемесячно на 1% начиная с 13-го платежа при условии выполнения заемщиком одновременно всех условий, указанных в пунктах 2.3.1, 2.3.2 и 2.3.3 дополнительных условий «Сдувай проценты» (приложение № 3 к приказу № 1821 от 22.05.2013).

Снижение процентной ставки по кредиту до 15% годовых возможно только в отношении одного расчетного периода начиная с даты, следующей за датой 35-го очередного платежа до даты 36-го очередного платежа, установленных в графике платежей и при условии выполнения заемщиком одновременно всех условий, указанных в пунктах 2.3.1, 2.3.2 и  2.3.3 Дополнительных условий «Сдувай проценты» (приложение № 3 к приказу № 1821 от 22.05.2013).

Таким образом, дополнительные условия «Сдувай проценты» (приложение № 3 к приказу № 1821 от 22.05.2013) не предполагают возможность получения кредита с рекламируемой процентной ставкой (15% годовых), а лишь предусматривают возможность постепенного снижения процентной ставки по кредиту с процентной ставкой 39% при выполнении заемщиком определенных условий.

Приложением № 1 к приказу ЗАО «Банк Русский Стандарт» от 23.03.2012 № 580/1 утверждены следующие существенные условия предоставления кредита по продукту «Миллион в кармане»:

процентная ставка – 15%;

сумма кредита – 500 000-3 000 000 рублей;

срок кредита: 6-48 месяцев.

В соответствии с абзацем 2 пункта 25 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, относятся условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита.

Рассматриваемая реклама содержала сведения только об одном условии предоставления рекламируемой финансовой услуги, а именно о размере процентной ставки по кредиту, и не содержала сведений об иных условиях, влияющих на стоимость кредита для заемщика (о сумме и сроке предоставляемого кредита).

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г.
№ 38-ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Согласно ч. 7. ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, ЗАО «БАНК Русский Стандарт», указав в рассматриваемой рекламе размер процентной ставки по кредиту, должно было указать какая сумма кредита может быть получена потенциальным заемщиком при такой процентной ставке и на какой срок.

В соответствии с абзацем вторым пункта 24 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении рассматриваемой рекламы.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 РЕШИЛА:

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. В связи с наличием сведений об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                  

С.Е. Муравьёв

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

Д.Ю. Стрельников

 

 

Е.А. Жукова

Связанные организации

Связанные организации не указаны