Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-21/7-15 от 24 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/7-15

 

«23» апреля 2015 года                                                                               г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Ефремова К.Ю. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/7-15 по факту поступления 17.02.2015 в 16:24 на абонентский номер <…> СМС-сообщения (отправитель: отправитель: EC-BANK, СМС-центр: +79168960390) с рекламой следующего содержания: «Пока другие отказывают – Мы кредитуем. Специально для пенсионеров! «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, 8-800-700-3300 (звонок бесплатный)», с признаками нарушения части 1 статьи 18,  части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителей: лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» (место нахождения: 127055,
г. Москва, ул. Образцова, д.4) <…>

- ООО «ИнфоБип» (место нахождения: 109012, г. Москва,
ул. Ильинка, д. 4) <…>

в отсутствие представителей ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и заявителя, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Московское областное УФАС России поступило обращение
<…> о направлении 17.02.2015  в 16:24 на абонентский номер заявителя <…> СМС-сообщения (отправитель: EC-BANK,
СМС-центр: +79168960390) с рекламой следующего содержания: «Пока другие отказывают – Мы кредитуем. Специально для пенсионеров! «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, 8-800-700-3300 (звонок бесплатный)», без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения обращения установлены признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС-сообщения, выразившегося в отсутствии в рекламе наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Согласно позиции ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ», абонентский номер <…> был заявлен, как мобильный телефон, <…> при заполнении заявления-анкеты о предоставлении кредита в ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ». При этом,
<…> в заявлении-анкете дал согласие на обработку своих персональных данных с целью предоставления сведений о новых банковских продуктах, услугах, проводимых акциях, мероприятиях. 

Так же из объяснений ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» следует, что рассматриваемое СМС-сообщение содержало указание на наименование Банка, буквенный идентификатор «EC-BANK» является частью адреса сайта ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ».

В соответствии с письменными объяснениями ООО «ИнфоБип»,
Общество оказывает услугу ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» по передаче информации абонентам, на основании договора № 18102012-109
от 18.10.2012 г., заключенного между ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» и
ООО «ИнфоБип».

Согласно позиции ОАО «Мобильные ТелеСистемы», Общество не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, указанное СМС-сообщение было направлено ООО «ИнфоБип».

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом СМС-сообщении, содержит сведения об услугах
ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» обобщенного характера и является рекламой.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к финансовой услуге (кридитованию), оказываемой
ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ».

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Согласно статье 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 
«О банках и банковской деятельности»  кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 Устава
ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ», полное фирменное наименование Банка – ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК «ЕВРОКОММЕРЦ», сокращенное фирменное наименование Банка -
ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ»

Использованное в рассматриваемой рекламе обозначение «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк не является наименованием лица, оказывающего финансовые услуги.

Таким образом, рассматриваемая реклама в нарушение части 1
статьи 28 Закона о рекламе не содержала наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона
«О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В ходе рассмотрения дела ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» предоставлена копия заявления-анкеты, заполненной <…> в которой содержатся сведения о согласии <…> на получение рекламных услуг
ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» на абонентский номер <…>.

Вместе с тем, абонентский номер <…> выделен
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Зенгину А.В. на основании договора об оказании услуг связи.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Федеральный закон «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно,
во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во-вторых – должно быть выражено явно.

Доказательств получения предварительного согласия конкретного абонента, а именно <…> на получение рекламы услуг
ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ», равно как и иной рекламы от иных лиц в ходе рассмотрения дела не представлено.

Учитывая изложенное, направление рассматриваемого
СМС-сообщения на принадлежащий заявителю абонентский номер без предварительного согласия не соответствует требованиям части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС - сообщения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36
Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «12» мая 2015 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                   

Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

 Е.А. Жукова   

 

 

К.Ю. Ефремова

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«12» мая 2015 года                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Жукова Е.А.— начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Ефремова К.Ю. — ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего Решения от 23 апреля 2015 г. по делу № 08-21/7-15 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Пока другие отказывают – Мы кредитуем. Специально для пенсионеров! «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, 8-800-700-3300 (звонок бесплатный)», поступившей 17.02.2015 в 16:24 на абонентский номер <…> в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» (место нахождения: 127055,
г. Москва, ул. Образцова, д.4) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

1.1 включить в рассматриваемую рекламу наименование лица, оказывающего финансовые услуги, либо прекратить распространение указанной рекламы;

1.2  прекратить распространение рекламных СМС-сообщений на абонентский номер <…> без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

      Е.А. Жукова

 

 

 К.Ю. Ефремова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны