Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-21/6-15 от 24 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 24 (12.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/6-15

 

«25» мая 2015 года                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Бохан Ю.А. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/6-15 по факту поступления 08.02.2015 в 13:26
на абонентский номер <…> СМС-
сообщения (отправитель: RUSSLAVBANK, СМС-центр: +79262000331) с рекламой следующего содержания: «RUSSLAVBANK (COTACT BANK) predlagaet Vam kredit 80000 rub. Platezh – 3800 rub! Uznaite podrobnosti 8-800-555-4373», с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18,
части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ
«О рекламе», в отсутствии лиц участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Московское областное УФАС России поступило обращение
<…> о направлении 08.02.2015  в 13:26 на абонентский номер заявителя <….> СМС-сообщения (отправитель: RUSSLAVBANK, СМС-центр: +79262000331) с рекламой следующего содержания: «RUSSLAVBANK (COTACT BANK) predlagaet Vam kredit 80000 rub. Platezh – 3800 rub! Uznaite podrobnosti 8-800-555-4373», без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения обращения установлены признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС-сообщения, выразившиеся в отсутствии в рекламе наименования лица, оказывающего финансовые услуги, а также в умалчивании об иных условиях, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Согласно объяснениям ПАО «Мегафон», рекламораспространителем указанного СМС-сообщения является  ЗАО «МегаЛабс».

В соответствии с письменными объяснениями ЗАО «МегаЛабс», рассылка рассматриваемого СМС-сообщения осуществлялась
ООО «СМС Трафик» в рамках договора № МР-МИ-СМСТРФК-10.10.2014
от 10 октября 2014 года, заключенного между ЗАО «МегаЛабс» и
ООО «СМС Трафик». 

Согласно позиции АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) рассматриваемое СМС-сообщение распространялось на основании договора возмездного оказания маркетинговых услуг № 001 от 01.02.2014 года, заключенного между АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) и ООО «Импульс».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом СМС-сообщении, содержит сведения об услугах
АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) обобщенного характера и является рекламой.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к кредиту, предоставляемому АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО), содержит существенные условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость («Vam kredit 80000 rub. Platezh – 3800 rub) и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита, отсутствуют.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58
«О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)

В рассматриваемой рекламе указана сумма предоставляемого кредита и размер платежа.

Согласно документам, предоставленным АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (приложение № 1 к Распоряжению АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО)
от 18.12.2014 г. паспорт продукта «Предварительно подтвержденный кредит»), рекламируемый кредит предоставляется на следующих условиях:

- минимальная сумма кредита – 10 000 рублей;

- максимальная сумма кредита – 500 000 рублей;

- срок кредита – 6, 12, 24, 36, 60 месяцев;

- процентная ставка – 39,5% годовых в рублях;

- полная стоимость кредита - 51,31-59,50% (в зависимости                            от процентной ставки, срока кредитования и условий страхования жизни);

- в случае отсутствия договора страхования процентная ставка увеличивается на 20%.

В рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия оказания финансовых услуг, а именно: возможность получения кредита в размере 80000 рублей и размер платежа. Вместе с тем условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги кредита, в рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по кредитному договору и влияющих
на них, а именно о размере процентной ставки и условиях ее изменения в зависимости от наличия договора страхования жизни и трудоспособности заемщика.

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого кредита.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Рассматриваемая реклама в нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе не содержала наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона
от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Абонентский номер <…> выделен ПАО «Мегафон» <…> на основании договора об оказании услуг связи.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Федеральный закон «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно,
во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во-вторых – должно быть выражено явно.

Доказательств получения предварительного согласия конкретного абонента, а именно <…> на получение рекламы услуг
АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО), равно как и иной рекламы от иных лиц в ходе рассмотрения дела не представлено.

Учитывая изложенное, направление рассматриваемого
СМС-сообщения на принадлежащий заявителю абонентский номер без предварительного согласия не соответствует требованиям части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС - сообщения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО), ПАО «Мегафон» и
ЗАО «МегаЛабс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «08» июня 2015 г.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельникова

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

Ю.А. Бохан

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«08» июня 2015 года                                                                                 г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Бохан Ю.А. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего Решения от 25 мая 2015 г. по делу № 08-21/6-15 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «RUSSLAVBANK (COTACT BANK) predlagaet Vam kredit 80000 rub. Platezh – 3800 rub! Uznaite podrobnosti 8-800-555-4373», поступившей 08.02.2015 в 13:26 на абонентский номер <…>, в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33,
ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (место нахождения: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 14, к. 2) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: включить в рассматриваемую рекламу наименование лица, оказывающего финансовые услуги, а также все условия, определяющие полную стоимость кредита и влияющие на него, либо прекратить распространение указанной рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельникова

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

Ю.А. Бохан

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«08» июня 2015 года                                                                                 г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Бохан Ю.А. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего Решения от 25 мая 2015 г. по делу № 08-21/6-15 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «RUSSLAVBANK (COTACT BANK) predlagaet Vam kredit 80000 rub. Platezh – 3800 rub! Uznaite podrobnosti 8-800-555-4373», поступившей 08.02.2015 в 13:26 на абонентский номер <…>, в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПАО «Мегафон» (место нахождения: 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, д. 30) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламных СМС-сообщений на абонентский номер <...> без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельникова

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

Ю.А. Бохан

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«08» июня 2015 года                                                                                 г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Бохан Ю.А. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего Решения от 25 мая 2015 г. по делу № 08-21/6-15 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «RUSSLAVBANK (COTACT BANK) predlagaet Vam kredit 80000 rub. Platezh – 3800 rub! Uznaite podrobnosti 8-800-555-4373», поступившей 08.02.2015 в 13:26 на абонентский номер <…>, в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33,
ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ЗАО «МегаЛабс» (место нахождения: 119180, г. Москва, Переулок Казачий 2-й, д. 11, к.1) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламных СМС-сообщений на абонентский номер <…> без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельникова

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

Ю.А. Бохан

Связанные организации

Связанные организации не указаны